Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реставрация мундира юнкера Павловского военного училища в контексте реставрации русского военного костюма 2 половины XIX века

Работа №149162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава 1.Исторические сведения о материалах и пошиве военных мундиров 2 половины XIX века
§ 1. Крой и декорирование обмундирования в Российской Империи во 2 половине XIX века
§ 2. Производство сукна и его поставки в армию
§ 3. Фурнитура, материалы и особенности производства……………….. стр. 24
Глава 2. Исследования
§ 1. Исследования шерсти и красителей
§ 2. Исследования методик реставрации, консервации и хранения текстиля...
Глава 3. Реставрация мундира юнкера Павловского военного училища. стр. 44
§ 1. ПАСПОРТ реставрации и приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)
Приложение 1
Заключение
Список использованных источников и литературы


Магистерская диссертация посвящена реставрации мундира юнкера Павловского училища из собрания Государственного музея заповедника «Павловск». Пред реставрационные работы включают исследование характеристик военного костюма второй половины 19 века, таких как пошив, материалы и фурнитура. Исследуется их роль в структуре военного костюма и соответственно влияние на степень сохранности костюмов, дошедших до нашего времени.
Актуальность исследования
На современном этапе производства реставрационных работ текстильных изделий и в частности военного костюма не достаточное внимание уделяется методическому подходу к изучению и описанию технологии изготовления тканей, технологии крашения. Углубленное изучение этого вопроса с учетом исторического исследования поможет выработать более обоснованные методические подходы для консервации / реставрации ценных объектов наследия из тканей. Знания о материалах и техниках исполнения объекта позволяют производить оптимальную подборку методик реставрации для конкретного памятника.
Степень разработанности поставленной проблемы
Более или менее подробное описание военного обмундирования сопровождало большинство изменений и реформ военного костюма, начиная с XVIII века. К середине XIX века появляются всё более подробные инструкции по пошиву формы . Первая публикация, содержащая хронологию изменений в форме всех войск с 862 года до середины XIX века – 30-томный труд Висковатова А. В., выходивший в период 1841-1862 гг. Этот грандиозный труд положил начало исследований истории российского военного костюма на русском языке. В большинстве публикаций, посвящённых военному костюму, делается упор на визуальный образ, покрой, перечисление деталей. Подобные тексты прекрасно подходят для атрибуции памятников, реконструкции и отслеживания более поздних вмешательств в объект. Но для нашего исследования такая информация малоценна.
Статья «Шерсть» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона посвящена физико-химическим свойствам овечьей шерсти, её составу и структуре, определению качества, производству и обработке, сортам, а так же оборудованию и статистике, известной на момент издания словаря, т. е. 1890-1907 гг. Например, из всего количества получаемой в России ежегодно шерсти (около 10 млн. пудов) от 3 до 3,5 млн. пудов потреблялось фабриками, около 1 млн. вывозилось за границу; остальное количество расходовалось на домашние потребности населения. Данная статья наиболее полно отражает степень изученности шерсти в период конца XIX- начала XX вв., включая иллюстрации волокна под микроскопом, изображений шерстометра, образцов необработанной шерсти и современной авторам техники обработки. Текст позволит в дальнейшем сравнить результаты исследований этого периода с современными исследованиями и современными видами шерсти. Это поможет определить, стоит ли нам опираться на некоторые исследования, связанные с обработкой шерсти.
Важные сведения о производстве сукна содержатся в книге «Указатель Московского отдела на 11 Всероссийской Кустарной выставки» Указатель дает разнообразную информацию: описание кустарного производства разных направлений, общую оценку состояния мануфактур, размер заработка рабочих и т.п.. Как следует из описания, на тот момент шерстяное производство – самое неразвитое в кустарном деле из-за сложности обработки, однако работники были самые высокооплачиваемые. Из кустарей Москвы никто почти не занят сукном. Из этого мы можем сделать вывод, что производство суконных тканей в Москве было сосредоточено на больших фабриках.
Книга «Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа» позиционирует себя как один из первых трудов, посвящённых как народной, так и городской культуре вышивания. Она состоит из вступительной статьи и нескольких разделов, посвящённых разным видам вышивки. Во вступительной статье есть одно упоминание золотной вышивки как украшения военной формы. В статье о золотном шитье военному мундиру посвящён один абзац. Декор описывается как прикрепление уже готовой вышивки. Мы можем предположить, что в случае необходимости демонтаж вышивки не вызовет затруднений.
Одной из проблем, с которой нам предстоит столкнуться в нашем исследовании, является определение природы красителей, окрашивающих ткань памятника. Гельмут Швеппе в статье «Identificationofdyesonoldtextiles» осветил метод различия натуральных красителей от синтетических на тканях и предложил простой метод идентификации натуральных красителей на старых тканях путём приготовления «лаков» и сравнением их с «лаками» известных красителей. Нас интересует, в первую очередь определение природы красителя. Это разрушающий метод анализа, однако, снятия небольшого количества ворса сукна с изнанки мундира или отбор уже отходящих нитей на срезах других тканей будет возможно достаточно для анализа, хотя автор и говорит о небольших кусочках ткани. Другой проблемой данного метода является доступ к используемым химическим веществам.
В статье «Eradicationofinsectsfromwooltextiles» 1982 года автор рассмотрела довольно необычный способ дезинфекции шерстяной ткани. Это обработка микроволновым излучением. Статья посвящена одной из наиболее серьёзных проблем, связанных с текстильными памятниками – это заражение шерсти насекомыми. Шерсть довольно устойчива к воздействию света, температуре, она износостойкая и не пересушивается так же легко, как шёлк. Однако если ткань оказалась заражена, например, платяной молью и оставлена в таком виде, то очень скоро памятник придёт в руинированное состояние. Несмотря на то, что химическая обработка остаётся основным способом борьбы с вредителями во многих областях, использование инсектицидов в реставрации имеет много проблем. Как альтернативу инсектицидам автор называет иные химические способы воздействия, такие как биологический контроль (в том числе стерилизация насекомых), и не химические. В них входят изменение температуры (как охлаждение, так и нагрев) и дезинсекция облучением (гамма-излучения, микроволн и радиоволн).Во второй части статьи описан экспериментальный метод уничтожения платяной моли микроволнами. Как оказалось, 3х-минутного воздействия микроволнового излучения с частотой 2450 МГц было достаточно, чтобы убить все три стадии насекомого в образце шерстяного габардина длиной 2,2 м. Результаты показывают, что необходимые 3 минуты воздействия микроволн почти не влияют на состояние ткани, даже после многократной обработки. Однако, подобный способ обработки возможен только при удалении металла с памятника. Вероятно, поэтому дезинфекция микроволновым излучением не прижилась в работе реставраторов. Статья, в первую очередь ценна для нас обзором различных методик устранения вредителей с шерсти.
Экспериментальный метод уплотнения руинированной кожи путем осадки внутри кожи полиметилакрилата описанМорганом В. Филлипс в статье «Notesonamethodforconsolidatingleather» . Автор заявил, что подобное укрепление может быть полезно для рассыпающейся или прогнившей кожи. В начале он отметил несколько удачных опытов и рекомендаций: проклейка кожи разбавленным раствором полиакрилатной смолы в 1972 г., пропитка меховой одежды водной дисперсией сополимера винилацетата и 2-этилгексилакрилата в 1978, а также BEVA 371, алифатический эпоксидный закрепитель, гидроксипропилцеллюлоза, и полиуретан. Свой эксперимент автор описал как попытку привнести уже существующий метод укрепления дерева, камня и кирпича в реставрацию кожи. В опыте использовался полимер, закрепляемый путём нагревания до 45-50°С в течение 4 часов. Опыт включал в себя замачивание в растворе, заворачивание в фольгу, нагревание, сушку и выветривание, весь процесс занял несколько недель. Результаты автор назвал неравномерными, но обнадёживающими: образцы по большей части потемнели, однако стали прочными, большинство образцов стало более терпимым к лёгким изгибам. Часть образцов дали небольшую усадку. По мнению автора, метод заслуживает дальнейшего изучения, однако об использовании его в реставрации речи на момент написания статьи не шло.
Статья Рэндалла Р. Бризи «Generaleffectsofageingontextiles» посвящена общему влиянию пяти типов старения на ткань. Это физическое старение волокон, фотохимическая деградация, термическая, химическое воздействие на ткань и механическое напряжение волокон. Каждый тип старения был описан на молекулярном уровне, перечислены характерные признаки и способы как замедления процесса, так и устранения следов старения. Автор отмечает, что ускоренное старение, проводимое в лабораторных условиях, обычно ограничено одним типом старения, состаренные естественным путём ткани имеют более сложную структуру. Поэтому надо учитывать влияние всех типов старения в той или иной мере. Из статьи можно сделать вывод, что подбор методов консервации – это всегда компромисс между преимуществами и недостатками обработки ткани. И подбор этот стоит делать, учитывая сложную систему старения, которая варьируется от памятника к памятнику. Работа будет полезна для ознакомления при консервации любого памятника, содержащего текстиль.
Книга Глинки В. М. «Русский военный костюм 18 – начала 20 в.» представляет собой краткий очерк истории русского военного костюма. Текст не имеет разделения на главы. Хронологическая структура повествования размывается попыткой описать в общих чертах все изменения обмундирования разных родов войск. Из-за этого довольно сложно проследить эволюцию мундира одного рода войск. Военному костюму второй половины 19 века посвящено около 19 страниц, однако сведения ограничиваются общими положениями, цветом ткани, фасоном и знаками отличия.
Пэтси Орловски и Дебора Ли Трупин в статье «Theroleofconnoisseurshipindeterminingthetextileconservator'streatmentoptions» анализируют тенденции в реставрации и консервации текстиля, и причины выбора той или иной обработки. Авторы выделяют три комбинации различных факторов, которые влияют разработку реставрационного плана. Первый фактор – тип ткани. Второй фактор - это предвзятость специалиста. Третий фактор авторы делят на шесть элементов: трепет (религиозные артефакты), смена восприятия культурного значения (перемещение из первоначального контекста в музей как арт-объект), желание вернуть первоначальный вид, влияние рынка (аукционы), влияние собственника или хранителя и забота об эстетики (археологический текстиль может быть в виде фрагментов, домашние ткани – нет). Комбинации этих факторов выделили в три общих подхода. Первый – трепетное отношение к текстилю. Второй – реставрация в более раннем её понимании, включающая восстановление утраченных фрагментов. Третий подход относится к костюмам и домашним предметам, которые украшают дом или ещё используются в семейных ритуалах. Часто владельцы требуют, чтобы предмет выглядел как новый. Авторы считают, что признание и принятие предвзятости специалиста как неотъемлемой части принятия решений по реставрации и проговаривание причин обработки или не обработки определенных тканей, являются важными признаками зрелости профессии.
В статье Дубравки Туркович-Кисельева «Rescuingwater-damagedtextilesduringthelosangelesriots» описан опыт обработки большого количества мокрых и влажных текстильных памятников после пожара. В 1992 году, в Лос-Анджелесе, в здании, где находилась часть текстильной коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес, этажом выше хранилища вспыхнул пожар, повредивший противопожарную систему. Неисправные оросители поливали помещение около 12 часов. В итоге, хранилище затопило, часть коллекции сильно промокла. Благодаря напряжённой работе специалистов, а также тому, что большинство предметов хранилось в непромокаемых контейнерах, серьёзно пострадали только два костюма. Исходя из опыта музея, мы можем отметить, что постоянное хранение памятников в деревянных ящиках (шкафах, комодах) с закрытым верхом гораздо безопаснее хранения в коробках или на полках, в случае чрезвычайной ситуации. Так же эффективным оказалось набивание нейлоновым тюлем костюмов во время срочной просушки. Этот опыт будет полезен в случае полной влажной очистки текстильных объёмных предметов
Одной из важных проблем в реставрации текстиля является реакция материала на различные проводимые процедуры. В апреле и мае 1994 года в Научно-исследовательской лаборатории естественных наук Музея Техасского технологического университета проводилось исследование зависимости процедур вымораживания кожи и гидротермической стабильности коллагена. Стивен Л. Уильямс, Сара Р. Бейер, Самина Хан, в статье «Effect of “freezing” treatments on the hydrothermal stability of collagen» представили результаты исследования. Как отмечают авторы, в нормальных условиях для денатурации коллагена в не состаренной коже требуются высокие температуры (65–75°C), что приводит к его (коллагена) усадке. Однако эта температура усадки может быть снижена определёнными методами консервации. Образец кожи был разделён на 6 частей, которые были подвергнуты разным типам обработки (сушка, смачивание, заморозка, оттаивание и их комбинации).Результаты этого исследования показали, что охлаждение кожи само по себе оказывает минимальное влияние на стабильность коллагена. Если перед заморозкой кожа была обработана, например, высушена, затем смочена и только потом охлаждена, тогда коллаген так же был стабилен. Однако процедуры, включающие замораживание, оттаивание и сушку свежей кожи, способствуют нестабильности коллагена, и их лучше избегать. Так как вставки кожи нередко встречаются в военной форме, стоит учитывать данные рекомендации.
Книга «Костюм в России XV - нач. XX века» содержит большое количество фотографий подлинной одежды прошлых веков из собрания Государственного Исторического музея. Состоит из трёх разделов: Древнерусская одежда и русский народный костюм XV-начала XX века, Городской костюм в России XVIII - начала XX века, Военный костюм в России XVIII - начала XX века. Нас интересуют второй и третий разделы. В статье, посвящённой городскому костюму, Московская губерния описывается как крупный центр текстильного производства. Так же отмечено, что на некоторых городских костюмах сохранены клейма мануфактур и мастерских на разных языках (русский, немецкий, английский, французский). Эти клейма могли сохраниться и при пошиве военного костюма, так что в отдельных случаях можно будет установить место производства мундира на определённых фабриках. В третьем разделе военному мундиру второй половины XIX века посвящено около 18-ти страниц, включая подробно описанные иллюстрации. Однако, как и в большинстве трудов, посвящённых истории костюма, автор фокусирует внимание на покрое, декорировании формы и степени удобства её носки, а не техники изготовления.
Павловского военного училища из коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск»;
• Провести реставрационные работы, представить результаты.
Метод исследования:
Из общенаучных методов исследования были выбраны:
Общелогические - Анализ, Аналогия;
Теоретические - Исторический метод;
Эмпирические – Наблюдение, Эксперимент, Измерение, Описание.
Методика исследования обусловлена выбором темы и включает в себя:
• Библиографические исследования
• Натурные исследования
• Изучение аналогов и прототипов
• Изучение действующего законодательства и нормативных баз
Научная новизна работы заключена в создании методики реставрации мундира юнкера Павловского военного училища, разработанной на основе изучения состояния мундира, а также исследования отечественного и зарубежного опыта.
Практическая значимость работы: Разработана методика консервации конкретного юнкерского мундира и данная методика реализована в рамках практической реставрации. Предложены новые подходы к изучению материалов исторического костюма в целях консервации и реставрации.
Границы исследования:XIX –XXвек
Гипотеза: Мундир поступил в реставрацию в достаточно удовлетворительном состоянии. Можно предположить, что для его изготовления использовался качественный материал (сукно) и он хранился в надлежащих условиях.
На защиту выносятся следующие положения:
Изготовление сукна для нужд военного ведомства в XIX веке постоянно совершенствовалось. К моменту изготовления мундира, поступившего в реставрацию, промышленность выпускала сукно достаточного качества.
Атрибуция мундира проведена на основании архивных и библиографических исследований, а также изучения состава материалов, кроя костюма и изучения фурнитуры.
Реставрация костюма проведена на основании индивидуальной методики, составленной на основе изучения состояния материалов мундира, а также анализе подобного рода реставрационных работ в соответствующих мастерских.
Структура диссертации
Диссертация представлена в 1 томе, включающим в себя Введение, три главы, 1 Приложение, Заключение, Список использованных источников и литературы.
Приложение: плакат
Общий объем текста 114 стр.; список литературы насчитывает 45 наименований;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе удалось обобщить материалы по истории изготовления и крашения тканей, применяемых для военного костюма. А проведенный анализ публикаций по проблемам консервации текстиля позволил выработать методику реставрации, которая впоследствии была на практике применена на юнкерском мундире Павловского военного училища, изготовленном во второй половине XIX века.
Механизм создания военного мундира во второй половине XIX века претерпел сильные изменения во многих аспектах, таких как закупка шерсти, её обработка, производство и крашение сукна, а также тип и форма различной фурнитуры, крой и пошив. Изготовление сукна для нужд военного ведомства в XIX веке совершенствовалось. К моменту изготовления мундира, поступившего в реставрацию, промышленность выпускала сукно достаточного качества.
Атрибуция мундира проведена на основании архивных и библиографических исследований, а также изучения состава материалов, кроя костюма и изучения фурнитуры. Покрой мундира в военных и юнкерских училищах соответствовал тому роду войск, для которого готовили юнкеров в данном училище; Павловское военное училище имело мундир образца армейской пехоты и артиллерии.
Мундир хранится в фонде «Ткани» музея-заповедника «Павловск». Изготовлен в 1860-1880-е гг. в России. Сохранены бирки с информацией о хранении предмета в Артиллерийском Историческом Музее Р.К.К.А. (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи), в Историческом отделе, 1 фонде.
Реставрация мундира проведена на основании индивидуальной методики, составленной на основе изучения состояния материалов мундира, а также анализе подобного рода реставрационных работ в соответствующих мастерских. Реставрационные работы проведены в полном объёме. Была проведена фото фиксация всех этапов работ и выполнены картограммы сохранности. В результате реставрационных работ восполнены утраты ткани и швов. Ослаблены пятна и потемнения. Нейтрализован коррозионный процесс на пуговицах. Устранена деформация бирки, капсулирован инвентарный номер. Восстановлен целостный облик экспоната.



1. Алешина Т.С. К истории производства одежды в конце XIX – начале XX века. По материалам Государственного Исторического Музея /Татьяна Алешина// RARUS'S GALLERY. – 2011. – Режим доступа: http://www.raruss.ru/russe-moderne/3971-aleshina-russian-modern-clothes.html (дата обращения: 17.01.2023)
2. Белик Н. И. «Взаимосвязь эволюции руна, технологии сбора и переработки шерсти» / Николай Белик // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Зоотехния. Аквакультура. Рыбное хозяйство : [сб. ст.] – СПб.: 2017. – №3 (48).
3. Брокгаузен А.А. Описание обмундирования и снаряжения нижних чинов полевой пешей артиллерии/ Александр Брокгаузен. – СПб.: 1871.
4. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон; Семеновская Типолитография. – СПб.: 1890—1907.
5. Введенский Г. Э. Пять веков русского военного мундира / Георгий Введенский. – СПб.: Атлант, 2005.
6. Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками/ Александр Висковатов. - СПб.: В. С. Балашевъ и Ко, 1841–1862.
7. Воробьева А. Ю. Российские юнкера, 1864—1917. История военных училищ/ Алла Воробьева. – Москва : ACT, 2002.
8. Галкин А. В. Разработка методологии исследования материалов для воссоздания исторического текстильного объекта : автореферат диссертации кандидата наук: 05.19.01/ Галкин Андрей Владимирович; [Российский гос. ун-т. им. А.Н. Косыгина]. – Москва, 2021. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodologii-issledovaniya-materialov-dlya-vossozdaniya-istoricheskogo-tekstilnogo(дата обращения: 12.03.23).
9. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII – начала XX века / Владислав Глинка. – Ленинград: Художник РСФСР, 1988.
10. Горбачева М.В. [и др.]. К вопросу об идентификации шерсти представителей семейства верблюдовых/ Мария Горбачева [и др.] //ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. – 2016 – Вып. Октябрь.
11. Ельсукова И. А. [и др.]Сравнительная характеристика ультраструктуры кутикулярногослоя шерсти овец бирликского и суюндукского внутрипородного типа эдильбаевской породы /И. А. Ельсукова[и др.] // Известия ТСХА – 2011. – №3 – С. 139.
12. Ермакова Н. В. Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие; автореферат диссертации кандидата историч. наук: 24.00.03/ кандидат исторических наук Ермакова Нина Владимировна; [Российский гос. гуманитарный ун-т]. – Москва, 2005. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/restavratsiya-shitya-i-tkanei-v-moskovskikh-muzeyakh-stanovlenie-i-razvitie (дата обращения: 27.05.23).
13. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России XV – нач. XX века. / Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С.Ю. Самонин; Арт-Родник –Москва: 2000.
14. Журнал мануфактур и торговли, издаваемый при Министерстве финансов (по Департаменту торговли и мануфактур) – 1865 - т.5. май-август - С. 451-456
15. Иванова Н. А. Фабричное производство тканей в Тверской губернии в середине XIX – начале XXв. / Наталья Иванова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Сер. 2, Вып. 4, Ч. 1.
16. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в структурном подразделении краеведческий музей МАУК «Центр культуры» городского округа город Первомайск Нижегородской области, Утверждена приказом МАУК «Центр культуры», № 1/1 от 15 января 2019г.
17. Качанова И. М. Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей: На примере шерсти : автореферат диссертации кандидата культурол. наук: 24.00.03/ Качанова Ирина Михайловна; [Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»]. – Москва, 1999. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/metodologiya-vybora-novykh-kleevykh-materialov-dlya-dublirovaniya-muzeinykh-tkanei-na-primer (дата обращения: 27.05.23).
18. КорчегинаМ. В., Дзюбан В. В. Поставки сукна для русской армии предпринимателями-старообрядцами и единоверцами в XIX – начале XX века / М. В. Корчегина,В. В. Дзюбан // Исторические науки и археология – 2017.
19. Малышев В.Н. Общие принципы построения военного костюма XVIII - XIX веков / В.Н. Малышев // Сборник исследований и материалов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи – 2006. – Вып. VIII. – С.232-255.
20. Парсанов А. С. и Николаенко Г. Р. Стойкость шерстяных волокон к биологическим разрушениям / А. С. Парсанов и Г. Р. Николаенко // Вестник технологического университета – 2017. – Т.20, №4.
21. РындинА. И., Очерки по истории химии синтетических красителей, содержащих гетероциктический фрагмент. Сообщение III. Гетарилсодержащие азотокрасители / А. И.Рындин, Д. Н. Кузнецов, К. И. Кобраков // История и педагогика естествознания – 2013. – №4.
22. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа.// Л.: Художник РСФСР, 1978.
23. Савинова М. А. История шерстяной промышленности / Марина Савинова // Инновации и инвестиции – 2011. – №1.
24. Савинова М. А. Развитие шерстяной промышленности России в капиталистический период / Марина Савинова // Инновации и инвестиции – 2012 – №3.
25. Семенович Н.Н. Реставрация музейных тканей / Николай Семенович // Ленинград: Изд-во Государственного Эрмитажа – 1961. С. 80
26. Сотскова О. Н. Основные этапы развития методов реставрации памятников из текстиля в Государственном Историческом музее // VII Грабаревские чтения: доклады, сообщения, тезисы / Всерос. худ. Научн.-реставр. Центр имени И.А. Грабаря – Москва: Сканрус, 2010.
27. Указатель Московского отдела на 11 Всероссийской Кустарной выставки
28. Хакимова Н. Новые и традиционные красители в производстве тканей Абра Худжанта / Наиля Хакимова // Номаи донишгох (Ученые записки) Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова. – 2011.
29. Хальзова С. А. Определение синтетических красителей в жидких средах пьезоэлектрическими сенсорами, модифицированными полимерами с молекулярными отпечатками; автореферат диссертации кандидата наук: 02.00.02/ Хальзова Светлана Александровна; [Воронежский государственный университет]. – Воронеж, 2018. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/opredelenie-sinteticheskikh-krasitelei-v-zhidkikh-sredakh-pezoelektricheskimi-sensorami-modi(дата обращения: 12.03.23).
30. Хренов М. М. [и др.]. Военная одежда русской армии / М.М. Хренов [и др.]. – Москва: Военное издательство, 1994.
31. ЧичеринБ.Н. Литературное движение в начале нового царствования / Борис Чичерин. – Москва: М. и С. Сабашниковых, 1929.
32. Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация. Каталог выставки / СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017.
33. Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций // Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации, от 23.07.2020, № 827
Использованные источники на английском языке.
34. Helmut Schweppe. Identification of dyes on old textiles// Journal of American Institute for conservation– 1979. – vol.19, №1, art.3.
35. Barbara M. Reagan. Eradication of insects from wool textiles// Journal of American Institute for conservation– 1982. –vol.21, №2, art.1.
36. Morgan W. Phillips. Notes on a method for consolidating leather//Journal of American Institute for conservation – 1984. – vol.24, №1.
37. Randall R. Bresee. General effects of ageing on textiles// Journal of American Institute for conservation – 1986. –vol.25, №1, art.4.
38. Patsy Orlofsky, Deborah Lee Trupin. The role of connoisseurship in determining the textile conservator's treatment options// Journal of American Institute for conservation. – 1993. – vol.32, № 2.
39. Dubravka Turkovic-Kiseljev. Rescuing water-damaged textiles during the los angeles riots //Journal of American Institute for conservation. – 1995. – vol.34, №1.
40. Stephen L. Williams, Sarah R. Beyer, Samina Khan. Effect of “freezing” treatments on the hydrothermal stability of collagen// Journal of American Institute for conservation. – 1995. –vol. 34, №2.
41. Jan Vuori, Robin Hanson. Conservation of a military tunic including the use of guide threads for positioning repairs» // Journal of American Institute for conservation. – 2000. – vol.39, № 2.
42. Ellen Carrlee. DOES low-temperature pest management cause damage? Literature review and observational study of ethnographic artifacts// Journal of American Institute for conservation. – 2003. – vol.42, №2.
Интернет источники.
43. Справочник по породам домашнего скота// [онлайн-справочник]/ государственный университет Оклахомы. [Оклахома, 2023] Режим доступа:https://breeds.okstate.edu/sheep/breeds-of-merino-sheep.html(дата обращения: 12.03.2023).
44. Карпова А.М. История реставрации и атрибуции памятника этнографии: рубаха женская – «шуваня щам» (кон. XIX – нач. XX в., автор Каскова М. А.)/А.М. Карпова // [Описание процесса реставрации]/ МРМИИ им. С.Д. Эрьзи [Саранск, 2008-2023] Режим доступа: http://erzia-museum.ru/ru/nauchnaya-rabota/publikacii/a-m-karpova-istoriya-restavracii-i-atribucii-pamyatnika-etnografii-rubaxa-zhenskaya-shuvanya-shham-kon-xix-nach-xx-v-avtor-kaskova-m-a/(дата обращения: 11.04.2023).
45. Реставрация// [Описание процесса реставрации]/ компания Арт-Нить реставрация [Москва, 2023] Режим доступа: https://artnit.ru/Реставрация/(дата обращения: 12.03.23).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ