ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 8
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей с общим
недоразвитием речи 16
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
диалогической речи старших дошкольников с ОНР II уровнем 22
ГЛАВАГ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи II уровень 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А - Анамнестические сведения на участников констатирующего
эксперимента 71
Приложение Б - Результаты констатирующего эксперимента 73
Приложение В - Результаты первой серии задания 75
Приложение Г - Итоговые результаты первой серии задания 77
Приложение Д.- Результаты второй серии задания 78
Приложение Е - Итоговые результаты второй серии задания 79
Актуальность исследования. Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.
У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй), в том числе связной речи.
Исследователи В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова считают развитие диалогической речи главной задачей речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку у детей с данной нозологией недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. В дальнейшем это приводит к тому, что ребенок значительно отстает от возрастной нормы.
По данным Р.Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Г.В. Чиркиной и др. это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.
Исследователи указывают на тот факт, что формирование диалогической речи имеет большое значение в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Вопрос методики коррекции и развития диалогической речи у данной категории детей становится одним из актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Вопросами изучения диалогического общения дошкольников занимались такие исследователи как: Е.Г. Федосеева, А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И.С. Назметдинова, А.В. Чулкова, А.А. Соколова. В написании работы нами сделан упор на этих и других авторов. Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей, С.В. Проняева, Е.М. Алифанова, С.Е. Привалова, Л.Л. Дубинина.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование диалогической речи является одним из условий правильного развития связной речи, полноценного речевого общения и, следовательно, успешной адаптации выпускников дошкольных учреждений к образовательным школам.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью. Согласно ФГОС ДО базисный уровень готовности дошкольника к школе ориентирует на следующие качества: ребенок использует свою речь для выражения своих мыслей, способен договариваться, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; реализуется, прежде всего, по средствам диалогической речи.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость нашей исследовательской работы.
...
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности развития диалогической речи в онтогенезе, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, а также проанализировали методики обследования и логопедической работы по развитию диалогической речи у детей. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование диалогической речи происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. Использование различных методик по развитию диалогической речи позволит добиться положительных результатов при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учета индивидуальных возможностей детей, осуществление дифференцированного подхода, учета ведущей формы деятельности.
Решая вторую задачу с целью выявления особенности использовании речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и выявления ведущей формы общения, нами был проведен констатирующий эксперимент. При вы боре прПиемов обПследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были определены две серии задания, в которых использовались следующие методики:
Первая серия задания. Методика определения уровня сформированности речевых средств Р.Е. Левиной в форме беседы.
Вторая серия задания. Методика М.И. Лисиной выявления ведущей формы общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании особенностей диалогической речи низкий уровень развития речевых средств показали 83,3% (5 испытуемых), средний уровень
продемонстрировали 16,7% (один испытуемый). Высокий уровень развития речевых средств не был выявлен у испытуемых. При проведении второй серии задания выявлены были следующие формы общения: у 83,3% (5 испытуемых) ситуативно-деловая и у 16,7% (один испытуемый) внеситуативно-познавательная. Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- словарный запас качественно не полноценен;
-затруднения в построении речевых высказываний;
-ошибки при согласовании существительных с глаголами;
-не использование предлогов;
-ошибки в изменении существительных по падежам;
-смешение родовых понятий.
По результатам исследования мы выделили две типологические группы испытуемых, с неоднородностью развития, как неречевых психических функций, так и диалогической речи:
I типогруппа - испытуемых с выраженными недостатками диалогической речи составили 67% (Степа Г., Ариана Л., Егор Р., Лиза Ч.) детей с ОНР, обусловлено дизартрией.
Во II типогруппу испытуемых с незначительными недостатками диалогической речи вошли 33 % (Артемий К., Карина Р.) детей с неосложненной формой ОНР.
Решая третью задачу, на основании результатов констатирующего эксперимента нами были выделы основные направления работ:
1Развитие лексико-грамматических конструкций;
2 Работа с предложно-падежными конструкциями;
3 Работа по распространению предложений;
4. Работа над развитием лексической полноты предложения.
5. Активизация и актуализация словаря.
...
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова.-2-е изд.-М.: Мозайка-Синтез, 2005.-120с.
3. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / Барменкова Татьяна Даниловна.- М., 1996. - 17 с.
4. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду/ Ю.А. Вакуленко. - М.: Педагогика, 2008. - 153 с.
5. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
6. Выготский Л.С. Детская речь: введение в методологические основы психологии/ Л.С. Выготский.-3-е изд., стер. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
7. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
8. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Формирование вербальных средств общения у дошкольников/ Б.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. - М.: Наука, 2006. - 138 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А.Н. Гвоздев. - Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 459с.
10. Гербова В. Занятия по развитию речи в старшей группе // Дошкольное воспитание. - 2009. - №3. - с. 78-80.
11. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2008 - № 4. - С. 8-10.
12. Глухов В.П.,Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: биб-ка практикующего логопеда / В.П. Глухов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: АРТИ, 2005.-168с.
13. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации: учеб. для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 272 с.
14. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С. 91-93.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 263 с.
... всего 56 источников