Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа №149232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.1. Проблемы социально-психологической адаптации родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2. Сущность и характеристика социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 11
Выводы по первой главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 20
2.1. Потребности родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья 20
2.2. Содержание и формы социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 26
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49

Сегодня количество семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья ежегодно возрастает и поэтому возникает необходимость комплексной социальной работы с такими семьями. Данное направление является приоритетным в социальной политике государства.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Присутствие ребенка с особыми потребностями вместе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Детям с ограниченными возможностями нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих физиологических особенностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к социально уязвимым категориям населения. Исследователями Е.А. Полоухиной, Н.Г. Корельской, А.И. Тащевой, Т.В. Черниковой, И.В. Карпенковой, и других выявлено, что родители данной категории испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и так далее. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны социальная помощь и поддержка.
Изучение проблемы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Чаще всего в исследованиях говорится только о личности самого инвалида и совершенно исключается его семья. До недавнего времени в нашей стране семью, воспитывающую ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривали только с точки зрения оказания помощи ребёнку, оставляя за рамками фокуса внимания его родителей.
В своей работе мы рассмотрели содержание, формы социальной поддержки родителей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями.
Объект: социальное обслуживание родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: содержание и формы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что наиболее актуальными направлениями организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются психолого­педагогическое, досуговое и правовое, которые могут быть оказаны деятельностью Родительской гостиной.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по социальной поддержке родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Описать потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация, беседа, статистический анализ данных, анализ документов, опыта деятельности учреждения и специалистов по социальной работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части нашего исследования рассмотрены современные научные исследования проблемы социально-психологической адаптации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, сущность и характеристика социальной поддержки родителей данной категории.
Понятие «социальная поддержка» понимается как социальное
взаимодействие человека с его окружением с целью оказания первому психологической, информационной или другого вида помощи, необходимой в сложившейся ситуации.
Особенности и проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливаются закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве.
Социальная поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья облегчает специфический родительский стресс. Специалист по социальной работе выполняет следующие основные функции: информационная, поддерживающая, посредническая, организационная.
С целью выявления проблем родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено анкетирование с целью выявления потребностей родителей данной категории и пришли к выводу, что у большинства родителей преобладает высокий уровень психоэмоциональной напряженности и низкая включенность в социум. Родители в основном обладают низким уровнем педагогической компетентности и средним уровнем юридической осведомленности. Среди них наиболее востребованы психолого­педагогические и досуговые виды социальной поддержки.
Для решения выявленных проблем требуется организация деятельности Родительской гостиной, где специалист по социальной работе может выступать инициатором и координатором, так как клубная деятельность позволяет эффективно организовать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы осуществили социальную поддержку 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья через включение их в деятельность Родительской гостиной.
По итогам повторно проведенной диагностики, полученные результаты отличаются от первоначальных, показывая положительную динамику: снижен уровень психоэмоциональной напряженности и повышен уровень включенности в социум родителей данной категории детей; повышен уровень их психолого- педагогической компетентности и юридической осведомленности.
Следовательно, в процессе комплексного подхода по организации социальной поддержки в Родительской гостиной были удовлетворены психолого­педагогические, досуговые, юридические потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, задачи данного исследования выполнены, цель достигнута.


1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2015. - 368 с.
2. Анохина, С.А. Социальная поддержка и уровень психоэмоционального
напряжения у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Анохина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 2. - С. 37-50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-
podderzhka-i-uroven-psihoemotsionalnogo-napryazheniya-u-roditeley-vospityvayuschi- detey-s-ogranichennymi/viewer (Дата обращения 17.04.2021)
3. Арбатская, К.И. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / К.И. Арбатская, Н.А. Устинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. - С. 85-89. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-semey-vospityvay- rebenka-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnomi/viewer (Дата обращения 11.04.2021)
4. Винтаева, Т.Н. Формирование педагогической компетентности родителей
как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Винтаева, Г.Г. Вареницина, А.А. Тарабыкина // Поволжский педагогический вестник. - 2016. - №4 (9). - URL:
http://cyberlenirLka.ru/article/ri/forrmrovanie-pedagogicheskoy-kompetentnostiroditey- kak-uslovie-razvitiya-sotsialno-adaptivnoy-lichnosti-rebenka-snnymi (Дата
обращения: 29.04.2021).
5. Гарашкина, Н.В. Теория и практика социальной работы с семьей: учеб.- метод. пособие / Гарашкина, Н.В., Болдина М.А. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 136 с.
6. Гринина, Е.С. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.С.
Гринина, Т.Ф. Рудзинская // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - №2 (18). - С.163-167. - URL: http://cyberleninka.rif article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-vsemyah- vospityvayuschih-reberLka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата
обращения: 19.04.2021)
7. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум / О.Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 316 с.
8. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 246 с.
9. Илюхина, Г.Е. Помощь специалиста по социальной работе семье в воспитании ребенка-инвалида / Г.Е. Илюхина // Сборник трудов участников Всероссийской научно-практической конференции: Социально-психологические и психофизиологические особенности адаптации личности к изменяющимся факторам окружающей среды: сборник. - 2017. - С. 87-90.
10. Инвалиды - инвалидность - инвалидизация / З.Х. Саралиевой. - Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. - 834 с.
11. Киприянова, Е.А. Формирование навыков конструктивного общения в
семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Киприянова // Концепт. - 2016. - №1. - URL:
http://cyberleninka.ni/article/n/formirovanienavykov-konstruktivnogo-obscheniya-v- semie-vospityvayuschey-rebenka-sogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 02.05.2017).
12. Лебедева, А.В. Основные направления социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов / А.В. Лебедева // Международный журнал «Символ науки». - 2016. - № 11(3). - С. 213-214.
13. Лебедева, А.В. Перспективы развития технологий социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / А.В. Лебедева // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции:Наука в XXI веке: инновационный потенциал развития: сборник. - 2017. - С. 73-78.
14. Лебедева, А.В. Семьи, имеющие детей-инвалидов как объект социальной работы / А.В. Лебедева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сборник. - 2017. - С. 194-196.
15. Мирошниченко, Е.В. Использование активных методов при организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Мирошниченко, Е.А. Корженевская, Н.А. Шипунова // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - Т. 1. - С. 118­121.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ