Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Теоретические основы изучения специфики родительского отношения в приемной семье 12
1.1. Приемная семья: понятие, признаки, виды, показатели 12
1.2. Родительские отношения: понятие, виды, структура, функции 23
1.3. Различия проявлений родительского отношения в приемных и
биологических семьях 40
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения в приемных и биологических семьях 56
2.1. Обоснование выбора диагностических методик и характеристика
испытуемых 56
2.2. Результаты констатирующего этапа диагностики 60
Выводы по Главе 2 70
Глава III Коррекционная программа по развитию родительского отношения в приемных семьях 72
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции родительского
отношения в приемных семьях 72
3.2. Результаты эффективности реализуемой коррекционной программы 77
Выводы по Главе 3 89
Заключение 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
Приложение А 102
Актуальность работы. Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, но применительно к многодетным приемным семьям это важно вдвойне. Приоритет семейного устройства детей обусловлен значением семьи в развитии человека и особыми, по сравнению с государственными учреждениями закрытого типа, условиями и сущностью ее функционирования.
До недавнего времени система социальной адаптации детей-сирот в нашей стране в основном была представлена домами ребенка, детскими домами, социальными приютами, интернатами. Большинством отечественных и зарубежных исследователей эта модель воспитания признана неадекватной потребностям развития ребенка (Дж. Боулби, 2006; И.В. Дубровина, 1990; В.К. Зарецкий и др., 2002; М.Ю. Лобанова и др., 2007). Согласно материалам различных исследований, содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии (Т. А. Басилова, И. В. Дубровина, И. А. Залысина, Т. М. Землянухина, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, Е.О. Смирнова, Н.Н. Толстых).
Многочисленные исследования подтверждают то, что до сих пор не существует лучших условий для воспитания ребенка, чем те, которые создаются в любых вариантах семей (К.А. Абульханова-Славская, 1991; К.Н. Белогай; Биркхойзер-Оэри, 2006; Д. Гомьен, 1998; В.Н. Дружинин, 2008; И.В. Дубровина, 1990; О.В. Заводилкина, 1993; Н.П. Иванова, М. Мид, 1988; И.С. Морозова; М.В. Осорина, 2004; Е.Г. Силяева, 2008; Э.Г. Эйдемиллер и др., 2005; Т.О. Omm, 2014).
Значительный интерес представляют работы Л.Я. Олиференко и Т.И. Шульга о процессах социальной адаптации личности. Значение социальных факторов в развитии детской психики представлено в работах Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан, Э. Фромма.
Особенности приёмной семьи, роль психологического климата в жизни осиротевших детей объясняет изучение трудов специалистов в области педагогики, психологии, медицины: С.А. Ананьина, И.А. Бобылёвой, Т.В. Ермоловой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, B.C. Мухиной, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой, М.Ф. Терновской.
В Красноярском крае за последние 3 года отмечается тенденция к увеличению воспитания детей в приемных семьях: 2015 год - воспитываются 12 498 детей (опека) из них 3 455 ребенка в приемных семьях; 2016 год - воспитываются 12 620 детей (опека) из них 3 787 ребенка в приемных семьях; 2017 год - воспитываются 12 829 детей (опека) из них 4 203 ребенка в приемных семьях.
Таким образом, родительское отношение в приемной семье имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на процесс развития и воспитания приемного ребенка. В связи с увеличением воспитания детей в приемных семьях необходимо формировать психологическую компетенцию приемных родителей. Учитывая обозначенную актуальность, цель нашей работы - определить особенности родительского отношения в приемной семье.
Объект исследования: приемные семьи, родительское отношение.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в приемных семьях.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что в приемной семье особенностью родительского отношения может быть мотив не принятия ребенка в семью и неконструктивное взаимодействие, так как по мнению Е.А. Брецких ключевыми факторами родительского отношения являются: мотив принятия ребенка в семью; воспитательный потенциал семьи; степень гибкости-ригидности семейной системы (формирование системы правил и санкций) потому что прием в семью нового члена всегда сопровождается изменениями самой системы. Для успешного приемного родительства необходимо оптимизировать процесс развития и воспитания детей в приемных семьях, что способствует принятию ребенка в приемной семье, а также сформировать психологическую компетентность приемных родителей в области воспитания и взаимодействия с приемными детьми....
Данная магистерская диссертация посвящена теме: «Особенности родительского отношения в приемной семье».
Приемная семья имеет полными свойствами семьи равно как такой, т.к. данное совокупность вместе живущих персон, связанных правами и обязательствами, предустановленными семейным законодательством, а с иной - в контексте определенных заметок Семейного кодекса РФ - она содержит собственные, только ей свойственные, характерные черты, отличающие её с усыновления и опеки: приемная семья базируется в соглашении, какой состоит в письменной форме согласно пожеланию персон, стремящихся воспитывать детей в собственной семье; личности (субъект), заключающие соглашение, называются родителями-воспитателями. В их значимости имеют все шансы являться бесплодные муж и жена либо те, у кого имеется свои ребята - равно как взрослые, в частности и не достигшие совершеннолетия; деятельность родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в связи с числа принятых на воспитание ребят в согласовании с законами субъектов РФ. Биологическая семья - супружеская пара и её будущие поколения, как правило содержащая только лишь 2 поколения (отца с матерью и их ребенка). Биологическую семью сформирует индивиды, сопряженные взаимоотношениями только лишь кровного родства.
Родительские взаимоотношения в приемной семье выражаются в спецификах развития концепции законов и наказаний взаимодействия. Развитие детей в приемной семье связано с проблемами, основными характерными особенностями каковых считаются «стресс нового образа бытия», общественно-психическая отдаленность, обуславливающие вероятные отрицательные поведенческие взаимодействия детей, осложнение атмосферы домашних взаимоотношений.
С целью осуществлении опытного исследования (установить характерные черты материнского взаимоотношения в приемной семье) нами были применены следующие способы и технологии: характерные черты родительского взаимоотношения ОРО (А.Я.Уста и В.В.Столин); анализ- анкета замера материнских направлений и взаимодействий - PARI (Р.К.Белл, Е.С. Шефер), адаптирована Т.В.Нещерет, направлен в исследование отличительных черт родительского обучения; суперэкспресс- диагностирование отличительных черт одобрения и наказания детей Е.И. Николаевой. Изучение велось ноябрь 2016 года - февраль 2017 годы, в нем приняли содействие приемные и биологические семьи, живущие в местности Емельяновского региона Красноярского края: 9 биологических семей, 12 приемных.У биологических матерей и отцов преобладает тип родительского отношения «Принятие» 82,5 % и 91 %; Кооперация 75 % и 75,8 %. Это свидетельствует о том, что биологические матери и отцы воспринимают собственного ребенка как хорошего, приспособленного к жизни. Им кажется, что ребенок сможет достичь успеха в жизни благодаря высокому уровню способностей, высокому уровню развития интеллекта, хорошим способностям.
Приемным матерям и отцам соответствуют следующие типы родительского отношения «Кооперация» 70 % и 73 %; «Авторитарная гиперсоциализация» 64 % и 63 %; «Принятие» 60 % и 61 %. Приемные родители интересуются делами и планами ребенка, они сочувствуют и пытаются чем-то помочь ему. Приемные родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
Большинство биологических матерей и отцов несут в семью авторитарный характер, в основном отцы. Родители склонны наказывать своих детей, не только из-за вины последних, но и по ряду других причин: неудачи на работе и т.п. В приемных семьях одним из главных аспектов воспитания детей в семье является поощрение и наказание. Приемные матери и отцы в большем количестве настаивают на том, что наказание делается для того, чтобы вызвать у ребенка обиду, разочарование или чувство вины....
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Юрайт», 2012. 811 с.
2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Норма-Инфра М», 2013. 432 с.
3. Артамонова О.Л. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2000. № 4. С. 37-42.
4. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в РФ // Семья в России. 1994. № 1. С. 13-14.
5. Белозерских А.Н. Дети и родители: линии поведения // Наука молодых сборник научных статей по материалам Х всероссийской конференции с международным участием. 2017. Выпуск 10. С. 817-822.
6. Белозерских А.Н. Родительские размышления о стабильном периоде // Сборник материалов конференции «Молодежь Сибири - науке России» (г.Красноярск, 2017г.). Красноярск: СИБУП, 2017. С. 38-40.
7. Брецких Е.А. Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих и имеющих приемных детей (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения) // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 341-348.
8. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-23.
9. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2006. 480 с.
10. Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: МГПИ, 1992. С. 142-160.
11. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: «Профиздат», 2000. 217 с.
12. Герасимова Е.В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье. Автореферат дис.канд. психол, наук, Самара, 2008. 24 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «АСТ», 2016. 322 с.
14. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Том 1: 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 776 с.
15. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с семьями, воспитывающими ребенка с особыми потребностями: учебно-методическое пособие Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2014. 96 с....45