Динамика когнитивных функций у детей с острым лимфобластным лейкозом в процессе лечения
|
АННОТАЦИЯ 2
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 7
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
1.1 Понятие «острый лимфобластный лейкоз» 13
1.2 Этиология и патогенез заболевания 16
1.3 Лечение ОЛЛ 17
1.4 Прогноз заболевания 20
1.5 Последствия ОЛЛ и его лечения 20
1.6 Понятие «когнитивные функции» и «когнитивные нарушения» 23
1.7 Клинико-психологические особенности у детей, больных ОЛЛ 25
1.8 Медицинская составляющая когнитивного снижения 28
1.9 Психологическая составляющая когнитивного снижения 29
Резюме по литературному обзору 34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Цель и задачи исследования 36
2.2 Гипотезы исследования 36
2.3 Предмет и объект исследования 37
2.4 Описание выборки 37
2.5 Методы исследования 39
2.6 Процедура исследования 45
2.7 Математико-статистические методы обработки данных 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.1 Описательные статистики по результатам проведенных методик 47
3.1.1 Средние значения и стандартные отклонения в группе условно здоровых детей и в средней группе с ОЛЛ по результатам методики Е.А. Стребелевой 47
3.1.2 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена 49
3.1.3 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики «STROOP» на системе SCHUHFRIED 50
3.1.4 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики «LVT» на системе SCHUHFRIED 52
3.1.5 Частотный анализ в младшей группе по результатам методики DENVER II 53
3.2 Результаты сравнительного анализа 54
3.2.1 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии 54
3.2.1.1 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в средней группе по результатам методики Е.А. Стребелевой 54
3.2.1.2 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена 55
3.2.1.3 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики «STROOP» на системе SCHUHFRIED 56
3.2.1.4 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики «LVT» на системе SCHUHFRIED 57
3.2.2 Результаты сравнительного анализа между контрольной и экспериментальной группой (2-7 лет) по методике Е.А. Стребелевой 57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 59
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 120
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 7
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
1.1 Понятие «острый лимфобластный лейкоз» 13
1.2 Этиология и патогенез заболевания 16
1.3 Лечение ОЛЛ 17
1.4 Прогноз заболевания 20
1.5 Последствия ОЛЛ и его лечения 20
1.6 Понятие «когнитивные функции» и «когнитивные нарушения» 23
1.7 Клинико-психологические особенности у детей, больных ОЛЛ 25
1.8 Медицинская составляющая когнитивного снижения 28
1.9 Психологическая составляющая когнитивного снижения 29
Резюме по литературному обзору 34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Цель и задачи исследования 36
2.2 Гипотезы исследования 36
2.3 Предмет и объект исследования 37
2.4 Описание выборки 37
2.5 Методы исследования 39
2.6 Процедура исследования 45
2.7 Математико-статистические методы обработки данных 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.1 Описательные статистики по результатам проведенных методик 47
3.1.1 Средние значения и стандартные отклонения в группе условно здоровых детей и в средней группе с ОЛЛ по результатам методики Е.А. Стребелевой 47
3.1.2 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена 49
3.1.3 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики «STROOP» на системе SCHUHFRIED 50
3.1.4 Средние значения и стандартные отклонения в старшей группе по результатам методики «LVT» на системе SCHUHFRIED 52
3.1.5 Частотный анализ в младшей группе по результатам методики DENVER II 53
3.2 Результаты сравнительного анализа 54
3.2.1 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии 54
3.2.1.1 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в средней группе по результатам методики Е.А. Стребелевой 54
3.2.1.2 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена 55
3.2.1.3 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики «STROOP» на системе SCHUHFRIED 56
3.2.1.4 Результаты сравнительного анализа до и после воздействия индукционной терапии в старшей группе по результатам методики «LVT» на системе SCHUHFRIED 57
3.2.2 Результаты сравнительного анализа между контрольной и экспериментальной группой (2-7 лет) по методике Е.А. Стребелевой 57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 59
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 120
ПРИЛОЖЕНИЕ К
В современном мире онкологические патологии представляют собой одну из важнейших проблем в системе здравоохранения, что определяется высокими показателями распространенности и смертности, широтой и тяжестью последствий для соматического и психического здоровья, значительностью вклада в изменение качества жизни, а также сложностями в лечении и реабилитации.
Согласно статистике зарегистрированных случаев, каждый год примерно у 429 000 детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет развиваются онкологические заболевания [56; 64; 72], среди которых наиболее распространенными являются гемобластозы, в том числе острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ). Он составляет 75% всех опухолей кроветворной и лимфоидной ткани и 25% всех злокачественных новообразований (ЗН) в структуре педиатрической онкологии, и является второй по частоте причиной смерти [46].
Данные государственной медицинской статистики по Российской Федерации за 2021 год свидетельствуют о том, что удельный вес острого лимфолейкоза среди ЗН составил 24,98%; стандартизованный показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения – 3,24, при этом показатель у мальчиков оказался несколько выше, чем у девочек (3,52 и 2,96 соответственно). В дополнение к этому, было отмечено, что при гемобластозах, и в частности, при лейкемии, были выявлены максимальные показатели смертности (1,10 и 0,92 на 100 тыс. детского населения соответственно) [16].
Наряду с приведенными данными стоит подчеркнуть, что в последние десятилетия за счет значительного продвижения медицины в лечении данного заболевания сильно повысилось число пациентов, которые могут достигать длительной ремиссии (более 5 лет) и считаться полностью выздоровевшими, что, в свою очередь, ставит акцент на важности изучения других аспектов жизни больных ОЛЛ, которые оказывают влияние на ее качество. Среди таких аспектов, в первую очередь, выступают психологические особенности, а также особенности социального функционирования, тесно связанные с названными ранее [1; 13].
В настоящее время внимание специалистов все больше стало приковано к этой теме, однако количество исследований на данный момент совсем невелико, а данные, полученные в них, разняться.
Все вышеперечисленные факторы обусловили актуальность текущего исследования. Настоящая работа посвящена изучению особенностей когнитивного функционирования у детей с диагнозом острый лимфобластный лейкоз в процессе лечения.
Объектом данного исследования выступает нейрокогнитивное функционирование у детей с диагнозом ОЛЛ. Предметом исследования является динамика когнитивных функций у детей, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию.
Цель исследования состоит в изучении нейрокогнитивного функционирования у детей с острым лимфобластным лейкозом, проходящих лечение с использованием полихимиотерапии по протоколу ALL-MB-2015.
Задачи исследования:
• Оценить состояние когнитивных функций у детей, которым впервые поставлен диагноз ОЛЛ и поступивших в стационар для прохождения лечения;
• Оценить состояние когнитивных функций у этой же группы детей после прохождения первого блока лечения ПХТ (индукционной терапии);
• Оценить динамику когнитивных процессов у данной группы детей;
• Провести сравнительный анализ нейрокогнитивных функций между детьми, которым впервые поставлен диагноз ОЛЛ, и условно здоровыми детьми;
• Сопоставить результаты проведенного исследования с имеющимися в литературе данными об особенностях когнитивного функционирования у детей с ОЛЛ.
Гипотезы исследования:
1. У детей от 0 до 2 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение уровня развития мелкой и грубой моторики, речи и социальных навыков;
2. У детей от 2 до 7 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение основных параметров познавательного развития;
3. У детей и подростков от 7 до 18 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение показателей интеллекта, внимания и скорости обработки информации;
4. Показатели нейрокогнитивного функционирования детей, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ, будут ниже показателей условно здоровых детей.
Методы исследования: 1) клинико-психологическое интервью (беседа); 2) Денверский скрининг-тест (Denver II); 3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой; 4) Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена; 5) методика «STROOP» на системе SCHUHFRIED (автор – G. Schuhfried); 6) методика «LVT» на системе SCHUHFRIED (автор – B. Biehl).
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она расширяет и углубляет имеющиеся научные представления о познавательных функциях детей с ОЛЛ. Практическая значимость данной работы состоит в том, что знание этих особенностей может способствовать разработке или изменению коррекционных и реабилитационных программ для предотвращения когнитивного снижения в процессе или после лечения ОЛЛ у несовершеннолетних с целью общего повышения качества их жизни.
Согласно статистике зарегистрированных случаев, каждый год примерно у 429 000 детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет развиваются онкологические заболевания [56; 64; 72], среди которых наиболее распространенными являются гемобластозы, в том числе острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ). Он составляет 75% всех опухолей кроветворной и лимфоидной ткани и 25% всех злокачественных новообразований (ЗН) в структуре педиатрической онкологии, и является второй по частоте причиной смерти [46].
Данные государственной медицинской статистики по Российской Федерации за 2021 год свидетельствуют о том, что удельный вес острого лимфолейкоза среди ЗН составил 24,98%; стандартизованный показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения – 3,24, при этом показатель у мальчиков оказался несколько выше, чем у девочек (3,52 и 2,96 соответственно). В дополнение к этому, было отмечено, что при гемобластозах, и в частности, при лейкемии, были выявлены максимальные показатели смертности (1,10 и 0,92 на 100 тыс. детского населения соответственно) [16].
Наряду с приведенными данными стоит подчеркнуть, что в последние десятилетия за счет значительного продвижения медицины в лечении данного заболевания сильно повысилось число пациентов, которые могут достигать длительной ремиссии (более 5 лет) и считаться полностью выздоровевшими, что, в свою очередь, ставит акцент на важности изучения других аспектов жизни больных ОЛЛ, которые оказывают влияние на ее качество. Среди таких аспектов, в первую очередь, выступают психологические особенности, а также особенности социального функционирования, тесно связанные с названными ранее [1; 13].
В настоящее время внимание специалистов все больше стало приковано к этой теме, однако количество исследований на данный момент совсем невелико, а данные, полученные в них, разняться.
Все вышеперечисленные факторы обусловили актуальность текущего исследования. Настоящая работа посвящена изучению особенностей когнитивного функционирования у детей с диагнозом острый лимфобластный лейкоз в процессе лечения.
Объектом данного исследования выступает нейрокогнитивное функционирование у детей с диагнозом ОЛЛ. Предметом исследования является динамика когнитивных функций у детей, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию.
Цель исследования состоит в изучении нейрокогнитивного функционирования у детей с острым лимфобластным лейкозом, проходящих лечение с использованием полихимиотерапии по протоколу ALL-MB-2015.
Задачи исследования:
• Оценить состояние когнитивных функций у детей, которым впервые поставлен диагноз ОЛЛ и поступивших в стационар для прохождения лечения;
• Оценить состояние когнитивных функций у этой же группы детей после прохождения первого блока лечения ПХТ (индукционной терапии);
• Оценить динамику когнитивных процессов у данной группы детей;
• Провести сравнительный анализ нейрокогнитивных функций между детьми, которым впервые поставлен диагноз ОЛЛ, и условно здоровыми детьми;
• Сопоставить результаты проведенного исследования с имеющимися в литературе данными об особенностях когнитивного функционирования у детей с ОЛЛ.
Гипотезы исследования:
1. У детей от 0 до 2 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение уровня развития мелкой и грубой моторики, речи и социальных навыков;
2. У детей от 2 до 7 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение основных параметров познавательного развития;
3. У детей и подростков от 7 до 18 лет, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ и прошедших индукционную терапию, будет наблюдаться снижение показателей интеллекта, внимания и скорости обработки информации;
4. Показатели нейрокогнитивного функционирования детей, с впервые поставленным диагнозом ОЛЛ, будут ниже показателей условно здоровых детей.
Методы исследования: 1) клинико-психологическое интервью (беседа); 2) Денверский скрининг-тест (Denver II); 3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой; 4) Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена; 5) методика «STROOP» на системе SCHUHFRIED (автор – G. Schuhfried); 6) методика «LVT» на системе SCHUHFRIED (автор – B. Biehl).
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она расширяет и углубляет имеющиеся научные представления о познавательных функциях детей с ОЛЛ. Практическая значимость данной работы состоит в том, что знание этих особенностей может способствовать разработке или изменению коррекционных и реабилитационных программ для предотвращения когнитивного снижения в процессе или после лечения ОЛЛ у несовершеннолетних с целью общего повышения качества их жизни.
В настоящее время изучение особенностей течения и лечения заболеваний онкологического профиля в педиатрии представляет особую важность в связи с их широкой распространенностью, тяжелыми соматическими, психическими и социальными последствиями, которые оказывают значительное влияние на лечение и реабилитацию данных больных, ростом числа субъективных жалоб, а также недостаточным количеством исследований на данную тему.
В связи с этим, изучение возможных дополнительных мишеней профилактики и коррекции является важным направлением в современных исследованиях.
Исследователям, изучающим нейропсихологическое функционирование детей с острым лимфобластным лейкозом, удалось выявить некоторые тенденции в динамике когнитивного и двигательного функционирования, однако эти данные в настоящее время носят разрозненный и противоречивый характер.
Целью настоящего исследования было изучение нейрокогнитивного функционирования у детей с острым лимфобластным лейкозом, проходящих лечение с использованием полихимиотерапии по протоколу ALL-MB-2015. Данная цель была достигнута. Гипотезы, поставленные в начале исследования, не подтвердились.
В первой главе было рассмотрено понятие острого лимфобластного лейкоза, его этиология и патогенез, лечение, прогноз и отдаленные последствия, зарубежные и отечественные исследования, изучающие психологические характеристики и особенности нейрокогнитивного функционирования детей с данным диагнозом, а также медицинские и психологические предикторы когнитивного снижения.
Наше исследование, описанное во второй и третьей главах, показало отсутствие динамики когнитивных характеристик у детей с ОЛЛ до и после прохождения первого блока полихимиотерапии – индукции.
Полученные результаты частично согласуются с имеющимися в литературе данными, однако расходятся с большинством.
Данные результаты представляют интерес, однако стоит брать во внимание ряд ограничений таких, как маленькая выборка, эффект повторного тестирования, эффект естественного развития (особенно для детей младенческого и раннего возраста), а также нахождение в условиях наблюдения и патронажа специалистов.
В связи с этим, изучение возможных дополнительных мишеней профилактики и коррекции является важным направлением в современных исследованиях.
Исследователям, изучающим нейропсихологическое функционирование детей с острым лимфобластным лейкозом, удалось выявить некоторые тенденции в динамике когнитивного и двигательного функционирования, однако эти данные в настоящее время носят разрозненный и противоречивый характер.
Целью настоящего исследования было изучение нейрокогнитивного функционирования у детей с острым лимфобластным лейкозом, проходящих лечение с использованием полихимиотерапии по протоколу ALL-MB-2015. Данная цель была достигнута. Гипотезы, поставленные в начале исследования, не подтвердились.
В первой главе было рассмотрено понятие острого лимфобластного лейкоза, его этиология и патогенез, лечение, прогноз и отдаленные последствия, зарубежные и отечественные исследования, изучающие психологические характеристики и особенности нейрокогнитивного функционирования детей с данным диагнозом, а также медицинские и психологические предикторы когнитивного снижения.
Наше исследование, описанное во второй и третьей главах, показало отсутствие динамики когнитивных характеристик у детей с ОЛЛ до и после прохождения первого блока полихимиотерапии – индукции.
Полученные результаты частично согласуются с имеющимися в литературе данными, однако расходятся с большинством.
Данные результаты представляют интерес, однако стоит брать во внимание ряд ограничений таких, как маленькая выборка, эффект повторного тестирования, эффект естественного развития (особенно для детей младенческого и раннего возраста), а также нахождение в условиях наблюдения и патронажа специалистов.



