ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ 6
1.1. Ассоциативное поле как междисциплинарное понятие 6
1.2. Ассоциативный эксперимент и его роль в формировании
ассоциативного поля 11
1.3. Языковая картина мира и концепты в контексте ассоциативного
поля 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ «СЧАСТЬЕ» В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ 29
2.1. Анализ ассоциативного поля «счастье» на базе Электронного
ассоциативного словаря Приенисейской Сибири 29
2.2. Специфика репрезентации ассоциативного поля в региональном
языковом сознании сибиряков 36
2.3. Исследование данных ассоциативного эксперимента обучающихся
старших классов общеобразовательной школы при использовании слова-стимула «счастье» 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Исследования на стыке нескольких научных дисциплин проводятся относительно непродолжительное время, они активизировались в мировой науке во второй половине прошлого, и особенно интенсивно - в нынешнем столетии. Среди отечественных исследователей вопросам исследования ассоциативных полей и отображенной в них языковой картины мира посвящены труды А.А. Залевской, Ю.Н. Караулова, А.А. Леонтьева, А.С. Поршневой, Е.А. Сермягиной, Е.Ф. и М.Е. Тарасовых. Среди зарубежных авторов анализ обозначенного явления представлен в работах М. Хайдеггера, Л. Вайсгербера, Б. Мак Ленана и др.
Вместе с этим следует отметить, что язык, используемый определенной нацией или этносом, служит зеркалом его ментальности и культуры. Последние, в свою очередь, оказывают влияние на содержание концептов - ментальной проекции элементов культуры. Счастье представляет один из базовых эмоциональных концептов универсального характера, в том или ином виде присутствующих в каждой культуре и каждом языке. Тем не менее, при всей своей универсальности в каждом языке эмоции характеризуются определенной спецификой вербализации, что обусловлено свойственной человеку субъективностью интерпретации окружающего мира. В связи с этим, актуальность исследования обусловлена тем фактом, что, несмотря на масштабные исследования языковых картин мира и ассоциативных экспериментов как способов их познания, специфика вербализации базовых концептов характеризуется территориальной и региональной вариативностью, что и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - фрагмент языкового сознания по данным свободного ассоциативного эксперимента.
Предмет исследования - ассоциативное поле «счастье» в ассоциативном словаре жителей Сибири.
Цель исследования - анализ реакций-ассоциаций ассоциативного поля «счастье», полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента и представленных в Электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ассоциативное поле как междисциплинарное понятие.
2.Описать ассоциативный эксперимент и его роль в формировании ассоциативного поля.
3. Проанализировать языковую картину мира и концепты в контексте ассоциативного поля.
4. Охарактеризовать ассоциативное поле «счастье» на базе Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири.
5. Исследовать данные ассоциативного эксперимента обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
При написании работы были задействованы такие методы исследования, как анализ теоретической литературы по теме исследования, метод сравнения, синтез, метод контент-анализа, свободный ассоциативный эксперимент как метод психолингвистического исследования, метод семантического анализа ассоциаций, а также метод статистической обработки данных.
Материалом исследования послужили данные Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири.
Гипотеза исследования: ассоциативное поле «счастье»,
рассмотренное на базе Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири, отображает фрагмент региональной языковой картины мира, одну из базовых культурных и ментальных ценностей регионального сознания.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование обобщает и систематизирует сведения из общей теории психолингвистики, выявляя закономерности конструирования ассоциативного поля на языковом материале, а также расширяет информацию о роли и специфике функционирования ассоциативных полей.
Практическая значимость исследования представлена
возможностью привлечения полученных результатов в ходе преподавания курсов по психолингвистике, этнической психологии, социологии и другим смежным наукам. Кроме того, полученный материал теоретического и практического характера может быть задействован на уроках русского языка в школе, а также в старших классах лингвистического профиля.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы....
Психолингвистика сформировалась как самостоятельная наука в середине ХХ в., но до этого периода отдельные вопросы поднимались в рамках других отраслей. В психолингвистике применяются как психологические, так и лингвистические подходы, изучается речь человека, средства языка. В рамках психолингвистики изучаются механизмы порождения и восприятия речи, функции речевой деятельности, связи языкового развития с развитием личности и др.
Одним из наиболее исследованных и распространенных методов в психолингвистике является проведение ассоциативного эксперимента, основанного на изучении ассоциативных полей. Они представлены существующими в сознании человека связями одних предметов и явлений с другими. Ассоциативные эксперименты могут варьироваться для выполнения конкретных целей.
Ядерная зона ассоциативного поля «Счастье» и в РАС и в ЭАСПС представлена позитивными и нейтральными ассоциациями, тогда как в околоядерной и периферийной зонах появляются негативные реакции. В РАС негативных реакций больше. У жителей Приенисейской Сибири наблюдается тесная ассоциация «Счастья» с семьей, что демонстрируется во всех зонах. В обоих словарях распространены существительные и прилагательные, глаголы редки в составе реакций.
В нашем исследовании подросткам было предложено принять участие в свободном ассоциативном эксперименте. Было определено ядро, околоядерная зона и периферия ассоциативного поля «счастье» у подростков. Интерпретация полученных реакций свидетельствует о том, что счастье у большинства респондентов ассоциируется с радостью, различными вариантами досуга и отдыха. Примечательным является наличие реакций, связанных с учебой - ее наличием или отсутствием, друзьями, интернетом и различными социальными сетями и компьютерными играми. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование и конституанты ассоциативного поля «счастье» зависят не только от региона проживания респондентов, но и от их возраста.
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2-х т. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. - М.: Наука, 1974. - 251 с.
3. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1963. - С. 102-149.
4. Арутюнова Н.Д. Языка и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
5. Ассоциативный словарь Приенисейской Сибири. - Красноярск: Редакционно-издательский отд. КГПУ, 2014. - 255 с.
6. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36.
7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - 412 с.
8. Воронцова Е.А. Понятие визуальной картины мира
[Электронный ресурс] // Аналитика культурологи: Электронное научное издание. - 2015. - Вып. 3 (24). - Режим доступа:
http://analiculturolog.ru/route/route.php2journal/archive/item/870-3-2.html
9. Герас Ю.А. Когнитивная и языковая картина мира в лингвистической семантике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 140-144.
10. Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Антология вступлений к классическому естествознанию. - М.: Наука, 1973. - С. 206-210.
11. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 396-405.
12. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. - Х.: Изд. Группа «РА - Каравелла», 2001. - 316 с.
13. Губмольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.
• 452 с.
14. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 1733.
15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - Режим доступа:
https://www.efremova.info/...49