Автореферат
Введение 5
Глава 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАННЫХ ПИСАТЕЛЕМ НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ, А ТАКЖЕ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В ЛИТЕРАТУРЕ СОЦРЕАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20 ВЕКА 11
1.1 Этапы взаимодействия института церкви и литературы в немецкой
литературе 20 века 11
1.2 Особенности взаимодействия нацизма и церковного института в
истории Германии 20 века как инструмента воздействия на народные массы Германии 15
1.3 Взаимодействие церкви и литературы соцреализма в немецкой
литературе 20 веке как один из способов противостояния фашизму. Метатекст и интертекстуальность 19
ГЛАВА 2 НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЫ, ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АННЫ ЗЕГЕРС. ДИНАМИКА БИБЛЕЙСКОГО СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО СЛОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ ЗЕГЕРС 29
2.1 Проблема символа в творчестве Анны Зегерс 29
2.2 Смерть бога и проблема духа и плоти в романах «Седьмой крест»,
«Прогулка мертвых девушек». Символика добра и зла. Возмездие как метод разрешения конфликта 32
2.3 Символика природного мира творчества А. Зегерс 42
2.4 Символика элементов христианской культуры 50
2.5 Символика цветообраза 77
Заключение 85
Список литературы 90
В результате исследований связей мировоззренческих и эстетических принципов в художественном творчестве (С.С. Аверинцев, Э. Ауэрбах, М.М. Бахтин, Э.Х. Гомбридж, А.Я. Гуревич, Э.Р. Курциус, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А.В. Михайлов, Э. Панофски, Н. Фрай, Э. Д.Хирш, Жирмунский, Е.М. Мелетинский, В.В. Ивашева, А.С. Мулярчик, Л.Н. Татаринова, М. Брэдбери, Д. Джаспер, Дж. Каренс, А. Де Витис, Дж. Лундквиса и др.) стало очевидным, что характер восприятия и интерпретации произведений литературы зависит от богатства «культурного фонда» (Д.С. Лихачев) читателя, его потребности отвечать на ассоциации, закодированные в тексте, от меры проникновения в культурные и исторические связи, в которых обнаружил себя художник. Важным этапом создания данного культурного пласта является появления образа по смысловой обобщенности - образа-мотива. Не менее важными являются христианские традиции, которые на протяжении многих столетий являлись важнейшей составляющей общественного сознания всего общества в целом. Считается также, что понимание произведения читателем будет более успешным тогда, когда имеется способность распознавать библейские идеи и образы, к которым отсылают те или иные элементы художественного текста, понимать особенности их художественного переосмысления автором, анализировать символику произведений, которая зачастую может открываться при сопоставлении с христианским контекстом.
Однако, несмотря на наличие разнообразных материалов, адресованных роли христианских идей и образов в художественном мире писателя, эта тема остается недостаточно разработанной. С одной стороны, часть литературоведов традиционно обходит молчанием библейские образы и мотивы в произведениях литературы. С другой стороны, подход к проблеме сторонников противоположного взгляда в ряде статей носит поверхностный, тенденциозный характер. Упрощенное или недостаточно грамотное освещение вопроса о роли христианских идей и образов в художественном мире писателя, неумение анализировать его с позиции современного литературоведения оказывается упущением. Учет роли христианских идей и образов в произведении, выявление особенностей их творческого осмысления писателем может стать одним из эффективных средств обогащения целостного восприятия и анализа художественных произведений, сокращения «исторического параллакса» (Д.С. Лихачев) между писателем и читателем, приближения образов литературы прошлого к современности. Выявление авторского переосмысления традиционных для литературы христианских идей и образов может стать одним из существенных компонентов этой работы.
Целью работы является выявление библейских образов и символов и определение динамики библейского структурно-семантического слоя в творчестве А. Зегерс.
Для достижения цели работы определены следующие задачи исследования:
• изучить теоретические основы по вопросу библейских мотивов и символов в художественной литературе;
• проанализировать тенденции использования библейских образов и символов и их интерпретации в произведения А. Зегерс;
• выявить динамику структурно-семантического слоя библейских образов и символов художественного мира Анны Зегерс.
Все вышеизложенное определяет актуальность теоретического обоснования целей, материала, методов и приемов рассмотрения отдельных образов, а также христианских идей и образов в художественном мире писателя, исследования возможностей, которые оно открывает для постижения произведения; разделения «вероучительного» и историко-культурологического подходов к феноменам христианской традиции....
История XX века определила появление в литературе антифашистской проблематики. Число писателей, обращавшихся и обращающихся к проблеме реальной опасности фашизма, велико. Тем более это относится к немецкой литературе. Ни один писатель этой страны на протяжении многих лет не может пройти мимо истории, и судьбы своего народа. Желая или не желая того, он должен определить свое отношение к фашизму, выявить свою позицию. В настоящее время правомерно говорить о большой антифашистской литературе, ее истоках, судьбе.
Интерпретация символики в прозе А. Зегерс открыла целый ряд весьма существенных символов: библейских символов, таких как, крест (роман «Седьмой крест»), собор (романы «Седьмой крест», «Спасение» и тд), ад, «темных сил», дерева, огня, воды (река, море), свастики, дома, птицы, города, черного, белого, красного, золотого, желтого, синего цветов. В этом символическом ряду преобладают символы пространства, генетически связанные с древнейшими архетипами, на основе которых строится художественное мироздание, космос, что можно назвать существенным. Данные символы образуют подсистему символов. Стало очевидным и то, что доминантой в этой подсистеме является символ дерева (а также символические «вариации» этого символа). Символ дерева в творчестве А. Зегерс соотносит с прообразом человека, либо, как вариант губительного пространства, противопоставлен символу города. Таким образом, можно рассматривать также символ дерева как некую пространственную ноэму, использованную в таких произведениях Зегерс, как «Седьмой крест», «Мертвые остаются молодыми», «Прогулка молодых девушек», в цикле рассказов. В прозе Зегерс часто человек обозначен символом дерева и тайного родства человека с растительным миром.
В «Седьмом кресте» Зегерс смоделировала антипод гармоничной устроенности мира - мир как структуру демоническую, полную «черных сил», что подчеркивается символикой желтого и «темного», черного цвета, мира фашистов и мира без насилия и слез, мира деревьев. И.А. Ильин также в своей книге «Основы художества. О совершенном в искусстве. О любезности» высказал мысль о том, что корни подлинного искусства всегда имеют духовно-религиозный характер [34; 91].
Не менее значимо и то, что подсистема символов в прозе Анны Зегерс в значительной мере опирается на цветовые символы. Таким образом, цветовые символы являются символическим кодом, варьирующим и укрепляющим, проясняющим большую часть подсистемы символов.
Осмысление центральных проблем времени, осознание направления движения истории - процесс для писателей Германии, начавших свой творческий путь в первой трети XX века, сложный. «Мы исходим из предположения, что писатель существует и внутри своего общества как субъективная часть жизни общества, и вне его как объективный наблюдатель, и даже над ним, когда это необходимо. Многообразие видения жизни творческой личностью: способность быть внутри реальности ив то же время видеть все со стороны — придает уникальный характер позиции писателя, сообщает особую ценность его творениям», - писала Зегерс [31; 100].
Конкретные символы в произведениях А. Зегерс участвуют в структурировании единого символического пространства. В каждом произведении образуется целая система символов, при этом несколько из них имеют наибольшее значение в тексте, являются основными. Каждый из основных символов создает четкий космос смысловых значений, который, тем не менее, не полностью замкнут, символы дополняют друг друга, образуя вариативность и многомерность смысла произведения. Кроме того, символы каждого конкретного произведения пересекаются с символами других произведений данной эпохи и соотносятся с определенной традицией. Интерес к учению Христа не иссякает, и литература ХХ века вновь и вновь возвращается к теме христианства, а писатели в очередной раз по-своему переосмысляют и перерабатывают библейские и евангельские темы. Это явление не случайное, оно органически вписывается в длительную традицию, восходящую еще к средним векам, и всегда будет привлекать пристальное внимание ученых. Особенность литературной интерпретации христианских мотивов и ее достоинство в том, что она всегда имеет глубоко личный, индивидуальный характер. Религиозная традиция и поэтическое мироощущение находятся во взаимодействии, дополняя и обогащая друг друга, производят такой эффект на читательское сознание и восприятие, какой не могут произвести по отдельности. Во второй половине ХХ века доминирующей становится писательская установка на глубину читательского проникновения в сложные и противоречивые пласты действительности, на диалогичность в противовес монологичности. Это относится и к интерпретации христианской тематики, что обусловливает актуальность настоящей работы. Использование мотивов христианства и Анной Зегерс не подвергалось до настоящего времени специальному исследованию.
Более того, у критиков сложилось устойчивое мнение, что Зегерс и христианство почти несовместимы, что подобное рассмотрение вопроса обывательском сознании творчество соцреалист Анна Зегерс и Библия - две вещи несовместные....
1. Аверинцев, С.С. Словарь / С.С. Аверинцев. - 2-е изд., испр. - Киев: Дух и Литера, 2001. - 912 с.
2. Адмони, В.Г. Поэтика и действительность / В.Г. Адмони. - Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение,1975. - 312 с.
3. Арендт, Х. Вирус тоталитаризма / Х. Арендт // Социс. - 1989. - №5. - С.19.
4. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Прогресс, 1976. - 470 с.
5. Барт Р. Мифологии / Р. Барт: пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2001. - 1237 с.
7. Бобков, К.В. Символ и духовный опыт православия / К.В. Бобков, Е.В. Шевцов. - М.: ТОО «ИЗАН», 1996. - 312 с.
8. Большой путеводитель по Библии / пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 480 с.
9. Борозняк, А.И. Историки ФРГ о нацизме / А.И. Борозняк // Новая и новейшая история. - 1997. - №1. - с. 19.
10. Брилл, Т. Свет: воздействия на произведения искусства / Т. Брилл; под ред. Л.В. Левшина. - М.: Мир, 1982. - 303 с.
11. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
12. Вольф, Ф. Годы и люди: Перевод с немецкого / Ф. Вольф; сост. и автор предисловия В.Н. Девенин; [коммент. А.А. Гугнина]. - М.: Прогресс, 1988. - 376 с.
13. Выбор пути. Литературы Европейских социалистических стран в первые
послевоенные годы / ред. А.А. Гугнин, В.А. Хорев. - М.: Издательство «Наука»,
1987. - 320 с.
14. Выбор пути. Литературы Европейских социалистических стран в первые
послевоенные годы / ред. А.А. Гугнин, В.А. Хорев. - М.: Издательство «Наука»,
1987. - 320 с.
15. Галкин, А.А. О фашизме и его сущности, корнях, признаках и формах проявления / А.А. Галкин // Полис. - 1995. - №2. - с. 3....83