Введение 3
Глава 1. Теоретическое анализ проблемы воспитания специальной ловкости у детей 5-6 лет
1.1 Анализ системы физического воспитания детей 5-6 лет 8
1.2 Анализ анатомо-физиологических особенностей детей 5-6
лет 13
1.3 Специальная ловкость у детей 5-6 лет в футболе 17
1.4 Разработанный комплекс упражнений для воспитания специальной
ловкости в футболе у детей 5 -6 лет 41
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 50
2.2 Организация исследования 54
Глава 3. Разработка и апробация специально разработанного комплекса упражнений с элементами футбола для развития ловкости у детей 5-6 лет
3.1 Реализация комплекса упражнений с элементами футбола для развития
ловкости у детей старшего дошкольного возраста 56
3.2 Оценка эффективности использования комплекса средств и методов с
элементами футбола для развития ловкости у детей 5-6
лет 57
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Физическое воспитание играет главную роль в развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются моторика, закладываются основы воспитания физических качеств, основы здорового образа жизни. Детский организм имеет большие резервные возможности, что дает возможность внедрять доступные детям спортивные элементы в систему физического воспитания дошкольного учреждения.
Степень сформированности психофизических качеств у дошкольников в Федеральном государственном образовательном стандарте выделено одной из главных задач физического воспитания. Степень формирования психофизических качеств устанавливается успешностью двигательной деятельности детей и способностью к овладению новыми формами движений, умение пользоваться ими в повседневной жизни .
В связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, все больше внимания уделяется развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. Физические качества - это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. В литературе вопросами развития физических качеств у детей дошкольного возраста занимались такие специалисты как Вавилова Е.Н., Осокина Т.И., Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. и др. К физическим качествам относят такое качество как ловкости.
Ловкость - способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится о высоком уровне развития ловкости, чему свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно.
Основным средством развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста являются физические упражнения.
Д.В. Хухлаева классифицирует физические упражнения по группам: гимнастика, спорт, туризм, подвижные игры и игры-эстафеты.
Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным качествам человека. Поэтому в детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составляет базу для занятий спортом в последующем.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой и др. Они рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Среди многообразия исследований по проблеме формирования двигательных навыков и развития физических качеств нас заинтересовал вопрос развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста при помощи спортивной игры футбол, как наиболее естественного двигательного акта ребенка.
...
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал большую важность направленного воспитания ловкости в старшем дошкольном возрасте. В ходе изучения анатомо-физиологических особенностей и специфики развития ловкости у детей 5-6 лет, а также определения актуального уровня физической подготовленности у детей 5-6 лет, нами был составлен комплекс средств и методов с элементами футбола для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой в группе ДОУ.
2. Обобщение опыта работы специалистов по физической культуре, в области исследуемой проблемы, позволило выявить, что вопросы воспитания ловкости в условиях дошкольного учреждения не получают должного внимания.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается быстрое развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка.
Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются моторика, закладываются основы воспитания физических качеств, основы здорового образа жизни. Детский организм имеет большие резервные возможности, что дает возможность внедрять доступные детям спортивные элементы в систему физического воспитания дошкольного учреждения.
3. Старший дошкольный возраст признан сенситивным периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием для этого необходимых предпосылок и условий. Авторы исследования рассматривают использование подвижных игр как одно из средств воспитания ловкости, но экспериментальные данные, касающиеся детей дошкольного возраста, не приводят. На основе данных научно-методической литературы и практической деятельности специалистов по футболу было выявлено, что тема развития специальной ловкости в футболе изучена недостаточно.
Для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс упражнений с элементами футбола для использования на занятиях физической культурой в группе ДОУ. По результатам педагогического эксперимента в критериях оценки произошли положительные изменения в обеих группах, однако в экспериментальной группе динамика выше, чем в контрольной.
Так, мы видим, что в экспериментальной группе динамика показателей по тесту «Скоростное ведение мяча по прямой» составила 12%, а в контрольной группе всего 1,7%. По тесту «Восьмерка на время» в экспериментальной группе - 6,5%, а в контрольной 1,5%, динамика по тесту «Змейка» у экспериментальной группы составила 7,4% по отношению к контрольной, в которой она равна 1,9%. Самым показательным тестом, согласно полученным результатам, стал тест «Удары по мячу», где в экспериментальной группе динамика составила 300%, а в контрольной группе никаких изменений не произошло.
Таким образом, сравнение показателей по итогам эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса средств и методов с элементами футбола для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой в группе ДОУ, а, следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 12-13 лет./ Малькольм Кук-М, Астрель, 2001. 144с.
2. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 9-10 лет./ Малькольм Кук-М, Астрель, 2001. 122с.
3. Абакоров Т.Г. Новые педагогические технологии в преподавании предмета «Физическая культура» // Специалист. 2001. №5. С.23-24.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 2010. 46с.
5. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2017. 352 с.
6. Барчукова Г.В., Шипов Л.Н. Методика начального обучения основным техническим элементам игры в настольный теннис/Учебное пособие для преподавателей дополнительного образования и тренеров по настольному теннису /Под общ. Ред. Барчуковой Г.В.. М.: Гринт Принт, 2015. 38с
7. Барчукова, Г. В. Настольный теннис для всех / Г.В. Барчукова. - М.: Физкультура и спорт. 2017. 208 с.
8. Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт. 2008. 288е., ил.
9. Виленский, М.Я. Физическая культура (для бакалавров) / М.Я. Виленский. М.: КноРус, 2017. 128 с.
10. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. М.: Высш. шк. 1985. 384 с.
11. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления //Теория и практика физической культуры. 2004. №2. С.54-61.
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
13. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: Учебное пособие / Ю.И. Гришина. Рн/Д: Феникс, 2019. 480 с.
14. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск, 2007. 205с.
15. Дмитренко Л.А., Костюков В.В. Эффективность занятий в студенческих секциях настольного тенниса / Межвузовский сборник научных работ «Совершенствование методов развития физических качеств». Владимир. 2000. С. 52-53.
... всего 60 источников