Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №149213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1. Формирование артикуляционной моторики как необходимого
компонента речевой деятельности в онтогенезе речевого развития человека6
1.2. Особенности сформированное™ артикуляционной моторики у детей с
дизартрией 13
1.3. Методики коррекционной работы по устранению недостатков
сформированности артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией 20
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 35
2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации по коррекции артикуляционной моторики у
старших дошкольников с дизартрией 45
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 1 66
Приложение 2 67

Актуальность исследования. Речь - это одна из важнейших функций развития человека. Ее формирование - одна из важнейших задач. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики. Изучением особенностей развития детей с дизартрией, разработкой методов коррекции речевого развития занимались многие ученые: Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, О.В. Правдина, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова и другие.
Следует отметить, что дети с дизартрией отличаются друг от друга по своим психолого-педагогическим характеристикам, а в ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155 указано, что основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, следовательно содержание логопедической работы с детьми с дизартрией должны быть индивидуальным.
Проблема исследования заключается в выборе оптимальных средств, содержания коррекции особенностей артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Исходя из актуальности и проблемы нами выбрана тема исследования - «Особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией».
Объект исследования: артикуляционная моторика.
Предмет исследования: особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и разработать методические рекомендации по коррекции артикуляционной моторики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. Провести экспериментальное исследование особенностей и уровней артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и дать его анализ.
3. Разработать методические рекомендации по коррекции артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: 1) артикуляционная моторика — это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, необходимая для полноценного обеспечения подвижности речевого аппарата.
2) учитывая структуру дефекта при дизартрии, можно предположить, что артикуляционная моторика у дошкольников с дизартрией будет иметь особенности как с позиции количественной, так и качественной характеристики;
3) особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией проявляются в низком уровне ее развития, нарушении иннервации артикуляционной моторики (затруднение удержания артикуляционной позы, нарушение объема и силы движений, неловкость, неточность движений, нарушении переключаемости, дифференцированности движений, истощаемость).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема развития артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией не потеряла своей актуальности в силу увеличения популяции детей с дизартрией, у которых ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта являются нарушение иннервации органов речевого аппарата.
Анализ литературных источников по проблеме коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (Е.Ф. Архипова, Л.А. Брюховских, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицына) показал, развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. Речевой онтогенез начинается с речедвигательных механизмов - крик, гуление, первый этап лепета. Затем начинает развиваться артикуляция как часть общей моторики. Артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.
Особенности речевой моторики у детей с дизартрией обусловлены нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции. Расстройства артикуляционной моторики определяются тем, какие мышечные группы поражены и в какой степени. При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны и сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств.
С целью выявления особенностей артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 112 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей логопедической группы (5-6 лет). Обследование детей проводилось индивидуально за один подход в утренние часы. В констатирующем эксперименте нами была использована методика Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)», направленная на обследование особенностей артикуляционной моторики, которая включала 2 этапа: 1) анатомическое строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твердое небо, мягкое небо, язык, подъязычная связка); 2) обследование состояния артикуляционной моторики (движения нижней челюсти, губ, языка).
Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата выявило у 100 % испытуемых отсутствуют анатомические отклонения (нарушения прикуса, расщелина, укороченная подъязычная связка).
Обследование артикуляционной моторики показало, что наиболее нарушена подвижность языка, по сравнению с подвижностью губ, а наиболее сохранна подвижность челюсти.
• Обследование состояния артикуляционной моторики показало, что у 20% старших дошкольников с дизартрией выявлен низкий уровень, недостаточный объем движения челюстью, а у 80% старших дошкольников с дизартрией подвижность челюсти находится на среднем уровне, то есть все упражнения нижней челюстью выполняются однако отмечается незначительное сокращение амплитуды, точности и темпа движений.
• Обследование подвижности губ показало, что у 40% дошкольников с дизартрией низкий уровень подвижности губ, у них затруднен подъем верхней, опускание нижней губ, недостаточный диапазон возможности растягивать губы в стороны и вытягивать губы вперед, замедлена переключаемость и слабая дифференцированность движений губ, а у 60% дошкольников — средний уровень подвижности губ, то есть дошкольники в состоянии выполнить отмеченные упражнения, только качественные характеристики (дифференцированность, объем, точность движений) незначительно снижены.
...


1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 58 с. - (Родничок)
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». - М., 2009.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Брюховских Л.А. Дизартрия:уч-мет.пособие по логопедии. Изд.2, перераб. и доп. / Красн. гос.пед.ун-т им.В.П.Аставфьева. - Красноярск, 2015.
• 180 с.
7. Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. _ Спб.: «Детство-пресс», 2003.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольног и младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ», 2009.
9. Винарская Е.Н. Дизартрия - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006.
• 145 с.
10. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. - Ташкент, 1973. - 264 с.
11. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие /Составление К.Ф.Седова. - М., 2004.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.- метод. пособие. СПб., 2004.
13. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с.
14. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. — М., 2004.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во «Детство- пресс». СПб, Изд-во «Творческий центр Сфера». М., 2007. 470 с.;
... всего 78 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ