Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роман М.Н.Загоскина «Искуситель»

Работа №149225

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Жанровая природа романа «Искуситель» 16
Глава 2. «Искуситель» как идеологический роман 31
Заключение 39
Библиография 41

Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) - исторический романист, прозаик, комедиограф - известен, главным образом, своим вышедшим в 1829 году историческим романом «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Это произведение, первое в ряду подобных сочинений русских писателей, «только при жизни автора выдержало восемь изданий и было переведено на шесть европейских языков. Ни одно из сочинений великих современников Загоскина - Пушкина, Гоголя - не имело тогда подобного успеха» . Загоскин, пишет А. М. Песков, «получал от современников не право на главенство в прозе (как Карамзин в конце XVIII века), а право на первооткрытие нового литературного пути» . Интерес к «Юрию Милославскому» был вызван как его схожестью с западноевропейскими историческими романами того времени, в первую очередь, романами Вальтера Скотта, которые активно читались в России в 20-е годы XIX века, так и с возрастающим в романтическую эпоху вниманием к отечественной истории и национальному характеру. Слава «русского Вальтер Скотта», автора первых русских исторических романов, надолго закрепилась за Загоскиным и привела к тому, что из всех произведений писателя именно его первый роман является наиболее известным и исследованным в литературоведении. «Писателю, - отмечает Ю. А. Беляев, - было отведено в истории русской литературы место только как автору "Юрия Милославского", якобы единственно удавшегося ему романа» . В работах общего характера, посвященных эпохе романтизма и истории русской литературы, в частности русского романа, описываются, как правило, два романа Загоскина - «Юрий Милославский» и «Рославлев, или Русские в 1812 году». Первый - как наиболее удачный в его творчестве: «Особенно большой успех выпал на долю первого исторического романа М. Н. Загоскина» , второй - как подражание первому.
Однако творческое наследие Загоскина не ограничивается двумя романами. На протяжении своего долгого литературного пути он работал в различных жанрах: прозаических, драматических и даже стихотворных (стихи: «Послание к Н. И. Гнедичу», «Авторская клятва», «Выбор жены» и др., стихотворные комедии: «Урок холостым, или Наследники»,
«Благородный театр»). Перу Загоскина принадлежат семь романов: «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831), «Аскольдова могила» (1833), «Искуситель» (1838), «Кузьма Петрович Мирошев» (1842), «Брынский лес» (1846), «Русские в начале осьмнадцатого столетия» (1848) . Все романы, за исключением «Искусителя», исследователи именуют историческими , не сомневаясь в жанровой природе этих произведений.
Жизнь Загоскина была тесно связана с театром. На протяжении долгих лет он писал драматические произведения, параллельно состоя на службе в дирекции театров. Его первая пьеса «Проказник» была поставлена в Петербурге в 1815 году и успеха не имела . Постановка «Комедии против комедии, или Урок волокитам» (1815) принесла Загоскину известность, а следующая комедия «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице», впервые поставленная в 1817 году в Петербурге, не сходила со сцены на протяжении четырнадцати лет. С 1817 по 1818 годы он служит в дирекции императорских театров, в 1830-м назначен управляющим конторой московских театров, в 1831 становится директором московских театров. Творчество Загоскина- комедиографа насчитывает семнадцать произведений. Все пьесы шли в конце 1810-х - начала 1820-х годах на сценах обеих столиц и имели успех у публики.
В 1827 году Загоскин задумывает написать роман, который вышел в 1829 году. С этого момента начинается путь Загоскина-романиста. С. Т. Аксаков вспоминал: «Все обрадовались "Юрию Милославскому", как общественному приятному событию; все обратились к Загоскину: знакомые и незнакомые, знать, власти, дворянство и купечество, ученые и литераторы - обратились со всеми знаками уважения, с восторженными похвалами» .
После огромного успеха первого романа последующие произведения писателя читающая публика воспринимала более холодно: «Первое время после "Юрия Милославского" от него ждали блистательных шедевров. Но "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1831) был встречен менее восторженно, а "Аскольдова могила, повесть из времен Владимира I" (1833) вовсе всех разочаровала» . Но это не означает, что последующие опыты в жанре исторического романа были с каждым разом менее успешными, как пишет Песков . Читательская холодность не была объективной оценкой его творчества. Как замечает Беляев, «.. .отсчет теперь велся от необыкновенного успеха этого (первого. - Т. Т.) романа, а уже обыкновенный успех его новых исторических романов - "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1831) и "Аскольдова могила" (1833) - не мог удовлетворить возбужденные ожидания и растущую требовательность литературной общественности. Если бы Загоскин начал с "Аскольдовой могилы", а кончил "Юрием Милославским", то, наверное, он получил бы в отечественной критике более объективное и соответствовавшее его таланту освещение» . То, что публика, например, была не так довольна новым романом - «Рославлев», не отменяет его успеха, сопоставимого с успехом «Юрия Милославского». Главною причиною неудачи предприятия содержателя типографии Н. С. Степанова Аксаков называет не неуспех второго романа Загоскина, а эпидемию холеры, бывшую в 1831 году в Петербурге. Он пишет: «Впоследствии не только "Рославлев" разошелся, не сбавляя своей слишком высокой цены, но имел ещё три издания; следовательно, приняв в соображение, что первое было вчетверо больше обыкновенного, он выдержал семь изданий» . Таким образом, успех был, и второй роман Загоскина активно читался.
Подобие заглавий первых романов Загоскина - их двухчастный характер - примечательно и позволяет соотнести эти произведения. Постановка имени героя на первое место в заглавии говорит читателю о том, что в первую очередь речь пойдет о вымышленном герое, который вписан в историческую эпоху, названную во второй части заглавия: «В заглавии романов имя героя вынесено не случайно, и также не случайно оно поставлено на первое место: именно главный герой в соответствии с эстетикой романтизма является главным организующим началом и центром повествования» . О связи романов пишет и сам автор в предисловии к «Рославлеву»: «Предполагая сочинить эти два романа, я имел в виду описать русских в две достопамятные исторические эпохи, сходные меж собою, но разделенные двумя столетиями; я желал доказать, что хотя наружные формы и физиономия русской нации совершенно изменились, но не изменились вместе с ними: наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне» . Из этих слов можно сделать вывод, что произведения тесно связаны между собой одной общей идеей. Это национально-патриотическое, «русское направление» романов, которое делает художественный мир Загоскина очень цельным. Консервативную, охранительную позицию в духе триады Уварова - «Самодержавие, православие, народность» - он последовательно выражал в своих произведениях. Аксаков отмечает: «Загоскин проводил русское направление, как он понимал его, везде, во всяком сочинении, и восставал, сколько мог, против подражания иностранному» . Как пишет А. Б. Гришина, «...все исторические романы М. Н. Загоскина могут быть прочитаны как единый историософский текст, исследующий проявления вневременного национального духа на всем протяжении исторического пути страны» .
О поздних романах Загоскина в работах о литературе эпохи, как правило, говорится очень мало. К примеру, Н. Н. Петрунина ограничивается лаконичной констатацией: «Последующие исторические романы
("Аскольдова могила", 1833, и др.) и повести ("Кузьма Рощин", 1836) Загоскина все более сливались с ширившимся на протяжении 1830-х гг. потоком развлекательной исторической беллетристики » . Хотя, по мнению Аксакова, «последние два романа ("Брынский лес" и "Русские в начале осьмнадцатого столетия". - Т. Т.) мало уступают "Юрию Милославскому" и даже превосходят его. Если бы они вышли первые - успех был бы огромный» . Стоит отметить, что третий исторический роман - «Аскольдова могила», вышедший двумя изданиями, стал основой либретто одноименной оперы А. Н. Верстовского (1835), имевшей успех у зрителя. Аксаков отмечает: «Двадцать лет опера "Аскольдова могила" играется на театрах обоих столиц и на театрах провинциальных - и зрители не могут наслушаться и насмотреться на неё» .
Кульминацией творчества Загоскина можно назвать 1830-е годы. В эти годы он обращается и к повестям. В 1837 году выходят «Повести Михайла Загоскина» в двух частях: в первую вошел цикл «Вечер на Хопре», во вторую - «Три жениха» и «Кузьма Рощин». В 1842 году внимание читателей привлекли рассказы «Москва и москвичи», написанные в манере нравоописательной литературы XVIII - начала XIX веков .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творчество М. Н. Загоскина, известного, прежде всего, своими историческими романами «Юрий Милославский» и «Рославлев», исследовано неравномерно. В данной работе рассматривается одно из наименее изученных произведений писателя — роман «Искуситель» (1838).
Он создан в форме мемуаров провинциального помещика, на склоне лет вспоминающего о событиях своей молодости (конец восемнадцатого века), об опасностях, которым подвергся, находясь в ту пору в Москве. Роман сочетает в себе приметы разных типов романа той эпохи. Важнейшими для характеристики жанровой природы произведения оказываются черты фантастического романа, так как с ними связана идеологическая проблематика романа. Ложные ценности, подстерегающие молодого, неопытного, только вступающего в жизнь человека предстают как связанные не просто с аморальными людьми, но и как искушения дьявольские. Многосоставный в жанровом отношении, роман Загоскина позволяет сделать вывод, что писателя волновали политические, нравственные и литературные проблемы, имеющие прямое отношение и к современности. Полемичность романа проявляется, в частности, в споре с идеями, связанными с идеологией французского Просвещения. Автор выступает защитником традиционных ценностей российского общества, консервативных «охранительных» идей.
В «Искусителе» Загоскин связывает западное влияние с фигурой таинственного и аморального барона Брокена, обладающего инфернальными чертами и ведущего героя-повествователя по греховному пути. Барон Брокен является не только идеологическим сторонником Великой французской революции, но, по слухам, и ее непосредственным участником. Суждения о французской революции, споры о взглядах Вольтера и Руссо не раз возникают на протяжении произведения. Его персонажей можно разделить на две группы: приверженцев либеральных идей и западных ценностей и их противников, придерживающихся традиционных взглядов и отстаивающих христианскую веру. Писатель уверен, что российскому обществу не следует увлекаться европеизмом. На материале романа можно сделать вывод, что Запад идет по пути ложного просвещения, основанного на рационализме, а России следует придерживаться истинного просвещения, основанного на вере в Христа. По мнению Загоскина, существует два типа просвещения, один из них подготовил почву для Великой французской революции и в дальнейшем всегда и везде будет приводить к кровопролитным событиям, а другой, которому пока следует Россия, спустя время может стать благом для всех людей. Загоскин, как пишет Гришина, «ставит проблему национальной самоидентификации русского народа, выводя на первый план духовный, религиозный аспект исторического процесса, подчеркивая специфику России как православной цивилизации» .



Источники:
1. Загоскин М. Н. Искуситель. Соч. М. Загоскина: В 3 ч. М., 1838. Ч. - 244 с.
2. Загоскин М. Н. Искуситель. Соч. М. Загоскина: В 3 ч. М., 1838. Ч. - 242 с.
3. Загоскин М. Н. Искуситель. Соч. М. Загоскина: В 3 ч. М., 1838. Ч. - 253 с.
4. Загоскин М. Н. Аскольдова могила: Романы, повести. М., 1989. - 637 с.
5. Загоскин М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году. М., 1959. - 367 с.
6. Пушкин А. С. Капитанская дочка // Пушкин. Полн. собр соч.: В 16 т. [М.; Л.], 1948. Т. 8 (1). С. 277-384.
Критические статьи и рецензии:
1. Белинский В. Г. Искуситель. Сочинение M. Загоскина // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953. Т. 3. C. 23.
2. Булгарин Ф. В. Искуситель. Сочинение М. Загоскина // Северная пчела. 1838. 26 окт. C. 967-968.
3. Григорьев А. А. Западничество в русской литературе, причины происхождения его и силы 1836-1851 // Григорьев А. А. Эстетика и критика. М., 1980. С. 200-234.
4. [Сенковский О. И.] Искуситель. Сочинение М. Загоскина // Библиотека для чтения. 1838. Т. 31. Отд. 6. Литературная летопись. С. 11-14.
Исследования:
5. Аксаков С. Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина // Аксаков С. Т. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1966. Т. 4. С. 160-259.
6. Александрова И. В. Явление художественной циклизации в русской комедии первой трети XIX века // Ученые записки Крымского федерального ун-та. Филологические науки. Симферополь, 2015. Т. 1 (67). № 4. С. 41-47.
7. Александрова И. В. Рецепция готической традиции в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Русский язык в поликультурном мире. Симферополь, 2017. Т. 1. С. 21-26.
8. Александрова И. В. Диалог с готической традицией в прозе М. Н. Загоскина: Статья 1. Роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Ученые записки Крымского федерального ун-та. Филологические науки. Симферополь, 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 36-50.
9. Александрова И. В. Диалог с готической традицией в прозе М. Н. Загоскина: Статья 2. Цикл «Вечер на Хопре» // Ученые записки Крымского федерального ун-та. Филологические науки. Симферополь, 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 42-59.
10. Альтшуллер М. Г. Исторические романы Михаила Загоскина // Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. СПб., 1996. С. 65-107.
11. Белова Н. А. Функции анекдота в раннем историческом романе 1830-х годов // Вестник угроведения. Ханты-Мансийск, 2012. № 3. С. 8-24.
12. Беляев Ю. А. Отец русского исторического романа // Загоскин М. Н. Аскольдова могила: Романы, повести. М., 1989. С. 3-23.
13. Видмарович Н. П. Икона Божьей Матери Боголюбовская Московская в повести «Кузьма Рощин» М. Н. Загоскина // Икона в русской словесности и культуре. М., 2012. С. 455-465.
14. Видмарович Н. П. Опыт художественного осмысления «Жития Исаакия Печерского» в творчестве М. Н. Загоскина // Филологические чтения. Ярославль, 2016. С. 8-15.
15. Горбатов М. А. Свадебный обряд в русском историческом романе рубежа 1820-1830-х гг.: «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина и «Клятва при Гробе Господнем» Н. А. Полевого // Вестник Башкирского ун-та. Уфа, 2009. Т. 14. № 3. С. 885-888.
16. Горбатов М. А. Мотив сиротства в историческом романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Ф1Л1А ЛОГОУ. Саратов, 2010. С. 150-156.
17. Горбатов М. А. Феномен древнерусского юродства в художественном пространстве романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Известия Саратовского ун-та. Саратов, 2010. Т. 10. Вып. 4. С. 53-59.
18. Горбатов М. А. Фольклоризм русского исторического романа рубежа 1820-1830-х годов: М. Н. Загоскин и Н. А. Полевой: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : 10.01.01. Саратов, 2009. - 23 с.
19. Гришина А. Б. Православная Россия: выбор исторического пути как духовно-нравственная проблема в романе М. Н. Загоскина «Искуситель» // Идите и научите все народы.... Пенза, 2013. Ч. 2. С. 80-84.
20. Гришина А. Б. Литургический архетип сюжета романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза, 2014. № 4 (20). С. 337-340.
21. Гришина А. Б. Провинциальный текст в романе М. Н. Загоскина «Искуситель» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза, 2015. № 6 (28). Т. 1. С. 234-239.
22. Гришина А. Б. Художественное воплощение категории соборности в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Вестник Московского гос. обл. ун-та. М., 2016. № 1. С. 105-111.
23. Гришина А. Б. Воплощение традиций православного юродства в исторических романах М. Н. Загоскина // Традиции и новации: культура, общество, личность. Пенза, 2016. С. 256-259.
24. Гришина А. Б. Символика светописи в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Векторы развития гуманитарного образования в информационном сообществе. Пенза, 2016. С. 134-137.
25. Гришина А. Б. Парадигмы христианской историософии в творчестве М. Н. Загоскина // Уроки истории: 1917-2017 годы. Пенза, 2017. С. 288-293.
26. Гришина А. Б. Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах М. Н. Загоскина: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : 10.01.01. Н. Новгород, 2017. - 22 с.
27. Дергунова Н. Г. Особенности восприятия Польши в новеллах М. Н. Загоскина «Пан Твардовский» и «Две невестки» из цикла «Вечера на Хопре» // Аксиология славянской культуры. Н. Новгород, 2015. С. 84-94.
28. Замотин И. И. М. Н. Загоскин, как выразитель романтического национализма // История русской литературы XIX века / Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, при ближайшем участии А. Е. Гузинского и П. Н. Сакулина. Т. 1. М., 1910. С. 292-296.
29. Замотин И. И. Романтический национализм в русской литературе 20-30-х годов XIX стол. М.Н. Загоскин: «Юрий Милославский». Культ национального «я», поэтическое воспроизведение народного быта и народного духа. Литературная манера Вальтера Скотта в романе Загоскина // Замотин И. И. Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе. СПб.; М., 1913. Т. 2. С. 171-282.
30. Ильченко Н. М. «Русская готика» эпохи романтизма: традиционное и новое // Традиции в русской литературе. Н. Новгород, 2014. С. 23-29.
31. Ильченко Н. М. Великая французская революция в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Русско-зарубежные литературные связи. Нижний Новгород, 2017. С. 17-23.
32. История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20-30-х годов XIX века (1825-1840). М., 1979. - 328 с.
33. История русского романа: В 2 т. / Акад. наук СССР. Ин -т русской литературы (Пушкинский дом). 1962. М.; Л. Т. 1. - 627 с.
34. История русской литературы: В 4 т. / Акад. наук СССР. Ин -т русской литературы (Пушкинский дом). Л., 1981. Т. 2. - 655 с.
35. История русской литературы / Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). М.; Л. 1953. Т. 6: Литература 1820-1830-х годов. - 612 с.
36. Камедина Л. В. Главный ресурс эпохальных смут - народная гражданская инициатива (Авраамий Палицын, А. С. Пушкин, М. Н. Загоскин о русских смутах) // Проблемы гражданского общества и правового государства. Чита, 2013. Вып. 18. С. 19-31.
37. Камедина Л. В. Культурная картина смуты 1605-1612 гг. глазами русских писателей // Гуманитарный вектор. Чита, 2013. № 4 (36). С. 53-58.
38. Карпушкина Л. Феномен книжного сознания героев А. С. Пушкина и М. Н. Загоскина // Михайловская пушкиниана. Сельцо Михайловское, 2021. Вып. 81. С. 239-244.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ