Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Охранные зоны водопроводных и канализационных сетей (объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения) как вид ограничения прав на земельные участки: проблемы правового регулирования и судебной практики

Работа №149163

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§1.1. Понятие охранных зон и проблемы их законодательной классификации
§1.2. Правовое регулирование и правовой режим охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§1.3. Место охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в системе ограничений прав на землю
Глава 2. Защита прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушений охранных зон
§2.1. Негаторный иск
§2.2. Отдельные способы защиты охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения при их размещении на земельных участках, находящихся в публичной собственности. Иск о возмещении убытков
§2.3. Сервитут как способ защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
Глава 3. Предложения и перспективы совершенствования правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§3.1. Предложения в сфере правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§3.2. Законодательные инициативы и перспективы совершенствования правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
Заключение
Источники и литература


Зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) представляют собой значимый правой феномен, поскольку их установление позволяет обеспечить безопасность населения, защиту окружающей природной среды, а также объектов, для размещения и эксплуатации которых создаются данные зоны.
Комплексное правовое регулирование ЗОУИТ стало осуществляться лишь с принятием Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №342-ФЗ). Ранее правовой статус ЗОУИТ определялся разрозненными нормами. Данное обстоятельство значительно осложняло их реализацию, приводило к многочисленным спорам и принятию противоречивых судебных решений.
Федеральный закон №342-ФЗ произвел систематизацию положений Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136 (далее – Земельный кодекс РФ), Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190 (далее – Градостроительный кодекс РФ) и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ). В результате принятия данного Федерального закона были выработаны общие подходы к процедуре установления, изменения и прекращения ЗОУИТ, а также сформулированы переходные положения, направленные на урегулирование правоотношений, возникших до вступления в силу данного Федерального закона. Кроме того, в статье 105 Земельного кодекса РФ был установлен закрытый перечень видов ЗОУИТ. Однако как будет показано далее, ЗОУИТ на самом деле не ограничиваются зонами, указанными в статье 105 Земельного кодекса РФ.
В связи с этим наиболее остро встает вопрос об отнесении к ограничениям прав на землю зон, сущностно имеющих такие же цели установления, как и ЗОУИТ, однако не попавших в перечень, установленный статьей 105 Земельного кодекса РФ. Например, такими зонами являются охранные зоны водопроводных и канализационных сетей (объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения) (далее – охранные зоны объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения), исследованию правового режима которых посвящена данная работа.
Правовое регулирование данных охранных зон не систематизировано. Более того, положения, касающиеся вопросов установления, размеров, правового режима таких зон содержатся в разных нормативных актах.
Отсутствие информации об установлении охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в связи с их отсутствием в перечне видов ЗОУИТ, способствует нарушению третьими лицами (например, застройщиками, другими организациями, правообладателями земельных участков) прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства, владеющих объектами централизованной системы водоснабжения или водоотведения и эксплуатирующих их в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ). При этом организации водопроводно-канализационного хозяйства лишены гарантированной защиты таких охранных зон.
Объектом настоящего исследования является правовое регулирование охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения как ограничения прав на землю.
Предметом исследования является анализ положений нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование зон с особыми условиями использования территории, охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, документов по стандартизации, а также практики их применения и перспектив развития. В частности, анализируются положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, а также нормативные акты регионального законодательства.
В работе анализируется судебная практика, по вопросам, связанным с определением момента возникновения охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также связанным с возможными способами защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон таких объектов.
Целью исследования является определение проблем, связанных с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, его особенностей, полноты и эффективности, определение возможных способов защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон таких объектов, выработка на основании анализа судебной практики рекомендаций, способствующих наиболее эффективной защите их прав в случае нарушения охранных зон (определение круга относимых и допустимых доказательств, используемых при защите таких прав), предложение решения актуальных проблем правоприменительной практики в указанной сфере.
В связи с этим задачей является дать определение понятию охранных зон, выявить их основные признаки, изучить нормативные правовые акты, регулирующие правовой режим охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, осветить дискуссионные вопросы юридической доктрины в области охранных зон, определить, какое место охранные зоны объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения должны занимать в системе ограничений прав, выявить практические проблемы, связанные непосредственно с моментом возникновения данных охранных зон, определить тенденции судебной практики по разрешению споров, связанных с защитой прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон, выявить особенности рассмотрения судами соответствующих споров, а также определить проблемы реализации на практике положений действующего законодательства РФ с целью предложения вариантов их решения и в целом рассмотреть перспективы развития законодательства, регулирующего данную сферу.
Актуальность исследования и его практическая значимость подтверждается наличием в юридической доктрине различных точек зрения относительно совершенства правового регулирования охранных зон, действующего в настоящее время, определения места в системе ограничений прав охранных зон, не попавших в закрытый перечень ЗОУИТ, установленный Земельным кодексом РФ, а также наличием противоречивой судебной практики и отсутствием судебной практики по некоторым проблемным вопросам, связанным с существованием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Актуальность выбранной темы также подтверждается отсутствием комплексных научных исследований по вопросу правового режима охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Методологическую основу исследования составляют общие и специальные методы научного познания: анализ, сравнение, обобщение, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод правового моделирования.
Говоря о степени научной разработанности выбранной темы, стоит отметить, что проблемы, связанные с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, защитой прав владельцев таких объектов от нарушения их охранных зон, не были предметом отдельного научного исследования, в связи с чем, представляется, что тема настоящего исследования полностью не раскрыта. Некоторые вопросы, освещенные в настоящем исследовании, затрагиваются в научных работах Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, Е.А. Галиновской, А.А. Иванова, Д.С. Некрестьянова, Т.С. Красновой, А.П. Ревякина, О.А. Золотовой, В.В. Лапаевой, А.Н. Лужиной, А.А. Воронцовой, В.А. Микрюкова, Б.В. Ерофеева и других.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный в настоящем исследовании анализ законодательства, правовой доктрины и судебной практики по вопросам, связанным с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также зон с особыми условиями использования территории, позволил прийти к следующим выводам.
Отсутствие законодательного определения понятия ЗОУИТ, текстуальной и логической связи между видами и целями установления ЗОУИТ, закрытый перечень видов ЗОУИТ, не включение в него нормативно и фактически существующих охранных зон, в том числе охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, позволяет сделать вывод об отсутствии у законодателя в настоящее время концептуального понимания природы и содержания отношений о ЗОУИТ.
Анализ характеристик охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения показал, что данные охранные зоны в настоящее время не отвечают требованиям известных федеральному законодательству ограничениях прав на землю, однако, сущностно близки к такому ограничению, как ЗОУИТ.
Отсутствие охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в перечне ЗОУИТ влечет отсутствие их правого подтверждения, а также:
1) нарушение безопасной эксплуатации объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, что, в свою очередь, влечет повреждение и нарушение их работоспособности, является причиной возникновения аварийных ситуаций на объектах и создает в связи с этим угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровья граждан, причинения ущерба государственному имуществу;
2) снижение качества услуг, оказываемых организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям, включая население;
3) нарушение третьими лицами прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства ввиду отсутствия в ЕГРН сведений об охранных зонах объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения;
4) отсутствие возможности планирования правообладателями использования принадлежащих им земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости с учетом налагаемых ограничений, в том числе в части производства земляных работ, возведения зданий, сооружений, иных построек, размещения гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, деревьев в местах размещения централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и др.
Таким образом, необходимость установления ЗОУИТ применительно к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения связана не только с необходимостью обеспечения сохранности таких объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и с необходимостью обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, сохранности их имущества при эксплуатации сетей, надлежащего водоснабжения, водоотведения потребителей, а также для безопасной эксплуатации объектов обороны страны и безопасности государства, что напрямую согласуется с целями установления ЗОУИТ, определенными в статье 104 Земельного кодекса РФ.
Размеры охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения являются нормативно определяемыми и регламентированы ведомственными нормативными актами, связанными с охраной и эксплуатацией указанных объектов. В Своде правил 42.13330.2016 установлены лишь минимальные расстояния от объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения до зданий, сооружений, иных объектов, в прямом смысле размеры самих охранных зон в нем не определены. Более того, в Своде правил 42.13330.2016 не содержится такого понятия, как «охранная зона» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, закрепленные в Правилах №644 требования о необходимости соблюдения охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения касаются только абонентов, заключивших договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, а не всех лиц, осуществляющих деятельность в пределах таких зон.
Таким образом, без указания на уровне федерального законодательства о допустимости установления охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также без определения на соответствующем уровне правового режима таких зон, введение такого ограничения следует признать необоснованным ущемлением прав собственников земельных участков.
Анализ судебной практики, связанной с защитой охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, показал наличие отдельных проблем, связанных с нормативным обоснованием размера и границ данных охранных зон. Кроме того, было установлено, что отсутствие должной правовой регламентации порядка установления и размеров данных охранных зон вызывает на практике споры относительно самого факта существования таких зон.
В целом следует прийти к выводу об отсутствии единства судебной практики по рассмотрению исков, направленных на защиту охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, удовлетворение требований владельцев таких объектов не является гарантированным. Решения по таким искам зависят от наличия допустимых, относимых и достаточных доказательств в каждом конкретном случае.
В ходе анализа судебных решений были выявлены следующие возможные способы защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, доступные в настоящее время: негаторный иск, иск о сносе самовольной постройки, иск о возмещении убытков, а также иск, направленный на обязание арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, устранить нарушения условий договора аренды в части демонтажа объектов, расположенных с нарушением охранных зон (заявляется арендодателем публичного земельного участка и косвенно направлен на защиту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения). В качестве альтернативного способа защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения возможно использовать установление публичного сервитута, предусмотренного главой V.7 Земельного кодекса РФ.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что действующее правовое регулирование в настоящее время полностью не решает вопрос, связанный с необходимостью обеспечения защиты объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения при их эксплуатации организациями водопроводно-канализационного хозяйства и требует совершенствования и гармонизации в соответствии с целями установления таких охранных зон – обеспечения сохранности сетей, бесперебойной подачи ресурсов и отведения отходов, предотвращения несчастных случаев. В связи с этим, возможным решением указанных в настоящем исследовании проблем является изменение статьи 105 Земельного кодекса РФ в части дополнения перечня ЗОУИТ охранными зонами объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.



1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
4. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
5. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 №342-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
6. «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
7. «О водоснабжении и водоотведении» [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.12.2011 №416-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
8. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2009 №384-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
9. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
10. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
11. Постановление Правительства РФ от 05.10.2016 №1005 «Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (утратило силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
14. Постановление Госстроя СССР от 30.12.1980 № 213 об утверждении «СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023);
15. Приказ Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 24.12.2018 №П/0510 «Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
16. Приказ Госстроя РФ от 30.12.1999 №168 «Об утверждении «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
17. Приказ Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр об утверждении «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
18. Приказ Минстроя России от 17.08.1992 №197 об утверждении «Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
19. Приказ Минстроя России от 06.08.2020 №428/пр «О признании не подлежащим применению Приказа Минстроя России от 17.08.1992 №197» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
20. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 об утверждении «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (утратил силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
21. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/11 об утверждении «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (в настоящее время утратил силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
22. Письмо Минэкономразвития России от 17.12.2009 №22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
23. Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.08.2009 №216 «Об утверждении Классификатора «Особые режимы использования участка и его частей» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
24. Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 №11 «Об утверждении Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
1.2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации
25. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
27. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 16.11.2022 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.08.2017 №304-КГ17-3959 по делу №А70-2706/2016 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 9-КГ17-11 по делу №б/н [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
30. Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2020 №301-ЭС20-18950 по делу №№А43-31782/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Материалы судебной практики
31. Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 08.11.2017 по делу №2-193/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
32. Решение Ленинского районного суда города Самары от 12.03.2021 по делу №2а-315/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2021 по делу №А56-23634/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
34. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2020 по делу № А56-150651/2018 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
35. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2022 № Ф07-19678/2021 по делу № А56-18644/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2021 №Ф07-1474/2021 по делу №А56-27177/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
37. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2022 №Ф07-2406/2022 по делу №А05-11287/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2021 № Ф07-1474/2021 по делу №А56-27177/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2021 №Ф07-2699/2021 по делу №А56-24427/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
40. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2017 №Ф07-6734/2017 по делу №А56-79209/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
41. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 по делу №А19-13066/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
42. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2021 по делу №А33-36383/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
43. Постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2020 по делу №А19-14238/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
44. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2021 по делу №А33-36383/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
45. Постановление Президиума Липецкого областного суда от 16.08.2013 №44-г-40/13 по делу №б/н [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
46. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 №13-АП-27745/2021 по делу №А56-23001/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
47. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 №17АП-12647/2015-ГК по делу №А71-717/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
48. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2018 по делу №А67-10358/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
49. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2022 №Ф06-19867/2022 по делу №А55-36009/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
50. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.09.2021 № Ф06-7651/2021 по делу №А57-7765/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
51. Алексеев, С. С. Теория права. / С.С. Алексеев. – М. : Издательство «БЕК», 1995. – 320 с.
52. Галиновская, Е.А. Зоны с особыми условиями использования территорий (проблемы установления и соблюдения правового режима) : научно-практическое пособие / Е.А. Галиновская, Е.С. Болтанова, Г.А. Волков : отв. ред. Е.А. Галиновская. – Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации : ИНФА-М, 2020. – 304 с.
53. Гамбаров, Ю. С. Особенная часть [гражданского права]. Вещное право. Лекции, читанные проф. Ю. С. Гамбаровым на экономическом отделении СПБ. Политехнического Инст. в 1908–9 акад. году / Ю. С. Гамбаров. – СПб. : Типо-Литография И. Трофимова, 1909. – С. 11 – 339 с.;
54. Гришаев, С. П. Правовой режим недвижимого имущества / С.П. Гришаев. 2007. [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
55. Дедов, Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства / Д.И. Дедов. – М. : Юрист, 2002. – 197 с.
56. Ерофеев, Б. В. Основы земельного права. Теоретические вопросы / Б.В. Ерофеев. – М. : Юридическая литература, 1971. – 328 с.
57. Иванов, А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия / А.А. Иванов. – М. : Экзамен, 2006. – 510 с.
58. Краснова, Т.С. Автономия воли и ее ограничение в сервитутном праве : монография / Т.С. Краснова. – М. : М-Логос, 2020. – 255 с.
59. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. – М.: Юрист, 2003. – 250 c.
60. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. – М. : Норма, 2007. – 798 с.
61. Мейер, Д.И. Русское гражданское право. ч. 2 / Д.И. Мейер. – М. : Статут. 1997. – 455 с.
62. Мелехин, А.В. Особые правовые режимы в Российской Федерации / А.В. Мелехин. – М. : Академия управления МВД России, 2008. – 144 с.
63. Некрестьянов, Д.С. Юридический справочник застройщика : 5-я редакция / М.С. Алексеев, Л.В. Арутюнян, Е.К. Бельтюкова, В.С. Голубничий, О.В. Дученко, А.С. Лалак, Д.С. Некрестьянов, В.Ю. Перфильева, Л.И. Степанова, А.А. Яковлева : под редакцией Д.С. Некрестьянова. – СПб, 2020. – 324 с.
64. Победоносцев, К.П. Курс гражданского права. В 3-х томах. Т. 1 / К.П. Победоносцев : под. ред., с предисл. В.А. Томсинов. – М. : Зерцало, 2003. – 768 с.
3.2. Статьи
65. Аверьянова, Н.Н. Зонирование земель и территорий по законодательству Российской Федерации / Н.Н. Аверьянова // Экологическое право. – 2022. – №3. – С. 29 – 32.
66. Аккуратов, И.Ю., К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности / И.Ю. Аккуратов, Н.М. Коршунов, А.А. Хорев // Государство и право. 2000. – №10. – С. 68–72.
67. Башарин, А.В. Проблемы отображения санитарно-защитных зон в градостроительной документации. Комментарий к Апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2018 №64-АПГ18-7 / А.В. Башарин // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. - №12. – С. 97 - 109.
68. Васильева, М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений / М.И. Васильева // Экологическое право. 2009. – № 2/3. Специальный выпуск. – С. 56 – 67.
69. Воронцова, А.А. Правовой режим зон с особыми условиями использования территорий / А.А. Воронцова, Н.М. Заславская // Экологическое право. – 2019. - №2. – С.11-21.
70. Гойман, В.И. Круглый стол журнала «Государство и право». Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1997. – №7. – С. 26 – 30.
71. Забоев, К.И. О применении ст. 168 Гражданского кодекса РФ и к вопросу о публичных интересах / К.И. Забоев // Закон. 2015. – №9. – С. 49 – 72.
72. Золотова, О.А. К вопросу о понятии и видах зон с особыми условиями использования территорий / О.А. Золотова // Экологическое право. – 2020. – №3. – С. 9 – 13.
73. Иванов, А.А., Бочаров, М.В. Новая жизнь публичных сервитутов / А.А. Иванов, М.В. Бочаров, Е.А. Суханов, А.А. Завьялов, А.О. Рыбалов, Г.Л. Землякова, Е.Л. Поветкина, М.А. Церковников, О.А. Жаркова, Д.С. Некрестьянов, Р.С. Бевзенко // Закон. – 2018. - №10. – С. 17-38.
74. Ким, Д.Ч. Особенности ограниченных вещных прав / Д.Ч. Ким // Законодательство. – 2009. – № 7. – С. 8–15.
75. Косарев, И.Э. Право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (Сервитуты) / И.Э. Косарев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1996. – № 3. – С. 99–109.
76. Краснова, Т.С. Публичный сервитут для размещения линейного объекта : комментарий к новеллам земельного кодекса РФ / Т.С. Краснова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2019. – №3. – С. 124 – 144.
77. Краснова, Т.С. Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу №306-ЭС17-20590 / Т.С. Краснова // Вестник экономического правосудия. – 2018. – №7. – С. 10 – 19.
78. Лапаева, В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правоприменения / В.В. Лапаева // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 103 – 115.
79. Мельников, Н.Н. Критический анализ федерального закона об упрощении размещения линейных объектов и подразумеваемый сервитут как механизм устранения выявленных недостатков / Н.Н. Мельников // Хозяйство и право. – 2018. – №10. – С. С. 64 – 73.
80. Мельников, Н.Н. Элементы подразумеваемого сервитута в отношениях, связанных с размещением линейных объектов: обзор доктринальных положений, законодательства и судебной практики // Хозяйство и право. – 2019. – 6 (509). – С. 49 – 61.
81. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» : под общ. ред. П.В. Крашенинникова. – М. : Спарк, 1999. – 239 с.
82. Рыбалов, А.О. Легальный сервитут в российском праве / А.О. Рыбалов // Вестник гражданского права. – 2010. – №5. – С. 4 – 12.
83. Савельев, А.А. О пределах ограничений и обременений права собственности / А.А. Савельев // Юрист. – 2007. – №1. – С. 12 – 13.
84. Сергеев, А.П. Соотношение понятий ограничение прав и обременение имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов) / А.П. Сергеев, Т.А. Терещенко // Арбитражные споры. – 2011. – №4. – С. 100 – 106.
85. Сидоренко, А.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве / А.Ю. Сидоренко // Юрист. – 2000. – №11. – С. 26-35.
86. Степанова, Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий / Л.И. Степанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2019. – №4. – С. 97 – 110.
87. Юсипова, И.В., Авдеев, Д.А. Анализ новелл земельного законодательства о публичных сервитутах / И.В. Юсипова, Д.А. Авдеев // Современное право. – 2019. - №7/8. – С. 129 – 133.
3.3. Диссертации и авторефераты
88. Лужина, А.Н. Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество в России и Франции : автореф. … дис. канд. юрид. Наук / А.Н. Лужина. – М., 2006. – 26 с.
89. Микрюков, В.А. Ограничения и обременения права собственности и иных гражданских прав : дис. ... канд. юрид. Наук / В.А. Микрюков. – Пермь, 2004. – 214 с.
90. Ревякин, А.П. Ограничения прав на земельные участки в публичных интересах : дис. … канд. юрид. наук / А.П. Ревякин. – М., 2019. – 213 с.
91. Станкевич, Т.Б. Ограничения права собственности на земельные участки: дис. … канд. юрид. наук. / Т.Б. Станкевич. – Краснодар, 2003. – 184 с.
4. Электронные ресурсы
92. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории» от 16.02.2021 №02/04/02-21/00113287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=113287 (дата обращения 05.05.2023).
93. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.11.2022 №02/04/11-22/00133144 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=133144 (дата обращения 05.05.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ