ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 8
1.1. Родительское отношение, как фактор, влияющий на развитие ребенка 8
1.2. Особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с
нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями 19
1.3. Психолого-педагогические подходы к оптимизации родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и
бисенсорными нарушениями 26
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И
БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 34
2.2. Результаты изучения особенностей родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями. 36
2.3. Программа коррекционных занятий по оптимизации родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и
бисенсорными нарушениями 45
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По всему миру отмечается увеличение детей, имеющих сенсорные нарушения. Так по данным Министерства здравоохранения и социального развития, в Российской Федерации около 1,3 миллионов детей и подростков страдают нарушениями слуха (примерно 80% из них - случаи сенсоневральных расстройств), количество детей, имеющих сочетанное нарушение зрения и слуха - 732 тысячи детей.
Ввиду участившихся случаев болезни детей перед специалистами встают вопросы не только о врачебной помощи в лечение и реабилитацию детей, но и о психолого-педагогической поддержки семей, имеющих ребенка с нарушением слуха и бисенсорными нарушениями (О.Л. Беляева, Ю.Н. Широкова). Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики (А.Я. Варга, С.С. Жигалин). Большинство родителей не могут выстроить своё отношение к ребенку для дальнейшего продуктивного взаимодействия (Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина, О.В. Морозова).
Тенденция к усложнению тяжести патологического процесса, ограничение возможности для обучения и воспитания таких детей - актуальные проблемы. При этом до сих пор актуальность сохраняет и вопрос об оказании помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями. Эта проблема привлекла внимание исследователей разных научных направлений: P.M. Боскис, М.И. Земцовой, М.Ю. Рау, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой, И.М. Соловьева, Ю.А. Кулагина, Л.И. Солнцевой и многих других.
Отметим научно-практические разработки по работе с семьями, имеющих детей с нарушением слуха: А.А. Венгер, А.Я. Варга, О.Л. Беляева, Л.А. Головчиц, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, Ж.И. Шиф.
Также отметим исследования отечественных авторов в области изучения психолого-педагогических особенностей в семьях, имеющих детей с бисенсорными нарушениями: А.В. Апрушевой, Т.А. Басиловой,
Т.Г. Богдановой, Е.А. Гончаровой, М.В. Жигоревой, А.Н. Леонтьева,
А.И. Мещерякова, Т.А. Саломатиной, А.В. Суворова, Н.Г. Сошниковой, И.А. Соколянского, О.И. Скороходовой, А.В. Рубинштейна, Ф.А. Рау, Е. Келлер, К. Хайдт, А.В. Ярмоленко, Я.В. Дайка и многие другие.
Однако в вышеуказанных теоретических разработках не предлагались пути оптимизации родительского отношения в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
Цель - оптимизация родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
Объект - родительское отношение к детям дошкольного возраста.
Предмет - оптимизация родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу научного и методического характера по проблеме исследования (родительское отношение, дети дошкольного возраста с нарушениями слуха, дети дошкольного возраста с бисенсорными нарушениями, особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями).
2. Выявить экспериментальным путем особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
3. Разработать программу коррекционных занятий по оптимизации родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
Методы и методики исследования:
1. Библиографические методы. Анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы. Анализ медицинской документации,
опросник «Взаимодействие родитель-ребенок», предложенный
И.М. Марковской и опросник «Отношения к болезни ребенка», предложенный
В.Е. Каганом и И.П. Журавлевой....
В завершении следует отметить, что данная проблема актуальна в наше время, поскольку сейчас большое внимание уделяется отношениям к детям с ограниченными возможностями здоровья, а оптимизация родительского отношения к детям дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями исследованы недостаточно.
Нами были проведены исследования по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок», предложенным И.М. Марковской и опроснику «Отношения к болезни ребенка», предложенным В.Е. Каганом и И.П. Журавлевой. Для этого были отобраны две группы семей. В первую группу входили 15 полных семей, имеющих детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и во вторую группу вошли 5 полных семей, имеющих детей дошкольного возраста с бисенсорными нарушениями.
В результате опроса родителей обеих групп по опросникам И.М. Марковской, В.Е. Каганом и И.П. Журавлевой, нами было выявлено то, что в семьях, имеющих детей с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями, преобладающими являются такие особенности как «тревожность», «контроль».
Полученные нами в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что учитывая вышеуказанные данные, мы можем констатировать следующее:
• родительское отношение к ребенку с нарушением слуха или бисенсорным нарушением в действительности делает болезнь ребенка «бесконтрольной», при этом мы наблюдаем и гиперопеку, которая проявляется в навязчивость по отношению к ребенку, ограничение от принятия собственного выбора ребенка и безусловная всенадзорность.
• при рассматривании родительского отношения к болезни ребенка, как когнитивного компонент психологической компетентности родителей, мы отметили, что 50% родителям, не достаточно определенных знаний, сведений об индивидуальных особенностях ребенка, более глубоких сведений о нарушениях слуха и также о сохранении здоровья ребенка, способах профилактики вторичных нарушений.
Программа оптимизации родительского отношения в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями включает в себя цели, задачи, структура занятий, наиболее подходящие для решения поставленных задач, а также формы организации, подходящие для проведения занятий по первому и второму направлению. Нами разработано тематическое планирование в условиях реализации как первого, так и второго направления с подборкой материала для родителей детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями (10 занятий).
Отличительной особенностью, предложенной нами Программы является тщательный подбор и активное использование лекционного и практического материала с учетом специфики выделенных нами семей, имеющих детей с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
Материалы исследования представляют проведенное исследование в соответствии с поставленными целью, задачами, этапами. Программа коррекционных занятий по оптимизации родительского отношения к детям дошкольного возраста будет полезна, в первую очередь, педагогам-психологам, работающим в специализированных образовательных учреждениях, а также и смежным специалистам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями и их детьми с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 299 с.
2. Агаева И.Б. Теоретико-методологические основы изучения системы альтернативных средств коммуникации / Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2016. 436 с.
3. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Формирование позитивной родительской идентичности в семьях детей с особенностями развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. № 3. С. 17-22.
4. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая социальная реабилитация слепоглухонемых. учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.: Просвещение, 1983. 208 с.
5. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. № 4.
6. Басилова Т.А. Слепоглухие дети. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических заведений. М.: Академия, 2003. С. 391-407.
7. Басилова Т.А. Ян ванн Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем. М.: Теревинф, 2019. 130 с.
8. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2000. 256 с.
9. Беляева О.Л., Скакун Л.А. Организация и содержание психологопедагогической помощи детям после кохлеарной имплантации и их семьям: сборник материалов и методических рекомендаций / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 134 с.
10. Беляева О.Л., Широкова Ю.Н. Коррекционно-развивающая
работа психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами: практико
ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. 190 с.
11. Беляева О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2016. С. 11-17.
12. Беляева О.Л., Ступакова М.В. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида. Монография. КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 158 с.
13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. Спб.: Прайм-Еврознак, 2012. 510 с.
14. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Из-во Центр «Академия», 2002. 269 с.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с...70