Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики соучастия как фактор трансформации социокультурного пространства музея (на примере Эрмитажа)

Работа №149149

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы129
Год сдачи2023
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
2. Формирование новой концепции взаимодействия музея и посетителя 11
1.1 Предпосылки пересмотра роли музея 11
1.2 Трансформация модели взаимодействия музея и посетителя 27
1.3 Выводы 47
3. Влияние практик соучастия на трансформацию пространства музея 50
2.1 Практики соучастия: опыт российских музеев 51
2.2 Анализ практик соучастия в музеях Санкт-Петербурга 65
2.3 Выводы 87
Заключение 91
Список литературы 95
Список информационных источников 102
Приложение 1 104
Приложение 2 106
Приложение 3 108
Приложение 4 119




Роль музея в современном мире давно преодолела границы традиционных представлений. В общественном сознании музей закрепился в первую очередь в качестве институции, ответственной за сохранение, изучение и презентацию исторических и культурных ценностей. Традиционный музей видит свою миссию в первую очередь в реализации идеалов Просвещения: интеллектуальном и моральном преобразовании человека через донесение истины. Этот формат предполагает определенный порядок отношений музея и посетителя.
Однако в последние десятилетия этот подход стал стремительно меняться. Изменения социального контекста, продиктованные развитием постглобальных тенденций и антропологическим поворотом в социальных науках и общественном дискурсе привели к существенному переосмыслению роли музея в системе общественных отношений. Музей постепенно начинает рассматриваться не просто в качестве места, хранения, изучения и презентации архивов историко-культурного наследия, но и как место, где в процессе взаимодействия музея и посетителя формируется новое знание. Вместе с переосмыслением собственной роли в музей становится перед необходимостью пересмотра своих отношений с аудиторией.
Изменения контекста, в котором существует музей, представлений о роли музея и практик, которые реализуются в музее, происходят не только и не столько в физическом пространстве музея. В большей степени эти трансформации затрагивают практики, смыслы и значения, локализованные в социокультурном пространстве музея и являются важным фактором его трансформации.
В связи с этим возникает необходимость в формировании новой концептуальной схемы, которая позволила бы сформулировать и проанализировать эти перемены. Научная дискуссия по данной теме пока не получила достаточного развития. Вместе с тем, большое внимание уделяется внедрение практик соучастия, реализуемых в разных социальных контекстах, как фактор изменения социокультурного пространства. В социальных науках практики соучастия изучаются в различных сферах и являются одним из аспектов более широкой проблематики. Тенденция, наблюдаемая сегодня в музеях, связана с дискурсом трансформации взаимодействия академического и индигенного дискурса, изменения ролей субъекта и объекта, которому уделяется большое внимание в социологии и социальной антропологии.
Практики соучастия представляют собой практики взаимодействия, в ходе которых соотношение субъекта и объекта коммуникации преобразуется в отношения субъекта и субъекта. Результатом этого становится формирование нового общего знания, созданного совместной деятельностью, в связи с чем мы рассматриваем практики соучастия в качестве фактора трансформации социокультурного пространства. В музеях внедрение практик соучастия находит отражение в проведении таких мероприятий, как арт-медиации, открытые дискуссии и лекции, проекты по внедрению аудитории во внутреннюю работу музея, и другие.
В этой связи была сформулирована гипотеза исследования: результатом взаимодействия в ходе каждой практики соучастия становится формирование новых значений и смыслов. В связи с этим внедрение практик соучастия способствует созданию новых точек взаимодействия внутри социокультурного пространства музея.
Объектом исследования являются практики соучастия в современных российских музеях, в то время как предметом - влияние практик соучастия на трансформацию социокультурного пространства музея.
Цель данного исследования заключается в изучении практик соучастия как фактора трансформации социокультурного пространства музея.
В соответствии с целью был сформулирован ряд исследовательских задач:
1. Изучить основные теоретические подходы, релевантные проблеме исследования;
2. Выявить и изучить предпосылки пересмотра роли музея в системе общественных отношений;
3. Проанализировать особенности преобразования модели взаимодействия музея и посетителя в соответствии с актуальными концепциями современной социологии и антропологии;
4. Сформировать программу и провести эмпирическое исследование практик соучастия в музеях Санкт-Петербурга;
5. Провести анализ реализации практик соучастия в музеях Санкт-Петербурга;
6. Выявить основные тенденции трансформации музеев, вовлеченных в реализацию практик соучастия.
Для формирования концептуальной рамки исследования в данной работе используется ряд социологических и социально-антропологических концепций, а также идей, релевантных проблеме. Объект исследования был рассмотрен в рамках деятельностного подхода А.Турена. Также были изучены концепция музея как «контактной зоны» Дж.Клиффорда и концепция «третьего места» Р.Ольденбурга.
Концепция музея как «контактной зоны» также получила развитие в работах таких авторов, как Э.Р.Клиффорд-Наполеон, Ф.Шорх и В.Г.Ананьев. Музей в контексте концепции «третьего места» исследуется такими отечественными авторами, как В.Гордин, И.Сизова, А.Куделькина, Е.Дементьева, Н.Бос, Н.Гомберг.
Непосредственно исследований практик соучастия как фактора трансформации социокультурного пространства музея в настоящий момент не существует, поэтому данная работа опирается на широкий спектр источников, в которых практики соучастия были рассмотрены в связи с инноватизацией музейной деятельности. В этом контексте практики соучастия рассматривали такие отечественные и зарубежные авторы, как Д.Агапова, Н.Саймон, Е.Н.Мастеница, А.В.Венкова, М.Романова.
В ходе теоретического этапа исследования анализируется изменение социокультурного контекста, в связи с чем рассматривается ряд идей, сформулированных в рамках концепций постглобализации, постколониального дискурса, а также культурного поворота в социальных науках.
Идеи постглобализации отражены в работах российских социологов Д.В.Иванова и Н.В.Чудиновой, а также в работах Е.Н.Мастеницы.
Концепция деколонизации в отношении культурного наследия рассматривается такими отечественными авторами, как Л.С.Московчук, О.А.Короткова, К.В.Пименова, И.А.Гринько, А.А.Шевцова, Д.Ю.Игнатьев, А.А.Никифорова , а также такими зарубежными авторами, как П.Бьенковски и Ц.Рассул.
Культурный поворот в социальных науках рассматривается в терминах интерпретативного поворота К.Гирца, получившего развитие также в работах отечественных и зарубежных ученых, в частности, Э.Усовской и М.Джейкобс и Л.Спиллман. В этом контексте изучается также концепция антропологического поворота, раскрытого в работе таких авторов, как В.А.Конев, С.А.Смирнов, К.В.Рафикова и Д.Бахманн-Медик.
Важным источником для изучения практик соучастия в музее стали также публикации сотрудников музея, посвященные данной теме: М.Б.Пиотровский, Н.Гомберг, Н.Бос, М.Романова, Д.Агапова.
В качестве основных методов в данном исследовании использовались:
1. Анализ документов - анализ вторичных источников и медиа-площадок Молодежного Центра Эрмитажа, ЦВЗ «Манеж», Русского музея;
2. Лонгитюдное невключенное наблюдение практик взаимодействия в Молодежном Центре Эрмитажа;
3. Экспертное интервью с сотрудниками музеев, имеющими опыт организации практик соучастия. Было проведено 3 экспертных интервью, 1 из которых с сотрудником Молодежного Центра Эрмитажа, и 2 - с сотрудниками ЦВЗ «Манеж»;
4. Полуструктурированное интервью с посетителями, имеющими опыт практик соучастия в Молодежном Центре Эрмитажа (13 интервью).
Основная часть эмпирического исследования была проведена в Эрмитаже, однако в ходе работы выяснилось, что из-за тесных связей, существующих внутри сообщества задействованных в музейном соучастии людей, провести границы внутри этого пространства достаточно сложно. В результате рамки эмпирического исследования вышли за пределы Эрмитажа. Практики соучастия рассмотрены в более широкой перспективе, включающей также опыт ЦВЗ «Манеж», Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина и музея «Гараж».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких параграфов.
Апробация работы включает в себя публикацию тезисов и выступление с докладом по данной теме на всероссийской научной конференции «Ковалевские чтения» 17-19 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге; а также выступление с докладом на форсайт-сессии для практиков сферы прикладного искусства «Декоративно-прикладное и изобразительное искусства в условиях развития креативных индустрий. Поиск трендов и решение проблем в области сохранения и продвижения ремесел» 23 марта 2023 года, Санкт-Петербург.
Ряд положений данной работы обсуждался с коллегами из Сектора Социологических исследований Эрмитажа. Мы благодарны Н.А.Емельяновой и А.А.Рощину за плодотворное сотрудничество, критику и новые идеи, сформировавшиеся благодаря этим обсуждениям. Также выражаем благодарность сотрудникам Молодежного Центра Эрмитажа за возможность взаимодействия с полем и содействие в проведении исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения практик соучастия как фактора трансформации социокультурного пространства музея была достигнута главная цель данной работы и подтверждена основная гипотеза исследования. Все поставленные в исследовании задачи были выполнены в ходе выявления и анализа ключевых принципов практик соучастия в музейной деятельности и основных тенденций преобразования социокультурного пространства музея.
Проведенный анализ позволяет рассматривать меняющееся пространство как «контактную зону», где субъекты конституируются через отношения друг с другом, и обращает внимание на соприсутствие, взаимодействие, взаимосвязанные смыслы и практики, зачастую помещенные в условия радикально асимметричных отношений власти. Также был сделан вывод об актуальности представления о музее как о «третьем месте» - то есть, своеобразном якоре общественной жизни, который не только содействует развитию, но и непосредственно стимулирует широкое творческое взаимодействие.
Были выделены ключевые изменения социокультурного контекста современности, повлиявшие на трансформацию музея: развитие глобализационных тенденций, таких как деколонизация сферы культуры и усиление влияния информационных технологий; а также культурный поворот конца ХХ века, в результате которого фокус внимания социальных наук и общественного дискурса сместился на человека с его субъективным опытом и особенностями восприятия. В результате изменения социального контекста музей постепенно отдаляется от роли исключительно хранителя объектов историко-культурного наследия или исключительно образовательной институции, и начинает обретать новые смыслы, новые функции в системе общественных отношений. Вместе с переосмыслением собственной роли музей становится перед необходимостью пересмотра своих отношений с аудиторией.
Были выявлены основные тенденции преобразования социокультурного пространства музея посредством внедрения практик соучастия. В результате изменения социального контекста, в котором существует музей, трансформируется представление о его роли в системе общественных отношений, в связи с чем преобразуется модель взаимоотношений музея и посетителя, появляются новые смыслы и новые практики взаимодействия. В результате этих процессов социокультурное пространство музея становится более открытым по отношению к посетителю, и в рамках этого пространства появляются новые точки взаимодействия и развития. В ходе совместной взаимодействия музейных объектов, сотрудников и посетителей музея формируется новое знание.
Выявление практик соучастия, реализуемых в современных российских музеях, осуществлялось посредством длительного наблюдения практик взаимодействия в Молодежном Центре Эрмитажа, анализа документов и проведения экспертных интервью с сотрудниками музеев и полуформализованных интервью с посетителями, имеющими опыт соучастия.
Исследование задумывалось как сконцентрированное на опыте Эрмитажа, однако в ходе работы вышло за пределы этой рамки. Был сделан вывод о невозможности проведения четких границ в пространстве реализации практик соучастия: погруженные в контекст люди, как со стороны экспертов, так и со стороны посетителей, тесно взаимодействуют друг с другом и регулярно обмениваются опытом.
По результатам эмпирического этапа исследования были выявлены следующие ключевые принципы практик соучастия в музеях:
1. Прозрачность и четкость границ взаимодействия;
2. Взаимная польза для всех участников;
3. Связь с обсуждаемого контекста с личным опытом участников;
4. Важность медиатора соучастия как проводника между посетителями и коллекцией;
5. Необходимость трансляции принципов соучастия, разнообразие контекстов и роль музея как зоны контакта.
В ходе интервью с посетителями и экспертами был сделан вывод о наличии четкой направленности трансформации музея в ходе практик соучастия, представления о которой разделяют обе стороны взаимодействия. Было также заключено, что равноценным актором в этом процессе является непосредственно музейная коллекция. Таким образом, социокультурное пространство музея складывается из взаимодействия трех акторов: музейные объекты, сотрудники музея и посетители музея.
По результатам интервью выявлены различные траектории и стратегий восприятия музея посетителями:
1. Траектории восприятия музея:
1.1. Эмотивная траектория, связанная с впечатлениями, переживаниями и эмоциональным опытом;
1.2. Когнитивная траектория, связанная с получением новой информации и познавательным опытом;
2. Стратегии восприятия музея:
2.1. Абстрагирование, связанное со стремлением отдалиться от контекста и погрузиться в чувственный опыт и эмоции, вызванные увиденным;
2.2. Включенность, предполагающую активное взаимодействие посетителя с пространством музея и стремление как можно больше погрузиться в контекст.
Влияние практик соучастия на каждую из траекторий восприятия оценивается по-разному и зависит от предпочитаемой стратегии восприятия, выбираемой посетителями на основании индивидуальных особенностей характера.
Таким образом, практики соучастия были рассмотрены как фактор трансформации социокультурного пространства музея. Были выделены и охарактеризованы ключевые принципы соучастия в музейной деятельности, оказывающие наибольшее влияние на изменение пространства. Еще одним значимым результатом исследования является выявление основных траекторий трансформации социокультурного пространства музея в контексте современности.
Практическая значимость работы заключается в формулировании новых категорий восприятия экспозиции посетителями музея. Так, описанные траектории и стратегии восприятия создают перспективу для изучения взаимодействия музея и посетителя с новой точки зрения, и тем самым вносят определенный вклад в развитие научной дискуссии по теме.



1. Bienkowski P. A Critique of Museum Restitution and Repatriation Practices // The International Handbooks of Museum Studies. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd., 2015. P. 431–453.
2. Charlene L., Bernhoff J.G. Winning in a World Transformed by Social Technologies // Harvard Business School Publishing. Boston. 2008.
3. Clifford J. Museums as Contact Zones // Routes: Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Harvard University Press. 1997. P. 188—219.
4. Clifford-Napoleone A. R. A New Tradition: A Reflection on Collaboration and Contact Zones // Journal of Museum Education. №38. 2013. P. 187-192.
5. Doering Z., Pekarik A. Questioning the entrance narrative // Journal of Museum Education. №21. 1996. P. 20–23.
6. Doering Z.D. Strangers, guests, or clients? Visitor experiences in museums // Managing the Arts: Performance, Financing, Servic. Weimar. 1999. 32 p.
7. Jacobs M., Spillman L. Cultural sociology at the crossroads of the discipline // Poetics. №33. 2205. P. 1–14.
8. Pratt M.L. The Arts of the Contact Zone // Profession, vol. 91. 1991. P. 33–40.
9. Rassool C. Museum Labels and Coloniality // Words Matter: an Unfinished Guide to Word Choices in the Cultural Sector / ed. by M. Wayne, L. Robin. Amsterdam: Tropenmuseum, 2018. P. 21–24.
10. Sandberg J. “Farming? Running? It Doesn’t Sound Like a Vacation to Me.” // Wall Street Journal, July 18, 2006.
11. Schorch P. Contact Zones, Third Spaces, and the Act of Interpretation // Museum & Society. №11. 2013. P. 68-81.
12. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Москва. 2012. С. 8-20.
13. Ананьев В.Г. Концепт «Музея как контактной зоны» в современной зарубежной историографии // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №1. С. 81-89.
14. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты по следам «антропологического»: некоторые замечания // (пер. с англ. Андрея Логутова). Новое литературное обозрение. №4. 2013. Текст : электронный [https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/122_nlo_4_2013/article/10532/] Дата обращения: 26.04.2023.
15. Бейлина Е. А., Лялина Н.С. Классический" и "современный" музеи Москвы: организация пространства и социально-культурные практики посетителей // Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики : Сборник статей VII-X научно-практических конференций молодых ученых. Санкт-Петербург. 2017. Т.6. С. 143-149.
16. Бобрихин А.А. Музей как публичное пространство // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2. С. 169-176.
17. Бос Н. Музей как «Третье место» для молодежи. Тематическое исследование // Музей как третье место. Материалы международной конференции в рамках проекта «Музей 15/24». Сборник методических материалов. - СПБ.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2020. С. 79-84.
18. Венкова А. В. Арт-медиация: философия, эстетика и художественная практика // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2021. № 11. С. 819-826.
19. Гирц К. Интерпретация культур. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). Москва. 2004. 560 с.
20. Гомберг Н. Пушкинский.Youth. Классический музей как «третье место» для молодых людей в Москве. Новый ракурс старых традиций. Музей как третье место. Материалы международной конференции в рамках проекта «Музей 15/24». Сборник методических материалов. - СПБ.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2020. С. 92-98.
21. Гордин В., Сизова И., Куделькина А., Дементьева Е. Музей на пути от «третьего» к «четвертому месту» // Музей как третье место. Материалы международной конференции в рамках проекта «Музей 15/24». Сборник методических материалов. - СПБ.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2020. С. 31.
22. Гринько И. А., Шевцова А. А. Этнонимы и этнофолизмы в музейной практике // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. №4. С. 113–123.
23. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения: антология. М.: Канон+, 1998. С. 174-230.
24. Захарова М.П., Комаева Е.А. Образовательные программы Государственного Эрмитажа как способ формирования аудитории временных выставок // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (12). С. 184-186.
25. Иванов Д. В. Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации // Социологические исследования. – 2020. № 5. С. 44-55.
26. Иванов Д.В. Постглобализация и перспективы социального развития // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 4. С. 14-20.
27. Игнатьев Д.Ю., Никифорова А.А. Современный музей и парамузей: экзистенциальное отчуждение и актуализация // Идеи и идеалы. 2021. №3-2. С. 410-425.
28. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития // Новое издательство. Москва. 2011. 464 c.
29. Кавецкая В.В. Реализация социальных функций современным российским музеем в рыночных условиях // Вологдинские чтения. 2009. №72. С. 20-23.
30. Конев В.А. Антропологический поворот/разворот культуры – новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 2. С. 5-11.
31. Короткова О. А. Концепция деколонизации музея: проблемы и возможности // Кунсткамера. 2021. №13. С. 28–38.
32. Мастеница Е. Н. Музей в начале третьего тысячелетия: ведущие тенденции развития // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 3. С. 46-54.
33. Мастеница Е.Н. Музей в условиях глобализации // Вестник СПбГИК. 2015. №4 (25). С. 118-122.
34. Московчук Л.С. Культурная апроприация как этическая проблема в контексте сохранения культурного наследия // Наследие веков. №29. 2022. С. 54-62.
35. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение. пер. с англ. А. Широкановой. 2014. 456 с.
36. Пименова К. В. Сакральные предметы и трансформации музейной этики: истоки, проблемы, решения // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. С. 115–127.
37. Пиотровский М.Б. «Третье место» Большого Эрмитажа // Музей как третье место. Материалы международной конференции в рамках проекта «Музей 15/24». Сборник методических материалов. СПб. Фонд «Эрмитаж XXI век», 2020. С. 4.
38. Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности // Новый Акрополь. Москва. 2012. С. 13.
39. Прудникова А.Ю., Петрова Л., Raevskikh E., Jaffré M., et al.. «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России. Armchair Scientist. Ekaterinburg Academy of Contemporary Art. Екатеринбург. 2018. 400 с.
40. Рафикова К. В. "Антропологический поворот" в сфере культурного наследия и музейной деятельности // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара. 2016. С. 34-38.
41. Романова М. Эксперименты во время пандемии: онлайн-медиация по выставке «Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985» в Музее современного искусства «Гараж» // The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры. №2. 2021. С. 59-88.
42. Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс. Пер. А. Глебовской. 2017. 368 с.
43. Сивоволов Д.Л. Интернет-сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов // Вестник ЧелГУ. №16. 2007. С. 139-143.
44. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 58.
45. Смирнов С.А. Антропологический поворот: его смысл и уроки // Философия и культура. 2017. № 2. С. 23-35.
46. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // М.: Политиздат. 1992. 542 с.
47. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир. 1998. 204 с.
48. Усовская Э. Интерпретативный поворот в культуре постмодерна // Studia Rossica Gedanensia. 2020. №7. С. 171–178.
49. Чудинова Н. В. Социологическое осмысление глобализации как нового общественного феномена // Вестник Поволжской академии гос. службы им. П. А. Столыпина. 2008. № 15. С. 128-133.

Список информационных источников, использованных при написании работы
1. Долинина К.В. Из Лондона выдачи нет. Спор о мраморах Парфенона вышел на новый уровень // Газета «Коммерсантъ» №5 от 13.01.2023. С. 11.
2. Долинина К.В. Консервативный музей может быть современнее всего остального. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский о Венецианской биеннале, монастыре, праве и реституции // Газета «Коммерсантъ» №76/П от 29.04.2019. С.11.
3. Маликова Д.Н. Насколько институции открыты не только в плане физической доступности, но и в плане доступности содержания для разных категорий посетителей? : интервью: Щипакина Н. // 3-й Кураторский форум Art Weekend. 2020. Текст : электронный [https://curatorialforum.art/daria_malikova] Дата обращения: 14.04.2023.
4. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. URL: https://ich.unesco.org/en/what-is-intangible-heritage-00003 (дата обращения: 18.03.2023)
5. Мессен Ю., Унтереггер Т. Рабочая тетрадь арт-медиатора // Manifesta 10. 2014. Текст : электронный [https://m10.manifesta.org/media/uploads/files/workbook_mediation_rus.pdf] Дата обращения: 19.05.2023.
6. Пиотровский М.Б. «Зачем музею нужна экспансия»: интервью // «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 от 25.11.2022.
7. Пиотровский М.Б. Революционность перемен оказалась мифом // Сеанс. 09.08.2006. Текст : электронный [https://seance.ru/articles/revolyutsionnost-peremen/] Дата обращения: 03.05.2023.
8. Пластические медиации по выставке «ЗЕРЦАЛО» 16 декабря 2022 — 17 декабря 2022 // Тест : электронный [https://manege.spb.ru/events/plasticheskie-mediaczii-po-vystavke-zerczalo/] Дата обращения: 14.05.2023.
9. Сайт Молодежного центра Эрмитажа. Актуальные программы к выставкам // Текст : электронный [https://hermitageyouth.org/2021exhibitions/current] Дата обращения: 14.05.2023.
10. Эрмитаж: Погружение в историю. Документально-игровой фильм в формате виртуальной реальности // Текст : электронный [https://vr.hermitageshop.ru/] Дата обращения: 14.05.2023.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ