ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОВЗ
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования коммуникативных умений младших
школьников с ОВЗ 7
1.1. Сущность понятия коммуникаций, коммуникативных умений. Виды
коммуникативных умений у младших школьников 7
1.2. Особенности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ ... 12
1.3. Принципы, методы улучшения коммуникативных умений к школе
первоклассников с ОВЗ 23
1.4. Выводы по главе 1 29
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных
умений детей с ОВЗ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3 Разработка программы, способствующей формированию
коммуникативных умений у первоклассников с ОВЗ 39
2.4. Выводы по главе 2 49
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 78
Приложение 6 85
1. Теоретические основы исследования коммуникативных умений младших
школьников с ОВЗ 7
1.1. Сущность понятия коммуникаций, коммуникативных умений. Виды
коммуникативных умений у младших школьников 7
1.2. Особенности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ ... 12
1.3. Принципы, методы улучшения коммуникативных умений к школе
первоклассников с ОВЗ 23
1.4. Выводы по главе 1 29
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных
умений детей с ОВЗ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3 Разработка программы, способствующей формированию
коммуникативных умений у первоклассников с ОВЗ 39
2.4. Выводы по главе 2 49
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 78
Приложение 6 85
Актуальность исследования. Модернизация общеобразовательной школы на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса развитие познавательных и созидательных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями, подготовленных к жизни в обществе. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения детьми коммуникативными умениями.
В концепции ФГОС указывается, что коммуникативные умения - это формирование компетентности в общении с сознательной ориентацией, на позиции партнеров по общению и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог на основании целей и задач общения, продуктивное сотрудничество на основании вербальных и невербальных средств коммуникации, участие в обсуждении проблем и принятии решений, способность к свободному мышлению.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, P.A. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М.Левина,
A. В.Мудрик, В.А.Сластенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
Следует выделить публикации, освещающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, Л.В. Куликова,
B. Н. Снетков, В.А. Сонин, Е.С. Яхонтова), коммуникативных умений (И.Д. Ладанов, И.П. Марченко, Л.А. Петровская, Р.Дж. Штенберг, Т.И. Шульга), эффективности коммуникативного взаимодействия (Н.В. Гришина, В.Г. Гуранов, В. Долохов, В. Зигерт, Е.А.Леванова, Д.А. Левел).
Особенно тщательно данная тема разрабатывается в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, В. Н. Мясищева, Р. С. Немова, и др.
Отдельным аспектом является развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
В рамках существующих нормативов обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в общеобразовательных учреждениях организовать достаточно сложно: для них не созданы условия, адекватные особенностям их развития; не разработана особая технология обучения; не организована социально-психологическая поддержка на каждом этапе их образования. Очевидно, что наиболее значительные затруднения вызывает у такой категории учащихся проблема их социальной адаптации, интеграции в социум. Ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс социальной адаптации. Поэтому в школе необходимо предусмотреть разработку технологии обучения, имеющую адаптивнокоррекционную направленность и решающую проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития их потенциальных возможностей
...
В концепции ФГОС указывается, что коммуникативные умения - это формирование компетентности в общении с сознательной ориентацией, на позиции партнеров по общению и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог на основании целей и задач общения, продуктивное сотрудничество на основании вербальных и невербальных средств коммуникации, участие в обсуждении проблем и принятии решений, способность к свободному мышлению.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, P.A. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М.Левина,
A. В.Мудрик, В.А.Сластенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
Следует выделить публикации, освещающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, Л.В. Куликова,
B. Н. Снетков, В.А. Сонин, Е.С. Яхонтова), коммуникативных умений (И.Д. Ладанов, И.П. Марченко, Л.А. Петровская, Р.Дж. Штенберг, Т.И. Шульга), эффективности коммуникативного взаимодействия (Н.В. Гришина, В.Г. Гуранов, В. Долохов, В. Зигерт, Е.А.Леванова, Д.А. Левел).
Особенно тщательно данная тема разрабатывается в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, В. Н. Мясищева, Р. С. Немова, и др.
Отдельным аспектом является развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
В рамках существующих нормативов обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в общеобразовательных учреждениях организовать достаточно сложно: для них не созданы условия, адекватные особенностям их развития; не разработана особая технология обучения; не организована социально-психологическая поддержка на каждом этапе их образования. Очевидно, что наиболее значительные затруднения вызывает у такой категории учащихся проблема их социальной адаптации, интеграции в социум. Ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс социальной адаптации. Поэтому в школе необходимо предусмотреть разработку технологии обучения, имеющую адаптивнокоррекционную направленность и решающую проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития их потенциальных возможностей
...
В соответствии с поставленными задачами работы, в первой главе нашего исследования был проведен анализ литературы по проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ, форм и методов работы по формированию коммуникативных умений.
Удалось выяснить, что коммуникативная деятельность детей с ОВЗ развивается своеобразно, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе коммуникации в целом. Это проявляется в низкой коммуникативнопознавательной потребности в общении, недостаточности лексикограмматических средств языка, трудности построения связного речевого высказывания, страхом перед собеседником.
Для определения наличия и степени развитости и адекватности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ было проведено исследование на базе МАОУ СШ №158 «Грани» города Красноярска. Были опрошены 30 детей с ОВЗ (10 детей имеют диагноз «аутизм», 10 детей - «ЗПР», 10 детей - «ДЦП») и 10 детей, не имеющих каких-либо отклонений, в возрасте 7-9 лет. Результаты эксперимента показали, что большая часть учащихся с ОВЗ владеет коммуникативными умениями на низком уровне, что выражается в невнимательности к собеседнику, его мнению, ученики не умеют договариваться друг с другом, не придерживаются заранее намеченного плана деятельности друг с другом.
Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно сделать вывод о необходимости формирования коммуникативных умений обучающихся с ООП. С этой целью нами был разработан и проведен формирующий эксперимент. Нами была разработана система занятий, способствующая формированию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ.
Формирование коммуникативных умений учащихся с ОВЗ является необходимым условием успешной социализации обучающихся. Данная
работа будет способствовать улучшению межличностных отношений ребенка с проблемами в развитии с окружающими, что в свою очередь будет способствовать успешному вхождению его в социум, что подтверждает необходимость организации специальной работы по созданию условий взаимодействия, способствующему развитию коммуникативной
деятельности, демонстрирующей перспективные результаты.
Удалось выяснить, что коммуникативная деятельность детей с ОВЗ развивается своеобразно, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе коммуникации в целом. Это проявляется в низкой коммуникативнопознавательной потребности в общении, недостаточности лексикограмматических средств языка, трудности построения связного речевого высказывания, страхом перед собеседником.
Для определения наличия и степени развитости и адекватности коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ было проведено исследование на базе МАОУ СШ №158 «Грани» города Красноярска. Были опрошены 30 детей с ОВЗ (10 детей имеют диагноз «аутизм», 10 детей - «ЗПР», 10 детей - «ДЦП») и 10 детей, не имеющих каких-либо отклонений, в возрасте 7-9 лет. Результаты эксперимента показали, что большая часть учащихся с ОВЗ владеет коммуникативными умениями на низком уровне, что выражается в невнимательности к собеседнику, его мнению, ученики не умеют договариваться друг с другом, не придерживаются заранее намеченного плана деятельности друг с другом.
Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно сделать вывод о необходимости формирования коммуникативных умений обучающихся с ООП. С этой целью нами был разработан и проведен формирующий эксперимент. Нами была разработана система занятий, способствующая формированию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ.
Формирование коммуникативных умений учащихся с ОВЗ является необходимым условием успешной социализации обучающихся. Данная
работа будет способствовать улучшению межличностных отношений ребенка с проблемами в развитии с окружающими, что в свою очередь будет способствовать успешному вхождению его в социум, что подтверждает необходимость организации специальной работы по созданию условий взаимодействия, способствующему развитию коммуникативной
деятельности, демонстрирующей перспективные результаты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОЕМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Формирование словаря притоков у первоклассников с залсриской психического развитии посредством словесных игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ГЛУХИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С OB3 И НОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017





