ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления об эмоционально-волевой сфере в трудах
отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей и
подростков 12
1.3 Эмоционально-волевая сфера спортсмена 23
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Задачи и методы исследования 36
2.2 Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ 40
3.1 Особенности эмоционально-волевой сферы у подростков
занимающихся боевыми искусствами 40
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия выступают условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Проблема изучения эмоционально-волевой сферы личности не новая.
В.К. Вилюнаса, К.Э. Изарда,
экспериментально доказавших, что эмоциональная сфера личности неразрывно связана с волевой, поскольку эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма [7, 11, 21].
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представдяющий собой период становления личности. Данный возраст можно назвать периодом повышенной эмоциональности, что проявляется в противоречивости эмоций и чувств, то есть положительные и отрицательные эмоциональные состояния сменяют друг друга. В связи с этим меняется и общее душевное состояние и настроение подростка.
Формирование волевых качеств сталкивается с различными трудностями. Несмотря на то что этот возраст является сензитивным для формирования волевых качеств, это подчеркивает необходимость более целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Спортивная деятельность является благоприятной сферой для формирования эмоционально-волевых качеств у подростков. Учителя, родители должны знать возрастные особенности становления эмоциональноволевой сферы подростков и способствовать формированию значимости данных качеств и знать их роль в достижении спортивных результатов.
В единоборствах, особо важное место занимает эмоционально-волевая сфера спортсменов, от состояния психики и умения управлять собой перед соревнованием и во время спортивной борьбы зависит во многом успех выступлений.
Спортсмен, психологически плохо подготовленный к состязаниям, подавлен, растерян, не уверен в своих силах, не умеет управлять своим настроением и поведением в трудные минуты борьбы, приходит в угнетенное состояние от временных неудач и т.д.
Спортсмен, психологически хорошо подготовленный к состязаниям, спокойно ожидает начала соревнования, умело регулирует свое состояние, а во время выступлений легко управляет своими действиями в любых условиях борьбы, максимально проявляет в нужные моменты, требующиеся в данной обстановке волевые качества.
Для педагогов и родителей очень важно знать, какими способами достигается хорошая психологическая подготовленность, как развить важные психические качества.
Цель исследования: изучение эмоционально-волевой сферы
подростков, занимающихся боевыми искусствами, для использования диагностических данных в консультативной практике психолога.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера подростков.
Предмет: изучение развития эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся и не занимающихся единоборствами.
Гипотеза: уровень эмоционально-волевой сферы у подростков,
занимающихся боевыми искусствами отличается от уровня эмоционально-волевой сферы, не занимающихся единоборствами.
В ходе проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
1. Проанализировав теоретические данные эмоционально-волевой сферы среди подростков, можно сказать о том, что эмоционально-волевая сфера играет важную роль в жизни человека и на протяжении истории исследований эмоции и воли пользовались пристальным вниманием со стороны ученых.
На взаимодействие волевых и эмоциональных процессов указывали отечественные психологи О.В. Дашкевич, В.К. Калин, Л.С. Рубинштейн, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков. Они говорили о том, что эмоции и воля тесно связаны между собой и деление их в достаточной степени условно. Эмоционально-волевую сферу в подростковом возрасте рассматривали такие ученые как: Х. Ремшмидт, Е.П. Ильин, В.Г. Казанская, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий.
Мы выяснили, что существенной особенностью эмоциональной жизни подростка является то, что его эмоции и чувства противоречивы; часто чередуются положительные и отрицательные эмоциональные состояния. В связи с этим меняется и общее душевное состояние, и настроение подростка.
Формирование волевых качеств сталкивается с различными трудностями. Несмотря на то, что этот возраст является благоприятным для формирования волевых качеств, это подчеркивает необходимость более целенаправленного руководства со стороны взрослых.
В спортивной деятельности эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль. От эмоционального состояния зависит боевая готовность спортсмена, то есть его подъем сил, энергии, активности. От развития различных волевых качеств (терпеливость, упорство, настойчивость, решительность, смелость, выдержка) зависит то, как в дальнейшем подросток идет к поставленной цели, несмотря на различные трудности.
2. В ходе исследования по выявлению различий уровня эмоционально- волевой сферы среди подростков, занимающихся и не занимающихся боевыми искусствами, нами были получены следующие результаты:
По методике Спилбергера-Ханина существуют различия по ситуативной (иЭмп = 69.5 при икр=114, p<0.01; икр=138, p<0.05) и личностной тревожности (иЭмп = 89 при икр=114, p<0.01; икр=138, p<0.05). Уровень выраженности тревожности у подростков, занимающихся единоборствами, ниже по сравнению с подростками не занимающихся единоборствами.
По методике Филлипса существуют различия в уровне школьной тревожности по таким факторам как:
• Общая тревожность в школе (ИЭмп = 48 при икр=114, p<0.01; икр=138, p<0.05). Данный показатель ниже у подростков, занимающихся боевыми единоборствами, по сравнению с подростками, не занимающимися боевыми видами искусства.
• Страх самовыражения (Иэмп = 106 при ИкР=114, p<0.01; ИкР=138, p<0.05). Данный показатель ниже у подростков, занимающихся боевыми единоборствами, по сравнению с подростками, не занимающимися боевыми видами искусства.
• Страх ситуации проверки знаний (иЭмп = 85 при икр=114, p<0.01; Икр=138, p<0.05). Данный показатель ниже у подростков, занимающихся боевыми единоборствами, по сравнению с подростками, не занимающимися боевыми видами искусства.
• Проблемы и страхи в отношениях с учителями (иЭмп = 78 при икр=114, p<0.01; икр=138, p<0.05). Данный показатель ниже у подростков, занимающихся боевыми единоборствами, по сравнению с подростками, не занимающимися боевыми видами искусства.
По факторам переживание социального стресса, фрустрация потребности достижение успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу различий не обнаружено.
Результаты диагностики уровня проявления силы воли по тесту «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, говорят о том, у подростков, занимающихся единоборствами выше уровень силы воли, чем у подростков, не занимающихся единоборствами (Иэмп= 4 при Икр=114, p<0.01; Икр=138, p<0.05).
Рассматривая полученные данные по «Опроснику для оценки упорства» Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко, мы выяснили, что уровень выраженности упорства у подростков, занимающихся единоборствами выше, чем у детей, не занимающихся боевыми искусствами (иЭмп = 50,5 при икр = 114, p<0.01; Икр = 138, p<0.05).
3. Таким образом проанализировав результаты диагностики наша гипотеза о том, что существуют различия в эмоционально-волевой сфере у подростков, занимающихся и не занимающихся единоборствами, а именно: различия в ситуативной и личностной тревожности, различия в показателях школьной тревожности по таким факторам как: общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, различия в уровне силы воли и проявлении упорства - подтвердилась.