Содержание 2
Введение 3
I глава. Теоретические анализ проблемы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с РАС.
1.1. Понятийный аппарат истории развития РАС. Проблемы изучения РАС.
Распространенность, факторы этиологии и патогенеза
РАС 6
1.2. Психофизические особенности детей дошкольного возраста с
РАС 16
1.3. Развитие игровой деятельности в ходе онтогенеза у детей дошкольного возраста.
Классификация игровой
деятельности
1.4. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с
РАС 27
Выводы по I главе
II глава. Анализ особенностей игровой деятельности у детей с РАС.
2.1. Организация и методическое обеспечение
исследования 31
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Методические рекомендации по формированию игровой деятельности у детей
дошкольного возраста с РАС 42
Выводы по II главе
Заключение 47
Использованная литература 49
Приложение 55
Актуальность исследования. Одним из важных направлений проводимой государством политики в отношении детства является принятие основных мер, нацеленных на поддержание социальной и правовой защиты детей, обеспечении благоприятных условий для их жизни в обществе, в том числе стабилизации их положения в нем, в формировании среды обучения и развития. Особое внимание государственной политики уделяется комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в частности, детей с расстройством аутистического спектра.
Внимание к проблеме детей с РАС в нашей стране неуклонно растет. С момента выхода нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», где впервые эта категория детей была обеспечена государственными гарантиями, все нормативные документы и основные решения ориентированы на развитие системы комплексной помощи детям с РАС [1].
Исследователями разных стран мира отмечается увеличение в последние годы количества детей с РАС , (Башина В.М., Пивоварова Г.Н., 1970; Башина В.М., 1974, 1977, 1993, 1999; Морозов С.А., 2000; Красноперова М.Г.,2003; Варанкова Л.В.,2004; Сомова В.М., 2010; Уваровская О.Ю., Хайретдинов О.З., 2010; Rutter M. et al., 1994; Gillberg C., 1995; Bailey D.B., 1996; Folsten S.E., Rosen - Sheidley B., 2001; Rogers S.J., 2001; Wassink T.H., 2001; Acosta M.T., Pearl P.L., 2006). Анализ статистических данных показывает устойчивый рост показателей: в 2000 году считалось, что распространенность раннего детского аутизма - составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения (Lotter V., 1966; Nissen G., 1971; Rutter M., 1981; Wing L., 1981b, 1993; Bohman M. et al., 1983; Tanoue Y. et al., 1988; Gillberg C. et al., 1992; Newschaffer C.J. et al., 2007). По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
Аутизм - спектр расстройств, это означает, что люди страдают аутизмом разной степени тяжести. [15].
Аутизм - это нарушение развития, которое отражается на возможности ребенка общаться с окружающими его людьми. Хотя проявления синдрома аутизма различны по своей тяжести у разных детей, во всех случаях он характеризуется нарушениями в трех сферах функционирования (известных как Триада нарушений Л. Винг):
-социальное общение;
-коммуникация;
-ограниченный круг интересов и действий.
Триада всегда сопровождается повторяющимися стереотипными действиями.
Расстройства аутистического спектра представляют собой нарушения детского психического развития, в клинической картине которых искажение коммуникативных функций сочетается с нарушением когнитивной сферы, воображения и наличием стереотипных форм поведения (О.С.Никольская 2000, Е.Р. Баенская 2003, U. Frith 2006, Ковалев В.В. 1995, S. Chakrabarti 2001, В.Е. Каган, 2003, 2004, И.А. Марценковский, Я.В. Бикшаева, А.В. Дружинская 2007 и др.).
Разнообразные нарушения взаимодействия, коммуникации, а также сверхценные ограниченные интересы в выборе и преобразовании объектов при взаимодействии аутичного ребенка с окружающей социальной и предметной действительностью является следствием особого неравномерного дефицитарного развития
В настоящее время становится все более понятным, что РАС не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.
Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре. Дошкольный возраст - это период интенсивного вхождения ребенка в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта, игра несёт в себе огромный потенциал социального наследия, благодаря игре, как сказал Л.С. Выготский, происходит «врастание в культуру». Овладение опытом в это время происходит в процессе становления всех видов детской деятельности. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) .
В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности. В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения. Огромно значение игры в становлении межличностных отношений, в общении, понимании аспектов социального взаимодействия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры создаются особо благоприятные условия не только для усвоения программного материала, но и для формирования целого ряда таких важнейших качеств ума, как произвольность всех психических процессов, начальные формы преднамеренного запоминания, развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
...
В последние годы наблюдается увеличение частоты встречаемости расстройств аутистического спектра (РАС) среди детского населения различных стран, что находит отражение в научных публикациях и официальной медицинской статистике (Ковалев В.В., И.А. Марценковский, Я.В. Бикшаева, А.В. Дружинская и др.). Данная работа посвящена актуальной теме, изучению игровой деятельности детей с РАС, с целью выявления ее особенностей у детей дошкольного возраста в одиночно и совместной со взрослым игре.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще раз отметить, что РАС - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. РАС рассматривается, как «социальный диагноз» и обсуждается вероятность «социальной» гипердиагностики с целью возможности оказания таким детям полипрофессиональной помощи.
В теоретических главах I и I представлен анализ литературы по изучению: психолого-педагогических основ проблемы расстройств аутистического спектра; особенностям развития игровой деятельности детей с РАС, в том числе более детально рассмотрен вопрос уровня сформированности этой деятельности. Согласно анализированным источникам литературы у детей с РАС отмечается недоразвитие всех компонентов игры. Как для детей аутистов, так и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Игровая деятельность у аутичных детей, указывает на специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков.
В результате проведения практической работы анализируя результаты констатирующего этапа мы обнаружили, что дети с РАС очень часто игнорируют игрушки, не проявляют интереса к новым игрушкам, рассматривают их без какого - либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной, в спонтанных или свободных игровых ситуациях показатели «функциональной игры» аутичных детей ниже, чем у нормально развивающихся детей. В большинстве случаев аутичный ребенок использует для игры самые разнообразные неигровые предметы. Если в игре используются игрушки, то, как правило, не по назначению, безотносительно их функциональных свойств. У аутистов функциональная игра возникает редко или вообще не возникает, поэтому требует специального обучения. Они используют комбинационную игру, не обращая внимания на функциональное значение предметов. Отмечаются нарушения «символической» игры в свободных и структурированных ситуациях дети были безразличны к предложениям других детей в процессе игры. Они не способны приписывать куклам настоящую психическую жизнь с ее собственными желаниями и воображением.
Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры. Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития. Игра насыщена аутодиалогами (разговором с самим собой). Могут встречаться игры - фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы. В спонтанной игре ребенок с РАС, несмотря на застревание на одних и тех же сюжетах и большом количестве просто манипулятивных действий с предметами, способен действовать целенаправленно и заинтересованно.
Хочется отметить, что, несмотря на актуальность изученной темы настоящего исследования, на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков у детей с РАС. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме. Нельзя забывать, что если будет правильно организованна коррекционная работа с данной категорией детей, то возможно продвижение ребенка по стадиям социального взаимодействия, и его адаптация к окружающей среде.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования полностью доказана гипотеза номер два о том, что игровая деятельность у детей дошкольного возраста с РАС нарушена.
1. Алехина С.В. «Создание системы комплексной помощи детям с РАС в России: опыт одного проекта» // Научно-практ. журнал «Аутизм и нарушения развития» -2016. -No 4 (53)
2. Аруцева Е. С., Максименко М. Ю. Интеграция детей с РАС в среду сверстников в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы (современная модель интеграционной формы образования) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - No. -С. 70 -71.
3. Аспергер Х. «Аутистические психопаты» в детском возрасте. Пер. А.В. Челиковой. Научн. ред. А. А. Северного // // Вопросы психического здоровья детей и подростков. -
2010. -No 2. -С. 91 -117.
4. Аспергер Х. «Аутистические психопаты» в детском возрасте. Пер. А.В. Челиковой. Научн. ред. А. А. Северного // Вопросы психического здоровья детей и подростков. -2011. -No 1. -С. 82 -109.
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. -СПб.: Питер, 2008. -320 с.
6. Бардышевская М. К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей.-М.,2003.
7. Башина В.М. Аутизм в детстве -М.: Медицина, 1999. -240 с.
8. Башина В.М. Современная систематика аутистических расстройств в детстве // Аутизм и нарушения развития -2004. -No 4. -С. 22-28.
9. Башина В.М., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия. -2004. -Т.6, No 1. -С. 42-49.
10. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей //Аутизм и нарушения развития. -2003. -No2. -С. 2-9.
11. Башина В.М., Симашкова Н.В., Красноперова М.Г., Скворцов И.А. Детский аутизм
(инфантильный психоз): аспекты терапии церебролизином //Психиатрия и
психофакмакотерапия. -2003.-3.-С.111-113.
12. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования
13. Беляева О.Л., Лёвина Е.Ю., Мозякова Е.Ю., Реди Е.В., Гох А.Ф., Мамаева А.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности. методические рекомендации для начинающих специалистов / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
14. Бенилова С.Ю., Резниченко Т.С. Новые подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. -2010. -No 1. -С.38 -51.50
15. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие //под науч. ред Е.А. Череневой; Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 248с
... всего 70 источников