Введение 3
Глава 1. Библейские мотивы и образы в литературе на рубеже Х1Х-ХХвв 6
Глава 2. Библейские мотивы и образы в произведениях малой жанровой формы Оскара Уайльда 18
2.1. Стихотворения в прозе как библейские притчи 18
2.2. Своеобразие образа Иисуса Христа, розы, райского сада и их
функционирование в сказках Уайльда 28
2.3. Мотив самопожертвования как нравственная основа сказок О.Уайльда
36
2.4. Мотив христианского всепрощения в поэме «Баллада Рэдингской
тюрьмы» 41
Глава 3. Библейские мотивы и образы в произведениях малой жанровой формы Андрея Белого 44
3.1. Трактовка образа Христа в поэме «Христос воскрес» 44
3.2. Мотив света/тьмы в рассказе «Световая сказка» и его
функционирование в теоретической работе «Священные цвета» 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Методические разработки 62
История литературы показывает нам, что рубеж веков - это всегда эпоха разительных перемен во всех сферах жизни человека. Рубеж XIX- ХХвв. - время переоценки многих человеческих ценностей. Новый взгляд на библейские мотивы и образы может быть обусловлен рядом множества факторов, таких как: переворот религиозного сознания, научно-технический прогресс и появление в конце XIX века русской религиозной философии, которая связана с именем Владимира Соловьева.
Духовные искания, обострение религиозной чувствительности русской интеллигенции Николай Бердяев назвал русским духовным ренессансом [7, эл.ресурс].
Именно этот период в истории русской литературы характеризуется наиболее острым эмоциональным подъемом и предрасположенностью к поискам истины.
Поиск высшей истины - лозунг, под которым объединилась философия и литература рубежа веков. С данным временем связано возникновение многих литературных направлений и течений.
Революция идей, переворот мысли и культурный рассвет, пришедшийся на рубеж XIX-XX вв. повлиял на все области жизни русской и западной интеллигенции. Взаимопроникновение идей, мыслей, рефлексия на вечные темы приводит писателей и поэтов все к новым открытиям. Переосмысливая сущность своего существования, они обращаются к библейскому тексту в поисках ответов на свои вечные вопросы.
В XIX веке писатели не так часто искали ответы на те или иные вопросы в религии (исключением является Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и В.В. Соловьев). На рубеже веков писатели видят в религии новую надежду.
Является ли случайным обращение писателей к библейским мотивам и образам? Попытка переосмыслить явления, исторические события и отдельные моменты жизни общества - одна из задач, которая была поставлена перед многими писателями рубежа веков. Одними из них стали Оскар Уайльд и Андрей Белый.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что несмотря на ряд исследований, посвященных христианской символике, библейской мотивности и образности пьесы «Саломея», романа «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, романа «Петербург», «Серебряный голубь» А. Белого и др. крупных произведений писателей, библейская мотивность и образность произведений малых жанровых форм писателей изучены недостаточно.
Степень научной разработанности темы - исследованиям данного вопроса в произведениях О.Уайльда посвящены работы А.О. Мальцевой, Г.А.Турежановой, Ю.И. Кагарлицкого, О.В. Тумбиной, в которых тема Красоты и Бога понимается как основа мироздания; теоретические работы, посвященные данной теме в произведениях А. Белого - это работы А.Л.Казина, Р.В. Иванова-Разумника и др., в которых библейские мотивы и образы приобретают революционный и антропософский характер.
Предмет исследования - проблематика произведений малых жанровых форм Оскара Уайльда и Андрея Белого
Объект исследования - два сборника сказок («Счастливый принц и другие сказки»(1888) и «Гранатовый домик» (1891)), стихотворения в прозе (1894), «Баллада Рэдингской тюрьмы» (1897) О. Уайльда; поэма «Христос Воскрес» (1918), рассказ «Световая сказка» (1904), теоретические работы А.Белого.
Цель исследования - показать своеобразие функционирования библейских мотивов и образов в произведениях малых жанровых форм О.Уайльда и А. Белого.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что в названных произведениях писателей присутствуют библейские мотивы и образы, а так же в том, что эстетизм О.Уайльда повлиял на философскую, религиозную мысль и символизм А.Белого....
В ходе исследования было показано своеобразие функционирования библейских мотивов и образов в произведениях малых жанровых форм О.Уайльда и А. Белого.
Обращение к библейским мотивам и образам зачастую объясняется желанием писателей и поэтов обратить внимание на необходимость нравственного переосмысления человеческих поступков, влияния их на ход истории и роль человека в этой истории.
Образ Христа - по мнению писателей и поэтов рубежа Х1Х-ХХвв., - образ идеала, к которому нужно стремиться, однако, как показывают нам произведения, написанные в тот период, привычный нам архетип Христа преображается. В русской и европейской литературе того времени образ Христа трансформируется в образ Богочеловека, Солнечного Человека, Христа-художника, в отдельных произведениях - это сосуществование образов Христа и Антихриста, и в то же время противоборство категорий Добра и Зла.
Главной особенностью изображения образа Христа в произведениях малых жанровых форм О.Уайльда является изображение его прежде всего как Художника (например, первым стихотворением в прозе является стихотворение «Художник», где сотворение бронзовой статуи уподобляется сотворению мира). Христос О.Уайльда воплощает в себе категории Любви, Страдания и Искусства. Похожее видение Христа как Художника представлено в рассказе «Световая сказка» А.Белого.
Образ Розы, используемый О.Уайльдом и А.Белым в качестве эстетического символа, наполняется религиозной многозначностью: это и сердце Христа, и образ божественного искусства. А символ «розами прорастающий крест» в поэме А.Белого «Христос воскрес» - соединение эстетического и религиозного начал. Образ Райского сада в сказках О.Уайльда наполняется религиозным смыслом Эдема, идеального пространства, вход в который нужно заслужить. Сад олицетворяет категорию искусства в его целостности, а возделывание сада как потребность в создании эстетических ценностей.
Анализ произведений малой жанровой формы писателей показал, что ведущими являются мотив света/тьмы, самопожертвования, всепрощающей любви, ответственности Творца за свои деяния.
Мотивы всепрощающей любви и страдания соотносятся как взаимообусловленные категории. Мотив ответственности Творца-Художника за свои деяния является равноценным деяниям Бога-Художника. Мотив света/тьмы и грань между категориями добра/зла в произведениях писателей размыты, данный мотив определен как взаимопроникающий.
В ходе исследования удалось определить, что творчество О.Уайльда повлияло на художественную, религиозную и философскую мысль А.Белого. Эстетизм О.Уайльда заключается в тезисе «искусство ради искусства». Однако в произведениях писателя эстетическое сталкивается с этическим, и парадоксальным образом сосуществуют. По мнению А.Белого, идеал красоты - это идеал художественного существа, а в искусстве скрыта религиозная сущность. Идеал Красоты и Страдания писатели видят в образе Христа, а художественное творчество, по мнению обоих писателей, религиозно.
Жизнетворчество, установление порядка и устранение хаоса, которым было наполнено сознание многих писателей рубежа веков - это та революция, в которой видел преображение своей страны А. Белый. Для писателей и поэтов Серебряного века революция политическая была очень важным историческим этапом, однако от революции политической писатели, А. Белый в том числе, ожидали революции более глубокой, нравственной и философской. Это и роднит его с Уайльдом, который мечтал об идеальном мире, где классовых различий не будет существовать, где все едины. Однако О. Уайльд в своих произведениях высказывал мысль о том, что достижение идеала в реальном мире - невозможно. А. Белый видел надежду в нравственной революции, которая должна была произойти вместе с воскрешением Христа. Не библейского Иисуса Христа, но Писателя, Художника, Музыканта, который возродит все мировое искусство.
Проанализировав названные произведения писателей, мы подтвердили свою гипотезу. По мнению А.Белого и О.Уайльда, Художник ответственен за свое творчество в той же степени, сколько и Бог за свои творения. Роль Художника - это роль пророка, Сына Божьего, который привносит в мир и Красоту, и Страдания.
1. Барковская, Н.В. Сказочный компонент в русском символизме и методические аспекты его изучения [Текст] / Н.В. Барковская // Филологический класс. — 2008. - № 19. - с.36-39.
2. Бахнова. Ю.А. Поэзия Оскара Уайльда в переводах поэтов серебряного века [Текст] автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.01.01) / Бахнова Юлия Анатольевна; Томск, 2010.
3. Белый, А. Аргонавты. // Андрей Белый. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы. — М.: Республика, 1995.
4. Белый, А. Искусство и мистерия. // Андрей Белый. На перевале. Книга статей. — М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012.
5. Белый, А. Луг зеленый. // Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Искусство, 1994.
6. Белый, А. На перевале. // Андрей Белый. Собрание сочинений. Арабески. — М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012.
7. Белый, А. Проблема культуры. // Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Искусство, 1994.
8. Белый, А. Световая сказка. // Андрей Белый. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы. — М.: Республика, 1995.
9. Белый, А. Символизм как миропонимание, М.: Республика, 1994.
10. Брюсов, В. Я. Смысл баллады Уайльда // Уайльд О. Баллада Рэдингской тюрьмы.
11. Валова, О.М. Функция обрамления в сказках О. Уайльда. // Модели успеха. Тамбов, 2011. с. 44-45.
12. Веселовский, А.Н. Из поэтики розы // Избранные статьи. Л.: 1939,С.135
13. Гражданская З.Т. Зарубежная литература XX века (1871—1917): Учебник
для студентов филол. фак. пед. ин-тов / З.Т. Гражданская,
В.Н.Богословский. — М.: Просвещение, 1979. — с. 209—213.
14. Дронова, Т.И. История как текст («Христос и Антихрист» Д.С.Мережковского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) [Текст] / Т.И. Дронова // Известия Саратовского университета. — 2009. — №4. — с. 72.
15.Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с....39