Цели Повестки дня в области устойчивого развития ООН как ориентир
для развития креативных индустрий (на примере индустрии моды)
Sustainable Development Goals of the UN 2030 Agenda as guidelines for the
development of creative industries (on the example of the fashion industry)
Введение 3
Глава 1. Устойчивое развитие: теоретические аспекты 10
1.1. История становления концепции устойчивого развития 10
1.2. Особенности внедрения и реализации концепции устойчивого развития в России 12
Глава 2. Креативные индустрии и устойчивое развитие 18
2.1. Креативные индустрии как инструмент реализации концепции устойчивого
развития 18
2.2. Деятельность акторов креативных индустрий в рамках реализации концепции
устойчивого развития в мире 23
2.3. Взаимосвязь индустрии моды и устойчивого развития 29
2.4. Вклад акторов мировой индустрии моды в реализацию концепции устойчивого
развития 35
Глава 3. Креативные индустрии России и цели устойчивого развития 53
3.1. Положение креативных индустрий в России 53
3.2. Актуальное состояние индустрии моды в России 60
3.3. Деятельность акторов российской индустрии моды в рамках реализации Концепции
устойчивого развития 68
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Приложение
Концепция устойчивого развития сегодня находится в центре современной повестки дня. Это продиктовано стремительно ухудшающимся состоянием планеты, что, соответственно, приводит к росту осознания человечеством необходимости предпринимать всесторонние меры по решению глобальных проблем социально-экономического и экологического характера.
В документах Организации Объединённых Наций (далее - ООН) под устойчивым развитием понимается «развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений» . Концепция объединила в себе обеспечение защиты окружающей среды и экологической стабильности, экономический рост и социальное развитие и нашла отражение в виде 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Они были приняты в 2015 г. и закреплены в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
В силу универсальности ЦУР как ориентиров для развития человечества на них в своей социальной и экологической повестке опирается множество глобальных отраслей, в том числе креативных, среди которых особое место занимает индустрия моды. Она является неотъемлемой частью жизни общества и играет значительную роль в мировой экономике. Общий оборот данного сектора оценивают более чем в 3 трлн долларов США, а его доля в мировом ВВП составляет примерно 2% . Несмотря на положительное влияние индустрии, связанное в первую очередь с предоставлением рабочих мест более 300 млн человек, её негативное влияние существенно сказывается на экологии - индустрия моды генерирует до 8% мирового объёма выбросов парниковых газов, использует около 215 трлн литров воды в год, отвечает за 9% всего годового объема микропластика в мире, попадающего в океан . Подобные показатели демонстрируют необходимость принятия незамедлительных действий по снижению негативного влияния индустрии моды и повышения её ориентации на реализацию ЦУР.
Развитие данной индустрии дает мощный импульс для роста связанных с ней отраслей экономики по всему миру, в ряду которых сельское хозяйство и химическая промышленность, а также креативных секторов, в первую очередь, дизайна и рекламы. Принимая за основу ЦУР, индустрия моды может снизить своё негативное воздействие и стать мощным инструментом достижения устойчивого развития человечества.
Российская Федерация наряду с другими ведущими государствами имплементирует различные аспекты концепции устойчивого развития в своей внешней и внутренней политике. Для её реализации необходимо объединение усилий как государственного, так и частного сектора. Одним из неизменных игроков последнего является индустрия моды. Её вклад в ВВП страны достигает 4,87% . При продолжении курса на расширение данного сектора и развитие брендов с ориентиром на ЦУР российская индустрия моды может существенно способствовать уверенному экономическому росту и решению социальных и экологических проблем на всех этапах своей цепи поставок.
Таким образом, актуальность темы обусловлена возрастающей ролью ЦУР как ориентира для преобразований мировой и российской индустрии моды, направленных на искоренение существующих неэтичных и неэкологичных практик внутри данной отрасли и её становление в качестве примера «устойчивой» креативной индустрии.
Цель данной работы заключается в том, чтобы определить ключевые тенденции в имплементации ЦУР как ориентиров в повестке мировой и российской индустрии моды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить взаимосвязь индустрии моды и целей устойчивого развития.
2. Определить особенности имплементации концепции устойчивого развития на территории Российской Федерации.
3. Охарактеризовать положение креативных индустрий в мире и Российской Федерации.
4. Изучить действующие инициативы, реализуемые мировыми и отечественными акторами индустрии моды в рамках устойчивого развития.
5. Выявить основные особенности имплементации ЦУР как ориентиров для преобразований мировой и российской индустрии моды.
Объектом данного исследования является устойчивое развитие как центральная концепция преобразований в глобальной индустрии моды.
Предметом данного исследования являются Цели в области устойчивого развития как ориентиры для индустрии моды.
Хронологические рамки: в рамках исследования в мировых масштабах рассматривается деятельность со второй половины XX века по настоящее время. Это обусловлено тем, что активное формирование концепции устойчивого развития пришлось на конец 1960-х годов, и примерно в то же время происходил расцвет движения хиппи, с которым связывают истоки «устойчивой» моды.
В контексте изучения российской индустрии моды рассматриваются 2019-2024 гг. Это продиктовано изменениями, начавшимися в связи с пандемией COVID-19 и продолжающимися по сей день.
Во время проведения исследования были применены следующие методы:
1. Метод анализа источников позволил выявить наиболее важные аспекты имплементации ЦУР в индустрии моды в России и за рубежом.
2. Метод сравнения применялся для изучения развития инициатив в индустрии моды на разных этапах её становления на путь устойчивости.
3. Метод SWOT-анализа позволил оценить сильные и слабые стороны российской индустрии моды, возможности развития отрасли, а также существующие угрозы.
4. Метод статистического анализа был использован для исследования и оценки уровня приверженности акторов мировой и российской индустрии моды конкретным ЦУР и прозрачности деятельности в данном направлении.
При написании работы был рассмотрен широкий ряд источников. Для изучения правовой базы реализации концепции устойчивого развития в России были рассмотрены официальные документы органов государственной власти. Среди них Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» , Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года , Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и др. Оценке положения креативных индустрий в стране поспособствовало изучение Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года и Плана мероприятий по её реализации в 2022 - 2024 годах. Они позволили оценить уровень заинтересованности государства в развитии креативных индустрий и определить вектор, в котором в дальнейшем будет проводиться деятельность по реализации концепции устойчивого развития в данной области.
Также мы изучили документы организаций структуры ООН, среди которых Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г.10 , Доклад «Перспективы креативной экономики в 2022 году» , Сводный доклад об общесистемных инициативах ООН, связанных с модой , Устав модной индустрии по борьбе с изменением климата и др. Они позволили оценить включенность ООН в имплементацию ЦУР в индустрии моды, изучить инициативы, реализуемые под её эгидой, и выявить их основные особенности.
Для изучения независимых инициатив мы рассмотрели материалы иностранных и российских акторов индустрии. Они позволили изучить реализуемые ими в области «устойчивой» моды инициативы, выявить ключевые ЦУР, которые используются в качестве ориентиров, и определить основные подход к их достижению в рамках индустрии.
Были также рассмотрены материалы агентств и платформ, занимающихся аналитикой и освещением новостей мировой индустрии моды, в том числе, FashionUnited , Sustain Your Style , Fashion Revolution , McKinsey & Company , Global Fashion Agenda , Good On You . Они позволили изучить изменения, происходившие в области мировой «устойчивой» моды за последние 5 лет, и оценить её современное положение в мире. Для изучения актуальной информации об индустрии моды в России рассматривались материалы следующих журналов, изданий и платформ: РБК , ТАСС , The Blueprint , Forbes , Luxiders , PROfashion , Retail.ru . С их помощью удалось определить существующие в индустрии проблемы и положительные изменения и выявить основные тенденции в российской «устойчивой» моде.
При проведении исследования была изучена отечественная и иностранная литература.
Мы рассмотрели работы следующих российских авторов: А. Анацко , А. Важенина , Ю.А. Добронравова , А.В. Приказчикова , А. Райберн , Л. Норсоян . Они позволили изучить интеграцию идей устойчивого развития в российскую индустрию моды, выявить особенности отрасли в стране и определить ключевые направления деятельности акторов на пути к «устойчивости».
Из зарубежной литературы мы рассмотрели работы таких авторов, как С. Блэк , С. Браун , М.А. Гардетти и А.Л. Торрес , Дж.Ф. Гордон и К. Хилл , Т. Иглесиас, Э. Харверхалс и Т. Де Ви , О. де Кастро , Э.Л. Клайн , М. Лавернь , С. Минни , Ф.Р. Ринальди , Д. Томас , К. Флетчер и Л. Гроуз , Э. Чан . Это позволило нам проследить процесс интеграции идеи устойчивого развития в мировую индустрию моды, выявить существующие проблемы и перспективы.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов работы для дальнейшего изучения имплементации ЦУР в качестве ориентиров для преобразований в мировой индустрии моды, а также разработки «дорожных карт» для российских брендов при формировании их «устойчивой» повестки.
Креативные индустрии, в том числе и индустрия моды, на протяжении долгого времени развивалась без учёта своего влияния на социальные аспекты и окружающую среду. В последнее время отмечается рост осознанности в производстве и потреблении творческих товаров и услуг, появляются новые инициативы, направленные на снижение негативного влияния индустрии моды на планету и человечество и призванные сделать её более устойчивой.
Ключевым трендом в последние годы является внедрение преобразований в мировой модной индустрии с ориентиром на ЦУР, с которыми отрасль неразрывно связана. Современную моду пока нельзя назвать устойчивой. На всех стадиях производства загрязняются воды - от использования токсичных химикатов при выращивании сырья для изготовления ткани до слива в воды использованных при окраске субстанций, нередко вредных для человека и морских экосистем. В индустрии крайне нерационально используются ресурсы и применяются загрязняющие источники энергии. Большинство предметов одежды производится в Китае, Бангладеш и Индии - странах, использующих в качестве топлива уголь, который является самым грязным видом из энергетических ресурсов в виду обильной генерации углекислого газа. Наконец, выбросы парниковых газов от процессов в рамках индустрии достигают около 8% общего объема.
Негативно индустрия сказывается и на обществе. Серьёзными проблемами остаются эксплуатация детского труда, опасные или неблагоприятные условия работы, что привело к трагедии на фабрике Rana Plaza в Бангладеш, доминирование мужчин на руководящих должностях при неравноценном доступе к обучению женщин и их более низком уровне заработной платы. Для крупного работодателя в мировой экономике, на всех этапах цепи поставок которого задействовано более 300 млн человек, проблемы приобретают глобальные масштабы. При этом, благодаря высокой доле участия в мировой экономике, широкому географическому охвату и возможности влиять на массовое мнение, индустрия моды становится перспективным инструментом для внедрения устойчивых практик, который позволят содействовать реализации ЦУР.
Сегодня на них ориентируются игроки индустрии по всему миру. Часть инициатив реализуется под эгидой ООН, например, Ethical Fashion Initiative (инициатива «Этичная мода») и Forest For Fashion («Леса для моды»). Однако при широком охвате экологических инициатив отмечается перевес в сторону социально-экономического направления. Это связано с большей, по сравнению с независимыми акторами, возможностью ООН влиять на социальные процессы и направлять общество и правительства стран к достижению ЦУР. Основными ориентирами акторов, реализующих инициативы под эгидой ООН, стали Цель 8 «Достойная работа и экономический рост» и Цель 12 «Ответственное потребление и производство». С небольшим отрывом среди основных ориентиров в убывающем по числу инициатив порядке имплементируются Цель 17 «Партнёрство в интересах устойчивого развития», Цель 9 «Индустриализация, инновация и инфраструктура», Цель 1 «Ликвидация нищеты» и Цель 5 «Гендерное равенство».
Среди независимых акторов мы рассмотрели крупных международных игроков и российские компании. Успех бренда или другой организации в области устойчивой моды определяется по широкой социальной и экологической повестке, высокому уровню «прозрачности» цепи поставок, обширной информации о достигнутых результатах. Абсолютным лидером среди первой категории является бренд Patagonia, удостоенный в 2019 г. награды ООН «Чемпионы Земли», среди российских игроков - Melon Fashion Group.
В целом ориентир иностранных акторов смещён в сторону экологической группы ЦУР. В первую очередь это Цель 12 «Ответственное потребление и производство» и Цели 13-15, направленные на борьбу с изменением климата и сохранение экосистем мирового океана и суши. Развивается и социальное направление - Цели 1, 2 и 8 - ликвидации нищеты и голода, обеспечение достойной работы и экономического роста. Основные инициативы нацелены на обеспечение справедливых и безопасных условий труда и выплату достойной заработной платы.
Ситуацию в креативных отраслях России отличает высокий уровень импорта. В индустрии моды большую его долю занимают товары из КНР. Её игроки не способны на данный момент заполнить российский рынок. Правительством страны взят курс на импортозамещение, развитие креативных индустрий, остановку оттока талантливых профессионалов и становление России как создателя, а не импортёра брендов.
В то время как некоторые бренды стремятся занять освободившиеся после ухода иностранных игроков ниши путём простого наращивания производства, ряд успешных российских компаний внедряют ЦУР в качестве своих ориентиров. Лидерами в данном направлении являются конгломерат Melon Fashion Group, которому принадлежат пять крупных брендов, а также компания Lamoda. Среди менее крупных организаций - бренды SHU, Urbantiger, Rishi, «БЕРЕГИ». Они задают высокую планку для других брендов и служат примером достаточно успешной имплементации принципов устойчивого развития.
Главным ориентиром для российской индустрии моды является Цель 12 «Ответственное потребление и производство». На втором месте - Цель 15 «Сохранение экосистем суши». За ними следует Цель 8 «Достойная работа и экономический рост» и Цель 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития». Российские акторы в большей степени реализуют экологическую повестку: используют экологичные материалы, сокращают объем выбросов парниковых газов, уменьшают количество упаковки, наращивают объемы переработки. Социальная составляющая представлена на уровне компаний по большей части созданием безопасных условий труда, а за их пределами
— сотрудничеством с благотворительными организациями, оказывающими поддержку уязвимым группам населения.
Проблемой акторов как на российском, так и на международном уровне остаётся низкий уровень «прозрачности» и широкие масштабы «гринвошига». Это обосновывает необходимость повышения отчетности акторов об их деятельности, что при настоящей тенденции может быть достигнуто наиболее эффективно путём введения соответствующего законодательства, что сегодня находится на повестке дня в США и в странах Европы.
Международная кооперация по достижению ЦУР в моде ведется благодаря деятельности Альянса устойчивой моды ООН и реализуемым структурами и агентствами Организации инициативам. Важную роль играет подписание международных соглашений
- Устава модной индустрии для борьбы с изменением климата и Пакта о моде; деятельность движений и организаций, среди которых Global Fashion Agenda («Мировая повестка дня в индустрии моды»), Fashion Revolution («Революция моды»), Fair Labor Association («Ассоциация справедливого труда»), Fair Trade USA (организация «Справедливая торговля США»), Regenerative Organic Alliance (Альянс регенеративного органического сельского хозяйства), Sustainable Apparel Coalition (коалиция «Устойчивая одежда»); следование международным стандартам и прохождение акторами сертификаций, к которым относятся bluesign (голубой знак), Fair Trade Certified, («Сертификат справедливой торговли»), Global Organic Textile Standard (Глобальный стандарт органического текстиля), Responsible Wool Standard (Стандарт ответственной шерсти), Regenerative Organic Certified (Сертификации регенеративного органического производства), Responsible Down Standard (Стандарт «Ответственный пух»)
Таким образом, Цели устойчивого развития действительно являются ориентирами для индустрии моды во всём мире. Существует множество инициатив, направленных на их имплементацию на всех звеньях цепей поставок. На данный момент они реализуются не в полной мере, однако индустрия моды имеет огромный потенциал для расширения деятельности в этом направлении. Рост интереса акторов к экологичному и этичному производству и запросов покупателей к «устойчивым» товарам позволяет предположить, что отрасль будет больше ориентироваться на ЦУР и развиваться на основе принципов устойчивого развития.
1. Бриджтаунский пакт. От неравенства и уязвимости к процветанию для всех // Организация Объединенных Наций. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.un-ilibrary.org/content/books/9789210019255c004/read (Дата обращения:
20.12.2023)
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Организация
Объединенных Наций. 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата
обращения 20.12.2023)
3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 1987. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
4. Дохинская программа действий для наименее развитых стран // Генеральная Ассамблея Организации Оъединенных Наций. 2022. 1 апреля. [Электронный ресурс] URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n22/308/28/pdf/n2230828.pdf?token=3CO9ggK5O fWL3Tovvw&fe=true (Дата обращения: 20.12.2023)
5. Перспективы креативной экономики в 2022 году // Конференция ООН по торговле и
развитию. 2022. [электронный ресурс] URL:
https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_ru.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
6. Повестка дня на XXI век // Конференция ООН по окружающей среде и развитию,
Рио-де-Жанейро. 1992. 3-14 июня. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (Дата обращения:
20.12.2023)
7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций.
2015. [Электронный ресурс]. URL:
https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n15/291/92/pdf/n1529192.pdf?token=GbN16Mlnrh KFtL8gXn&fe=true (Дата обращения: 20.12.2023)
8. Fashion Industry Charter for Climate Action // United Nations Climate Change. Global Climate Action [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/Fashion%20Industry%20Carter%20for%20Cli mate%20Action_2021.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
9. Gender & creativity: progress on the precipice, special edition // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000375706 (Дата обращения: 20.12.2023)
10. International Year of Creative Economy for Sustainable Development, 2021 // United Nations General Assembly. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n19/433/84/pdf/n1943384.pdf?token=H0snfSRUfl8 cSSCpmJ&fe=true (Дата обращения: 20.12.2023)
11. Progress towards the Sustainable Development Goals. Report of the Secretary-General // United Nations Economic and Social Council. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2018/secretary-general-sdg-report-2018--EN.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
12. Promoting Decent Work in Garment Sector Global Supply Chains // International Labour
Organization, 2019. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—travail/documents/pro jectdocumentation/wcms_681644.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
13. Re|shaping policies for creativity: addressing culture as a global public good // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380474 (Дата обращения: 20.12.2023)
14. Sao Paulo Consensus: United Nations Conference on Trade and Development, 11th session, Sao Paulo, 13-18 June 2004 // United Nations Conference on Trade and Development. 2004. [Электронный ресурс] URL: https://digitallibrary.un.org/record/524979?ln=ru&v=pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
15. Synthesis Report on United Nations System-wide Initiatives related to Fashion // United Nations Alliance for Sustainable Fashion. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://unfashionalliance.org/wp-content/uploads/2021/10/UN-Fashion-Alliance-Mapping-R eport_Final.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
16. Technical and statistical report. Advancing the measurement of the creative economy. A revised framework for creative industries and trade // United Nations. 2024. [электронный ресурс] URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2024d1_en.pdf (Дата обращения: 24.04.2024)
17. The State of Fashion 2023 // McKinsey & Company. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.eom/~/media/mckinsey/industries/retail/our%20insights/state%20of %20fashion/2023/the-state-of-fashion-2023-holding-onto-growth-as-global-clouds-gathers-v f.pdf (Дата обращения 20.01.2024)
18. The State of Fashion 2024 // McKinsey & Company. 2023 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/retail/our%20insights/state%20of %20fashion/2024/the-state-of-fashion-2024-f.pdf?shouldIndex=false (Дата обращения
20.01.2024)
19. UNESCO Roadmap for International Year of Creative Economy for Sustainable
Development // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2021. [Электронный ресурс] URL:
https://en.unesco.org/sites/default/files/creative_economy2021-unesco-roadmapen-ok2.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
20. United Nations Framework Convention on Climate Change // United Nations, 1992.
[Электронный ресурс] URL:
https://unfccc.int/files/essential_background/background_publications_htmlpdf/application/ pdf/conveng.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
21. Workers' conditions in the textile and clothing sector: just an Asian affair? Issues at stake after the Rana Plaza tragedy // European Parliament, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.europarl.europa.eu/EPRS/140841REV1-Workers-conditions-in-the-textile-and- clothing-sector-just-an-Asian-affair-FINAL.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
Материалы организаций структуры ООН
1. Creative Economy Programme // United Nations Conference on Trade and Development
[Электронный ресурс] URL:
https://unctad. org/topic/trade-analysi s/creative-economy-programme (Дата обращения:
20.12.2023)
2. Creative Economy Programme and Network // United Nations Conference on Trade and
Development [Электронный ресурс] URL:
https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-economy-programme/creative-economy-net work (Дата обращения: 20.12.2023)
3. Fashion and Lifestyle Network // United Nations Department of Economic and Social
Affairs [Электронный ресурс] URL:
https://sdgs.un.org/partnerships/action-networks/conscious-fashion-and-lifestyle-network (Дата обращения: 20.01.2024)
4. International Year of Creative Economy for Sustainable Development // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. [Электронный ресурс] URL: https://en.unesco.org/commemorations/international-years/creativeeconomy2021 (Дата обращения: 20.12.2023)
5. Love yourself | UNICEF // YouTube, 2024. 22 апреля. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=1qFtpuyjqdI&ab_channel=UNICEF (Дата обращения: 23.04.2024)
6. New economics for sustainable development. Creative economy // United Nations
Economist Network. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/orange_economy_14_march.pdf (Дата
обращения: 20.12.2023)
7. The Clothing and Textile Industry Today // UN Alliance for Sustainable Fashion [Электронный ресурс]. URL: https://unfashionalliance.org/ (Дата обращения: 20.01.2024)
8. The UN Alliance for Sustainable Fashion [Электронный ресурс] URL: https://unfashionalliance.org/ (Дата обращения: 20.01.2024)
9. UNICEF and BTS celebrate success of ‘groundbreaking’ LOVE MYSELF campaign //
United Nations International Children's Emergency Fund. 2021. October 5. [Электронный ресурс] URL:
https://www.unicef.org/press-releases/unicef-and-bts-celebrate-success-groundbreaking-love -myself-campaign (Дата обращения: 20.12.2023)
10. WTO, ITC and UNCTAD initiative on cotton by-products // World Trade Organization
[Электронный ресурс]. URL:
https://unfccc.int/sites/default/files/resource/Fashion%20Industry%20Carter%20for%20Cli mate%20Action_2021.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
Национальные документы Российской Федерации
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.04.2023) //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (Дата обращения:
20.12.2023)
2. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report _Russian.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/104540/ (Дата обращения: 20.01.24)
4. Конституция Российской Федерации // Система ГАРАНТ [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/10103000/ (Дата обращения: 20.01.24)
5. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
6. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты // Правительство Российской Федерации. 2019. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (Дата обращения: 20.12.2023)
7. Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям
промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://static.government.ru/media/files/wX3mTL3zasw3In86AHAaE2Pe8cX5ckaW.pdf (Дата обращения: 20.02.2024)
8. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70828330/ (Дата обращения: 20.01.24)
9. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года // Электронный фонд «Кодекс» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/902369004 (Дата обращения: 20.01.2024)
10. План мероприятий по реализации в 2022 - 2024 годах Концепции развития творческих
(креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://static.government.ru/media/files/w4Xp3IAGZi9GI2CDWHFR3iJOAK5xb93A.pdf (Дата обращения: 20.01.2024)
11. Приказ «Об утверждении Официальной статистической методологии расчета
показателей «Валовая добавленная стоимость креативной экономики» и «Доля валовой добавленной стоимости креативной экономики в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» / Федеральная служба государственной статистики. Росстат. 2023. 21 декабря. [Электронный ресурс] URL:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/met674-211223.pdf (Дата обращения: 20.01.24)
12. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р Об утверждении
Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный источник] URL:
https://base.garant.ru/72174066/ (Дата обращения: 20.01.2024)
13. Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) // Государственная
информационная система промышленности [Электронный ресурс] URL: https://gisp.gov.ru/nmp/measure/10511015 (Дата обращения: 20.02.2024)
14. Субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов // Государственная информационная система промышленности [Электронный ресурс] URL: https://gisp.gov.ru/nmp/measure/10902608 (Дата обращения: 20.02.2024)
15. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Администрация Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728 (Дата обращения: 20.12.2023)
16. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Администрация Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (Дата обращения: 20.12.2023)
17. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии
научно-технологического развития Российской Федерации» // Администрация Президента России [Электронный источник] URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (Дата обращения: 20.12.2023)
18. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Администрация Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Дата обращения: 20.12.2023)
19. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Администрация Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (Дата обращения: 20.01.2024)
20. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Система ГАРАНТ [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/71672608/ (Дата обращения:
20.12.2023)
21. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ URL: https://base.garant.ru/406643869/#friends (Дата обращения: 20.01.2024)
22. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (утратил силу) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/2108001/ (Дата обращения: 20.12.2023)
23. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения:
20.12.2023)
24. Экологическая доктрина Российской Федерации // Электронный фонд «Кодекс» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901826347?marker=6500IL (Дата обращения: 20.12.2023)