Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья (на примере студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования)

Работа №149178

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2015
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья
1.1. Понятие «национальное самосознание» в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2. Функции и компоненты национального самосознания 15
1.3. «Ближнее зарубежье». Глобализация миграционных процессов и ее
причины 19
1.4. Социально-психологическая характеристика студентов, обучающихся в
системе среднего профессионального образования 28
Выводы по 1 главе 46
Глава 2. Организация и проведение эмпирического исследования особенностей национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья
2.1. Методы и методики исследования национального самосознания
студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья 47
2.2. Результаты эмпирического исследования национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья (на примере студентов,
обучающихся в системе среднего профессионального образования) 50
2.3. Программа по развитию национального самосознания «Мы разные, но мы вместе!» 56
2.4. Анализ результатов исследования 60
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение 73

Национальное самосознание личности является немаловажной составляющей самосознания в целом. Также оно играет немалую роль психического здоровья, целостности и гармоничной жизни. Понимание своей этнической идентичности является одним из инструментов адаптации к окружающему миру и ориентировки в нем. Важно то, что это вызывает желание к познанию себя, возникает ощущение безопасности и стабильности.
Актуальность исследования особенностей национального самосознания личности усиливается в связи с большим миграционным потоком. В связи с этим происходит много процессов изменения как личностных, так и общественных. Например, социальная нестабильность, сопровождающаяся изменением системы ценностей и кризисом идентичности у его населения, также бывают случаи агрессивного поведения и интолерантного отношения с обеих сторон участников миграционных процессов. Новая волна интереса к исследованию проблемы национального самосознания за последние десять лет связана с изменением обстановки в мире: усилением интеграции, сотрудничества стран между собой, расширением экономических связей, огромного информационного потока, а также с обострением национальных конфликтов разных уровней.
Особо актуальна, в последнее время, стала проблема межнациональных противоречий и конфликтов, также этнической интолерантности и отчужденности. Важным критерием улучшения межнациональных отношений в обществе является развитие национального самосознания личности. Уровень развития национального самосознания личности влияет на характер отношения к людям другой национальности. Чем выше уровень развития национального самосознания, тем выше уровень толерантного поведения, что является одним из условий эффективного межнационального взаимодействия. Мы исходим из положения о том, что человек, который
знает и уважает свою культуру, может иметь эффективное взаимодействие, может понимать и принимать культуру и людей других народов. Большой вклад в разработку теорий о национальном самосознании внесли и отечественные психологи, например, такие как Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Г.У.Солдатова, ТГ.Стефаненко, В.Ю.Хотинец, и др.
Существенным признаком нации является национальное самосознание. Оно формируется в процессе образования нации, с помощью осознания представителями нации или этноса своего происхождения и культурных связей со своими национальными корнями. Национальное самосознание определяется через знания языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности.
На сегодняшний день молодое поколение, которое представляет собой будущее нашей страны, является наиболее подверженным влиянию различных факторов и уязвимым. Современная ситуация в стране вызывает в них различного рода страхи, агрессию, тревожность, неуверенность и неопределённость. Самый распространенный страх современной молодёжи - страх за будущее России, за перспективу её развития и статус в системе международных отношений. Это может отразиться на личности в целом, например, в виде страха за свое будущее, страха невозможности самореализации и профессионального успеха в дальнейшем. Таким образом, сегодня, как никогда, крайне важно уделять внимание изучению и целенаправленному формированию национального самосознания россиян. Учёные и политики, работники сферы образования и социального обслуживания, на наш взгляд, также не должны оставаться в стороне от решения данной проблемы.
В научно-теоретическом плане проблема самосознания личности в целом достаточно глубоко и разносторонне изучена. Достаточно хорошо исследована структура самосознания, его уровни, проявления, характеристики, факторы, оказывающие влияние на самосознание личности. Изучению национального самосознания также посвящены многие сотни научных работ и исследований, начиная с античных философов, которым принадлежат первые попытки объяснить поведение и нравы народов особенностями окружающей среды и образом жизни.
В этнопсихологии национальное самосознание определяется, как понимание личностью собственной принадлежности к какой-нибудь социально-этнической общности и ее положение в системе социальных взаимоотношений. Хотя вопрос о национальном самосознании полон неоднозначных факторов. Так, к примеру, не существует точной структуры национального самосознания. Когнитивный, чувственный и регулятивный (поведенческий) составляющие определены, но есть неточности в их исследовании и связях с окружающими факторами. Мало изучены и вопросы, которые касаются онтогенетической части проблемы, то есть становления национального самосознания. Онтогенетический анализ проблемы помог бы расширить знания об особенностях структурных компонентов национального самосознания личности. Изучение структурных компонентов национального самосознания сводится к трем составляющим: когнитивному компоненту, эмоциональному и поведенческому.
Возникновение самосознания у ребенка способствует появлению у него желания понять, что представляет он сам и это пробуждает критическое отношение к другим окружающим. Национальное самосознание является составной частью самосознания личности. Оно имеет свои проявления на личностном уровне, в том числе в объективных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного и профессионального творчества и т.д. У более старших представителей этнической группы оно ослаблено в тех случаях, когда они не контактируют с представителями своей этнической общности.
Цель исследования: изучение особенностей национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья.
Объект исследования: национальное самосознание студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья.
Предмет исследования: особенности национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья.
Гипотеза исследования:
1) национальное самосознание студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья, имеет свои особенности, а именно: высокая значимость собственной национальности; ярко выраженное чувство принадлежности к своей этнической группе;
2) для национального самосознания студентов из РФ характерны проявления нетерпимого отношения к представителям других этнических групп.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы национального самосознания студентов;
2. Сформулировать основные теоретические единицы понятийного аппарата исследования;
3. Осуществить подбор испытуемых и психодиагностического инструментария;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья (на примере студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования);
5. Разработать программу по развитию национального самосознания;
6. Проанализировать результаты исследования.
Методологическая основа исследования: психологическая теория сознания и самосознания (В.С. Агеев Б.Г., И.С. Кон,), которая позваляет выработать обобщенное представление о структурно-уровневой природе самосознания; теория личности, рассматривающая личность как целостное образование, определяемое включенностью в общественные отношения, способное действовать свободно, самостоятельно и ответственно; концептуальные разработки в области этнопсихологии и этносоциологии; теория Л.Ф. Стефаненко, рассматривающая этническую идентичность как ядро национального самосознания и результат эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, отождествления себя с ним и отделения от других этносов. В процессе исследования были использованы следующие методики: «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» (автор О.Л. Романова), методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (авторы А.Н. Татарко , Н.М. Лебедева). Для статистической обработки данных применялся U-критерий Манна-Уитни.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день молодое поколение, которое представляет собой будущее нашей страны, является наиболее подверженным влиянию различных факторов. Современная социально-политическая ситуация в стране вызывает различного рода страхи, агрессию, тревожность, неуверенность и неопределённость. Таким образом, крайне важно уделять внимание изучению и целенаправленному формированию национального самосознания россиян. Национальное самосознание влияет на характер отношения к представителям других народов. При этом в основе национальной и этнической толерантности личности заложен высокий уровень развития ее национального самосознания. В связи с этим развитие национального самосознания подрастающего поколения является одним из основных факторов и условий гармонизации межэтнических отношений.
Данное диссертационное исследование было посвящено изучению особенностей национального самосознания студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья. В проведенном теоретико-эмпирическом исследовании были решены основные задачи, частично подтверждена гипотеза исследования и получены результаты, на основании которых сформулированы следующие выводы:
1. национальное самосознание это осознанное отнесение человеком себя к определенной этнической группе, которое включают систему представлений о себе как ее части, эмоционально и ценностное отношение к своему национальному «Я» и основываясь на этом, регуляцию своего поведения. Национальное самосознание появляется и развивается в рамках самосознания личности, которое представляет собой совокупность всех представлений об этническом мире (не только о своем этносе, но и о других национальных группах);
2. национальное самосознание студентов, приехавших из стран ближнего зарубежья, имеет свои особенности, а именно: ярко выраженное чувство принадлежности к своей этнической группе зафиксировано у 50% студентов, для 37,5 % респондентов характерна высокая значимость собственной национальности, т.е. студенты-мигранты проявляют интерес к своей культуре, испытывают чувство гордости за свой народ в достижениях, испытывают отрицательные эмоции;
3. для студентов из РФ характерно терпимое отношение испытуемых к представителям других этнических групп, так по мнению студентов, представители любой этнической группы имеют право проживать на любой территории вне зависимости от своей национальной принадлежности;
представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества; признают за другими национальностями, проживающими в нашей стране некие права;
4. после проведенного эмпирического исследования нами была составлена программа по развитию национального самосознания студентов «Мы разные, но мы вместе!»; программа представлена тремя содержательными блоками, предусматривающими работу с каждой группой студентов и совместные занятия с различными этническими группами. Реализация программы способствовала развитию эффективных форм межличностного и межэтнического взаимодействия среди студенческой молодежи, формированию толерантных установок по отношению к мигрантам, повышению уровня значимости собственной нации, формированию навыков конструктивного общения и взаимодействия, обогащению опыта разрешения конфликтных ситуаций.
...


1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1999, № 3, С. 135-140.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 2001, № 1, С. 95-101.
3. Агеев В.С., Теныюв А. А. Содержание, структура и динамика межгрупповых представлений // Вестник МГУ: Психология, 2006, № 1, С. 10-19- 181.
4. Агеев В.С., Сыродеева А. А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник МГУ, Серия 14: Психология. 2007,№ 2, С. 11-19.
5. Бадыштова И.М. Истоки интолерантности россиян к мигрантам. // Горные страны: расселение, этондемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг. Материалы международной конференции. Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября. -М.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005: 116­122.
6. Баронин А. С. Этнопсихология : Учебное пособие / А. С. Баронин ; отв. ред. И. В. Хронюк . - Ки!в : МАУП, 2000 . - 115 с.
7. Божович, Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
8. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику. 1993, № 3, С. 71.
9. Бромлей Ю. В. Этнография и взаимопонимание народов. 1996, N 1, С. 3-12.
10. Бусыгин Е.П., Столярова Г. Р. Культурно-бытовые процессы в национально-смешанных семьях: по материалам исследований в сельских районах Тат. АССР / Советская этнография. 1988, № 3, С. 27-35.
11. Галкина Е.М. Проблемы этнической идентификации выходцев из национально-смешанных семей // Актуальные проблемы социального развития и задачи социологии. Рига, 1989, С. 71-75.
12. Галкина Е.М. Этническая идентификация у выходцев из национально­смешанных семей: этносоциологический и этнопсихологический аспекты // Этнография, антропология и смешанные дисциплины: соотношение предмета и методов. М. , 1999, С. 11-19.
13. Ганцкая О.А., Терентьева Л Н. Этнографические исследования национальных процессов в Прибалтике / Советская этнография. 1995, № 5, С. 3-9.
14. Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология, 2009, 216 с.
15. Губогло М.Н. Интегрирующая функция языка: социолингвистические проблемы развивающихся стран. М. , 2005, С. 223-239.
... всего 79 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ