ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Характеристика школьного буллинга и его компонентов, распространенность явления 9
1.2. Объяснение детерминации явления 15
1.3. Портрет участников буллинга, их индивидуально-психологические особенности 18
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА 26
2.1. Программа и результаты исследования 26
2.2. Осведомленность школьников проблемой буллинга 30
2.3. Основания и причины 34
2.4. Диагностика социально-психологического климата в классе 37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЗНАЧИМОСТЬ УЧАСТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА» 47
3.1. Программа, инструментарий и процедура эмпирического исследования 47
3.2. Результаты эмпирического исследования 53
3.2. Рекомендации по реализации мер профилактики в отношении социально-педагогической проблемы буллинга 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение 1 88
Приложение 2 95
Приложение 3 97
В современных условиях развития российского общества проблема воспитания толерантности, профилактики агрессии и жестокости в поведении детей и подростков становится все более актуальной для научной общественности, педагогов и психологов. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики, которые имеют особенности, отличающие их от сверстников. Такие характеристики ученика часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе. Школьный буллинг – это одна из наиболее серьезных социально-педагогических проблем в обществе. В образовательной среде определение рассматривают как продолжительное и систематическое издевательство одного человека или группы над взрослым или ребенком; важно понимать, что речь идет об умышленном причинении психологического и физического вреда. Ребёнок остро переживает, но по разным причинам не может ответить на действия . Социолог И.С. Кон определяет буллинг как запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и подчинить его себе. По результатам многочисленных опросов было доказано , что практически каждый второй опрошенный школьник в том или ином виде подвергался физической или психической агрессии со стороны сверстников. Согласно исследованию Юнеско , по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе. Это позволяет говорить о распространенности этого негативного явления.
Школа - это место, где дети проводят большую часть своего времени, и именно здесь формируют свое отношение к окружающему миру. Буллинг может оказывать негативное влияние на психологическое состояние детей, их учебные успехи и социальную адаптацию. Особенностью является то, что он часто остается незамеченным взрослыми. Дети могут скрывать факты травли от учителей и родителей, боясь наказания или стыда. Это делает проблему еще более сложной для решения, так как это требует активного участия всех взрослых, работающих с детьми. Постоянно возрастающее число фактов насилия в образовательной среде делает тему актуальной и нуждается в осуществлении мер по устранению и профилактике травли в образовательных учреждениях.
Буллинг может принимать различные формы: физические нападки, вербальные оскорбления, издевательства в интернете и т.д. Каждая форма требует индивидуального подхода к решению проблемы. Негативные последствия школьной травли могут быть долгосрочными и влиять на всю жизнь ребенка, включая отношения в семье и с партнером, жизненные сценарии, виктимизацию и даже случаи стрельб и вооруженных нападений . «Статистика показывает, что около 3/4 «школьных стрелков» по всему миру являлись жертвами травли или школьного буллинга, достаточно длительного и жесткого», – говорит Мария Новикова, психолог, научный сотрудник лаборатории асоциального поведения Института образования ВШЭ . Буллингу стали уделять внимание последние 30 лет, но, к сожалению, в нашей стране до сих меры по его предотвращению развиваются только в наиболее продвинутых школах и учебных заведениях.
В июле 2021 года ВЦИОМ опубликовал данные , что каждый пятый россиянин становился жертвой травли в течение жизни. Каждый четвертый россиянин сталкивался со школьной травлей в 11-14 лет (26%), каждый пятый россиянин — в возрасте 15–17 лет (20%), 2% сталкивались с этим в возрасте 3-6 лет, а 10% в возрасте 7-10 лет. При этом не все дети готовы рассказывать о произошедшем.
По данным исследования компании «Где мои дети» и программы «Травли NET» , проведенного в мае 2021 года, 42,3% родителей российских школьников не знают о травле своих детей. Также школьники считают , что самой частой причиной травли является внешность (43,8%) и религия (33,6%). ЮНЕСКО дополняет этот список социальным статусом, отмечая, что в бедных семьях процент детей, столкнувшихся с буллингом, выше (40,4%) по сравнению с богатыми семьями (27,4%). Он может оказывать негативное влияние на школьную среду, вызывая напряженность и конфликты между учениками, ухудшая качество обучения и повышая риск насилия и преступности в школе.
Решение социально-педагогической проблемы буллинга в образовательных учреждениях является актуальной и приоритетной для любой системы образования, а также для деятельности социальной работы, это может быть достигнуто через проведение профилактических мероприятий, обучение учителей и учеников навыкам социального взаимодействия и эмоциональной регуляции, а также создание безопасной и поддерживающей среды в школе.
Профилактика травли и работа с жертвами являются направлением социальной работы в школе, что требует развития технологий и подходов к ее решению . Каждая школа обязана в целях противодействия травли оказывать должное внимание к поведению, эмоциональному состоянию учащихся, подкреплять уважение не только к личности учителя, но и обучающегося младших и средних классов. Для достижения качественного и долгосрочного результата, подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе. Они должны включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, опирающиеся на факторы возникновения буллинга, будут способствовать действенной борьбе с этим явлением. Чем более адаптированными к данным условиям будут нынешние подростки, тем вероятнее, что они станут успешнее в самореализации для настоящего и будущего, а чем выше процент самодостаточных, целеустремлённых молодых людей, тем более успешно общество, в целом.
Меня интересует специфика проявления буллинга в школьной среде, отношение к нему самих школьников как к социальному явлению, взгляд представителей социальных служб на имеющиеся профилактические мероприятия. Для изучения отношения к буллингу был проведен социологический опрос среди школьников в рамках производственной практики, а также собраны интервью среди психологов, заведующей и специалиста по социальной работе Центра социальной помощи семье и детям в рамках преддипломной практики.
Цель моей работы: оценить роль социальных учреждений в профилактике школьного буллинга
Задачи:
- проанализировать профилактические школьные программы работы в ситуациях буллинга;
- сопоставить взгляд учащихся на причастность к данному явлению и наличие реализации программ профилактики;
- рассмотреть включенность и наличие ресурсов у сотрудников социальных служб;
- определить соучастие работы социального учреждения совместно со школами над проблемой травли.
Объект исследования – процесс реализации социальными учреждениями профилактических программ в отношении школьного буллинга. Предмет исследования - включенность и участие представителей социальной работы в социально-педагогической проблеме буллинга.
Гипотезы
1. Система мероприятий по предотвращению буллинга, по большей мере, не распространена в школе, профессиональный коллектив не оснащает учеников достаточными знаниями о данной проблеме.
2. Школы недостаточно открыты в принятии помощи со стороны социальных учреждений в решении вопроса травли.
3. Включенность социальных служб в деятельность по предотвращению школьной травли способна уменьшить риски и последствия для участников этого процесса, а также помочь в разработке задач для конкретных диагностических и комплексных мер профилактики при наличии определенных ресурсов на это.
Эмпирическая база – исследование на базе СПБ ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербурга». В качестве сотрудников социальных учреждений выступают представители отделений социальной помощи семье и детям: 1 заведующая отделением, 1 специалист по социальной работе и 8 психологов, работающих с несовершеннолетними. Для исследования важно определить их деятельность в отношении проблемы школьного буллинга, а также оценить, насколько их участие потенциально способно повлиять на профилактику травли в сфере образовательных учреждений. Для того, чтобы понять, насколько качественно программы по профилактике созданы сейчас, каким образом их стоит совершенствовать, я анализирую буллинг как социально-педагогическую проблему, опираясь на работы Д. Олвеуса, И.С. Кона, А.А Бочавер, М.Л. Бутовской, П.Хайнеманна и другие зарубежные источники, возможности школы и социальной работы в ее предотвращении, причастность и отношение учащихся к буллингу.
Работа состоит из введения, подразделяется на 3 главы, которые включают в себя анализ школьного буллинга как социально-педагогического явления, его детерминацию, а также отношение обучающихся к распространению и причинам данного феномена, определение направлений и рекомендаций профилактической деятельности, основанных на включенности социальных учреждений в проблему школьной травли, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 121 страница. Перечень источников включает в себя 48 наименований, среди них 2 правовых источника, 25 отечественных публикаций, и 7 электронных источников, включая 14 зарубежных. Имеется также 1 таблица и 14 рисунков.
Для решения социальных проблем в школе необходимо учитывать следующие аспекты: усиление сотрудничества между учащимися, взрослыми и родителями; поддержка индивидуального развития каждого ребенка, учет его потребностей и интересов; создание образовательной среды, где все участники образовательного процесса работают вместе. Кроме того, необходимо повышать значимость образования в обществе и улучшать статус учителей, что позволит привлечь к этой профессии более квалифицированных специалистов. Важно также стремиться привести школьную систему к стандартам решения социальных проблем, особенно в отдаленных районах. Для обеспечения успешного достижения обучающимися образовательных результатов необходимо создать благоприятную образовательную среду в общеобразовательной организации, учитывая следующие аспекты: культуру и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке; дифференциацию учебного материала и применение деятельностных личностно-ориентированных технологий; использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий; предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения; создание атмосферы творчества и условий для приобретения опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной и др.
Главная ответственность школы и семьи, как институтов, в том, чтобы дети чувствовали себя в безопасности: как от физических воздействий, так и от эмоциональных. Травля в школе – одна из самых серьёзных социально-педагогических проблем современной образовательной системы, ученики согласны, что буллинг – это насилие. Абсолютное большинство учащихся в моем опросе ответили, что им приходилось наблюдать его в школе. С ним связаны переживания таких неприятных эмоций, как: страх, вина, стыд, беспомощность, ненависть, отчаяние, и самое печальное, что эти переживания очень мало обсуждаются.
После проведения анализа было выявлено, что образовательные учреждения полностью не осознают всю опасность этого явления, свою ответственность за борьбу с ним. Однако, развитие информационных технологий позволяет выявлять факты буллинга и распространять информацию о насилии в школах. Чтобы помочь решить проблему детям, естественно, требуются задействованные взрослые – родители, педагоги и социальные работники. В странах, где успешно борются с школьным насилием, используется комплексный подход, который включает подготовку педагогов и других сотрудников по профилактике и реагированию на случаи насилия, привлечение родителей и местного сообщества к решению проблемы и сотрудничество со службами для оказания помощи пострадавшим. В работе мне предстояло оценить роль учреждений в профилактике школьного буллинга.Я выяснила, что социальная работа также сталкивается с решением этой проблемы и способна поддерживать школу в профилактике ее развития, хотя потенциальные возможности на настоящий момент недостаточно реализованы. Тем не менее, вместе школы и социальные службы могут достичь большего успеха в борьбе с этой проблемой и создать лучшие условия для учеников.
Более того, социальная работа может выступать посредником в системе медиации, в решении проблем экономического, психологического и юридического характера. Службы играют важную роль в этом процессе, так как они могут предоставить учащимся и педагогам необходимые инструменты и знания для предотвращения и пресечения случаев буллинга. Кроме того, социальные работники могут работать с отдельными учениками, которые являются жертвами или нарушителями, чтобы помочь им разобраться в своих чувствах и поведении. В конечном итоге, качественная профилактика школьного буллинга помогает создать образовательную среду, в которой все ученики могут достигать своих потенциальных возможностей и чувствовать себя безопасно и уважаемо.
Первая гипотеза подтвердилась выводами из интервью респондентов центра социальной помощи, она касается слабого внимания проблеме буллинга в школах, впоследствии это приводит к тому, что ученики не получают достаточной информации о том, как бороться с этой проблемой. Это может быть связано с отсутствием финансирования на проведение профилактических мероприятий, недостаточной квалификацией педагогов в данной области или просто нежеланием признавать, что проблема буллинга существует в их школе. Однако, профилактика буллинга не должна быть опциональной для школ, а должна быть включена в образовательную программу и регулярно проводиться в рамках уроков и внеурочных мероприятий. Необходимо обучать учеников навыкам эмоционального интеллекта, коммуникации, уважительного отношения к другим людям, способам решения конфликтов. Кроме того, педагоги должны быть оснащены необходимыми знаниями и навыками - проведение тренингов, использование антибуллинговых программ и создание политики нулевой терпимости. В целом, система мероприятий по предотвращению буллинга должна быть неотъемлемой частью образовательной среды в школе. Это поспособствует созданию безопасной и здоровой среды для учеников, где они могут развиваться и достигать своих потенциальных возможностей. Программа противодействия буллингу в школьной среде направлена на оказание помощи и поддержки всем ученикам в учебном заведении. Она предназначена для обогащения детей знаниями, помощи в восстановлении ментального и физического здоровья. Комплекс мероприятий, включенных в программу борьбы с травлей, направлен на укрепление коллектива и интеграцию подростков в общество.
Вторая гипотеза, что школы могут быть несколько закрытыми в принятии помощи со стороны социальных учреждений в решении проблемы буллинга, оправдалась согласно мнениям психологов одного из социальных учреждений. Однако, сотрудничество социальных учреждений и школ может быть очень плодотворным в борьбе с этой проблемой. Включение социальных служб в деятельность по предотвращению буллинга может стать ключевым фактором в борьбе с этой проблемой, о чем говорит моя третья гипотеза. Социальные учреждения могут предоставлять школам дополнительные ресурсы в области предотвращения и борьбы с буллингом. Они могут проводить тренинги для педагогов и учеников, предоставлять консультации и поддержку. Причастность социальной работы может помочь создать более открытую и прозрачную культуру в школе. Это способно привести к более здоровой и безопасной среде для учеников, где они могут развиваться и достигать своих потенциальных возможностей.
Таким образом, сотрудничество социальных служб и школ может стать показательным и результативным инструментом в борьбе с проблемой буллинга. Однако, для того, чтобы это произошло, школы должны быть готовы принять помощь со стороны социальных служб и работать вместе, чтобы создать безопасную и здоровую среду для учеников. В рамках моей работы мне удалось изучить взгляд учеников образовательных учреждений на проблему развития школьного буллинга во многом способствует выбору направлений профилактической деятельности, влияет на их успешность, так как обучающиеся считают, что способными остановить буллинг являются они сами, более того, затрудняются ответить, что школа могла бы помочь.
Подводя итог, обобщу, что буллинг является серьезной проблемой в школах, которая может оказывать негативное влияние на обучающихся и их развитие. Согласно моей оценке, социальные службы действительно могут стать важным партнером для школ в борьбе с этой проблемой, предоставляя дополнительные ресурсы и свою помощь. Однако, для того чтобы эта совместная работа была эффективной, необходимо, чтобы школы были готовы принимать помощь со стороны социальных служб и работать вместе для создания благополучной среды для учеников.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 // Российская газета. 2008 г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. № 303(5976)
3. Бандура А. Теория социального научения. - СПб: Евразия, 2000. - 320с.
4. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб., 2005 г.
5. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – №1.
6. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. – 2015. Т. 6. № 1. – С. 103-116.
7. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. Т. 10. № 3. – С. 149-159.
8. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 99-115
9. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга.М: // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2009. ‒ № 105. ‒ С. 159‒165
10. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 5–10.
11. Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников, 2008 г.
12. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и в школе/Пер. с нем – Х.: изд-во «Гуманитарный Центр» / И.Ю. Колмакова – 404 с.
13. Кон И.C. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. –2006. –№ 11. – С. 15-18.
14. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
15. Кривцова С.В. Сплочённость неравнодушных против травли в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде. - Практическое пособие для педагогов и администрации общеобразовательных организаций. – М.: ФИРО. – 2011. – 119 с.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина. - 2-е изд., доп. и перераб.- 1983.- С. 6–21.
17. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации. — М.: Институт права и публичной политики, 2009. — 72 с. — (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями»).
18. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.
19. Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянц // Вестн. ТППУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 151–154.
20. Предотвращение насилия в образовательном учреждении. Методическое пособие / под редакцией В. Адэскэлицэ, Р. Жосану, И. Молдовану, Т. Епояна – Кишинэу, 2017. – 128с.
21. Преодоление и профилактика буллинга в школе / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования ; [сост.: Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова]. – Вологда: ВИРО, 2018. – 52 с.: табл. – (Сер. «На пути к эффективной школе»).
22. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 1 (31)).
23. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. С. 5-86
24. Рогова А.М. Буллинг в школе глазами подростков и проблемы его профилактики / А.М. Рогова, В.Е. Плавник// CredoNew> Журнал> 2022> №3 (111) 2022
25. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. – 2014. № 3 (46). – С. 182-185.
26. Социальная педагогика: учебное пособие / авт.-сост. С.Г.Григорьева. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 97 с.
27. Шайкова М. В. Совершенствование законодательных механизмов преодоления и профилактики школьного буллинга // Юго-Западный юридический форум: сборник научных трудов Юго-Западного юридического форума, посвященного 30-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета (Курск, 16 октября 2021 г.) / Юго-Западный государственный университет. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 560–563.
28. Alsaker F. D. Quälgeister und ihreOpfer. Mobbing unterKindern – und wie man damitumgeht. – Bern: Hans Huber. – 2003.
29. Anderson, C. G. An investigation of the relationship between psychological strengths and the perception of bullying in early adolescents in schools / C. G. Anderson, E. P. Rawana, K. Brownlee, et al. – Text : electronic // Alberta Journal of Educational Research. – 2010. – № 56 (4). – P. 470-481.
30. Berger S.K. Update on bullying at school: science forgotten. Development Review: Perspectives in Behavior and Condition, 2007, vol. 27, pp. 90-126.
31. Bulli &Pupe, Intervention Program for the Reduction of Bullying and Victimization in School.
32. DeRosier M.E. & Marcus S.R. Building friendships and combating bullying: effectiveness of S.S. GRIN at one-year follow-up // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2005. Vol. 34. Р. 140–150.
33. Farmer T.W., Xie H. Aggression and school social dynamics: The good, the bad, and the ordinary // Journal of School Psychology. 2007. 45. 461–478.
34. Hong J.S., Espelage D.L. A review of research on bullying and peer victimization in school: An ecological system analysis // Aggression and Violent Behavior. 2012. 17. 311–322.
35. Houlston C., Smith P.K. &Jessel J. Investigating the extent and use of peer support initiatives in English schools. Educational Psychology. 2009. No. 29(3). Р. 325–344.
36. OECD (2019). PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives, PISA, OECD Publishing, Paris, doi: 10.1787/acd78851-en
37. Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y.: Wiley-Black -well, 1993a
38. Olweus D. Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Elternwissensollten – und tunkönnen (4. durchgeseheneAufl.). – Bern: Huber Verlag. – 2006.
39. Perry D. G., Kusel S. J., Perry L. C. Victims of peer aggression. // Development Psychology. – 1988. – Vol. 24, No. 6. P. 807-814.
40. Strohmeier D., Atria M., Spiel C. WiSK: EinganzheitlichesSchulprogrammzurFörderungsozialerKompetenz und PräventionaggressivenVerhaltens. // Soziale 70 KompetenzenbeiKindern und Jugendlichen. / Hrsg. T. Malti, S. Perren. – Stuttgart: Kohlhammer. – 2008. – P. 214-230.
41. UNESCO. 2019. Behind the numbers: ending school violence and bullying. Paris: UNESCO
42. «Буллинг, он же травля: масштаб проблемы и пути решения» // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bulling-on-zhe-travlja-masshtab-problemy-i-puti-reshenija (дата обращения: 22.04.22).
43. «Детский ужас. Россия лидирует по числу суицидов несовершеннолетних» // Российская газета URL: https:// sledcom.ru/press/smi/item/508473/ (дата обращения: 02.05.2022).
44. Каждый второй подросток заявил об агрессии в школе // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/30/10/2019/5db06c549a794759933165b2 (дата обращения: 12.04.21).
45. Помогаем школьникам, родителям и специалистам бороться с травлей // Травли.NET URL: https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/ (дата обращения: 10.03.22).
46. Травля в России в 2021 году: что думают родители, как действуют школы // Травли.NET URL: https://childrenday.findmykids.org/bullying (дата обращения: 10.03.22).
47. Цыганенко К.М. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ // Скиф. 2021. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnye-posledstviya-shkolnoy-travli (дата обращения: 20.05.2023).
48. Школа насилия // ИЗВЕСТИЯ URL: https://iz.ru/701940/elena-loriia-nataliia-berishviliangelina-galanina/shkola-nasiliia (дата обращения: 12.03.2020).