Особенности коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психологии и
педагогике 8
1.2. Особенности общения лиц с нарушением слуха 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы коммуникативных навыков у
лиц юношеского возраста с нарушением слуха 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по второй главе 47
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативных навыков у
лиц юношеского возраста с нарушением слуха 49
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением
слуха 49
3.2. Программа коррекции и формирования коммуникативных навыков у лиц
юношеского возраста с нарушением слуха 53
Выводы по третьей главе 60
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения 73
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психологии и
педагогике 8
1.2. Особенности общения лиц с нарушением слуха 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы коммуникативных навыков у
лиц юношеского возраста с нарушением слуха 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по второй главе 47
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативных навыков у
лиц юношеского возраста с нарушением слуха 49
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением
слуха 49
3.2. Программа коррекции и формирования коммуникативных навыков у лиц
юношеского возраста с нарушением слуха 53
Выводы по третьей главе 60
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения 73
Актуальность исследования. Общение является одним из основных условий психического развития индивида, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Учитывая исключительную значимость коммуникации в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, нельзя не признать особенно важным изучение и совершенствование коммуникативно-речевых возможностей, необходимых для полноценного взаимодействия с окружающими.
Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне общения. Без него невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе «Развития образования» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»).
Формирование коммуникативных умений является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которой связывается с формированием личности обучающихся. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку обучающихся, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Проблема формирования коммуникативных навыков в её практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2020 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 8816 человек - лица до 18 лет с нарушениями слуха (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»).
Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств - анализаторов человека. Большую часть информации (93 %) люди получают с помощью зрительного анализатора, оставшиеся 7 % - через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2). Значительное число лиц юношеского возраста не могут самостоятельно выработать у себя коммуникативные навыки на уровне, достаточном для успешного социального контакта. Необходимо специальное педагогическое воспитание указанных умений, их целенаправленное формирование различными приемами и средствами. Поэтому вопрос о формировании коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха стоит очень остро. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей коммуникативных навыков, теоретическом обосновании и применении методических рекомендаций по коррекции и формированию данных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха, обосновать и разработать методические рекомендации, способствующие коррекции и формированию навыков общения у данной категории лиц.
...
Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне общения. Без него невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе «Развития образования» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»).
Формирование коммуникативных умений является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которой связывается с формированием личности обучающихся. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку обучающихся, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Проблема формирования коммуникативных навыков в её практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2020 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 8816 человек - лица до 18 лет с нарушениями слуха (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»).
Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств - анализаторов человека. Большую часть информации (93 %) люди получают с помощью зрительного анализатора, оставшиеся 7 % - через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2). Значительное число лиц юношеского возраста не могут самостоятельно выработать у себя коммуникативные навыки на уровне, достаточном для успешного социального контакта. Необходимо специальное педагогическое воспитание указанных умений, их целенаправленное формирование различными приемами и средствами. Поэтому вопрос о формировании коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха стоит очень остро. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей коммуникативных навыков, теоретическом обосновании и применении методических рекомендаций по коррекции и формированию данных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушение слуха, обосновать и разработать методические рекомендации, способствующие коррекции и формированию навыков общения у данной категории лиц.
...
Коммуникативными являются навыки в области понимания и использования языковых и речевых единиц в устной и письменной формах речи в процессе развертывания высказывания (текста). Коммуникативные навыки являются составным компонентом коммуникативной компетенции. Они формируются и усваиваются на основе осознания мотива, цели, выполнения структурированной последовательности действий, контроля результата (реализации мотива, достижения цели) в каждом виде речевой деятельности в процессе целенаправленного обучения и усвоения необходимой совокупности знаний.
В основу классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Различаются два вида слуховой недостаточности - тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - лица без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет). Вторая категория - лица с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.
Лица с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Нарушение функции слуха индивида приводит к нарушению коммуникативных навыков.
Лица юношеского возраста с нарушением слуха - глухие и слабослышащие - представляют одну из самых тяжелых категорий обучающихся с инвалидностью в связи со сложным, системным характером их дефекта, проявляющимся в следующем: даже незначительное снижение слуха, возникшее в раннем возрасте, может не только помешать нормальному развитию речи, но и отрицательно сказаться на ментально- психологическом статусе; задержка и недоразвитие речевых навыков не всегда пропорциональны степени снижения слуха, поскольку развитие речи в большей степени зависит от условий воспитания, состояния интеллекта, индивидуальных способностей к овладению речью; низкий уровень развития речевых навыков порождает проблемы в обучении, общении, формировании взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, затрудняет адаптацию в интегрированном социуме. Детерминантами стиля
коммуникации студентов с ограниченными слуховыми возможностями являются: направленность общения: обособление в рамках глухой
субкультуры (обособление в рамках слышащей субкультуры); вербальные навыки (развитые либо неразвитые).
Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха организовано на базе КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий». Выборка была сформирована из 24 юношей и девушек 16-18 лет. С целью исследования особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха нами были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика межличностного общения» (Л.Н. Собчик),
«Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский).
Суммируя диагностические данные по трем проведенным методикам, можно сделать следующие выводы. Для лиц юношеского возраста с нарушением слуха характерна высокая потребность в общении, тяга к людям, стремление к выстраиванию коммуникаций, наличие потребности во взаимодействии с обществом, желании установить глубокие, стабильные, полноценные связи. Но трудности в социальных контактах, ограниченный круг общения, поверхностные, непрочные связи лиц с дефектами слуха со слышащими не всегда позволяют им занять активную позицию для решения этой проблемы.
...
В основу классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Различаются два вида слуховой недостаточности - тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - лица без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет). Вторая категория - лица с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.
Лица с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Нарушение функции слуха индивида приводит к нарушению коммуникативных навыков.
Лица юношеского возраста с нарушением слуха - глухие и слабослышащие - представляют одну из самых тяжелых категорий обучающихся с инвалидностью в связи со сложным, системным характером их дефекта, проявляющимся в следующем: даже незначительное снижение слуха, возникшее в раннем возрасте, может не только помешать нормальному развитию речи, но и отрицательно сказаться на ментально- психологическом статусе; задержка и недоразвитие речевых навыков не всегда пропорциональны степени снижения слуха, поскольку развитие речи в большей степени зависит от условий воспитания, состояния интеллекта, индивидуальных способностей к овладению речью; низкий уровень развития речевых навыков порождает проблемы в обучении, общении, формировании взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, затрудняет адаптацию в интегрированном социуме. Детерминантами стиля
коммуникации студентов с ограниченными слуховыми возможностями являются: направленность общения: обособление в рамках глухой
субкультуры (обособление в рамках слышащей субкультуры); вербальные навыки (развитые либо неразвитые).
Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха организовано на базе КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий». Выборка была сформирована из 24 юношей и девушек 16-18 лет. С целью исследования особенностей коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха нами были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика межличностного общения» (Л.Н. Собчик),
«Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский).
Суммируя диагностические данные по трем проведенным методикам, можно сделать следующие выводы. Для лиц юношеского возраста с нарушением слуха характерна высокая потребность в общении, тяга к людям, стремление к выстраиванию коммуникаций, наличие потребности во взаимодействии с обществом, желании установить глубокие, стабильные, полноценные связи. Но трудности в социальных контактах, ограниченный круг общения, поверхностные, непрочные связи лиц с дефектами слуха со слышащими не всегда позволяют им занять активную позицию для решения этой проблемы.
...
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние художественной гимнастики на развитие психофизических способностей у девочек 6-7 лет с нарушением речи
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018





