ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР КАК СИМВОЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 8
1.1. Формирование музыкальной культуры Советского Казахстана в 1920-1930 гг. 8
1.2. Оперный театр Центральной Азии 18
1.3. Возникновение оперного театра в Казахской ССР 25
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРНОГО ТЕАТРА В 1930-1940 ГГ. 33
2.1. Национальная опера – кучкистская опера с национальным декором 33
2.2. Репертуар казахского и русского оперного коллектива 47
2.3. Роль музыкантов и критиков в оперном театре 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
Современное состояние казахстанского оперного театра определяется его местом в социокультурном пространстве страны. Это та область музыкальной культуры, которая отражает уровень достижений академического искусства. В сравнении с другими центрально-азиатскими странами, где формирование оперного театра также пришлось на советский период, в Казахстане он достиг определенных высот. В первую очередь, это определяется реализаций деятельности трех оперных театров в республике – Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая (Алматы), AstanaOpera(Астана) и Областной театр оперы и балета (Шымкент).
Оперный театр в Казахстане представляет собой важную составляющую культурного наследия страны, обладающую богатой историей и глубокими историческими корнями. Основы казахстанского оперного искусства были заложены в 1930-е годы, когда страна переживала важный этап своего развития. Спустя почти столетие существования, театр продолжает эволюционировать и трансформироваться, адаптируясь к изменяющимся временным и художественным требованиям.
В настоящее время казахстанский оперный театр продолжает процесс трансформации, совершенствуя свои творческие и профессиональные аспекты. Под воздействием глобализации и быстрого технологического прогресса, оперные театры во всем мире сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Казахстанский оперный театр не является исключением и активно адаптируется к современным тенденциям, привлекая новую аудиторию и расширяя свои творческие границы.
За прошедшие десятилетия оперное искусство в Казахстане стало неотъемлемой частью культурной жизни нации и получило признание как национально, так и за ее пределами. В 1934 году был основан первый оперный театр в столице Советского Казахстана, который стал площадкой для постановки оперных произведений и воспитания нового поколения музыкантов и артистов академической традиции. Этому предшествовало постановление коллегии Народного комиссариата просвещения от 29 сентября 1933 года, в котором было поручено организовать в Алма-Ате музыкальную студию, как основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем, в составе 50 человек актеров-студийцев, 20 человек симфонического оркестра и 12 человек национального оркестра. И уже в этом же году состоялась премьера первой казахской оперы «ҚызЖібек» Е. Брусиловского.
Изучение академической музыкальной культуры советского периода в Казахстане является важным аспектом в исследованиях казахстанских музыковедов. Многие из них уделяют ключевое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием оперного жанра. Данная работа посвящена изучению институционального аспекта казахстанского оперного театра, который не получил широкого изучения в трудах ученых. Вместе с этим, актуальность исследования определяется и новым взглядом в осмыслении казахстанского оперного театра спустя 90 лет после его становления.
Объект исследования – оперный театр Советского Казахстана в 1930-1940 гг.
Предмет исследования – процессы формирования оперного театра на примере национальной, репертуарной и кадровой политики.
Научная новизна исследования заключена в новых подходах в изучении оперного театра, выходящих за пределы теоретического и исторического музыкознания. В работе оперный театр рассматривается в контексте его институциональных механизмов, учитывая социально-культурный контекст советского режима.
Цель исследования – определить роль советского социально-культурного контекста в основе развития казахстанского оперного театра.
Для достижения этой цели выдвигается ряд следующих задач:
- проследить основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана;
- изучить политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона;
- рассмотреть казахстанский оперный театр в условиях единой советской музыкальной культуры;
- определить особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
- изучить репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
- определить роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана;
- выявить место казахстанского оперного театра в современной практике.
Методы исследования.
В процессе написания данной работы автор руководствовался научно-теоретическим методом. Также применяются методы культурологического, сравнительного и типологического анализа.
Материалы исследования.
Научная и специальная литература, сосредоточенная на изучении истории Казахстана; работы культурологического и искусствоведческого направлений, а также музыковедческие труды зарубежных, советских, российских и казахстанских учёных.
Степень изученности проблемы.
Вопросы советской культуры изучается, в частности, на основе работ И. Голомштока и В. Паперного . Для понимания функционирования музыкальной культуры Советского периода изучены работы Р. Тарускина, М. Раку, Г. Игдаловой .Национальные культуры Советского Востока рассматривается на примере исследований В. Дулат-Алеева и М. Дрожжиной. Казахстанское музыкальное искусство Советского периода рассматривается на основе диссертаций В. Недлиной и В.Гринберга. Казахская опера 1930-1940 гг. исследуется в работах С. Кузембаевой, А. Омаровой, Г. Бегембетовой, Н. Кетегеновой и других. В работах казахстанских музыковедjв преимущественно рассматривается оперное творчество, а не оперный театр. В них отражены вопросы трансформации методов написания оперных сочинений, а также формирования национальной композиторской школы. Ключевой тезис, который встречается во всех работах, это взаимодействие культур Восток-Запад.В данном аспекте хотелось бы изменить призму исследования. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы предлагаю изучить социально-культурный контекст, обозначить, как советская номенклатура отразилась в казахстанской практике, определить стереотипные особенности трех ключевых казахских операх «Кыз Жибек», «Абай», «Биржан и Сара». Ввиду этого методологической базой исследования послужили диссертация Е. Власовой и статья М. Фроловой-Уокер, которые позволили переосмыслить казахстанский оперный театра и его наследие.
Так, на основе данного аппарата формулируется структура исследования, включающая в себя 2 главы, где первая посвящена изучению социального и политического контекста музыкальной культуры, повлиявших на формирование оперного театра, а вторая – рассмотрению частных вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. Список источников содержит 77 наименований.
Апробация работы.
Основные положения работы были апробированы на Международном конкурсе постерных докладов среди магистрантов второго году обучения в рамках недели науки Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, где автор стала лауреатом III степени. Помимо этого, была опубликована статья на тему «Оперный театр Центральной Азии 30-40-х годов как тоталитарная модель: к постановке проблемы» в сборнике Композитор, исполнитель, исследователь: диалог в пространстве времени / Материалы IVРеспубликанский магистерских чтений. –– Алматы: Казахская национальная консерватории имени Курмангазы, 2022. –– С. 315-325.
Казахстанский оперный театр, зародившись в первой половине прошлого столетия, прошел длительный этап своего развития. Развиваясь в русле академической композиторской школы, органично претворяя национальные истоки, сегодня он представляет собой интересный и самобытный феномен.
В ходе проделанной работы мы приходим к следующим результатам:
1. прослежены основные этапы формирования музыкальной культуры Советского Казахстана в его широком контексте – смена музыкальной парадигмы, голодомор, изменений идентичности;
2. изучена политику СССР относительно развития региональных оперных театров, в частности центрально-азиатского региона, позволившая выявить основные сходства и различия в становлении театров;
3. казахстанский оперный театр рассмотрен в условиях советской музыкальной культуры;
4. определены особенности национальной казахской оперы в рамках принципа «национальное по форме – социалистическое по содержанию»;
5. изучен репертуар казахстанского оперного театра 30-40 годов;
6. определены роль и место кадровых ресурсов в становлении оперного театра Казахстана.
Каждый выдвинутый тезис требует краткого заключения.
Так, становление казахстанского оперного театра происходит теми же способами, что и в других советских республиках Центральной Азии. Для данного региона он стал символом академической музыкальной культуры, который привел к вытеснению традиционных форм искусства. Вместе с этим, он стал той площадкой, где новыми средствами воплощалось национальное начало. В условиях повсеместной советизации заданный период были предприняты активные усилия по привлечению и подготовке местных артистов и талантливых музыкантов. Кадровый потенциал театра изначально был сформирован из представителей устно-профессиональной культуры, которые на протяжении длительного времени исполняли оперные партии в народной манере. что способствовало формированию кадрового потенциала оперного театра. Одновременно с этим, репертуарная политика оперного театра в то время была ориентирована на представление широкой публике как классических оперных произведений западной музыкальной традиции, так и на создание национальных опер. Такой подход позволил объединить в себе уникальное сочетание культурных влияний и привлечь разнообразную аудиторию. Казахстанский оперный театр стал площадкой для творческого взаимодействия и диалога между разными культурами, что способствовало культурному обогащению страны. Говоря о реализации «национального по форме – социалистического по содержанию» в операх «Кыз Жибек», «Абай» и «Биржан и Сара», стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день их восприятие уже не соотносится со сталинским принципом.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению процессов становление оперного театра Казахстана в 1930-1940 годах с учетом вопросов национальной, репертуарной и кадровой политики. В ходе исследования было установлено, что создание оперного театра в Казахстане в 1930-е годы было в значительной степени связано с политическими и социокультурными факторами советского режима. Оперный театр, основанный был одним из инструментов советского государства для формирования новой идентичности казахской нации, а также для утверждения идеологических и политических целей посредством «мягкой силы» в виду музыкального искусства. В работе была осуществлена попытка осмысления казахстанского оперного театра в условиях единого советского контекста без идеологической призмы.
1. Аманжолова, Д. Алаш в этнополитической истории Казахстана. –– Алматы: Таймас, 2009. –– 412 с.
2. Аманжолова, Д. А. Советский проект в Казахстане: власть и этничность. 1920–1930-е гг. –– М.: Институт российской истории РАН, 2019. –– 488 с.
3. Аманов, Б. Ж. Композиционная терминология домбровых кюев / Б. Ж. Аманов, А. И. Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и XX век. –– Алматы: Дайк-Пресс, 2002. –– С. 217-229.
4. Ауэзов, Е. К. Алматы. Архитектурные хроники. –– Алматы: Алматы қаласы тарихының музейі, 2010. –– 190 с.
5. Асафьев Б.В. Пути Развития советской музыки // Очерки советского музыкального творчества. –– М.: Музгиз, 1947.
6. Асафьев, Б. В. Первая опера (Публикация проф. Б. Г. Ерзаковича). Известия АН КазССР, 1975, №6.
7. Асафьев Б. Великие богатства казахской музыке // Казахстанская правда, 1937, 27 апреля.
8. Ауэзов М. От домбры до оперы // Известия, 1936, 21 мая.
9. Аязбекова, С. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. –– Астана, 2011. –– 284 с.
10. Байсеитов, К. На всю жизнь. –– Алма-Ата, 1983. –– 288 с.
11. Декада казахского искусства, газета Рабочая Москва, 20 мая 1936 год.
12. Бакаева И.А. Балетные сцены в казахской опере к проблеме жанровых взаимодействий [Текст].: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: спец. 17.00.02 / И.А. Бакаева. –– Новосибирск, 2009. –– 21 с.
13. Бегембетова, Г. З. Куляш Байсеитова и становление оперного жанра в Казахстане: автореф. дис. по искусствоведению : 17.00.02 / Бегембетова Галия Зайнакуловна. –– Алматы, 1995. –– 22 с.
14. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства. –– М.: Искусство, 1971. –– 544 с.
15. Брусиловский Е. Воспоминания. Тетр. 2. С. 74.
16. Букина, Т. В. Б. В. Асафьев и музыкальное просвещение послереволюционной эпохи: музыкознание на службе у социалистического строительства // Художественная культура. 2020. №1. –– С. 369-392.
17. Валиханов Ч. Собрание сочинений в пяти томах. –– Алма-Ата, 1961. Том 1. –– 777 с.,
18. Власова, Е. С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций : автореф. дис. по искусствоведению : 17.00.02 / Власова Екатерина Сергеевна. –– Москва, 2010. –– 44 с.
19. Власова, Е. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М., 2010.
20. Волков, С. М. Большой театр. Культура и политика. Новая история. –– М.: АСТ, 2018. –– 560 с.
21. Глебов И. Опера в рабоче-крестьянском театре. – Жизнь искусства, 1919, 11 марта.
22. Голомшток, И. Тоталитарное искусство. –– М.: Галарт, 1994. –– 362 с.
23. Гончарова, Л. И. Оперное искусство / Л. И. Гончарова // Очерки по истории казахской советской музыки. –– Алма-Ата: Каз. гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. –– С. 26-139.
24. Гринберг, В. И. Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е – середине 30-х годов : дис. … канд. иск. : 17.00.02. –– Алма-Ата, 1983. –– 213 с.
25. Гройс, Б. Gesamtkunstwerk Сталин. –– М.: Ad Marginem, 2013. –– 168 с.
26. Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919. Федеральное архивное агентство.
27. Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности [Текст]. –– Астана: Фолиант, 2003. –– 232 с.
28. Джумакова, У., Кетегенова Н. Казахская музыкальная литература (1920––1980). –– Алматы: Гылым, 1995. –– 256 с.
29. Джумалиева, Т. К., Садуахасова Г. М. Музыкальная критика и музыкальная журналистика: история и современность / Т.К. Джумалиева, Г.М. Садуахасова. –– Алматы: КНК им. Курмангазы, 2018. –– 608 с.
30. Джумалиева, Т.К. Опера Мукана Тулебаева «Биржан и Сара»: личность – нация – человечество // Новая музыкальная газета [Электронный ресурс]. –– 13.03.2013. – Режим доступа. –– https://musicnews.kz/opera-mukana-tulebaeva-birzhan-i-sara-lichnost-naciya-chelovechestvo/ (дата обращения 10.05.2023).
31. Джумалиева Т.К. Опера М.Тулебаева «Биржан и Сара»: личность - нация - человечество // Мукан Тулебаев и современная музыкальная культура: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 100-летию М. Тулебаева. Алматы: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 2013. –– С. 26-33.
32. Добренко, Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. –– СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. –– 320 с.
33. Дрожжина, М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века [Текст] : дис. … д-ра искусствоведения: спец. 17.00.02 / М.Н. Дрожжина. – Новосибирск, 2005. – 346 с.
34. Дулат-Алеев В. Р. Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века. : дис. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дулат-Алеев Вадим Робертович. — Москва. 1999. — 297 с.
35. Евгений Брусиловский. Сборник статей, писем, очерков, воспоминаний (К 100-летию со дня рождения композитора). Редактор-составитель Н.С. Кетегенова. –– Алматы: Өнер, 2005. –– 159 с.
36. Ерзакович, Б. Г. Александр Затаевич // Музыкальное наследие казахского народа. –– Алма-Ата: Наука, 1979. –– С. 160-171. С. 160.
37. Жубанов, А. К. Солофьи столетий. –– Алма-Ата: Жазушы, 1967. –– 412 с.
38. Записка отдела науки и культуры ЦК КПСС о состоянии советской оперы // [Электронный ресурс]. –– Режим доступа. –– http://www.norma40.ru/articles/sovetskayaoperasostoyaniye.htm (дата обращения 08.04.2023).
39. Игдалова, Г. Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма (по материалам журнала «Советская музыка») в кн. GradusadParnassum: Сборник статей молодых музыковедов. –– Н. Новгород, 1998. –– С. 107-122.
40. Известия, 17 мая 1937 г.
41. Казахский Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Абая. Составитель и автор текста Н. Н. Гринкевич –– Алматы: Өнер, 1984. –– 160 с.
42. Камерон, С. Голодная степь. Голод, насилие и создание Советского Казахстана. –– М.: Новое литературное обозрение, 2020. –– 360 с.
43. Кетегенова, Н. Мукан Тулебаев. Жизнь и творчество: монография. –– Алматы: Издательский дом «Таймас», 2013. –– 352 с.
44. Козыбаева, М. К., Абылхожин, Ж. Б., Алдажуманов, К. С. Коллективизация в Казахстане: трагедия кресьтянства. –– Алматы, 1992. –– 35 с.
45. Конен, В.Дж. Пути американской музыки / В.Дж. Конен. –– М.: Музыка, 1965. –– 526 с.
46. Кузембаева, С. А. Воспеть прекрасное. –– Алма-Ата: Өнер. –– 104 с.
47. Кузембаева, С. А. Национальные художественные традиции и их конвергентность в казахской опере. –– Алматы, 2006. –– 378 с.
48. Кузембаева, С. А., Егинбаева, Т. Ж. Лекции по истории казахской музыки. –– Алматы, 2005. –– 232 с.
49. Кузембаева С.А., Мусагулова Г.Ж., Касимова З.М. Казахские оперы [Текст]. –– Алматы: Өнер, 2010. –– 248 с.
50. Мосиенко, Д. М. Казахский музыкальный театр: история становления: автореф. дис. по искусствоведению : 17.00.02 / Мосиенко Дина Маратовна. –– Москва, 2016. –– 25 с.
51. Мусаходжаева, С. К. Коллективное авторство в казахской опере [Текст].: дис. … д-ра философии (PhD): спец. 6D040100 / С. К. Мусаходжаева, 2020. –– 136 с.
52. Мусрепов, Г. Черты эпохи. Статьи и речи. –– Алма-Ата, 1986. –– 415 с.
53. Мухамбетова, А. И., Бегалинова, Г. А. Казахский музыкальный язык как государственная проблема / А. И. Мухамбетова // Аманова Б. Ж., Музамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. –– Алматы: Дайк-пресс, 2002. –– С. 390-403.
54. Мухамбетова А.И. О книге Сабины Аязбековой // Аманов Б., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. –– Алматы: Дайк-Пресс, 2002. С. 495.
55. Мухамбетова, А. И. Традиционная музыкальная культура казахов в социальном контексте / А. И. Мухамбетова // Аманова Б. Ж., Музамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. –– Алматы: Дайк-пресс, 2002. –– С. 359-389.
56. Недлина, В. Е. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX-XXI столетий : дис. … канд. иск. : 17.00.02. –– М., 2017. –– 344 с.
57. Омарова А.К. Оперное творчество композиторов Казахстана в контексте музыкально-исторического процесса (30-60-е годы) [Текст].: автореф. дис. … канд. искусствоведения: спец. 17.00.02. / А.К. Омарова. – Алматы, 1994. – 23 с.
58. Омарова, А. М.О. Ауэзов и основы музыкальной критики // Ұлы суреткер ұлағаты: М. Әуезовтің туғанына 100 жыл орай Орталық ғылыми кітапхананың ұйымдастыруымен өткізілген конференцияның материалды, 1997. –– С. 82-92.
59. Омарова, А. К. Профессиональное творчество композиторов Казахстана: вехи развития. –– Алматы: LEM, 2010. –– 182 с.
60. Паперный, В. Культура Два. –– М., 1996.
61. Проект ЮНЕСКО «HeritageNet –– Kazakhstan» статья Ф. И. Голощекин (годы правления 1925-1933). Дата обращения 06.05.2023.
62. Раку, М. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930 – 1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение, №100. –– С.184-204. http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ra15.html
63. Раку, М. Становление советской музыкальной эстетики как мифотворческий процесс // Искусство ХХ века: элита и массы. –– Н.Новгород, 2004.¬¬–– С. 245-258.
64. Раку, М. «Естественный отбор» в советской музыкальной культуре и процессы рецепции итальянской оперной классики. Bologna, 2009http://musxxi.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/02/Raku.pdf
65. Саятова, А. С., Шахиева, А. М., Аликеева, Г. М. Санжар Асфендияров о латинском алфавите // Вестник КазНМУ –– 2019. –– №4. –– С. 450-454
66. Соломонова, Т. Е. История музыки Средней Азии и Казахстана / учебное пособие для консерваторий / сост. и ред. Т. Е. Соломоновой. –– М.: Музыка, 1995.
67. Театры Казахстана. Фотоальбом. Составители В. Гасюк, Г. Джанысбаева –– Алма-Ата, 1961.
68. Топ-28 самых эксцентричных реформ Туркменбаши // РИА Новости [Электронный ресурс]. –– Режим доступа. –– http://ria.ru/2006122157486679.html (дата обращения 08.04.2023).
69. Фролова-Уокер, М. Рецензия на книгу Simon Morrison The People’s Artist: Prokofiev’s Soviet Years // Opera Musicologica №2 (2)», 2009. – С. 129-133.
70. Центральный государственный архив Республики Казахстан, фонд 1242, описание 2, дело 207.
71. Чижеский, А. Академия Поэзии. Проект. –– Калуга, 1918. –– 32 с.
72. Қазақстанның мемлекеттік Абай атындағы академиялық Опера және балет театры. Көркемдік жобаның авторы Әшірбек Көпіш. –– Алматы: Өнер, 2002. –– 160 с.
73. Adams, L. Can We Apply a Postcolonial Theory to Central Asia? // Central Eurasia Studies Review. 2008. Vol. 7 №1. P. 2-8
74. Dave, Bh. Kazakhstan: Ethnicity, language and power. –– Abington, N.Y.: Routledge, 2007. P.15
75. Frolova-Walker M., National in Form, Socialist in Content // Journal of the American Musicological Society.Vol. 51, No. 2 (Summer, 1998). –– P. 331-371.
76. Frolova-Walker M., Soviet Opera Project: Ivan Dzerzhinskyvs. Ivan Susanin // Cambridge Opera Journal. Vol. 18, No. 2 (July, 2006). –– P. 181-216.
77. Taruskin, R. On Russian Music. –– University of California Press, 2009. –– 416 p.