Формирование правовой осведомлённости учителей информатики (Тихоокеанский государственный университет)
|
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ 9
1.1 Проблемы формирования правовой осведомленности педагогических работников в научной литературе 9
1.2 Общенаучные основы разработки системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики 16
1.3 Модель системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики 22
Выводы к первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ 32
2.1 Программа повышения квалификации профессионального развития учителей информатики 32
2.2 Педагогические условия и технологии реализации модели формирования правовой осведомленности учителей информатики 48
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития 55
Выводы ко второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ 9
1.1 Проблемы формирования правовой осведомленности педагогических работников в научной литературе 9
1.2 Общенаучные основы разработки системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики 16
1.3 Модель системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики 22
Выводы к первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ 32
2.1 Программа повышения квалификации профессионального развития учителей информатики 32
2.2 Педагогические условия и технологии реализации модели формирования правовой осведомленности учителей информатики 48
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития 55
Выводы ко второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Современное общество стремительно развивается в области информационных технологий, что делает учителя информатики ключевой фигурой в формировании правовой осведомленности учащихся. От учителей информатики требуется не только внедрение образовательных технологий, но и формирование правовых навыков и знаний, особенно связанных с использованием информационных ресурсов и защитой данных.
Одно из основных требований Профессионального стандарта для педагогической деятельности в дошкольном, начальном и основном среднем образовании заключается в необходимости владения нормативными документами, касающимися обучения и воспитания детей, а также трудового законодательства и Конвенции о правах ребенка.
Анализ обязанностей и практической деятельности работников образования показывает, что для педагогов важно обладать определенными знаниями в области законодательства и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Например, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н, определено: «Учитель должен обладать знаниями: законов и других нормативных юридических актов, регулирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка».
Отметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности признана одной из ключевых задач профессионального образования учителей информатики. В настоящее время государственная политика в области правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, укрепление юридической грамотности и преодоление правового нигилизма, в первую очередь в образовательной среде. В такой обстановке педагог становится участником государственной политики в области права. Уровень правовой грамотности педагога непосредственно связан с удовлетворением потребностей общества в формировании правовой культуры у учащихся.
Актуальность рассматриваемой темы проявляется в том, что учителя информатики сталкиваются с проблемами при попытках осуществления государственных правоприменительных актов в своей педагогической деятельности. Анализ публикаций в периодической печати и судебной практики свидетельствует о многочисленных случаях правонарушений в сфере образования. Часто педагоги не ознакомлены с правовыми нормами, их действия определяются интуицией, без осознания противоправности своих поступков. В такой ситуации необходимо повышение правовой культуры учителей информатики для предотвращения неправомерности педагогических решений и защиты их законных интересов. Знание основ законодательной политики в сфере образования позволит педагогам избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизованного разрешения возникающих проблем в рамках законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности учителей информатики.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ фундаментальных положений педагогической, психологической и юридической наук показал, что для решения научных и практических задач, связанных с формированием правовой культуры учителя информатики, в науке уже накоплен определенный теоретический базис.
В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: В.И. Байденко[11], В.А. Болотова [17], A.A. Вербицкого [19], Э.Ф. Зеера [27], A.M. Митяевой [45],A.B. Хуторского [71], B.Д. Шадрикова [73] и др.
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях А.Г. Кислова [34], Е.А. Певцовой [52].
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной [9], С.С. Воеводиной [21], A.B. Молчановой [47], B.B. Потомахина54], А.А. Родионова [56] и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили«Конституция Российской Федерации»; закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; доктрина от 4 октября 2000 года №751«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», стандарт от 7 декабря 2022 г. № 568 «Федеральный государственный образовательный стандарт», письмо от 19.03.1996 г. №391/11 письмо Министерства образования Российской Федерации «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» и др.
Неоспоримую важность теоретических и практических исследований указанных авторов следует признать, однако проблема формирования правовой культуры учителей информатики, не получила достаточной разработки по ряду причин: нечеткому определению правовой культуры педагога и ее компонентов, а также недостаточной разработанности критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов на практике, необходимость соблюдения норм Профессионального стандарта в условиях недостаточной развитости правовой культуры у педагогов.
Выявленные недостатки привели к следующим противоречиям:
-между увеличивающимся спросом общества на учителей с хорошей юридической подготовкой и существующей системой обучения педагогических кадров, которая не обеспечивает развитие правовой культуры в процессе обучения;
- между необходимостью развития правовой культуры педагогов и недостаточным единством научных подходов к данной проблеме;
- между потребностью в новых нормативно-правовых документах, профессиональных стандартах и договорах оказания услуг в сфере образования, и отсутствием системы профессиональной подготовки педагогических кадров.
Выявленные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры учителей информатики будет наиболее эффективным.
Цель исследования: разработка модели и способы реализации системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
Объект исследования: процесс повышения правовой культуры профессиональной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие повышение правовой культуры в профессиональной деятельности учителей информатики.
Гипотеза исследования заключается в том, что успешное повышение уровня правовой культуры учителей информатики в их профессиональной деятельности будет мотивировано, если: будут определены педагогические условия, способствующие эффективному повышению правовой культуры педагогов в их работе; будет разработана модель развития правовой культуры педагогов; будет создан критериально-измерительный инструментарий для оценки эффективности повышения правовой культуры учителей информатики в профессиональной деятельности.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1. Изучить проблему формирования правовой осведомлённости педагогических работников в научной литературе.
2. Проанализировать общенаучные основы разработки системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
3. Разработать модель системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
4. Изучить содержание формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
5. Выявить технологии формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
6. Рассмотреть критерии, показатели и уровни сформированности правовой осведомлённости учителей информатики.
7.Изучить педагогические условия и особенности реализации модели совершенствования правовой культуры педагогов.
8. Провести экспериментальную работу по формированию правовой осведомлённости учителей информатики.
Опытно-экспериментальная база исследования: образовательные организации г. Хабаровска.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- была разработана модель для повышения правовой культуры учителей информатики в рамках их профессиональной деятельности, включающая целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация данной модели направлена на обеспечение высокого качества повышения профессиональной правовой культуры.
- была разработана программа повышения квалификации для профессионального развития педагогов общеобразовательных учреждений учителей информатики «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога».
- была экспериментально подтверждена эффективность правовой культуры учителей информатики в рамках реализации Профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость: в результате исследования было уточнено определение «правовой культуры педагога» как системы знаний, ценностных ориентиров и регуляторов общественной жизни, которые позволяют эффективно применять нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности педагога.
Практическая значимость:
- Результаты исследования, а также разработанная на их основе программа повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных организаций вносят существенный вклад в улучшение практики повышения квалификации педагогов.
- Проведение и апробация программы повышения квалификации учителей информатики способствовали увеличению их мотивации к развитию собственной правовой культуры.
- Материалы данного исследования могут быть использованы в организации системы повышения квалификации учителей информатики различных уровней образования.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит таблицы и рисунки.
Одно из основных требований Профессионального стандарта для педагогической деятельности в дошкольном, начальном и основном среднем образовании заключается в необходимости владения нормативными документами, касающимися обучения и воспитания детей, а также трудового законодательства и Конвенции о правах ребенка.
Анализ обязанностей и практической деятельности работников образования показывает, что для педагогов важно обладать определенными знаниями в области законодательства и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Например, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н, определено: «Учитель должен обладать знаниями: законов и других нормативных юридических актов, регулирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка».
Отметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности признана одной из ключевых задач профессионального образования учителей информатики. В настоящее время государственная политика в области правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, укрепление юридической грамотности и преодоление правового нигилизма, в первую очередь в образовательной среде. В такой обстановке педагог становится участником государственной политики в области права. Уровень правовой грамотности педагога непосредственно связан с удовлетворением потребностей общества в формировании правовой культуры у учащихся.
Актуальность рассматриваемой темы проявляется в том, что учителя информатики сталкиваются с проблемами при попытках осуществления государственных правоприменительных актов в своей педагогической деятельности. Анализ публикаций в периодической печати и судебной практики свидетельствует о многочисленных случаях правонарушений в сфере образования. Часто педагоги не ознакомлены с правовыми нормами, их действия определяются интуицией, без осознания противоправности своих поступков. В такой ситуации необходимо повышение правовой культуры учителей информатики для предотвращения неправомерности педагогических решений и защиты их законных интересов. Знание основ законодательной политики в сфере образования позволит педагогам избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизованного разрешения возникающих проблем в рамках законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности учителей информатики.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ фундаментальных положений педагогической, психологической и юридической наук показал, что для решения научных и практических задач, связанных с формированием правовой культуры учителя информатики, в науке уже накоплен определенный теоретический базис.
В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: В.И. Байденко[11], В.А. Болотова [17], A.A. Вербицкого [19], Э.Ф. Зеера [27], A.M. Митяевой [45],A.B. Хуторского [71], B.Д. Шадрикова [73] и др.
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях А.Г. Кислова [34], Е.А. Певцовой [52].
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной [9], С.С. Воеводиной [21], A.B. Молчановой [47], B.B. Потомахина54], А.А. Родионова [56] и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили«Конституция Российской Федерации»; закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; доктрина от 4 октября 2000 года №751«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», стандарт от 7 декабря 2022 г. № 568 «Федеральный государственный образовательный стандарт», письмо от 19.03.1996 г. №391/11 письмо Министерства образования Российской Федерации «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» и др.
Неоспоримую важность теоретических и практических исследований указанных авторов следует признать, однако проблема формирования правовой культуры учителей информатики, не получила достаточной разработки по ряду причин: нечеткому определению правовой культуры педагога и ее компонентов, а также недостаточной разработанности критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов на практике, необходимость соблюдения норм Профессионального стандарта в условиях недостаточной развитости правовой культуры у педагогов.
Выявленные недостатки привели к следующим противоречиям:
-между увеличивающимся спросом общества на учителей с хорошей юридической подготовкой и существующей системой обучения педагогических кадров, которая не обеспечивает развитие правовой культуры в процессе обучения;
- между необходимостью развития правовой культуры педагогов и недостаточным единством научных подходов к данной проблеме;
- между потребностью в новых нормативно-правовых документах, профессиональных стандартах и договорах оказания услуг в сфере образования, и отсутствием системы профессиональной подготовки педагогических кадров.
Выявленные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры учителей информатики будет наиболее эффективным.
Цель исследования: разработка модели и способы реализации системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
Объект исследования: процесс повышения правовой культуры профессиональной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие повышение правовой культуры в профессиональной деятельности учителей информатики.
Гипотеза исследования заключается в том, что успешное повышение уровня правовой культуры учителей информатики в их профессиональной деятельности будет мотивировано, если: будут определены педагогические условия, способствующие эффективному повышению правовой культуры педагогов в их работе; будет разработана модель развития правовой культуры педагогов; будет создан критериально-измерительный инструментарий для оценки эффективности повышения правовой культуры учителей информатики в профессиональной деятельности.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1. Изучить проблему формирования правовой осведомлённости педагогических работников в научной литературе.
2. Проанализировать общенаучные основы разработки системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
3. Разработать модель системы формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
4. Изучить содержание формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
5. Выявить технологии формирования правовой осведомлённости учителей информатики.
6. Рассмотреть критерии, показатели и уровни сформированности правовой осведомлённости учителей информатики.
7.Изучить педагогические условия и особенности реализации модели совершенствования правовой культуры педагогов.
8. Провести экспериментальную работу по формированию правовой осведомлённости учителей информатики.
Опытно-экспериментальная база исследования: образовательные организации г. Хабаровска.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- была разработана модель для повышения правовой культуры учителей информатики в рамках их профессиональной деятельности, включающая целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация данной модели направлена на обеспечение высокого качества повышения профессиональной правовой культуры.
- была разработана программа повышения квалификации для профессионального развития педагогов общеобразовательных учреждений учителей информатики «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога».
- была экспериментально подтверждена эффективность правовой культуры учителей информатики в рамках реализации Профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость: в результате исследования было уточнено определение «правовой культуры педагога» как системы знаний, ценностных ориентиров и регуляторов общественной жизни, которые позволяют эффективно применять нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности педагога.
Практическая значимость:
- Результаты исследования, а также разработанная на их основе программа повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных организаций вносят существенный вклад в улучшение практики повышения квалификации педагогов.
- Проведение и апробация программы повышения квалификации учителей информатики способствовали увеличению их мотивации к развитию собственной правовой культуры.
- Материалы данного исследования могут быть использованы в организации системы повышения квалификации учителей информатики различных уровней образования.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит таблицы и рисунки.
Одной из главных целей современного профессионального образования, которая выражена в концепции его модернизации и Профессиональном стандарте педагога, является формирование у педагогических работников высокого уровня правовой культуры. Это включает в себя знание прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, осведомленность о нормативно-правовой базе как международного, так и российского образования, а также умение защищать свои права и нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В связи с этим авторы исследования ставили перед собой задачу разработать и обосновать содержание модели улучшения правовой культуры учителей информатики и определить организационно-педагогические условия для формирования этой культуры.
Для достижения этой цели было проведено обширное обследование научной литературы о понятии «правовая культура» и анализированы современные требования к педагогам в системе образования. На основе этого было выработано основное понятие исследования - «правовая культура педагога». Были выявлены и исследованы факторы, влияющие на формирование правовой культуры, а также создана модель, которая позволяет улучшить правовую культуру учителей информатики в профессиональной деятельности. Были определены пути и механизмы достижения результатов в формировании правовой культуры у учителей информатики. Была разработана и обоснована программа повышения квалификации и профессионального развития учителей информатики образовательных учреждений под названием «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», отражающая необходимые организационно-педагогические условия для формирования правовой культуры.
Разработанные теоретические положения и проведенная опытно- экспериментальная работа исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правовая культура личности учителя информатики представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально- волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.
Следует отметить, что спроектированная теоретическая модель совершенствования правовой культуры учителей информатики в профессиональной деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, определяющий мотивационные, целевые установки личности педагога, социальный заказ общества и государства; содержательный, представленный как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, основные законы педагогической юстиции, представления о современном законодательстве; деятельностный, определяющий значение деятельности учителя информатики по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по повышению уровня правовых знаний учителей информатики ; оценочно-аналитический включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по некоторым факторным показателям обучения, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры учителя информатики и результативный компонент предполагает наличие условий для сформированности профессионально-педагогических качеств педагога.
Успешность формирования правовой культуры будет обеспечиваться соблюдением таких педагогических условий, как профессиональная мобильность педагога, системность правовой подготовки, информативность образовательной среды, а также индивидуализация образования.
На основе определенных педагогических условий формирования правовой культуры учителей информатики определено, что правовое образование педагогических работников должно носить непрерывный характер и продолжать совершенствоваться на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
Для успешной реализации требований Профессионального стандарта педагога, в целях повышения правовой культуры учителей информатики необходимо разработать единство требований к соблюдению всеми субъектами правовоспитательного процесса профессионального обучения, построенного на взаимоуважении и толерантности. С этой целью необходимо организовать нравственно-правовое пространство образовательного процесса, способствующее формированию и развитию устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений, активной правовой позиции каждого участника образовательного процесса, организовать курсы повышения квалификации учителей информатики по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирования правовой культуры учителей информатики .
Для решения проблемы формирования у учителей информатики правовой осведомленности требуется совершенствование образовательных программ и стандартов для педагогических специальностей; разработка соответствующих учебно-методических и методических пособий при подготовке в образовании правовых документов; формирование правовой культуры и правовой сознательности в направлении профессиональной подготовки будущих учителей информатики и повышения квалификации действующих. С целью непрерывного правового образования и формирования у будущих учителей информатики правовой осведомленности требуется включать в программы курса по повышению квалификации учителей информатики дополнительные правовые модули.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, выявили перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования правовой культуры учителей информатики в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Для достижения этой цели было проведено обширное обследование научной литературы о понятии «правовая культура» и анализированы современные требования к педагогам в системе образования. На основе этого было выработано основное понятие исследования - «правовая культура педагога». Были выявлены и исследованы факторы, влияющие на формирование правовой культуры, а также создана модель, которая позволяет улучшить правовую культуру учителей информатики в профессиональной деятельности. Были определены пути и механизмы достижения результатов в формировании правовой культуры у учителей информатики. Была разработана и обоснована программа повышения квалификации и профессионального развития учителей информатики образовательных учреждений под названием «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», отражающая необходимые организационно-педагогические условия для формирования правовой культуры.
Разработанные теоретические положения и проведенная опытно- экспериментальная работа исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правовая культура личности учителя информатики представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально- волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.
Следует отметить, что спроектированная теоретическая модель совершенствования правовой культуры учителей информатики в профессиональной деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, определяющий мотивационные, целевые установки личности педагога, социальный заказ общества и государства; содержательный, представленный как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, основные законы педагогической юстиции, представления о современном законодательстве; деятельностный, определяющий значение деятельности учителя информатики по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по повышению уровня правовых знаний учителей информатики ; оценочно-аналитический включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по некоторым факторным показателям обучения, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры учителя информатики и результативный компонент предполагает наличие условий для сформированности профессионально-педагогических качеств педагога.
Успешность формирования правовой культуры будет обеспечиваться соблюдением таких педагогических условий, как профессиональная мобильность педагога, системность правовой подготовки, информативность образовательной среды, а также индивидуализация образования.
На основе определенных педагогических условий формирования правовой культуры учителей информатики определено, что правовое образование педагогических работников должно носить непрерывный характер и продолжать совершенствоваться на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
Для успешной реализации требований Профессионального стандарта педагога, в целях повышения правовой культуры учителей информатики необходимо разработать единство требований к соблюдению всеми субъектами правовоспитательного процесса профессионального обучения, построенного на взаимоуважении и толерантности. С этой целью необходимо организовать нравственно-правовое пространство образовательного процесса, способствующее формированию и развитию устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений, активной правовой позиции каждого участника образовательного процесса, организовать курсы повышения квалификации учителей информатики по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирования правовой культуры учителей информатики .
Для решения проблемы формирования у учителей информатики правовой осведомленности требуется совершенствование образовательных программ и стандартов для педагогических специальностей; разработка соответствующих учебно-методических и методических пособий при подготовке в образовании правовых документов; формирование правовой культуры и правовой сознательности в направлении профессиональной подготовки будущих учителей информатики и повышения квалификации действующих. С целью непрерывного правового образования и формирования у будущих учителей информатики правовой осведомленности требуется включать в программы курса по повышению квалификации учителей информатики дополнительные правовые модули.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, выявили перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования правовой культуры учителей информатики в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.



