Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Работа №149202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 12
1.3. Характеристика нарушения грамматической стороны речи у
детей с общим недоразвитием речи 18
1.4. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 23
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 39
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов исследования грамматического строя речи
дошкольников с ОНР III уровня 45
Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня 56
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 67

Актуальность исследования. Развитие речи детей - одна из важнейших проблем в логопедии, общей и специальной психологии, педагогике. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных характеристик развития ребенка в дошкольном детстве. Период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Это отмечается в исследованиях А.Г. Арушановой. Формирование грамматического строя языка ребенка является областью речевого развития, под ним подразумевается работа над морфологией (системой склонения и спряжения, традиционной формой словоизменения) и словообразованием (средствами и способами образования слов). Дошкольное образование должно обеспечить развитие личности, удовлетворить индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. О необходимости такой работы говорится в принятом 17 октября 2013 г. ФГОС ДО.
Грамматический строй, по мнению академика В.В. Виноградова, является «организующим центром языка». Благодаря грамматики, человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта. Формирование грамматического строя языка детей является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления, познавательных процессов, в планировании и организации их деятельности, в самоорганизации поведения, в формировании общения, социальных взаимодействий.
Изучением особенностей грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционно-логопедической работы занимались такие отечественные ученые как Г.В. Бабина, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, Н.И.Жинкин, Р.И Лалаева, А.Р Лурия, Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Н.А. Никашина.
Сформированный грамматический строй речи - важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи.
В связи с этим тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, позволит предупредить вторичные отклонения в развитии детей, уменьшит затруднения в установлении социальных контактов, сократить риск возникновения дезадаптации в период школьного обучения.
Объект исследования - грамматический строй речи.
Предмет исследования - особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерна несформированность компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс понимания речи, передачи полного смыслового сюжета, самостоятельного продолжения рассказа, обусловливающих недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти. Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи особенности грамматического строя речи будут проявляться в нарушении процессов словоизменения: образовании множественного числа существительных, согласовании слов в роде числе и падеже, а также процесса словообразования, образовании уменьшительно­ласкательных форм существительных, выявление этих нарушений позволит нам составить методические рекомендации для их коррекции.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретические сведения об особенностях развития грамматического речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в работах различных авторов, мы установили, что достаточный уровень развития грамматического строя речи является необходимым условием коммуникации, овладения устной и письменной речи в целом; недостаточное понимание значений грамматических конструкций и форм слова дошкольниками с ОНР является следствием недоразвития у них активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка; анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушение в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами (появление аграмматизмов, окказионализмов); при коррекции грамматической стороны речи рекомендуется придерживаться принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. В основе нашего эксперимента была использована методика Г.А. Волковой «Исследование грамматического строя речи», которая позволяет оценить уровень сформированности грамматических конструкций у детей дошкольного возраста. Исследование позволило нам выделить следующие особенности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
• выявлены средний и низкий уровни развития грамматического строя речи, а высокий уровень грамматического строя речи для детей с ОНР III уровня не является достигаемым (по нашим экспериментальным данным: у 60% детей наблюдается средний уровень, у 40% детей — низкий уровень развития грамматического строя речи);
• своеобразие грамматического строя речи проявляется в нарушениях навыков словоизменения, а именно:
■ в употреблении падежных конструкций, выраженном смешении
окончаний винительного, родительного и предложного падежей, пропуски
59
предлогов;
• в образовании множественного числа существительного (закреплении ударения за определённым слогом в слове, дублировании образца предыдущего варианта образования множественного числа, устранении наращения или изменения суффиксов);
• в согласовании прилагательных с существительными единственного числа в роде, наиболее частой замене окончания среднего рода - мужским или женским (зеленый пальто, зеленая пальто).
• своеобразие грамматического строя речи проявляется в нарушениях навыков словообразования: образовании существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выражающемся в устранении наращения или изменения суффиксов, в дублировании образца предыдущего варианта образования уменьшительно-ласкательной формы слова.
На основе полученных данных экспериментального исследования были составлены методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня. , по двум основным направлениями - формирование навыков словоизменения и словообразования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. , 331 с
3. Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - 478 с.
4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольника. - М., 1999.
5. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников». Ярославль, Академия развития, 2010.
6. Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников / С. А. Васильева. - .: Школьная Пресса, 2009.
7. Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф.)... дис. Канд. Техн. Наук. - Липецк: ЛГТУ, 2002. — 20 с. Или Автореф. Дис. д-ра экон. Наук.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 144 с.
9. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка М.: АПН РСФСР, 1949.
12. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 472 с.
13. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М.; 1983.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004.
15. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезковыраженным общим недоразвитием речи //Дефектология. - 2000. - №6.
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ