ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие мотивации достижения в психологии 6
1.2. Сущность саморегуляции личности в психологических исследованиях . 10
1.3. Особенности мотивации достижения и саморегуляции в подростковом
возрасте 17
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу по развитию
мотивации достижения успеха и саморегуляции подростков 49
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие мотивации достижения в психологии 6
1.2. Сущность саморегуляции личности в психологических исследованиях . 10
1.3. Особенности мотивации достижения и саморегуляции в подростковом
возрасте 17
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу по развитию
мотивации достижения успеха и саморегуляции подростков 49
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность данной работы состоит в том, что в процессе социализации у человека формируется определенная стратегия поведения, состоящая из осознанности в постановке и достижении жизненных целей, способности брать на себя ответственность за принятие решения. Данную стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивают процессы саморегуляции личности и мотивация достижения, отражающая ценность отношения индивида к себе как личности и субъекту деятельности.
Подростковый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется эмоциональной возбудимостью, тревожностью, устойчивостью переживаний, противоречивостью эмоциональной сферы, доминированием эмоциональных состояний, положительно и отрицательно окрашенных, в связи с чем обостряется проблема развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием и формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Отсюда проблема саморегуляции учебной деятельности и достижения успеха подростка выступает на первый план.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует целостное изучение саморегуляции психических состояний личности. Как правило, изучаются отдельные аспекты данного явления: теоретические и методологические аспекты саморегуляции психических состояний (В.С. Агавелян, Г.Ш. Габдреева, В.А. Ганзен, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, Г.С. Никифоров, Н.М. Пейсахов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, Ю.И Филимоненко и др.), стилевые особенности саморегуляции (Е.М. Коноз, В.И. Моросанова и др.), возрастные аспекты саморегулирования (Г.Ш. Габдреева, Ю.А. Миславский,
A. К. Осницкий, А.О. Прохоров и др.).
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон,
B. А. Скотт, М.Ю. Орлов, P.C. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.).
Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен).
Цель исследования - выявить особенности мотивации достижения подростков с разным уровнем саморегуляции.
Объект исследования - саморегуляция подростков.
Предмет исследования - мотивация достижения подростков.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие мотивации достижения и саморегуляции личности в психологии.
2. Изучить возрастные особенности мотивации достижения и саморегуляции в подростковом возрасте.
3. Эмпирическим путем выявить особенности мотивации достижения подростков с разным уровнем саморегуляции.
4. Разработать методические рекомендации по развитию мотивации достижения и саморегуляции деятельности подростков.
...
Подростковый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется эмоциональной возбудимостью, тревожностью, устойчивостью переживаний, противоречивостью эмоциональной сферы, доминированием эмоциональных состояний, положительно и отрицательно окрашенных, в связи с чем обостряется проблема развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием и формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Отсюда проблема саморегуляции учебной деятельности и достижения успеха подростка выступает на первый план.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует целостное изучение саморегуляции психических состояний личности. Как правило, изучаются отдельные аспекты данного явления: теоретические и методологические аспекты саморегуляции психических состояний (В.С. Агавелян, Г.Ш. Габдреева, В.А. Ганзен, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, Г.С. Никифоров, Н.М. Пейсахов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, Ю.И Филимоненко и др.), стилевые особенности саморегуляции (Е.М. Коноз, В.И. Моросанова и др.), возрастные аспекты саморегулирования (Г.Ш. Габдреева, Ю.А. Миславский,
A. К. Осницкий, А.О. Прохоров и др.).
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон,
B. А. Скотт, М.Ю. Орлов, P.C. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.).
Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен).
Цель исследования - выявить особенности мотивации достижения подростков с разным уровнем саморегуляции.
Объект исследования - саморегуляция подростков.
Предмет исследования - мотивация достижения подростков.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие мотивации достижения и саморегуляции личности в психологии.
2. Изучить возрастные особенности мотивации достижения и саморегуляции в подростковом возрасте.
3. Эмпирическим путем выявить особенности мотивации достижения подростков с разным уровнем саморегуляции.
4. Разработать методические рекомендации по развитию мотивации достижения и саморегуляции деятельности подростков.
...
Мотивация достижения - это стремление проявить как можно более высокую степень собственных способностей и усилий, способность переживать гордость за собственное трудолюбие. Мотив достижения - это то, что может изменяться как в процессе естественного, так и целенаправленно развития.
Исследователи сходятся в том, что мотивация достижения - категория самооценочная, следовательно, может являться результатом осознания, а это в свою очередь создает перспективы целенаправленной психологической работе.
Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме развития мотивации достижения показал, что подростковый возраст является сензитивным периодом для актуализации мотивации достижения. Подростковый возраст рассматривается как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В подростковом возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.
К основным критериям мотивация достижения в подростковом возрасте можно отнести следующие:
• требование достижения определенного результата, который подлежит фиксации, оценке и измерении;
• полученный результат подлежит и возможен оценке, т.е., существует некоторый стандарт для оценки поведения подростка в определенной ситуации;
• требования, предъявляемые к поведению и деятельности подростка в меру трудные, и.е. данные требования дают возможность получить необходимый результат при приложении достаточных усилий.
В результате проведенного эмпирического исследования мотивации достижения у старших подростков были получены следующие результаты:
• наиболее выраженным у старших подростков является средний уровень потребности в достижении. Большинство подростков частично готовы к достижению результатов в различных видах деятельности. По своему содержанию рассматриваемый показатель подразумевает необходимость прилагать определенные усилия для достижения результата и, соответственно, чем более выражен показатель, тем большие усилия готовы прилагать;
• у большинства подростков мотивация на достижения успеха/ избегания неудач не выражена;
• следует отметить слабую представленность в структуре мотивации старших подростков как мотива достижения успеха, так и мотива избегания неудачи.
Проведенное эмпирическое исследование соотношения мотивации достижения с уровнем осознанной саморегуляции учебной деятельности подростков позволяет сделать следующие выводы.
Мотивация достижения успеха подростков при низком уровне осознанной саморегуляции учебной деятельности характеризуется следующими особенностями:
• частичной настойчивостью в достижении цели; могут быть удовлетворены достигнутым; недостаточно стремятся сделать дело лучше, чем раньше;
• активность подростков в большей степени связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, подростки думают о путях избегания возможной неудачи, а не о способах достижения успеха.
...
Исследователи сходятся в том, что мотивация достижения - категория самооценочная, следовательно, может являться результатом осознания, а это в свою очередь создает перспективы целенаправленной психологической работе.
Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме развития мотивации достижения показал, что подростковый возраст является сензитивным периодом для актуализации мотивации достижения. Подростковый возраст рассматривается как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В подростковом возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.
К основным критериям мотивация достижения в подростковом возрасте можно отнести следующие:
• требование достижения определенного результата, который подлежит фиксации, оценке и измерении;
• полученный результат подлежит и возможен оценке, т.е., существует некоторый стандарт для оценки поведения подростка в определенной ситуации;
• требования, предъявляемые к поведению и деятельности подростка в меру трудные, и.е. данные требования дают возможность получить необходимый результат при приложении достаточных усилий.
В результате проведенного эмпирического исследования мотивации достижения у старших подростков были получены следующие результаты:
• наиболее выраженным у старших подростков является средний уровень потребности в достижении. Большинство подростков частично готовы к достижению результатов в различных видах деятельности. По своему содержанию рассматриваемый показатель подразумевает необходимость прилагать определенные усилия для достижения результата и, соответственно, чем более выражен показатель, тем большие усилия готовы прилагать;
• у большинства подростков мотивация на достижения успеха/ избегания неудач не выражена;
• следует отметить слабую представленность в структуре мотивации старших подростков как мотива достижения успеха, так и мотива избегания неудачи.
Проведенное эмпирическое исследование соотношения мотивации достижения с уровнем осознанной саморегуляции учебной деятельности подростков позволяет сделать следующие выводы.
Мотивация достижения успеха подростков при низком уровне осознанной саморегуляции учебной деятельности характеризуется следующими особенностями:
• частичной настойчивостью в достижении цели; могут быть удовлетворены достигнутым; недостаточно стремятся сделать дело лучше, чем раньше;
• активность подростков в большей степени связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, подростки думают о путях избегания возможной неудачи, а не о способах достижения успеха.
...
Подобные работы
- СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ ТЕННИСИСТОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ КОНТРОЛЬНООЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
(НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14-17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018





