Охранные зоны водопроводных и канализационных сетей (объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения) как вид ограничения прав на земельные участки: проблемы правового регулирования и судебной практики
Введение
Глава 1. Особенности правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§1.1. Понятие охранных зон и проблемы их законодательной классификации
§1.2. Правовое регулирование и правовой режим охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§1.3. Место охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в системе ограничений прав на землю
Глава 2. Защита прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушений охранных зон
§2.1. Негаторный иск
§2.2. Отдельные способы защиты охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения при их размещении на земельных участках, находящихся в публичной собственности. Иск о возмещении убытков
§2.3. Сервитут как способ защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
Глава 3. Предложения и перспективы совершенствования правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§3.1. Предложения в сфере правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
§3.2. Законодательные инициативы и перспективы совершенствования правового регулирования охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения
Заключение
Источники и литература
Зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) представляют собой значимый правой феномен, поскольку их установление позволяет обеспечить безопасность населения, защиту окружающей природной среды, а также объектов, для размещения и эксплуатации которых создаются данные зоны.
Комплексное правовое регулирование ЗОУИТ стало осуществляться лишь с принятием Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №342-ФЗ). Ранее правовой статус ЗОУИТ определялся разрозненными нормами. Данное обстоятельство значительно осложняло их реализацию, приводило к многочисленным спорам и принятию противоречивых судебных решений.
Федеральный закон №342-ФЗ произвел систематизацию положений Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136 (далее – Земельный кодекс РФ), Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190 (далее – Градостроительный кодекс РФ) и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ). В результате принятия данного Федерального закона были выработаны общие подходы к процедуре установления, изменения и прекращения ЗОУИТ, а также сформулированы переходные положения, направленные на урегулирование правоотношений, возникших до вступления в силу данного Федерального закона. Кроме того, в статье 105 Земельного кодекса РФ был установлен закрытый перечень видов ЗОУИТ. Однако как будет показано далее, ЗОУИТ на самом деле не ограничиваются зонами, указанными в статье 105 Земельного кодекса РФ.
В связи с этим наиболее остро встает вопрос об отнесении к ограничениям прав на землю зон, сущностно имеющих такие же цели установления, как и ЗОУИТ, однако не попавших в перечень, установленный статьей 105 Земельного кодекса РФ. Например, такими зонами являются охранные зоны водопроводных и канализационных сетей (объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения) (далее – охранные зоны объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения), исследованию правового режима которых посвящена данная работа.
Правовое регулирование данных охранных зон не систематизировано. Более того, положения, касающиеся вопросов установления, размеров, правового режима таких зон содержатся в разных нормативных актах.
Отсутствие информации об установлении охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в связи с их отсутствием в перечне видов ЗОУИТ, способствует нарушению третьими лицами (например, застройщиками, другими организациями, правообладателями земельных участков) прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства, владеющих объектами централизованной системы водоснабжения или водоотведения и эксплуатирующих их в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ). При этом организации водопроводно-канализационного хозяйства лишены гарантированной защиты таких охранных зон.
Объектом настоящего исследования является правовое регулирование охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения как ограничения прав на землю.
Предметом исследования является анализ положений нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование зон с особыми условиями использования территории, охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, документов по стандартизации, а также практики их применения и перспектив развития. В частности, анализируются положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, а также нормативные акты регионального законодательства.
В работе анализируется судебная практика, по вопросам, связанным с определением момента возникновения охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также связанным с возможными способами защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон таких объектов.
Целью исследования является определение проблем, связанных с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, его особенностей, полноты и эффективности, определение возможных способов защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон таких объектов, выработка на основании анализа судебной практики рекомендаций, способствующих наиболее эффективной защите их прав в случае нарушения охранных зон (определение круга относимых и допустимых доказательств, используемых при защите таких прав), предложение решения актуальных проблем правоприменительной практики в указанной сфере.
В связи с этим задачей является дать определение понятию охранных зон, выявить их основные признаки, изучить нормативные правовые акты, регулирующие правовой режим охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, осветить дискуссионные вопросы юридической доктрины в области охранных зон, определить, какое место охранные зоны объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения должны занимать в системе ограничений прав, выявить практические проблемы, связанные непосредственно с моментом возникновения данных охранных зон, определить тенденции судебной практики по разрешению споров, связанных с защитой прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от нарушения охранных зон, выявить особенности рассмотрения судами соответствующих споров, а также определить проблемы реализации на практике положений действующего законодательства РФ с целью предложения вариантов их решения и в целом рассмотреть перспективы развития законодательства, регулирующего данную сферу.
Актуальность исследования и его практическая значимость подтверждается наличием в юридической доктрине различных точек зрения относительно совершенства правового регулирования охранных зон, действующего в настоящее время, определения места в системе ограничений прав охранных зон, не попавших в закрытый перечень ЗОУИТ, установленный Земельным кодексом РФ, а также наличием противоречивой судебной практики и отсутствием судебной практики по некоторым проблемным вопросам, связанным с существованием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Актуальность выбранной темы также подтверждается отсутствием комплексных научных исследований по вопросу правового режима охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Методологическую основу исследования составляют общие и специальные методы научного познания: анализ, сравнение, обобщение, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод правового моделирования.
Говоря о степени научной разработанности выбранной темы, стоит отметить, что проблемы, связанные с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, защитой прав владельцев таких объектов от нарушения их охранных зон, не были предметом отдельного научного исследования, в связи с чем, представляется, что тема настоящего исследования полностью не раскрыта. Некоторые вопросы, освещенные в настоящем исследовании, затрагиваются в научных работах Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, Е.А. Галиновской, А.А. Иванова, Д.С. Некрестьянова, Т.С. Красновой, А.П. Ревякина, О.А. Золотовой, В.В. Лапаевой, А.Н. Лужиной, А.А. Воронцовой, В.А. Микрюкова, Б.В. Ерофеева и других.
Проведенный в настоящем исследовании анализ законодательства, правовой доктрины и судебной практики по вопросам, связанным с правовым регулированием охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также зон с особыми условиями использования территории, позволил прийти к следующим выводам.
Отсутствие законодательного определения понятия ЗОУИТ, текстуальной и логической связи между видами и целями установления ЗОУИТ, закрытый перечень видов ЗОУИТ, не включение в него нормативно и фактически существующих охранных зон, в том числе охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, позволяет сделать вывод об отсутствии у законодателя в настоящее время концептуального понимания природы и содержания отношений о ЗОУИТ.
Анализ характеристик охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения показал, что данные охранные зоны в настоящее время не отвечают требованиям известных федеральному законодательству ограничениях прав на землю, однако, сущностно близки к такому ограничению, как ЗОУИТ.
Отсутствие охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в перечне ЗОУИТ влечет отсутствие их правого подтверждения, а также:
1) нарушение безопасной эксплуатации объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, что, в свою очередь, влечет повреждение и нарушение их работоспособности, является причиной возникновения аварийных ситуаций на объектах и создает в связи с этим угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровья граждан, причинения ущерба государственному имуществу;
2) снижение качества услуг, оказываемых организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям, включая население;
3) нарушение третьими лицами прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства ввиду отсутствия в ЕГРН сведений об охранных зонах объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения;
4) отсутствие возможности планирования правообладателями использования принадлежащих им земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости с учетом налагаемых ограничений, в том числе в части производства земляных работ, возведения зданий, сооружений, иных построек, размещения гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, деревьев в местах размещения централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и др.
Таким образом, необходимость установления ЗОУИТ применительно к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения связана не только с необходимостью обеспечения сохранности таких объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и с необходимостью обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, сохранности их имущества при эксплуатации сетей, надлежащего водоснабжения, водоотведения потребителей, а также для безопасной эксплуатации объектов обороны страны и безопасности государства, что напрямую согласуется с целями установления ЗОУИТ, определенными в статье 104 Земельного кодекса РФ.
Размеры охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения являются нормативно определяемыми и регламентированы ведомственными нормативными актами, связанными с охраной и эксплуатацией указанных объектов. В Своде правил 42.13330.2016 установлены лишь минимальные расстояния от объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения до зданий, сооружений, иных объектов, в прямом смысле размеры самих охранных зон в нем не определены. Более того, в Своде правил 42.13330.2016 не содержится такого понятия, как «охранная зона» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, закрепленные в Правилах №644 требования о необходимости соблюдения охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения касаются только абонентов, заключивших договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, а не всех лиц, осуществляющих деятельность в пределах таких зон.
Таким образом, без указания на уровне федерального законодательства о допустимости установления охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также без определения на соответствующем уровне правового режима таких зон, введение такого ограничения следует признать необоснованным ущемлением прав собственников земельных участков.
Анализ судебной практики, связанной с защитой охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, показал наличие отдельных проблем, связанных с нормативным обоснованием размера и границ данных охранных зон. Кроме того, было установлено, что отсутствие должной правовой регламентации порядка установления и размеров данных охранных зон вызывает на практике споры относительно самого факта существования таких зон.
В целом следует прийти к выводу об отсутствии единства судебной практики по рассмотрению исков, направленных на защиту охранных зон объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, удовлетворение требований владельцев таких объектов не является гарантированным. Решения по таким искам зависят от наличия допустимых, относимых и достаточных доказательств в каждом конкретном случае.
В ходе анализа судебных решений были выявлены следующие возможные способы защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, доступные в настоящее время: негаторный иск, иск о сносе самовольной постройки, иск о возмещении убытков, а также иск, направленный на обязание арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, устранить нарушения условий договора аренды в части демонтажа объектов, расположенных с нарушением охранных зон (заявляется арендодателем публичного земельного участка и косвенно направлен на защиту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения). В качестве альтернативного способа защиты прав владельцев объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения возможно использовать установление публичного сервитута, предусмотренного главой V.7 Земельного кодекса РФ.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что действующее правовое регулирование в настоящее время полностью не решает вопрос, связанный с необходимостью обеспечения защиты объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения при их эксплуатации организациями водопроводно-канализационного хозяйства и требует совершенствования и гармонизации в соответствии с целями установления таких охранных зон – обеспечения сохранности сетей, бесперебойной подачи ресурсов и отведения отходов, предотвращения несчастных случаев. В связи с этим, возможным решением указанных в настоящем исследовании проблем является изменение статьи 105 Земельного кодекса РФ в части дополнения перечня ЗОУИТ охранными зонами объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
4. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
5. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 №342-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
6. «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
7. «О водоснабжении и водоотведении» [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.12.2011 №416-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
8. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2009 №384-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
9. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (последняя редакция). – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
10. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
11. Постановление Правительства РФ от 05.10.2016 №1005 «Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (утратило силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
14. Постановление Госстроя СССР от 30.12.1980 № 213 об утверждении «СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023);
15. Приказ Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 24.12.2018 №П/0510 «Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
16. Приказ Госстроя РФ от 30.12.1999 №168 «Об утверждении «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
17. Приказ Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр об утверждении «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
18. Приказ Минстроя России от 17.08.1992 №197 об утверждении «Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
19. Приказ Минстроя России от 06.08.2020 №428/пр «О признании не подлежащим применению Приказа Минстроя России от 17.08.1992 №197» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
20. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 об утверждении «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (утратил силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
21. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/11 об утверждении «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (в настоящее время утратил силу) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
22. Письмо Минэкономразвития России от 17.12.2009 №22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
23. Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.08.2009 №216 «Об утверждении Классификатора «Особые режимы использования участка и его частей» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
24. Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 №11 «Об утверждении Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
1.2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации
25. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
27. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 16.11.2022 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.08.2017 №304-КГ17-3959 по делу №А70-2706/2016 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 9-КГ17-11 по делу №б/н [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 01.05.2023).
30. Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2020 №301-ЭС20-18950 по делу №№А43-31782/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Материалы судебной практики
31. Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 08.11.2017 по делу №2-193/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
32. Решение Ленинского районного суда города Самары от 12.03.2021 по делу №2а-315/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2021 по делу №А56-23634/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
34. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2020 по делу № А56-150651/2018 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
35. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2022 № Ф07-19678/2021 по делу № А56-18644/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2021 №Ф07-1474/2021 по делу №А56-27177/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
37. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2022 №Ф07-2406/2022 по делу №А05-11287/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2021 № Ф07-1474/2021 по делу №А56-27177/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2021 №Ф07-2699/2021 по делу №А56-24427/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
40. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2017 №Ф07-6734/2017 по делу №А56-79209/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
41. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 по делу №А19-13066/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
42. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2021 по делу №А33-36383/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
43. Постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2020 по делу №А19-14238/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
44. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2021 по делу №А33-36383/2019 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
45. Постановление Президиума Липецкого областного суда от 16.08.2013 №44-г-40/13 по делу №б/н [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
46. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 №13-АП-27745/2021 по делу №А56-23001/2021 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
47. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 №17АП-12647/2015-ГК по делу №А71-717/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
48. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2018 по делу №А67-10358/2017 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
49. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2022 №Ф06-19867/2022 по делу №А55-36009/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
50. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.09.2021 № Ф06-7651/2021 по делу №А57-7765/2020 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
51. Алексеев, С. С. Теория права. / С.С. Алексеев. – М. : Издательство «БЕК», 1995. – 320 с.
52. Галиновская, Е.А. Зоны с особыми условиями использования территорий (проблемы установления и соблюдения правового режима) : научно-практическое пособие / Е.А. Галиновская, Е.С. Болтанова, Г.А. Волков : отв. ред. Е.А. Галиновская. – Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации : ИНФА-М, 2020. – 304 с.
53. Гамбаров, Ю. С. Особенная часть [гражданского права]. Вещное право. Лекции, читанные проф. Ю. С. Гамбаровым на экономическом отделении СПБ. Политехнического Инст. в 1908–9 акад. году / Ю. С. Гамбаров. – СПб. : Типо-Литография И. Трофимова, 1909. – С. 11 – 339 с.;
54. Гришаев, С. П. Правовой режим недвижимого имущества / С.П. Гришаев. 2007. [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
55. Дедов, Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства / Д.И. Дедов. – М. : Юрист, 2002. – 197 с.
56. Ерофеев, Б. В. Основы земельного права. Теоретические вопросы / Б.В. Ерофеев. – М. : Юридическая литература, 1971. – 328 с.
57. Иванов, А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия / А.А. Иванов. – М. : Экзамен, 2006. – 510 с.
58. Краснова, Т.С. Автономия воли и ее ограничение в сервитутном праве : монография / Т.С. Краснова. – М. : М-Логос, 2020. – 255 с.
59. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. – М.: Юрист, 2003. – 250 c.
60. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. – М. : Норма, 2007. – 798 с.
61. Мейер, Д.И. Русское гражданское право. ч. 2 / Д.И. Мейер. – М. : Статут. 1997. – 455 с.
62. Мелехин, А.В. Особые правовые режимы в Российской Федерации / А.В. Мелехин. – М. : Академия управления МВД России, 2008. – 144 с.
63. Некрестьянов, Д.С. Юридический справочник застройщика : 5-я редакция / М.С. Алексеев, Л.В. Арутюнян, Е.К. Бельтюкова, В.С. Голубничий, О.В. Дученко, А.С. Лалак, Д.С. Некрестьянов, В.Ю. Перфильева, Л.И. Степанова, А.А. Яковлева : под редакцией Д.С. Некрестьянова. – СПб, 2020. – 324 с.
64. Победоносцев, К.П. Курс гражданского права. В 3-х томах. Т. 1 / К.П. Победоносцев : под. ред., с предисл. В.А. Томсинов. – М. : Зерцало, 2003. – 768 с.
3.2. Статьи
65. Аверьянова, Н.Н. Зонирование земель и территорий по законодательству Российской Федерации / Н.Н. Аверьянова // Экологическое право. – 2022. – №3. – С. 29 – 32.
66. Аккуратов, И.Ю., К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности / И.Ю. Аккуратов, Н.М. Коршунов, А.А. Хорев // Государство и право. 2000. – №10. – С. 68–72.
67. Башарин, А.В. Проблемы отображения санитарно-защитных зон в градостроительной документации. Комментарий к Апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2018 №64-АПГ18-7 / А.В. Башарин // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. - №12. – С. 97 - 109.
68. Васильева, М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений / М.И. Васильева // Экологическое право. 2009. – № 2/3. Специальный выпуск. – С. 56 – 67.
69. Воронцова, А.А. Правовой режим зон с особыми условиями использования территорий / А.А. Воронцова, Н.М. Заславская // Экологическое право. – 2019. - №2. – С.11-21.
70. Гойман, В.И. Круглый стол журнала «Государство и право». Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1997. – №7. – С. 26 – 30.
71. Забоев, К.И. О применении ст. 168 Гражданского кодекса РФ и к вопросу о публичных интересах / К.И. Забоев // Закон. 2015. – №9. – С. 49 – 72.
72. Золотова, О.А. К вопросу о понятии и видах зон с особыми условиями использования территорий / О.А. Золотова // Экологическое право. – 2020. – №3. – С. 9 – 13.
73. Иванов, А.А., Бочаров, М.В. Новая жизнь публичных сервитутов / А.А. Иванов, М.В. Бочаров, Е.А. Суханов, А.А. Завьялов, А.О. Рыбалов, Г.Л. Землякова, Е.Л. Поветкина, М.А. Церковников, О.А. Жаркова, Д.С. Некрестьянов, Р.С. Бевзенко // Закон. – 2018. - №10. – С. 17-38.
74. Ким, Д.Ч. Особенности ограниченных вещных прав / Д.Ч. Ким // Законодательство. – 2009. – № 7. – С. 8–15.
75. Косарев, И.Э. Право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (Сервитуты) / И.Э. Косарев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1996. – № 3. – С. 99–109.
76. Краснова, Т.С. Публичный сервитут для размещения линейного объекта : комментарий к новеллам земельного кодекса РФ / Т.С. Краснова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2019. – №3. – С. 124 – 144.
77. Краснова, Т.С. Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу №306-ЭС17-20590 / Т.С. Краснова // Вестник экономического правосудия. – 2018. – №7. – С. 10 – 19.
78. Лапаева, В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правоприменения / В.В. Лапаева // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 103 – 115.
79. Мельников, Н.Н. Критический анализ федерального закона об упрощении размещения линейных объектов и подразумеваемый сервитут как механизм устранения выявленных недостатков / Н.Н. Мельников // Хозяйство и право. – 2018. – №10. – С. С. 64 – 73.
80. Мельников, Н.Н. Элементы подразумеваемого сервитута в отношениях, связанных с размещением линейных объектов: обзор доктринальных положений, законодательства и судебной практики // Хозяйство и право. – 2019. – 6 (509). – С. 49 – 61.
81. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» : под общ. ред. П.В. Крашенинникова. – М. : Спарк, 1999. – 239 с.
82. Рыбалов, А.О. Легальный сервитут в российском праве / А.О. Рыбалов // Вестник гражданского права. – 2010. – №5. – С. 4 – 12.
83. Савельев, А.А. О пределах ограничений и обременений права собственности / А.А. Савельев // Юрист. – 2007. – №1. – С. 12 – 13.
84. Сергеев, А.П. Соотношение понятий ограничение прав и обременение имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов) / А.П. Сергеев, Т.А. Терещенко // Арбитражные споры. – 2011. – №4. – С. 100 – 106.
85. Сидоренко, А.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве / А.Ю. Сидоренко // Юрист. – 2000. – №11. – С. 26-35.
86. Степанова, Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий / Л.И. Степанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2019. – №4. – С. 97 – 110.
87. Юсипова, И.В., Авдеев, Д.А. Анализ новелл земельного законодательства о публичных сервитутах / И.В. Юсипова, Д.А. Авдеев // Современное право. – 2019. - №7/8. – С. 129 – 133.
3.3. Диссертации и авторефераты
88. Лужина, А.Н. Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество в России и Франции : автореф. … дис. канд. юрид. Наук / А.Н. Лужина. – М., 2006. – 26 с.
89. Микрюков, В.А. Ограничения и обременения права собственности и иных гражданских прав : дис. ... канд. юрид. Наук / В.А. Микрюков. – Пермь, 2004. – 214 с.
90. Ревякин, А.П. Ограничения прав на земельные участки в публичных интересах : дис. … канд. юрид. наук / А.П. Ревякин. – М., 2019. – 213 с.
91. Станкевич, Т.Б. Ограничения права собственности на земельные участки: дис. … канд. юрид. наук. / Т.Б. Станкевич. – Краснодар, 2003. – 184 с.
4. Электронные ресурсы
92. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории» от 16.02.2021 №02/04/02-21/00113287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=113287 (дата обращения 05.05.2023).
93. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.11.2022 №02/04/11-22/00133144 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=133144 (дата обращения 05.05.2023).