ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста...7
1.2. Коммуникативные умения детей среднего дошкольного возраста как
психолого-педагогический феномен 12
1.3 Игра как педагогическое средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР 25
2.1. Исследование особенностей развития коммуникативных умений детей
среднего дошкольного возраста 25
2.2. Организация педагогической работы с детьми среднего дошкольного
возраста по развитию коммуникативных умений посредством игр 34
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Одним из значимых факторов успешной адаптации человека в любой общественной среде, его самореализации является высокий уровень коммуникативных умений. Практическое формирование коммуникативных умений по-настоящему необходимо начинать с самого раннего детства. Коммуникативные умения интересовали исследователей различных наук: психологов, философов, филологов, педагогов. В современном обществе стремительно возрастает роль активно развивающихся информационных технологий. Роль диалога для решения социальных задач остается огромной, что инициирует создание специфических условий формирования и развития коммуникативных умений.
Результаты психолого-педагогических исследований теоретически подтверждают значение и сущность коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста в его развитии, на что опирается передовая педагогическая практика. Коммуникативная деятельность, являясь трудной и разноплановой работой, требует специфических познаний и умений, которые человек осваивает в ходе знакомства и присвоения общественного опыта, аккумулированного прошлыми поколениями. Уровень коммуникативных умений рассматривается специалистами как доминантное требование успешной адаптации к окружающей общественной среде, а значит с самого раннего возраста его необходимо отслеживать, что определено требованиями государственных стандартов в области дошкольного образования.
Основоположник психолингвистических исследований в нашей стране
A. А. Леонтьев уделил большое внимание исследованию коммуникативных умений. Изучая коммуникативные умения, М.И. Лисина, А.Г. Рузская,
З.М. Богуславская и др. исследовали связь между развитием коммуникативных умений и психическим развитием дошкольника; А.Г. Арушанова разработала технологию развития диалогической речи дошкольника; Г.Г. Кравцов,
B. А. Петровский, Е.Е. Шулешко исследовали готовность детей 6-7 лет к школьному обучению и фиксировали; коммуникацию со сверстниками изучали Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк. Более широко - общение, включенное в различные виды деятельности детей, исследовали Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина.
Умения ребенка позитивно общаться дает возможность ему конструктивно взаимодействовать и комфортно жить в мире людей. Через общение дошкольник узнает общественный мир, осваивает и присваивает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (А.В. Артемова, Я.Л. Коломинский). Подготовкой общения считается направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес имеет место быть уже в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Е.Б. Волосова, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, и другие). В исследованиях многих ученых доказана роль коммуникативных умений не только для познания исключительно другого человека (взрослого либо сверстника), но и себя самого (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина). Понимая важность среднего дошкольного возраста для формирования коммуникативных умений детей, планируем разработать комплекс игр способствующих их формированию.
Анализ образовательной теории и практики позволяет считать изученными различные аспекты понятия «коммуникативные умения», особенностей их формирования в разные возрастные периоды, условия и средства их развития, корреляцию с личностным развитием. Однако выявлено противоречие между потребностью общества, государства в личности со сформированными и развитыми коммуникативными умениями и недостаточной разработанностью средств, способствующих формированию у детей дошкольного возраста данных умений. Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических средств, способствующих формированию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. Эти положения обусловили выбор темы настоящего исследования «Комплекс игр как педагогическое средство по формированию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста»...
В рамках исследования на основе теоретического анализа была определена связь между развитием коммуникативных умений и психическим развитием дошкольников. Особое внимание уделяется развитию общения, в частности общения со сверстниками, и речи как средстве коммуникации на данном возрастном этапе и их влиянию на становление личности в целом.
В среднем дошкольном возрасте происходит активное освоение детьми умений, необходимых для успешной коммуникации: развитие связной речи, освоение экспрессивных средств коммуникации, овладение внеситуативнопознавательной формой общения и операциональными умениями (инициировать и поддержать контакт с партнером по общению). В рамках исследования, структуру коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста мы будем рассматривать в совокупности трех групп составляющих: вербальные; невербальные эмоциональные; невербальные поведенческие.
Воспитательный потенциал игры для решения задач развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что игровой контекст позволяет создать условия игрового и реального общения ребенка, востребующие от него необходимость применять на практике социальные нормы поведения, умения коммуникации. Основное требование к организации игр - моделирование ситуаций, позволяющих ребенку освоить различные аспекты коммуникативных умений.
В рамках исследования, была определена структура коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в совокупности трех групп составляющих: вербальные (словарный запас, умение выразить свои мысли, умение выслушать другого человека и понять его); невербальные эмоциональные (понимание эмоционального состояния и настроения партнера, возможность выразить собственные эмоции); и невербальные поведенческие (спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, отстаивать свое мнение, с уважением относиться к окружающим).
Выявление исходного
В ходе диагностического исследования было определено что, большинство детей имеют средний и низкий уровень коммуникативных умений. Наиболее развитыми оказались невербальные поведенческие умения: продуктивность совместной деятельности, взаимодействие, умение оказывать помощь. Слабой стороной коммуникативных умений оказались вербальные умения и частично невербальные эмоциональные умения (умение понять настроение другого, умение соотносить свои интересы с интересами другого). Вместе с тем, оцениваемые показатели в целом оказались недостаточно развитыми и отнесены к среднему уровню развития.
В качестве рекомендаций по восполнению выявленных дефицитов нами был подготовлен комплекс игр, направленный на развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Комплекс игр включает следующие виды игр:
• по видам игр: дидактические игры - словесные, игры с предметами и эмоционально-экспрессивные.
• по дидактическим задачам: игры, направленные на вербальные, невербальные эмоциональные, невербальные поведенческие коммуникативные умения.
Заслуживает внимания на тот факт, что коммуникативные умения в среднем дошкольном возрасте целесообразно формировать и развивать только посредством системной и систематической работы со всеми субъектами педагогического процесса. Перспективное направление исследования - реализация системной работы со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, родителями и детьми.
1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие. М.: МИГУ: Прометей, 2013. 135 с.
2. Андреева Т.В. Развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // В сборнике: Игровая культура современного детства Материалы I Международной научнопрактической конференции. Московский городской педагогический университет. 2017. С. 127-130.
3. Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир? / под ред. Т.В. Антоновой. М.: Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», 2015. С.10-26.
4. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 51-61.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. 'Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
6. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 445с.
7. Воронич Е.А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. СПб, 2017. 93 с.
8. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного
возраста: практическое пособие для академического бакалавриата: [по
гуманитарным направлениям]: в 2 ч. М.: Юрайт, 2018.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М: Изд-во АН, 2007. 350 с.
10. Демидовец И.А. Современные подходы к анализу понятия коммуникативных умений детей дошкольного возраста // В сборнике: 45
Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 218-220.
11. Демидовец И.А. Социально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 192-202.
12. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.
13. Ельцова, О. М. Организация диалогической речевой деятельности в дошкольном возрасте / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 215 с.
14. Ефремова Е.С. Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста // Образование в Кировской области. 2014. № 4 (32). С. 35-37.
15. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10. С. 5-10....47