ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости и ее характеристика 6
1.2 Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3 Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального
интеллекта 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
В условиях увеличивающегося темпа жизни, большого объема информации, множественности социальных контактов и выборов человек находится в состоянии стресса. Стресс как ответная реакция организма на неблагоприятные факторы сопровождается эмоциональным и физическим напряжением.
В подростковом возрасте человек является наиболее уязвимым и подверженным стрессу. Это обусловлено физиологическими изменениями в организме, а также социальной ситуации, которые происходят на данном возрастом этапе. Активное развитие систем органов, изменения физического состояния тела, активный рост, выработка гормонов, расширяющиеся социальные контакты, требования от учителей и родителей и стремление познать самого себя и др. порождают внутреннее напряжение, которое проявляется в частых конфликтах, деструктивном поведении, неспособности встать на позицию собеседника, проявить эмпатию, распознать эмоции другого человека. Таким образом вышеперечисленные компоненты эмоционального интеллекта развиваются искаженно или дфицитарно.
В свою очередь развитая стрессоустойчивость, осознанное и ответственное отношение к своим поступкам позволяет преодолеть внутреннее напряжение. Перечисленное также является ориентиром в части результатов освоения общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта [1]. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу обучающийся не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по возникающим жизненным трудностям. Благодаря способности преодолевать стресс подросток сможет радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности, решать учебные и коммуникативные задачи, обретет уверенность в себе, в своих силах. Это позволит избежать невротизации и заболеваний, обеспечить психологическое благополучие подростка.
В связи с вышеуказанным мы считаем, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом.
Изучением данной проблемы занимались А.М. Прихожан, Л. Хьел, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, С.В. Субботин, И.Н. Андреева, Д. Гоулман и др. Однако при регулярных исследованиях ученых и практиков, внутренние механизмы взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта остаются до конца неизученными.
Таким образом целью нашей работы является выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия стрессоустойчивости, дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
4. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
Объект: эмоциональный интеллект.
Предмет: взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального
интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования....
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что стрессоустойчивость - это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Под стрессом понимают состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов [20]. Стресс бывает двух видов: эустресс - нормальный стресс, необходимый для сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах, с которыми организм не в силах справиться. Наиболее пагубное влияние оказывает дистресс. Отрицательное влияние стресса затрагивает все аспекты жизнедеятельности человека: эмоции, поведение, мыслительные способности и физическое здоровье. Поэтому повышение стрессоустойчивости (сопротивляемости) необходимо, однако требудет учета личностных характеристик, которые позволяют человеку использовать положительный потенциал стресса для преодоления стресса, что может помочь сохранить здоровье.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в личности. Одной из наиболее ярких особенностей этого периода является плохая приспособляемость к различным ситуациям и подверженность стрессу. Это выражается в эмоциональной неустойчивости, тревожности, непоследовательных эмоциях, высокой моральной неустойчивости и колеблющейся самооценке. Подростки сталкиваются с многообразием эмоциональных проявлений и испытывают больше оттенков, большую глубину и яркость, чем раньше, что ведет к возникновению эмоционального напряжения и усугубляется стрессовыми факторами. Так, получается что проявление стресса влияет как на эмоциональное, так и на физическое состояние подростка. Чем выше его сопротивляемость стрессу, тем спокойнее и благополучнее будет прожит подростковый возраст.
Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия стрессоустойчивости, дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
4. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование. В эмпирическом исследовании мы использовали ряд методик, которые измеряют:
• уровень стрессоустойчивости;
• уровень эмоционального интеллекта;
• способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности.
Результаты исследования были подвержены сопоставлению процентных долей и математической обработке, в результате чего было выявлено, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта: шкалой стрессоустойчивости и субшкалами МП (понимание чужих эмоций), МУ (управление чужими эмоциями), ВЭ (контроль экспрессии) существует прямая, слабая связь (p>0,05). Между шкалой стрессоустойчивости и ВП (понимание своих эмоций) существует прямая, умеренная связь (p<0,05). Между шкалой стрессоустойчивости и ВУ (управление своими эмоциями) существует прямая, заметная связь (p<0,05).
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
По результатам исследования были разработаны психологопедагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для всех субъектов образовательного процесса.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образование и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (ред. От 12.08.2022)). URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 21.03.2023)
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 467с.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 240 с.
4. Александрова Н.П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н.П. Александрова, Е.Н. Богданов // Прикладная и юридическая психология. 2014. №1. С. 22-30.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. С. 78-86.
6. Баландина Л.Л. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами / Л.Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. С. 5-14
7. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003. №1. С. 453-457
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 126-135
9. Бохан Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурноисторического исследования: монография / Т.Г. Бохан. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008.С. 75-78
10. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 242-243.
11. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. С. 22-23.
12. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 283 с.
13. Воронова И.О. Особенности эмоциональной сферы подростков / Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022 С. 110-111.
14. Выготский Л.С. «Педология подростка» Собр. соч.: М., 2006. С. 381-382
15. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25-26....51