Физический мир в поэтической оптике Владимира Маяковского
|
Введение 3
Глава 1. Научные и методологические основания исследования 7
§ 1. Поэтический мир раннего Маяковского в освещении критиков и литературоведов. 7
§ 2. Проблема телесного в научных трудах по культурологии и семиотике 25
§ 3. Эстетические принципы авангарда и русского футуризма в теоретическом освещении 30
Глава 2. Механизмы трансформации пространства в ранней лирике Маяковского 43
§ 1. Организация вертикали 44
§ 2. Деструкция 57
Глава 3. Механизмы трансформации объектов физического мира в ранней лирике Маяковского 67
§ 1. Анимизм 67
§ 2. Телесные метаморфозы 79
§ 3. Зооморфизм 93
§ 4. Гиперболизация 101
Заключение 109
Список использованной литературы 112
Глава 1. Научные и методологические основания исследования 7
§ 1. Поэтический мир раннего Маяковского в освещении критиков и литературоведов. 7
§ 2. Проблема телесного в научных трудах по культурологии и семиотике 25
§ 3. Эстетические принципы авангарда и русского футуризма в теоретическом освещении 30
Глава 2. Механизмы трансформации пространства в ранней лирике Маяковского 43
§ 1. Организация вертикали 44
§ 2. Деструкция 57
Глава 3. Механизмы трансформации объектов физического мира в ранней лирике Маяковского 67
§ 1. Анимизм 67
§ 2. Телесные метаморфозы 79
§ 3. Зооморфизм 93
§ 4. Гиперболизация 101
Заключение 109
Список использованной литературы 112
Владимир Маяковский – одна из центральных фигур русской литературы начала XX века. Благодаря стараниям современников, последователей и противников его личность на протяжении долгого времени была окружена вниманием. Современный медиадискурс также демонстрирует значительный интерес к фигуре поэта, которая присутствует в сетевой литературе и изобразительном искусстве. Неоднозначная в осмыслении и восприятии, его поэзия до настоящего времени не теряет интереса и среди исследователей. Несмотря на то, что литературоведческий опыт изучения творчества Маяковского значителен, каждая историческая эпоха оставила свой след в восприятии и интерпретации его произведений. Необходимость научного переосмысления наследия поэта связана с потребностью освободить взгляд на его творчество от идеологической маркированности, будь то возведение в абсолют или развенчание культа Маяковского. Современные исследователи сознательно делают упор не на широкий круг проблем эстетического плана, не на биографию и фактографию, а на более детальное рассмотрение поэзии Маяковского: в центре внимания оказываются отдельные образы и мотивы, их эволюция, закономерности перехода от ранних творческих установок (1912–1917) к поздним (после 1917). В рамках данной работы в центре внимания окажется исключительно раннее творчество Владимира Маяковского – стихотворения, написанные до 1917 г.
Поэтическая форма диктует особые законы изображения окружающей реальности. Более объемному, как правило, прозаическому тексту противопоставляется поэтическая краткость, вследствие чего семантическая концентрация в поэзии выше. Предметный мир всегда был важным и изменчивым аспектом художественного изображения. С изменением эстетических парадигм меняется и роль отдельного предмета в создании общей картины внешнего мира — от простой подробности до значимой детали, от детали — до символа. Изучение того, как воплощается предметный мир в произведении, помогает выявить механизмы авторского построения текста, а через это точнее понять его семантические связи. Живописное произведение качественно отличается от литературного формой выражения смысла, однако содержание – образ и мотив могут роднить его с тем или иным текстом.
Сфера физического во многом определяет поэтический мир Владимира Маяковского. Разностороннее и многоплановое воплощение объектов физической реальности раскрывает многообразие смысловых пластов произведений В. Маяковского. Определяя специфику раннего творчества Маяковского, важно отметить особенность выстраиваемого им пространства: несмотря на то, что пейзажи его образно ярки, многие из них образованы в рамках одной процедуры – распада. Подобное явление в эстетике русского футуризма связывается с культом катастрофичности, что же касается собственно Маяковского, то, развоплощая предметы внешнего мира, он разрушает и буквальное, вещественное значение слов, их обозначающих. Объектный мир поэта складывается не только из образов вещного мира, но и из его телесной составляющей. Проявление последней окказионально и метафорично. В рамках данной работы предпринята попытка выделения основных эстетических закономерностей представления физического мира в раннем творчестве Маяковского, а также описания используемых для этого механизмов. Выделенные механизмы создания художественной реальности рассматриваются на материале поэзии, но также сопоставляются с полотнами авангардных и близких к авангарду художников, чье влияние на творческий облик Владимира Маяковского было значимым.
Цель диссертации - изучить и описать основные механизмы формирования образов физического мира в поэзии Владимира Маяковского.
С наступлением XX века человек начинает ощущать, что принципы гуманизма постепенно угасают, мир ожесточается, лишается цельности, доминирующей чертой становится его раздробленность. События Первой мировой войны многократно усиливают эти ощущения. Утрачиваются понятия гармонии, соборности и справедливости. Наступает время экзистенциальных вопросов, попыток заново постичь суть собственного существа. Новая парадигма восприятия действительности не может не влиять на новое искусство. Авангардное искусство предъявляет особые требования к изображению внешней реальности, что отражается и в изобразительном, и в словесном искусстве. Материалом исследования станут ранние стихотворения Маяковского (до 1917 г.) и живописные полотна художников-авангардистов.
Отметим, что под физическим миром мы будем понимать не только его телесную составляющую и то, что может быть вписано в категорию «вещи», но также само пространство, законы его существования и взаимодействия с лирическим героем. Особого рассмотрения требует «овеществление» тела лирического героя, которое становится одной из констант эстетической системы Маяковского, что наглядно отражено как на уровне названий произведений («Флейта-позвоночник»), так и мотивно (череп-чаша, грудь-клетка).
Объектом данного исследования является физический мир, изображенный в ранних произведениях В. Маяковского, предметом – механизмы формирования образов этого мира в его поэзии и авангардной живописи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Произвести литературоведческий анализ выбранных в качестве материала художественных текстов, определив, посредством каких образов, мотивов, сюжетов и приемов воплощается физический мир ранних произведений Маяковского.
2. Систематизировать полученные результаты в соответствии с их функциональной составляющей. Выделить основные механизмы, формирующие художественный облик физического мира в ранней лирике Маяковского, описать каждый из них.
3. Сопоставить приемы и механизмы создания образов физического мира в стихотворениях Маяковского со способами, обнаруженными авангардными живописцами, с которыми поэт находился в тесном творческом взаимодействии.
Предполагаемым итогом исследования должно стать выявление системы основных приемов формирования образа физического мира в произведениях Маяковского.
Теоретической базой диссертации служат, во-первых, литературоведческие труды, освещающие индивидуальную поэтическую систему В. Маяковского, во-вторых – научные разработки отечественных и зарубежных исследователей, посвященные культурологическому и семиотическому аспектам проблемы телесности, а также теории и истории авангарда.
Исследование основывается на упоминаемом ранее разноуровневом анализе текста и дальнейшей типологической интерпретации. Значимое место занимает мотивный и интермедиальный сопоставительный анализ (поэзия и живопись).
Актуальность работы обусловлена использованием интермедиального подхода. Разнонаправленность творчества Маяковского – поэта, драматурга, художника и даже актера – создает создает необходимость такого подхода. Сопоставляя два вида искусства – поэзию и живопись – мы исходим из общеавангардного генезиса поэтической системы Маяковского.
Новизна исследования заключается в том, что избранный ракурс изучения позволяет вывести достаточно исследованную ранее поэтику Маяковского из сугубо литературного контекста – к более широкому – культурологическому. В центре рассмотрения оказывается не лирический герой, изучению которого посвящено большое количество литературоведческих трудов, а художественная реальность, формирование которой определяется механизмами, общими для словесного и изобразительного искусства эпохи.
Поэтическая форма диктует особые законы изображения окружающей реальности. Более объемному, как правило, прозаическому тексту противопоставляется поэтическая краткость, вследствие чего семантическая концентрация в поэзии выше. Предметный мир всегда был важным и изменчивым аспектом художественного изображения. С изменением эстетических парадигм меняется и роль отдельного предмета в создании общей картины внешнего мира — от простой подробности до значимой детали, от детали — до символа. Изучение того, как воплощается предметный мир в произведении, помогает выявить механизмы авторского построения текста, а через это точнее понять его семантические связи. Живописное произведение качественно отличается от литературного формой выражения смысла, однако содержание – образ и мотив могут роднить его с тем или иным текстом.
Сфера физического во многом определяет поэтический мир Владимира Маяковского. Разностороннее и многоплановое воплощение объектов физической реальности раскрывает многообразие смысловых пластов произведений В. Маяковского. Определяя специфику раннего творчества Маяковского, важно отметить особенность выстраиваемого им пространства: несмотря на то, что пейзажи его образно ярки, многие из них образованы в рамках одной процедуры – распада. Подобное явление в эстетике русского футуризма связывается с культом катастрофичности, что же касается собственно Маяковского, то, развоплощая предметы внешнего мира, он разрушает и буквальное, вещественное значение слов, их обозначающих. Объектный мир поэта складывается не только из образов вещного мира, но и из его телесной составляющей. Проявление последней окказионально и метафорично. В рамках данной работы предпринята попытка выделения основных эстетических закономерностей представления физического мира в раннем творчестве Маяковского, а также описания используемых для этого механизмов. Выделенные механизмы создания художественной реальности рассматриваются на материале поэзии, но также сопоставляются с полотнами авангардных и близких к авангарду художников, чье влияние на творческий облик Владимира Маяковского было значимым.
Цель диссертации - изучить и описать основные механизмы формирования образов физического мира в поэзии Владимира Маяковского.
С наступлением XX века человек начинает ощущать, что принципы гуманизма постепенно угасают, мир ожесточается, лишается цельности, доминирующей чертой становится его раздробленность. События Первой мировой войны многократно усиливают эти ощущения. Утрачиваются понятия гармонии, соборности и справедливости. Наступает время экзистенциальных вопросов, попыток заново постичь суть собственного существа. Новая парадигма восприятия действительности не может не влиять на новое искусство. Авангардное искусство предъявляет особые требования к изображению внешней реальности, что отражается и в изобразительном, и в словесном искусстве. Материалом исследования станут ранние стихотворения Маяковского (до 1917 г.) и живописные полотна художников-авангардистов.
Отметим, что под физическим миром мы будем понимать не только его телесную составляющую и то, что может быть вписано в категорию «вещи», но также само пространство, законы его существования и взаимодействия с лирическим героем. Особого рассмотрения требует «овеществление» тела лирического героя, которое становится одной из констант эстетической системы Маяковского, что наглядно отражено как на уровне названий произведений («Флейта-позвоночник»), так и мотивно (череп-чаша, грудь-клетка).
Объектом данного исследования является физический мир, изображенный в ранних произведениях В. Маяковского, предметом – механизмы формирования образов этого мира в его поэзии и авангардной живописи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Произвести литературоведческий анализ выбранных в качестве материала художественных текстов, определив, посредством каких образов, мотивов, сюжетов и приемов воплощается физический мир ранних произведений Маяковского.
2. Систематизировать полученные результаты в соответствии с их функциональной составляющей. Выделить основные механизмы, формирующие художественный облик физического мира в ранней лирике Маяковского, описать каждый из них.
3. Сопоставить приемы и механизмы создания образов физического мира в стихотворениях Маяковского со способами, обнаруженными авангардными живописцами, с которыми поэт находился в тесном творческом взаимодействии.
Предполагаемым итогом исследования должно стать выявление системы основных приемов формирования образа физического мира в произведениях Маяковского.
Теоретической базой диссертации служат, во-первых, литературоведческие труды, освещающие индивидуальную поэтическую систему В. Маяковского, во-вторых – научные разработки отечественных и зарубежных исследователей, посвященные культурологическому и семиотическому аспектам проблемы телесности, а также теории и истории авангарда.
Исследование основывается на упоминаемом ранее разноуровневом анализе текста и дальнейшей типологической интерпретации. Значимое место занимает мотивный и интермедиальный сопоставительный анализ (поэзия и живопись).
Актуальность работы обусловлена использованием интермедиального подхода. Разнонаправленность творчества Маяковского – поэта, драматурга, художника и даже актера – создает создает необходимость такого подхода. Сопоставляя два вида искусства – поэзию и живопись – мы исходим из общеавангардного генезиса поэтической системы Маяковского.
Новизна исследования заключается в том, что избранный ракурс изучения позволяет вывести достаточно исследованную ранее поэтику Маяковского из сугубо литературного контекста – к более широкому – культурологическому. В центре рассмотрения оказывается не лирический герой, изучению которого посвящено большое количество литературоведческих трудов, а художественная реальность, формирование которой определяется механизмами, общими для словесного и изобразительного искусства эпохи.
Давид Бурлюк, поэт и живописец, деятельный участник группы футуристов, в которую входил Маяковский, отмечал его склонность к изображению «с натуры». Вполне очевидно, однако, что в его поэтической оптике эта натура представала трансформированной. При анализе механизмов такой трансформации из числа разнообразных приемов художественной изобразительности, использованных Маяковским, были выделены наиболее характерные для его ранних текстов, постоянно повторяющиеся в них и имеющие определяющее значение для формирования поэтического облика физического мира. Существенно, что аналогичные приемы применялись художниками-авангардистами, с которыми был тесно связан творческий путь Маяковского. В работе проанализированы шесть основных механизмов трансформации физической реальности в ранней лирике поэта.
Первые два таких механизма определяют общие принципы преобразования пространства. Один из них – организация вертикали Богоборческие установки Маяковского заставляют его использовать вертикаль как главную ось координат, относительно которой разворачивается лирический сюжет. В городские пейзажи настойчиво вводятся башни, крыши, колокольни, трубы домов, пароходов и водостоков, кресты на церквях, окна верхних этажей, провода, фонари, дым, подымающийся к небу, и, разумеется, сами небеса с восходящим или заходящим солнцем, с облаками, тучами и льющимся из них дождем. Все это детали, побуждающие отрывать взгляд от происходящего на земле, которая перестает быть единственным местом действия. Возникает специфическая динамика взаимодействия полярных плоскостей (неба и земли) – усиление или ослабление их оппозиции. Два пространственных вектора – восходящий и нисходящий постоянно оспаривают друг друга, и траектория взгляда, направленного сверху вниз или снизу вверх, нередко прокладывается как смещенная под углом вертикаль. Те же закономерности вертикальной организации пространства наблюдаются в композиции некоторых авангардных полотен («Маляр» А. Богомазова, «В церкви» Д. Бурлюка).
Другой общий принцип преобразования пространства в ранней лирике Маяковского можно определить как деструкцию – разрушение изначально целого, распадение или сдвиг плоскости. Такого рода приемы нередко объяснялись желанием Маяковского подчеркнуть уродство и болезненность окружающего мира, в частности, – городского топоса. Между тем это прием, общий для поэтических текстов Маяковского-кубофутуриста и кубистической живописи, для которой характерно разложение предмета по плоскости, а затем – многочисленное его наслаивание (см., например, «Город» А. Экстер).
Пространство лирических текстов Маяковского заполнено самыми разнообразными объектами его внимания, изображенными таким образом, что к категории физического мира могут быть отнесены и неодушевленные предметы, и живые существа, и абстрактные понятия. Все они также подвергаются разным, как правило, дополняющим друг друга способам трансформации. Один из них – анимизм, одушевление. Художественную реальность наполняют ожившие понятия и предметы, которые выступают субъектами речи, наделяются динамикой, вступают в конфликты и т. п. Близким примером из авангардной живописи может служить картина Д. Бурлюка «Приход весны и лета».
Другой механизм трансформации объектов физического мира – телесные метаморфозы – находит в раннем творчестве Маяковского разные способы выражения: наделение плотью того, чему она не свойственна, универсализация телесности, отчуждение от нее, ее разрушение, распад, фрагментирование, опредмечивание тела и его облачение в невещественную материю. Сходные варианты телесных метаморфоз находим и в живописи («Портрет М. Ф. Ларионова» Н. Гончаровой, «Танцующая женщина» В. Пальмова).
Зооморфизм – еще один способ остранения мира – осуществляется Маяковским с помощью метафорического переноса свойств животных на самые разные объекты или же развернутой процедуры превращения в животное, которой автор подвергает предметы изображения, включая и самого лирического героя. В ряде случаев зооморфизм связан с добровольным или вынужденным отказом от человеческого начала, но зооморфными могут оказаться и рельеф земли, и элементы поэтического мира (строфы, размеры, рифмы). Сращение животного и человеческого использовалось и как живописный сюжет (поздняя картина Д. Бурлюка «Кубофутуристическая композиция “Конец эпохи Рыб”»). Звериное начало, свойственное новому искусству, Д. Бурлюк и В. Каменский подчеркивали, нанося изображение животных на собственное лицо.
Последний описанный в работе механизм трансформации реальности, характерный для ранних произведений Маяковского – гиперболизация, которая может выражаться и как чрезмерное увеличение размеров изображаемого, и как чрезвычайное усиление динамики действия, и как качество, возводимое в абсолют. В авангардной живописи также есть место гиперболизации, иллюстрацией может служить картина П. Н. Филонова «Живая голова», изображающая огромную мозаичную голову, отделенную от тела.
Подобранные в работе полотна авангардных художников (А. Экстер, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Вламинка, П. Филонова, У. Боччони, А. Богомазова, а также живописные опыты самого Маяковского) демонстрируют, что паттерны трансформаций физического мира были общими для словесного и визуального авангардного искусства.
Первые два таких механизма определяют общие принципы преобразования пространства. Один из них – организация вертикали Богоборческие установки Маяковского заставляют его использовать вертикаль как главную ось координат, относительно которой разворачивается лирический сюжет. В городские пейзажи настойчиво вводятся башни, крыши, колокольни, трубы домов, пароходов и водостоков, кресты на церквях, окна верхних этажей, провода, фонари, дым, подымающийся к небу, и, разумеется, сами небеса с восходящим или заходящим солнцем, с облаками, тучами и льющимся из них дождем. Все это детали, побуждающие отрывать взгляд от происходящего на земле, которая перестает быть единственным местом действия. Возникает специфическая динамика взаимодействия полярных плоскостей (неба и земли) – усиление или ослабление их оппозиции. Два пространственных вектора – восходящий и нисходящий постоянно оспаривают друг друга, и траектория взгляда, направленного сверху вниз или снизу вверх, нередко прокладывается как смещенная под углом вертикаль. Те же закономерности вертикальной организации пространства наблюдаются в композиции некоторых авангардных полотен («Маляр» А. Богомазова, «В церкви» Д. Бурлюка).
Другой общий принцип преобразования пространства в ранней лирике Маяковского можно определить как деструкцию – разрушение изначально целого, распадение или сдвиг плоскости. Такого рода приемы нередко объяснялись желанием Маяковского подчеркнуть уродство и болезненность окружающего мира, в частности, – городского топоса. Между тем это прием, общий для поэтических текстов Маяковского-кубофутуриста и кубистической живописи, для которой характерно разложение предмета по плоскости, а затем – многочисленное его наслаивание (см., например, «Город» А. Экстер).
Пространство лирических текстов Маяковского заполнено самыми разнообразными объектами его внимания, изображенными таким образом, что к категории физического мира могут быть отнесены и неодушевленные предметы, и живые существа, и абстрактные понятия. Все они также подвергаются разным, как правило, дополняющим друг друга способам трансформации. Один из них – анимизм, одушевление. Художественную реальность наполняют ожившие понятия и предметы, которые выступают субъектами речи, наделяются динамикой, вступают в конфликты и т. п. Близким примером из авангардной живописи может служить картина Д. Бурлюка «Приход весны и лета».
Другой механизм трансформации объектов физического мира – телесные метаморфозы – находит в раннем творчестве Маяковского разные способы выражения: наделение плотью того, чему она не свойственна, универсализация телесности, отчуждение от нее, ее разрушение, распад, фрагментирование, опредмечивание тела и его облачение в невещественную материю. Сходные варианты телесных метаморфоз находим и в живописи («Портрет М. Ф. Ларионова» Н. Гончаровой, «Танцующая женщина» В. Пальмова).
Зооморфизм – еще один способ остранения мира – осуществляется Маяковским с помощью метафорического переноса свойств животных на самые разные объекты или же развернутой процедуры превращения в животное, которой автор подвергает предметы изображения, включая и самого лирического героя. В ряде случаев зооморфизм связан с добровольным или вынужденным отказом от человеческого начала, но зооморфными могут оказаться и рельеф земли, и элементы поэтического мира (строфы, размеры, рифмы). Сращение животного и человеческого использовалось и как живописный сюжет (поздняя картина Д. Бурлюка «Кубофутуристическая композиция “Конец эпохи Рыб”»). Звериное начало, свойственное новому искусству, Д. Бурлюк и В. Каменский подчеркивали, нанося изображение животных на собственное лицо.
Последний описанный в работе механизм трансформации реальности, характерный для ранних произведений Маяковского – гиперболизация, которая может выражаться и как чрезмерное увеличение размеров изображаемого, и как чрезвычайное усиление динамики действия, и как качество, возводимое в абсолют. В авангардной живописи также есть место гиперболизации, иллюстрацией может служить картина П. Н. Филонова «Живая голова», изображающая огромную мозаичную голову, отделенную от тела.
Подобранные в работе полотна авангардных художников (А. Экстер, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Вламинка, П. Филонова, У. Боччони, А. Богомазова, а также живописные опыты самого Маяковского) демонстрируют, что паттерны трансформаций физического мира были общими для словесного и визуального авангардного искусства.



