ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ
СЕМЬЯХ 5
1.1. Понятие конфликта и конфликтного поведения 5
1.2. Психическое развитие подростков из неполных
семей...,,, 13
1.3.Особенности конфликтного поведения в подростковом
возрасте 22
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Программа коррекции конфликтного поведения подростков
воспитывающихся в неполных семьях 39
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Перестройка нашего общества привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей, в том числе и детей. Педагоги и родители отмечают, что у детей подросткового возраста все чаще проявляется асоциальная направленность в поведении, они становятся все более конфликтными. Причем агрессивные и конфликтные тенденции в поведении наблюдаются у детей уже с дошкольного возраста. Педагоги и психологи часто отмечают, что работа с конфликтными детьми подросткового возраста является одним из важнейших направлений в их работе.
Период подросткового детства считается одним из самых кризисных периодов онтогенеза, в этом возрасте происходит половое созревание, а так же психологическое взросление человека.
С каждым годом увеличивается количество разводов, а значит, растет количество неполных семей. Наличие ребенка в семье уже давно перестало быть сдерживающим условием для того чтобы сохранить семью, поэтому с каждым годом растет количество семей, в которых дети остаются без одного из родителей. Полноценное воспитание ребенка, а тем более подросткового возраста одним родителем весьма затруднительно, потому что материальное обеспечение и решение бытовых проблем семьи является первостепенным. Именно поэтому, одинокий родитель малую часть своего времени уделяет ребенку (детям) и его воспитательные функции находятся на низком уровне. Это в значительной степени отражается на поведении ребенка. Как следствие этого, у ребенка, подростка возникают коммуникативные трудности во взаимодействии с ровесниками и педагогами, снижается успеваемость, начинаются пропуски уроков без уважительной причины, возникают проблемы психологического характера (неврозы, агрессивные настроения и депрессивные состояния).
Цель исследования: изучить особенности конфликтного поведения подростков из неполных семей.
Объект исследования: конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности конфликтного поведения
подростков из неполных семей.
Гипотеза: мы предполагаем, что в отличии от детей из полных семей, в конфликтном поведении подростков из неполных семей проявляются: агрессивность, раздражительность, вербальная агрессия и соперничество.
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме конфликта отечественных и зарубежных исследованиях;
• дать психологическую характеристику детей подросткового возраста из неполных семей;
• рассмотреть особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;
• организовать и провести эмпирическое исследование конфликтного поведения подростков из неполных семей;
• проанализировать результаты эмпирического исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические:
• анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: опрос, количественная и качественная
обработка результатов.
Методики
• методика изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной);
• опросник уровня агрессии (А. Басс, А. Дарки).
База исследования: 15 детей подросткового возраста из неполных семей и 15 детей подросткового возраста полных семей. Исследования проводились на базе МБОУ СОШ № ХХ г. Красноярска.
...
Настоящая дипломная работа посвящена теме конфликтного поведения в подростковом возрасте. В современном мире родители все чаще сталкиваются с такой проблемой, как конфликтное поведение детей подросткового возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования показал, что подростковый возраст является самым сложным периодом жизни потому как наступает кризис подросткового возраста. В подростковый период ребенок еще находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент, он по-настоящему смотрит внутрь себя и уже способен осознавать многое. Он уже готов взаимодействовать с взрослыми на равных, но пока не имеет такой возможности. А отношения со сверстниками становятся напряженными, так как интересы становятся разными, круг общения разбавляется подростками старшего возраста.
Исследования показали, что причины конфликтных ситуаций среди детей подросткового возраста могут быть самыми разнообразными и для их разрешения школьники нередко нуждаются в помощи и в советах взрослого человека. К основным формам конфликта подросткового возраста относятся: непослушание, спор, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимание, высокомерное отношение к людям, невыполнение обязанностей, низкая успеваемость, лень.
Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов. Согласно исследованиям К. Томаса в конфликтной ситуации могут использоваться пять главных стилей поведения: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание,
соперничество. Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достигнуть своих целей.
Для исследования конфликтного поведения подростков нами выбран опросный метод исследования, а именно методики А. Басса-А. Дарки и К. Томаса(адаптация Н.В. Гришиной).
В результате исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у детей подросткового возраста. Изучение конфликтности в подростковом возрасте показало, что в данном возрасте наблюдается высокий уровень вербальной, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает чувство вины. В конфликтных ситуациях большинство детей подросткового возраста предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения детей подросткового возраста были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что в конфликтном поведении подростков из неполных семей, в отличии от подростков из полных семей проявляются: агрессивность, раздражительность, вербальная агрессия и соперничество, подтвердилась.
1. Андрианова М.Б. Развитие межличностных отношений в подростковом возрасте посредством тренинговой сензитивности. Сибирский Федеральный Университет, 2016.
2. Бовть О.Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.
4. №. 3 (15).
3. Богомаз С.Л. и др. //Психологическая студия. Вып. 8. 2016. С. 5-10.
4. Васильева Е.Ю. и др. Креативность подростков в разрешении конфликтных ситуаций //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной Научно-Практической Конференции. В 8 частях. Часть З/Под ред. Белгородского В.С., Кащеева О.В., Зотова В.В. 2016. 34 с.
5. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 356 с.
6. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям. 2013. 511 с.
7. Ганеева А.А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности //Сборники конференций НИЦ Социосфера. VedeckovydavatelskecentrumSocio sfera-CZsro, 2015. №. 29. С. 36-40.
8. Гладкова Л. Н., Селиванова О. А. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке // Вестник ТюмГУ: Гуманитарные Исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1. 2015.
9. Горянина В.А. и др. Особенности межличностного общения среди подростков //Молодой учёный. 2014. Т. 1. 492 с.
10. Гейл Шихи «Возрастные кризисы»: Ювента; Санкт-Петербург; 1999.
11. Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами //science. 2016. Т. 12. №. 7.
12. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Специфика акцентуаций характера и личности в подростковом возрасте //Fundamentalscienceandtechnologypromisingdevelop m ents. 2016. С. 66-83.
13. Дубовицкая Т.Д., Асадуллин Р.М., Киреева Е.А. Психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста //Вопросы психологии. 2015. №. 3. С. 49-57.
14. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов //Вопросы психологии. 1995. №. 3. С. 38-45.
15. Железнова И.В. Изучение проблемы конфликтов в подростковом возрасте //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №. 2. С. 293-295.
... всего 53 источника