Введение 3
1. Теоретические основы изучения межличностных отношений
детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «межличностные отношения» 7
1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного
возраста 15
Выводы по главе 1 24
2. Исследование особенностей межличностных отношений детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в разновозрастной группе детского сада 26
2.1. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного
возраста 26
2.2. Организация исследования межличностных отношений детей
дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада, анализ и интерпретация данных исследования 28
2.3. Рекомендации по развитию межличностных отношений детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в разновозрастной группе детского сада 43
Выводы по главе 2 61
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 70
Приложения 74
Актуальность исследования. В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное развитие отношений с другими людьми, что является базой для дальнейшего развития личности ребенка, а также значительно определяет особенности самосознания человека - его поведение, отношение к миру и самочувствие среди других людей.
Становлению личности ребенка в дошкольном возрасте способствуют не только взрослые, но и также другие дети (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Именно первый опыт взаимоотношений со сверстниками определяет характер самосознания дошкольника и дальнейшее социальное развитие. В данном отношении особый интерес для исследования представляют отношения между разновозрастными детьми. Группа с разновозрастными детьми в дошкольном образовательном учреждении является типичной моделью интегративной группы, в которую входят дети с разным уровнем физических и умственных способностей. Несомненно, что отношения между разновозрастными детьми имеют свои особенности, а также существенно отличаются от межличностных отношений в группе одновозрастных, иначе гомогенной.
Актуальность данной темы определяется тем фактом, что анализ взаимоотношения старших и младших детей может предложить новые подходы для воспитания важнейших качеств личности - толерантности, нравственности, способности считаться с мнением других, сотрудничать с непохожими людьми и т.д.
Помимо вышесказанного, актуальность нашего исследования заключена в социальной значимости рассматриваемой проблемы, которая объясняется ее недостаточной изученностью как в теоретической, так и в практическом плане. В отечественных трудах практически отсутствуют исследования, специально посвященные психолого-педагогическому анализу отношений в разновозрастных группах. Несмотря на это количество разновозрастных групп в дошкольных учреждениях нашей страны стремительно растет.
Цель исследования: изучение особенностей межличностных
отношений детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях разновозрастной группы детского сада.
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику диагностики особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста.
3. Организовать и провести исследование особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разновозрастной группе детского сада
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования, разработать рекомендации по развитию межличностных отношений детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разновозрастной группе детского сада.
Гипотеза исследования: для детей, воспитывающихся в условиях разновозрастной группы детского сада, характерны следующие особенности межличностных отношений:
- отношения со сверстниками носят функционально-ролевой характер, строятся на основе межличностной привлекательности, непродолжительны и неустойчивы;
- обусловлены опытом взаимодействия со взрослыми и сиблинговыми отношениями в семье.
Между характером межличностных отношений и статусной позицией ребенка в группе существует взаимосвязь.
...
В заключении проделанного нами исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. При исследовании психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы выявили, что в дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий по проблемам организации работы в разновозрастных группах малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература ориентирована на реализацию «типовой программы» обучения в детском саду. В связи с динамичными изменениями в методическом обеспечении работы дошкольных учреждений современный педагог оказывается в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее «сезонности».
Однако современное состояние проблемы межличностного сотрудничества в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.
Проблема формирования и развития межличностных отношений детей дошкольного возраста рассматривается в трудах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Т.В. Антоновой, Е.О. Смирновой, В.С. Мухиной и др. Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие особенности межличностных отношений дошкольников:
- отношения со сверстниками приобретают функционально -ролевой статус;
• отношения со сверстниками обусловлены опытом взаимодействия со взрослыми, взрослый является инициатором отношений, носителем норм и форм поведения, которые усваиваются в дальнейшем;
• при взаимодействии со сверстниками происходит формирование и развитие основных стереотипов и норм, регулирующих межличностные отношения;
• в отношениях отсутствует осознание мотива межличностной привлекательности;
• все возникающие контакты, как правило, не долгосрочны;
• при взаимодействии ребенок ориентируется и равняется на старших, при этом идентифицирует себя с близкими людьми, сверстниками из окружения.
2. Экспериментальное исследование в нашей работе было посвящено выявлению особенностей межличностного взаимодействия детей в условиях разновозрастной группы и зависимости этих особенностей от позиции, занимаемой ребенком в семье: «единственный ребенок», «старший ребенок», «средний ребенок», «младший из двух детей», «младший из трех и большего числа детей». В своем экспериментальном исследовании мы брали за основу типологию межличностных отношений детей в разновозрастной группе, предложенную В.Н. Бутенко.
Исследование особенностей межличностных отношений детей, воспитывающихся в разновозрастной группе детского сада, было организовано и проведено в течение двух месяцев на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Дубенский детский сад».
На первом этапе эмпирического исследования нами были разработаны критерии межличностного отношения дошкольников на основе исследования В.Н. Бутенко, представленные в работе «Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада», далее нами была
разработана программа диагностики, включающая следующие методы и методики: Наблюдение за детьми организовывалось в следующие
организационные моменты: сборы на прогулки, после прогулки, поведение во время занятий и в свободной игровой деятельности. С целью изучения мотивов, послуживших основанием для выбора, и характера межличностных отношений в исследуемой группе использовалась игра «Секрет» в качестве метода социометрического исследования. Данная игра была разработана и адаптирована в исследованиях Т.А. Репиной.
...
1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как
условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова //. -
Вопросы психологии.- 1980.- № 5. - С. 60-70.
2. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира / В.В. Абраменкова. - М.,1999. - 218 с.
3. Аванесов, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1989. - 512с.
4. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Антонова. - М., 1983. - 184 с.
5. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М., Просвещение, 1983. - 322 с.
6. Бутенко, В. Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада / В. Н. Бутенко // Психология обучения. - 2011. - №12. - C. 39-53.
7. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Вовчик- Е.А. Блакитная //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С.56-59.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 2001. - 620 с.
9. Газиева, К.Т. Опыт события. Отчет о работе в младшей группе детского сада педагога-экспериментатора / Газиева К.Т.// Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - №3. - С.124-142.
10. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Герасимова. - М., 2000. - 178 с.
11. Герасимова, Е.Н. Разновозрастные группы в детском саду / Е.Н. Герасимова// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 21. - С. 27-32.
12. Гребенникова, Л.А. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Гребенникова. - М., 2006. - 188 с.
13. Гундарева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Гундарева. -М., 2005. - 25 с.
14. Давидчук, А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада / А.Н. Давидчук, А.Т. Тамбовцева. - М., 1988. - 352 с.
15. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: дис. ... канд. пед. наук / Р.И. Деревянко. - М., 1983. - 210 с.
... всего 45 источников