Организация социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава I. Проблема социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.1. Проблемы социально-психологической адаптации родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2. Сущность и характеристика социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 11
Выводы по первой главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 20
2.1. Потребности родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья 20
2.2. Содержание и формы социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 26
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49
Глава I. Проблема социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.1. Проблемы социально-психологической адаптации родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2. Сущность и характеристика социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 11
Выводы по первой главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 20
2.1. Потребности родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья 20
2.2. Содержание и формы социальной поддержки родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 26
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49
Сегодня количество семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья ежегодно возрастает и поэтому возникает необходимость комплексной социальной работы с такими семьями. Данное направление является приоритетным в социальной политике государства.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Присутствие ребенка с особыми потребностями вместе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Детям с ограниченными возможностями нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих физиологических особенностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к социально уязвимым категориям населения. Исследователями Е.А. Полоухиной, Н.Г. Корельской, А.И. Тащевой, Т.В. Черниковой, И.В. Карпенковой, и других выявлено, что родители данной категории испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и так далее. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны социальная помощь и поддержка.
Изучение проблемы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Чаще всего в исследованиях говорится только о личности самого инвалида и совершенно исключается его семья. До недавнего времени в нашей стране семью, воспитывающую ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривали только с точки зрения оказания помощи ребёнку, оставляя за рамками фокуса внимания его родителей.
В своей работе мы рассмотрели содержание, формы социальной поддержки родителей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями.
Объект: социальное обслуживание родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: содержание и формы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что наиболее актуальными направлениями организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются психологопедагогическое, досуговое и правовое, которые могут быть оказаны деятельностью Родительской гостиной.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по социальной поддержке родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Описать потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация, беседа, статистический анализ данных, анализ документов, опыта деятельности учреждения и специалистов по социальной работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Присутствие ребенка с особыми потребностями вместе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Детям с ограниченными возможностями нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих физиологических особенностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к социально уязвимым категориям населения. Исследователями Е.А. Полоухиной, Н.Г. Корельской, А.И. Тащевой, Т.В. Черниковой, И.В. Карпенковой, и других выявлено, что родители данной категории испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и так далее. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны социальная помощь и поддержка.
Изучение проблемы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Чаще всего в исследованиях говорится только о личности самого инвалида и совершенно исключается его семья. До недавнего времени в нашей стране семью, воспитывающую ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривали только с точки зрения оказания помощи ребёнку, оставляя за рамками фокуса внимания его родителей.
В своей работе мы рассмотрели содержание, формы социальной поддержки родителей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями.
Объект: социальное обслуживание родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: содержание и формы социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что наиболее актуальными направлениями организации социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья являются психологопедагогическое, досуговое и правовое, которые могут быть оказаны деятельностью Родительской гостиной.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по социальной поддержке родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Описать потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация, беседа, статистический анализ данных, анализ документов, опыта деятельности учреждения и специалистов по социальной работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
В теоретической части нашего исследования рассмотрены современные научные исследования проблемы социально-психологической адаптации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, сущность и характеристика социальной поддержки родителей данной категории.
Понятие «социальная поддержка» понимается как социальное
взаимодействие человека с его окружением с целью оказания первому психологической, информационной или другого вида помощи, необходимой в сложившейся ситуации.
Особенности и проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливаются закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве.
Социальная поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья облегчает специфический родительский стресс. Специалист по социальной работе выполняет следующие основные функции: информационная, поддерживающая, посредническая, организационная.
С целью выявления проблем родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено анкетирование с целью выявления потребностей родителей данной категории и пришли к выводу, что у большинства родителей преобладает высокий уровень психоэмоциональной напряженности и низкая включенность в социум. Родители в основном обладают низким уровнем педагогической компетентности и средним уровнем юридической осведомленности. Среди них наиболее востребованы психологопедагогические и досуговые виды социальной поддержки.
Для решения выявленных проблем требуется организация деятельности Родительской гостиной, где специалист по социальной работе может выступать инициатором и координатором, так как клубная деятельность позволяет эффективно организовать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы осуществили социальную поддержку 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья через включение их в деятельность Родительской гостиной.
По итогам повторно проведенной диагностики, полученные результаты отличаются от первоначальных, показывая положительную динамику: снижен уровень психоэмоциональной напряженности и повышен уровень включенности в социум родителей данной категории детей; повышен уровень их психолого- педагогической компетентности и юридической осведомленности.
Следовательно, в процессе комплексного подхода по организации социальной поддержки в Родительской гостиной были удовлетворены психологопедагогические, досуговые, юридические потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, задачи данного исследования выполнены, цель достигнута.
Понятие «социальная поддержка» понимается как социальное
взаимодействие человека с его окружением с целью оказания первому психологической, информационной или другого вида помощи, необходимой в сложившейся ситуации.
Особенности и проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливаются закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве.
Социальная поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья облегчает специфический родительский стресс. Специалист по социальной работе выполняет следующие основные функции: информационная, поддерживающая, посредническая, организационная.
С целью выявления проблем родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено анкетирование с целью выявления потребностей родителей данной категории и пришли к выводу, что у большинства родителей преобладает высокий уровень психоэмоциональной напряженности и низкая включенность в социум. Родители в основном обладают низким уровнем педагогической компетентности и средним уровнем юридической осведомленности. Среди них наиболее востребованы психологопедагогические и досуговые виды социальной поддержки.
Для решения выявленных проблем требуется организация деятельности Родительской гостиной, где специалист по социальной работе может выступать инициатором и координатором, так как клубная деятельность позволяет эффективно организовать социальную поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы осуществили социальную поддержку 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья через включение их в деятельность Родительской гостиной.
По итогам повторно проведенной диагностики, полученные результаты отличаются от первоначальных, показывая положительную динамику: снижен уровень психоэмоциональной напряженности и повышен уровень включенности в социум родителей данной категории детей; повышен уровень их психолого- педагогической компетентности и юридической осведомленности.
Следовательно, в процессе комплексного подхода по организации социальной поддержки в Родительской гостиной были удовлетворены психологопедагогические, досуговые, юридические потребности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, задачи данного исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Абилитация несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016





