ВВЕДЕНИЕ 3
I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи при общем недоразвитии речи 14
I. 3. Обзор методик логопедической работы по развитию связной
диалогической речи 18
II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация исследования и методика констатирующего
эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации по развитию диалогической речи для детей
с общим недоразвитием речи 2 уровня 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Картинка «Зимние забавы»
Приложение Б - Результаты индивидуальной беседы с детьми на тему:
«Моя любимая игрушка»
Приложение В - Результаты речевых ситуаций
Приложение Г - Результаты задания «вопросы по картинке»
Приложение Д - Результаты задания «Разговор по телефону»
Приложение Е - Сравнительный результат по четырем заданиям
В настоящее время у детей дошкольного возраста все чаще диагностируется общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи - это категория детей, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы - как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи (Р.Е.Левина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.)
У детей с ОНР страдает формирование и диалогической, и монологической связной речи. Согласно взглядам отечественных
психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «... речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Изучением диалога, с позиций лингвистики, занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Одно из направлений исследования представлены М. Г. Кучинским.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникации представлены в речи дошкольника и активно им усваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи. Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связанная речь.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослым и со сверстником.
Так же у детей возникают препятствия в усвоении родного языка, звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее происходит социализация.
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы речевого развития детей с общим недоразвития речи. Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гурувец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор малоизучена.
...
На основе изучение литературных источников были сделаны следующие выводы. Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами, которые действовали до того, как у ребенка началось развитие речи. Каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи (например, при алалии) или только периферические (ринолалии) или и то и другое сочетаются между собой, все же необходимо овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого необходимо четко представлять, как происходит развитие речи при нормальном развитии и патологическом, рассмотреть уровни поражения речи. От всего этого зависят и коррекционные возможности работы с детьми.
На качество диалогической речи сильно влияют недостатки словарного запаса детей с ОНР. Практически у половины детей с ОНР не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации, часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.
Задачи коррекционно-педагогической работы в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения. Основные приемы развития разговорной речи - поручение, беседа, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Проанализировав результаты исследования, можно сказать, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. Дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики.
Исходя из результатов обследования, нами были разработаны методические рекомендации по развитию диалогической речи.
Работу по развитию диалогической речи мы разделили по 3 направлениям:
1. Проявление инициативы в общении
2. Умение поддерживать и завершать диалог
3. Использование соответствующих языковых средств
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей/ А. Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
2. Арушанова, А. Г. и др. Истоки диалога. 5 - 7 лет/ А. Г.Арушанова, Н. В.Дурова, Р. А.Иванкова, Е. С.Рычагова. - М.: Мозаика-Синез, 2004. - 186с.
3. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка /
4. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова . - М.: «Просвещение», 1991.-260с.
5. Виноградова, А. Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет: метод. пособие / А. Д. Виноградова -СПб., 1992.-240 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь Собр. сочинений: в 6 тт. - т.2. / Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 1982. - С. 6-361.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с.
9. Выготский, Л. С. Детская речь. / Л.С. Выготский. - М., 1996 - 420 с.
10. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ толерантности / Е.О Галицких. - М.: Акад. Проспект, 2004. - 240 с.
11. Гойхман, О. Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация. / Под ред. Проф. Гойхман О.Я. М.: Инфа, 2001. - 272 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Миссаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Медицина,1968. -370 с.
... всего 48 источников