Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №149132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости и ее характеристика 6
1.2 Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3 Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального
интеллекта 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

В условиях увеличивающегося темпа жизни, большого объема информации, множественности социальных контактов и выборов человек находится в состоянии стресса. Стресс как ответная реакция организма на неблагоприятные факторы сопровождается эмоциональным и физическим напряжением.
В подростковом возрасте человек является наиболее уязвимым и подверженным стрессу. Это обусловлено физиологическими изменениями в организме, а также социальной ситуации, которые происходят на данном возрастом этапе. Активное развитие систем органов, изменения физического состояния тела, активный рост, выработка гормонов, расширяющиеся социальные контакты, требования от учителей и родителей и стремление познать самого себя и др. порождают внутреннее напряжение, которое проявляется в частых конфликтах, деструктивном поведении, неспособности встать на позицию собеседника, проявить эмпатию, распознать эмоции другого человека. Таким образом вышеперечисленные компоненты эмоционального интеллекта развиваются искаженно или дфицитарно.
В свою очередь развитая стрессоустойчивость, осознанное и ответственное отношение к своим поступкам позволяет преодолеть внутреннее напряжение. Перечисленное также является ориентиром в части результатов освоения общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта [1]. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу обучающийся не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по возникающим жизненным трудностям. Благодаря способности преодолевать стресс подросток сможет радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности, решать учебные и коммуникативные задачи, обретет уверенность в себе, в своих силах. Это позволит избежать невротизации и заболеваний, обеспечить психологическое благополучие подростка.
В связи с вышеуказанным мы считаем, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом.
Изучением данной проблемы занимались А.М. Прихожан, Л. Хьел, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, С.В. Субботин, И.Н. Андреева, Д. Гоулман и др. Однако при регулярных исследованиях ученых и практиков, внутренние механизмы взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта остаются до конца неизученными.
Таким образом целью нашей работы является выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия стрессоустойчивости, дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
4. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
Объект: эмоциональный интеллект.
Предмет: взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального
интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что стрессоустойчивость - это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Под стрессом понимают состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов [20]. Стресс бывает двух видов: эустресс - нормальный стресс, необходимый для сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах, с которыми организм не в силах справиться. Наиболее пагубное влияние оказывает дистресс. Отрицательное влияние стресса затрагивает все аспекты жизнедеятельности человека: эмоции, поведение, мыслительные способности и физическое здоровье. Поэтому повышение стрессоустойчивости (сопротивляемости) необходимо, однако требудет учета личностных характеристик, которые позволяют человеку использовать положительный потенциал стресса для преодоления стресса, что может помочь сохранить здоровье.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в личности. Одной из наиболее ярких особенностей этого периода является плохая приспособляемость к различным ситуациям и подверженность стрессу. Это выражается в эмоциональной неустойчивости, тревожности, непоследовательных эмоциях, высокой моральной неустойчивости и колеблющейся самооценке. Подростки сталкиваются с многообразием эмоциональных проявлений и испытывают больше оттенков, большую глубину и яркость, чем раньше, что ведет к возникновению эмоционального напряжения и усугубляется стрессовыми факторами. Так, получается что проявление стресса влияет как на эмоциональное, так и на физическое состояние подростка. Чем выше его сопротивляемость стрессу, тем спокойнее и благополучнее будет прожит подростковый возраст.
Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия стрессоустойчивости, дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
4. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование. В эмпирическом исследовании мы использовали ряд методик, которые измеряют:
• уровень стрессоустойчивости;
• уровень эмоционального интеллекта;
• способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности.
Результаты исследования были подвержены сопоставлению процентных долей и математической обработке, в результате чего было выявлено, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта: шкалой стрессоустойчивости и субшкалами МП (понимание чужих эмоций), МУ (управление чужими эмоциями), ВЭ (контроль экспрессии) существует прямая, слабая связь (p>0,05). Между шкалой стрессоустойчивости и ВП (понимание своих эмоций) существует прямая, умеренная связь (p<0,05). Между шкалой стрессоустойчивости и ВУ (управление своими эмоциями) существует прямая, заметная связь (p<0,05).
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
По результатам исследования были разработаны психолого­педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для всех субъектов образовательного процесса.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образование и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (ред. От 12.08.2022)). URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 21.03.2023)
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 467с.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 240 с.
4. Александрова Н.П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н.П. Александрова, Е.Н. Богданов // Прикладная и юридическая психология. 2014. №1. С. 22-30.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. С. 78-86.
6. Баландина Л.Л. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами / Л.Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. С. 5-14
7. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003. №1. С. 453-457
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 126-135
9. Бохан Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно­исторического исследования: монография / Т.Г. Бохан. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008.С. 75-78
10. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 242-243.
11. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. С. 22-23.
12. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 283 с.
13. Воронова И.О. Особенности эмоциональной сферы подростков / Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022 С. 110-111.
14. Выготский Л.С. «Педология подростка» Собр. соч.: М., 2006. С. 381-382
15. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25-26....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ