Становление оперного театра в Казахстане в 1930-40-е гг.: вопросы национальной, репертуарной и кадровой политики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР КАК СИМВОЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 8
1.1. Формирование музыкальной культуры Советского Казахстана в 1920-1930 гг. 8
1.2. Оперный театр Центральной Азии 18
1.3. Возникновение оперного театра в Казахской ССР 25
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРНОГО ТЕАТРА В 1930-1940 ГГ. 33
2.1. Национальная опера – кучкистская опера с национальным декором 33
2.2. Репертуар казахского и русского оперного коллектива 47
2.3. Роль музыкантов и критиков в оперном театре 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
ГЛАВА 1. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР КАК СИМВОЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 8
1.1. Формирование музыкальной культуры Советского Казахстана в 1920-1930 гг. 8
1.2. Оперный театр Центральной Азии 18
1.3. Возникновение оперного театра в Казахской ССР 25
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРНОГО ТЕАТРА В 1930-1940 ГГ. 33
2.1. Национальная опера – кучкистская опера с национальным декором 33
2.2. Репертуар казахского и русского оперного коллектива 47
2.3. Роль музыкантов и критиков в оперном театре 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
Современное состояние казахстанского оперного театра определяется его местом в социокультурном пространстве страны. Это та область музыкальной культуры, которая отражает уровень достижений академического искусства. В сравнении с другими центрально-азиатскими странами, где формирование оперного театра также пришлось на советский период, в Казахстане он достиг определенных высот. В первую очередь, это определяется реализаций деятельности трех оперных театров в республике – Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая (Алматы), AstanaOpera(Астана) и Областной театр оперы и балета (Шымкент).
Оперный театр в Казахстане представляет собой важную составляющую культурного наследия страны, обладающую богатой историей и глубокими историческими корнями. Основы казахстанского оперного искусства были заложены в 1930-е годы, когда страна переживала важный этап своего развития. Спустя почти столетие существования, театр продолжает эволюционировать и трансформироваться, адаптируясь к изменяющимся временным и художественным требованиям.
В настоящее время казахстанский оперный театр продолжает процесс трансформации, совершенствуя свои творческие и профессиональные аспекты. Под воздействием глобализации и быстрого технологического прогресса, оперные театры во всем мире сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Казахстанский оперный театр не является исключением и активно адаптируется к современным тенденциям, привлекая новую аудиторию и расширяя свои творческие границы.
За прошедшие десятилетия оперное искусство в Казахстане стало неотъемлемой частью культурной жизни нации и получило признание как национально, так и за ее пределами. В 1934 году был основан первый оперный театр в столице Советского Казахстана, который стал площадкой для постановки оперных произведений и воспитания нового поколения музыкантов и артистов академической традиции. Этому предшествовало постановление коллегии Народного комиссариата просвещения от 29 сентября 1933 года, в котором было поручено организовать в Алма-Ате музыкальную студию, как основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем, в составе 50 человек актеров-студийцев, 20 человек симфонического оркестра и 12 человек национального оркестра. И уже в этом же году состоялась премьера первой казахской оперы «ҚызЖібек» Е. Брусиловского.
Изучение академической музыкальной культуры советского периода в Казахстане является важным аспектом в исследованиях казахстанских музыковедов. Многие из них уделяют ключевое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием оперного жанра. Данная работа посвящена изучению институционального аспекта казахстанского оперного театра, который не получил широкого изучения в трудах ученых. Вместе с этим, актуальность исследования определяется и новым взглядом в осмыслении казахстанского оперного театра спустя 90 лет после его становления.
Объект исследования – оперный театр Советского Казахстана в 1930-1940 гг.
Предмет исследования – процессы формирования оперного театра на примере национальной, репертуарной и кадровой политики.
Научная новизна исследования заключена в новых подходах в изучении оперного театра, выходящих за пределы теоретического и исторического музыкознания. В работе оперный театр рассматривается в контексте его институциональных механизмов, учитывая социально-культурный контекст советского режима.
Цель исследования – определить роль советского социально-культурного контекста в основе развития казахстанского оперного театра.
Для достижения этой цели выдвигается ряд следующих задач:
- проследить основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана;
- изучить политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона;
- рассмотреть казахстанский оперный театр в условиях единой советской музыкальной культуры;
- определить особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
- изучить репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
- определить роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана;
- выявить место казахстанского оперного театра в современной практике.
Методы исследования.
В процессе написания данной работы автор руководствовался научно-теоретическим методом. Также применяются методы культурологического, сравнительного и типологического анализа.
Материалы исследования.
Научная и специальная литература, сосредоточенная на изучении истории Казахстана; работы культурологического и искусствоведческого направлений, а также музыковедческие труды зарубежных, советских, российских и казахстанских учёных.
Степень изученности проблемы.
Вопросы советской культуры изучается, в частности, на основе работ И. Голомштока и В. Паперного . Для понимания функционирования музыкальной культуры Советского периода изучены работы Р. Тарускина, М. Раку, Г. Игдаловой .Национальные культуры Советского Востока рассматривается на примере исследований В. Дулат-Алеева и М. Дрожжиной. Казахстанское музыкальное искусство Советского периода рассматривается на основе диссертаций В. Недлиной и В.Гринберга. Казахская опера 1930-1940 гг. исследуется в работах С. Кузембаевой, А. Омаровой, Г. Бегембетовой, Н. Кетегеновой и других. В работах казахстанских музыковедjв преимущественно рассматривается оперное творчество, а не оперный театр. В них отражены вопросы трансформации методов написания оперных сочинений, а также формирования национальной композиторской школы. Ключевой тезис, который встречается во всех работах, это взаимодействие культур Восток-Запад.В данном аспекте хотелось бы изменить призму исследования. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы предлагаю изучить социально-культурный контекст, обозначить, как советская номенклатура отразилась в казахстанской практике, определить стереотипные особенности трех ключевых казахских операх «Кыз Жибек», «Абай», «Биржан и Сара». Ввиду этого методологической базой исследования послужили диссертация Е. Власовой и статья М. Фроловой-Уокер, которые позволили переосмыслить казахстанский оперный театра и его наследие.
Так, на основе данного аппарата формулируется структура исследования, включающая в себя 2 главы, где первая посвящена изучению социального и политического контекста музыкальной культуры, повлиявших на формирование оперного театра, а вторая – рассмотрению частных вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. Список источников содержит 77 наименований.
Апробация работы.
Основные положения работы были апробированы на Международном конкурсе постерных докладов среди магистрантов второго году обучения в рамках недели науки Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, где автор стала лауреатом III степени. Помимо этого, была опубликована статья на тему «Оперный театр Центральной Азии 30-40-х годов как тоталитарная модель: к постановке проблемы» в сборнике Композитор, исполнитель, исследователь: диалог в пространстве времени / Материалы IVРеспубликанский магистерских чтений. –– Алматы: Казахская национальная консерватории имени Курмангазы, 2022. –– С. 315-325.
Оперный театр в Казахстане представляет собой важную составляющую культурного наследия страны, обладающую богатой историей и глубокими историческими корнями. Основы казахстанского оперного искусства были заложены в 1930-е годы, когда страна переживала важный этап своего развития. Спустя почти столетие существования, театр продолжает эволюционировать и трансформироваться, адаптируясь к изменяющимся временным и художественным требованиям.
В настоящее время казахстанский оперный театр продолжает процесс трансформации, совершенствуя свои творческие и профессиональные аспекты. Под воздействием глобализации и быстрого технологического прогресса, оперные театры во всем мире сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Казахстанский оперный театр не является исключением и активно адаптируется к современным тенденциям, привлекая новую аудиторию и расширяя свои творческие границы.
За прошедшие десятилетия оперное искусство в Казахстане стало неотъемлемой частью культурной жизни нации и получило признание как национально, так и за ее пределами. В 1934 году был основан первый оперный театр в столице Советского Казахстана, который стал площадкой для постановки оперных произведений и воспитания нового поколения музыкантов и артистов академической традиции. Этому предшествовало постановление коллегии Народного комиссариата просвещения от 29 сентября 1933 года, в котором было поручено организовать в Алма-Ате музыкальную студию, как основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем, в составе 50 человек актеров-студийцев, 20 человек симфонического оркестра и 12 человек национального оркестра. И уже в этом же году состоялась премьера первой казахской оперы «ҚызЖібек» Е. Брусиловского.
Изучение академической музыкальной культуры советского периода в Казахстане является важным аспектом в исследованиях казахстанских музыковедов. Многие из них уделяют ключевое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием оперного жанра. Данная работа посвящена изучению институционального аспекта казахстанского оперного театра, который не получил широкого изучения в трудах ученых. Вместе с этим, актуальность исследования определяется и новым взглядом в осмыслении казахстанского оперного театра спустя 90 лет после его становления.
Объект исследования – оперный театр Советского Казахстана в 1930-1940 гг.
Предмет исследования – процессы формирования оперного театра на примере национальной, репертуарной и кадровой политики.
Научная новизна исследования заключена в новых подходах в изучении оперного театра, выходящих за пределы теоретического и исторического музыкознания. В работе оперный театр рассматривается в контексте его институциональных механизмов, учитывая социально-культурный контекст советского режима.
Цель исследования – определить роль советского социально-культурного контекста в основе развития казахстанского оперного театра.
Для достижения этой цели выдвигается ряд следующих задач:
- проследить основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана;
- изучить политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона;
- рассмотреть казахстанский оперный театр в условиях единой советской музыкальной культуры;
- определить особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
- изучить репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
- определить роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана;
- выявить место казахстанского оперного театра в современной практике.
Методы исследования.
В процессе написания данной работы автор руководствовался научно-теоретическим методом. Также применяются методы культурологического, сравнительного и типологического анализа.
Материалы исследования.
Научная и специальная литература, сосредоточенная на изучении истории Казахстана; работы культурологического и искусствоведческого направлений, а также музыковедческие труды зарубежных, советских, российских и казахстанских учёных.
Степень изученности проблемы.
Вопросы советской культуры изучается, в частности, на основе работ И. Голомштока и В. Паперного . Для понимания функционирования музыкальной культуры Советского периода изучены работы Р. Тарускина, М. Раку, Г. Игдаловой .Национальные культуры Советского Востока рассматривается на примере исследований В. Дулат-Алеева и М. Дрожжиной. Казахстанское музыкальное искусство Советского периода рассматривается на основе диссертаций В. Недлиной и В.Гринберга. Казахская опера 1930-1940 гг. исследуется в работах С. Кузембаевой, А. Омаровой, Г. Бегембетовой, Н. Кетегеновой и других. В работах казахстанских музыковедjв преимущественно рассматривается оперное творчество, а не оперный театр. В них отражены вопросы трансформации методов написания оперных сочинений, а также формирования национальной композиторской школы. Ключевой тезис, который встречается во всех работах, это взаимодействие культур Восток-Запад.В данном аспекте хотелось бы изменить призму исследования. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы предлагаю изучить социально-культурный контекст, обозначить, как советская номенклатура отразилась в казахстанской практике, определить стереотипные особенности трех ключевых казахских операх «Кыз Жибек», «Абай», «Биржан и Сара». Ввиду этого методологической базой исследования послужили диссертация Е. Власовой и статья М. Фроловой-Уокер, которые позволили переосмыслить казахстанский оперный театра и его наследие.
Так, на основе данного аппарата формулируется структура исследования, включающая в себя 2 главы, где первая посвящена изучению социального и политического контекста музыкальной культуры, повлиявших на формирование оперного театра, а вторая – рассмотрению частных вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. Список источников содержит 77 наименований.
Апробация работы.
Основные положения работы были апробированы на Международном конкурсе постерных докладов среди магистрантов второго году обучения в рамках недели науки Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, где автор стала лауреатом III степени. Помимо этого, была опубликована статья на тему «Оперный театр Центральной Азии 30-40-х годов как тоталитарная модель: к постановке проблемы» в сборнике Композитор, исполнитель, исследователь: диалог в пространстве времени / Материалы IVРеспубликанский магистерских чтений. –– Алматы: Казахская национальная консерватории имени Курмангазы, 2022. –– С. 315-325.
Казахстанский оперный театр, зародившись в первой половине прошлого столетия, прошел длительный этап своего развития. Развиваясь в русле академической композиторской школы, органично претворяя национальные истоки, сегодня он представляет собой интересный и самобытный феномен.
В ходе проделанной работы мы приходим к следующим результатам:
1. прослежены основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана в его широком контексте – смена музыкальной парадигмы, голодомор, изменений идентичности;
2. изучена политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона, позволившая выявить основные сходства и различия в становлении театров;
3. казахстанский оперный театр рассмотрен в условиях советской музыкальной культуры;
4. определены особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
5. изучен репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
6. определены роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана.
Каждый выдвинутый тезис требует краткого заключения.
Так, становление казахстанского оперного театра происходит теми же способами, что и в других советских республиках Центральной Азии. Для данного региона он стал символом академической музыкальной культуры, который привел к вытеснению традиционных форм искусства. Вместе с этим, он стал той площадкой, где новыми средствами воплощалось национальное начало. В условиях повсеместной советизации заданный период были предприняты активные усилия по привлечению и подготовке местных артистов и талантливых музыкантов. Кадровый потенциал театра изначально был сформирован из представителей устно-профессиональной культуры, которые на протяжении длительного времени исполняли оперные партии в народной манере. что способствовало формированию кадрового потенциала оперного театра. Одновременно с этим, репертуарная политика оперного театра в то время была ориентирована на представление широкой публике как классических оперных произведений западной музыкальной традиции, так и на создание национальных опер. Такой подход позволил объединить в себе уникальное сочетание культурных влияний и привлечь разнообразную аудиторию. Казахстанский оперный театр стал площадкой для творческого взаимодействия и диалога между разными культурами, что способствовало культурному обогащению страны. Говоря о реализации «национального по форме – социалистического по содержанию» в операх «Кыз Жибек», «Абай» и «Биржан и Сара», стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день их восприятие уже не соотносится со сталинским принципом.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению процессов становление оперного театра Казахстана в 1930-1940 годах с учетом вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. В ходе исследования было установлено, что создание оперного театра в Казахстане в 1930-е годы было в значительной степени связано с политическими и социокультурными факторами советского режима. Оперный театр, основанный был одним из инструментов советского государства для формирования новой идентичности казахской нации, а также для утверждения идеологических и политических целей посредством «мягкой силы» в виду музыкального искусства. В работе была осуществлена попытка осмысления казахстанского оперного театра в условиях единого советского контекста без идеологической призмы.
В ходе проделанной работы мы приходим к следующим результатам:
1. прослежены основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана в его широком контексте – смена музыкальной парадигмы, голодомор, изменений идентичности;
2. изучена политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона, позволившая выявить основные сходства и различия в становлении театров;
3. казахстанский оперный театр рассмотрен в условиях советской музыкальной культуры;
4. определены особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
5. изучен репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
6. определены роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана.
Каждый выдвинутый тезис требует краткого заключения.
Так, становление казахстанского оперного театра происходит теми же способами, что и в других советских республиках Центральной Азии. Для данного региона он стал символом академической музыкальной культуры, который привел к вытеснению традиционных форм искусства. Вместе с этим, он стал той площадкой, где новыми средствами воплощалось национальное начало. В условиях повсеместной советизации заданный период были предприняты активные усилия по привлечению и подготовке местных артистов и талантливых музыкантов. Кадровый потенциал театра изначально был сформирован из представителей устно-профессиональной культуры, которые на протяжении длительного времени исполняли оперные партии в народной манере. что способствовало формированию кадрового потенциала оперного театра. Одновременно с этим, репертуарная политика оперного театра в то время была ориентирована на представление широкой публике как классических оперных произведений западной музыкальной традиции, так и на создание национальных опер. Такой подход позволил объединить в себе уникальное сочетание культурных влияний и привлечь разнообразную аудиторию. Казахстанский оперный театр стал площадкой для творческого взаимодействия и диалога между разными культурами, что способствовало культурному обогащению страны. Говоря о реализации «национального по форме – социалистического по содержанию» в операх «Кыз Жибек», «Абай» и «Биржан и Сара», стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день их восприятие уже не соотносится со сталинским принципом.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению процессов становление оперного театра Казахстана в 1930-1940 годах с учетом вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. В ходе исследования было установлено, что создание оперного театра в Казахстане в 1930-е годы было в значительной степени связано с политическими и социокультурными факторами советского режима. Оперный театр, основанный был одним из инструментов советского государства для формирования новой идентичности казахской нации, а также для утверждения идеологических и политических целей посредством «мягкой силы» в виду музыкального искусства. В работе была осуществлена попытка осмысления казахстанского оперного театра в условиях единого советского контекста без идеологической призмы.



