Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОВЗ

Работа №149195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы исследования коммуникативных умений младших
школьников с ОВЗ 7
1.1. Сущность понятия коммуникаций, коммуникативных умений. Виды
коммуникативных умений у младших школьников 7
1.2. Особенности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ ... 12
1.3. Принципы, методы улучшения коммуникативных умений к школе
первоклассников с ОВЗ 23
1.4. Выводы по главе 1 29
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных
умений детей с ОВЗ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3 Разработка программы, способствующей формированию
коммуникативных умений у первоклассников с ОВЗ 39
2.4. Выводы по главе 2 49
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 78
Приложение 6 85

Актуальность исследования. Модернизация общеобразовательной школы на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса развитие познавательных и созидательных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями, подготовленных к жизни в обществе. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения детьми коммуникативными умениями.
В концепции ФГОС указывается, что коммуникативные умения - это формирование компетентности в общении с сознательной ориентацией, на позиции партнеров по общению и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог на основании целей и задач общения, продуктивное сотрудничество на основании вербальных и невербальных средств коммуникации, участие в обсуждении проблем и принятии решений, способность к свободному мышлению.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, P.A. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М.Левина,
A. В.Мудрик, В.А.Сластенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
Следует выделить публикации, освещающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, Л.В. Куликова,
B. Н. Снетков, В.А. Сонин, Е.С. Яхонтова), коммуникативных умений (И.Д. Ладанов, И.П. Марченко, Л.А. Петровская, Р.Дж. Штенберг, Т.И. Шульга), эффективности коммуникативного взаимодействия (Н.В. Гришина, В.Г. Гуранов, В. Долохов, В. Зигерт, Е.А.Леванова, Д.А. Левел).
Особенно тщательно данная тема разрабатывается в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, В. Н. Мясищева, Р. С. Немова, и др.
Отдельным аспектом является развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
В рамках существующих нормативов обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в общеобразовательных учреждениях организовать достаточно сложно: для них не созданы условия, адекватные особенностям их развития; не разработана особая технология обучения; не организована социально-психологическая поддержка на каждом этапе их образования. Очевидно, что наиболее значительные затруднения вызывает у такой категории учащихся проблема их социальной адаптации, интеграции в социум. Ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс социальной адаптации. Поэтому в школе необходимо предусмотреть разработку технологии обучения, имеющую адаптивно­коррекционную направленность и решающую проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития их потенциальных возможностей
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами работы, в первой главе нашего исследования был проведен анализ литературы по проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ, форм и методов работы по формированию коммуникативных умений.
Удалось выяснить, что коммуникативная деятельность детей с ОВЗ развивается своеобразно, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе коммуникации в целом. Это проявляется в низкой коммуникативно­познавательной потребности в общении, недостаточности лексико­грамматических средств языка, трудности построения связного речевого высказывания, страхом перед собеседником.
Для определения наличия и степени развитости и адекватности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ было проведено исследование на базе МАОУ СШ №158 «Грани» города Красноярска. Были опрошены 30 детей с ОВЗ (10 детей имеют диагноз «аутизм», 10 детей - «ЗПР», 10 детей - «ДЦП») и 10 детей, не имеющих каких-либо отклонений, в возрасте 7-9 лет. Результаты эксперимента показали, что большая часть учащихся с ОВЗ владеет коммуникативными умениями на низком уровне, что выражается в невнимательности к собеседнику, его мнению, ученики не умеют договариваться друг с другом, не придерживаются заранее намеченного плана деятельности друг с другом.
Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно сделать вывод о необходимости формирования коммуникативных умений обучающихся с ООП. С этой целью нами был разработан и проведен формирующий эксперимент. Нами была разработана система занятий, способствующая формированию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ.
Формирование коммуникативных умений учащихся с ОВЗ является необходимым условием успешной социализации обучающихся. Данная
работа будет способствовать улучшению межличностных отношений ребенка с проблемами в развитии с окружающими, что в свою очередь будет способствовать успешному вхождению его в социум, что подтверждает необходимость организации специальной работы по созданию условий взаимодействия, способствующему развитию коммуникативной
деятельности, демонстрирующей перспективные результаты.


1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие / В. В. Абраменкова. - Москва : ПЕР СЭ, 2020 - 432 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : уче6ное посо6ие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 672 с.
3. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т. П. Авдулова. - Москва : Прометей, 2013.
4. Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - № 2. - С. 15-17.
5. Ахметзянова, А. И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А. И. Ахметзянова, И. А. Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 21-22
6. Байбородова, Л. В. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями / Л. В. Байбородова. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 241 с.
7. Баранова, Э. А. K вопросу о социальной компетентности младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования / Э. А. Баранова, Н. И. Арсентьева // Евразийский Союз Ученых. - 2021. - № 5. - С. 16-18.
8. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. В. Василькова. - Москва : «Академия», 2013. - 232 с.
9. Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью : к постановке проблемы исследования / М. В. Вечер // Специальное образование. - 2021. - № 4. - С. 27-32.
10. Выготский, Л. С. Проблемы умственной отсталости. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 6 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2019. - 456 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2021. - 241 с.
12. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата /
13. В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
14. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных умений у младших школьников / В. В. Гуровская. // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 34-36.
15. Дмитриев, А. А. Структурные характеристики социально­личностных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования / А. А. Дмитриев // Специальное образование. - 2021. - № 3. - С. б7-68.
... всего 61 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ