ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Особенности развития взаимодействия в старшем дошкольном
возрасте 6
1.2. Педагогические средства развития общения детей старшего дошкольного
возраста в проектной деятельности 13
1.3. Роль проектной деятельности в развитии общения детей старшего
дошкольного возраста 17
1.4. Педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов 30
2.3. Организация проектной деятельности в группе детского сада по развитию
навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста 36
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы исследования.В двадцать первом веке мы столкнулись с новыми изменениями. Наука и техника активно развиваются, создаются все новые и новые технологии. Все эти нововведения сильно изменили жизнь современного человека, облегчили ее, сделали мобильнее. Но, несмотря на все это, каждый день знания обновляются быстрыми темпами, и на протяжении всей жизни человеку часто приходится переучиваться, изучать новые профессии, общаться с разными людьми. Теперь мы можем заметить, что людям трудно вступать в диалог с незнакомцами, особенно при подаче заявления на работу, когда необходимо представить себя работодателю. Все трудности в общении начинаются с детства, большинство детей в детских садах и школах не могут взаимодействовать в стихийных группах или строить простой диалог. Такие проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем развития навыков общения у детей.
Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным порядком общества, так как в современном обществе членам общества требуются коммуникабельность, способность адаптироваться к условиям жизни, способность к сотрудничеству и знание основ культуры общения и взаимодействия.
Эта тема также актуальна, потому что детям дается слишком мало времени для общения, считается, что они возьмут его у взрослых, что тоже не всегда может быть достойным и правильным примером. Из этого следует, что существует необходимость поиска эффективных средств развития общения детей со сверстниками.
Теоретические основы формирования и развития коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и других авторов. Тем не менее, проблема развития коммуникативных 3
способностей детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности в психолого-педагогической литературе в настоящее время рассмотрена недостаточно.
Цель исследования- изучить на теоретическом и практическом уровне возможности использования проектной деятельности для развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Объект исследования - общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Предмет исследования - условия развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что программа развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада средствами проектной деятельностибудет эффективна при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение детей в различные виды проектной деятельности, направленные на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
-взаимодействие с родителями в процессе совместной проектной деятельности.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть особенности развития взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучить педагогические средства развития общения детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
3. Изучить роль проектной деятельности в развитии общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста....
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка большое место занимает потребность в общении со сверстниками, складывающаяся из разнообразных коммуникативных действий, не встречающихся в контактах с взрослыми и помогающих ребёнку утверждать себя: спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать и т.д. С одной стороны, детские контакты, включающие большое количество коммуникативных задач, способствуют решению их через общение, с другой - общение сверстников эмоционально насыщенно и облечено в экспрессивно-мимические проявления, выражающие различные эмоциональные состояния, - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Поэтому дети старшего дошкольного возраста чаще поддерживают ровесника и вступают в конфликтные ситуации. В группе сверстников часто возникают различные ситуации, в которых необходимо уметь уступать, проявлять доброжелательность по отношению к окружающим, уметь взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому сверстники оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребёнка. Так как от умения дошкольника адекватно вести себя в обществе, от стиля его общения и положения среди сверстников, зависит его психическое состояние, а это, прежде всего, уверенность в себе, спокойствие и удовлетворённость происходящим вокруг.
Анализируя метод проектов и проектную деятельность в дошкольном учебном заведении можно прийти к выводу, что такой подход к организации деятельности детей способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с воспитателем, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя.
В ходе реализации проектной деятельности развиваются коммуникативные навыки старших дошкольников, проявляющиеся в умении 60
слушать, задавать вопросы во время диалога, завершать диалог, умении легко входить в контакт с детьми и педагогом, четко и последовательно выражать свои мысли, умении использовать формы речевого этикета.
Проектная деятельность может быть успешной, если воспитатель:
• создаст атмосферу, лишенную тревожности и опасений;
• убедит воспитанников, что в процессе проектной деятельности он предстает в качестве либо консультанта, либо равноправного участника, а не авторитарной силы, что пытается все контролировать и регулировать;
• будет максимально сдержанным и тактичным, особенно во время возникновения на протяжении проектной деятельности конфликтных ситуаций;
• обеспечит условия, при которых проектная деятельность не только учила и воспитывала, но и приносила удовольствие и радость участникам, формировала их социально-коммуникативные умения.
На этапе констатирующего эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп имели преимущественно низкий и средний уровень развития коммуникативных способностей. Они в основном отказывались от контакта, не умели и не желали организовывать общение, даже если и знали правила и нормы, не соблюдали их. В конфликтных ситуациях не могли уйти от ее решения или проявляли агрессию, либо использовали вербальнооценочное решение. То есть, к началу формирующего эксперимента у дошкольников обеих групп уровень развития коммуникативных способностей был примерно одинаков.
Нами была разработана программа «Рисуем вместе», направленная на формирования и развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Программа построена с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста и основана на включение детей в различные виды детской деятельности, направленные на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; моделировании коммуникативных ситуаций; координации и гармонизация отношений всех субъектов образования- в процессе совместной деятельности....
1. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). 103с.
2. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус.и чешек, яз. Прага, 1981.
3. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // О.М. Арефьева. Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 74-78.
4. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад. 2011. № 1. С. 74-85.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. / А.А Бодалев. М.,2011, 850с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Просвещение, 1995. 642с.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: 1968.
8. Варенцова Н.С. Наш опыт в проектной деятельности / Современное дошкольное образование. Теория и практика 2009.№ 3. С. 40-45.
9. Виноградова Н.А., Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.Н. Панкова. М.: АЙРИС-пресс, 2008. 208с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
11. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М.В.
Григорьева // Начальная школа. 2013. № 10. 103с.
12. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21.
13. Ермолаева М.В. Младший школьник как субъект
коммуникативной деятельности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
DubnaPsychologicalJournal. 2015. №1, С. 81-92.
14. Ершов П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. / П.М Ершов М.: 2001.
15. ЖинкинН.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 № 6....49