ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВАРНО-КАСТОВЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 9
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 9
1.2 БРАХМАНЫ 12
1.3 КШАТРИИ 14
1.4 ВАИШЬИ 15
1.5 ШУДРЫ 16
2. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 18
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ШКОЛЕ 18
2.2 РАЗРАБОТКА ТКУ 21
2.2.1 ИСТОРИЯ 21
2.2.2 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Изменения в социальной стратификации Древней Индии были отмечены еще в периоде II-I тысячелетий до нашей эры. Корни этого института получили свое дальнейшее развитие. Структуру этого института составляют варны (касты, сословия) - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Позже эти четыре сословия стали еще более замкнутые и стали напоминать касту. Под кастой, в данном случае, подразумевается замкнутая группа людей, занимаемая строго определенное, установленное обычаем место в обществе. Принадлежность к ней всегда обусловлена рождением в определенной общине и наследуется. Члены ее связаны традиционными занятиями, общностью культа, строгими разграничивающими правилами общения друг с другом и с членами других групп.
Как раз именно благодаря жесткости иерархии варно-каствая система составляла основу социальной структуры Индии.
Актуальность выбранной темы заключается в удачном использование темы варно-кастового строя Индии на уроках истории и обществознания, так как тема является универсально и подходит к теме “Социальная стратификация” в курсе обществознания. Варно - кастовый строй Индии является самым понятным и подробным примером социальной стратификации и социальной мобильности благодаря замкнутой, строго иерархичной системе самих варн-каст Индии.
Объектом исследования является варно-кастовый строй Индии, как общественно-историческое явление.
Предмет исследования - Процесс изучения Варно-кастового строя Древней Индии на уроках истории и обществознания.
Цель - выявить особенности изучения варно-кастовой системы Древней Индии на уроках истории и обществознания, показать универсальность использования темы варно-кастового общества на уроках истории и обществознания.
Задачи:
• дать определение варно-каствого строя древней Индии; определить особенности отдельных варн, их положение в обществе, функции;
• изучить особенности преподавания истории и обществознания в школе;
• провести анализ УМК по истории и обществознанию;
-разработать ТКУ по урокам истории и обществознания с темой варно- кастового общества.
Методы исследования. В ходе работы использовались такие теоретические методы исследования как анализ, аналогия. Анализ позволил разложить объект исследования на составные части и в дальнейшем прогнозировать использование объекта в качестве предмета работы. Так же с помощью анализа был произведен разбор темы социальной стратификации и социальной мобильности в рамках некоторых УМК.
Источники.
Используемые источники также можно поделить на несколько групп.
Первая группа основана на нормативных актах, например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для среднего общего образования. ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1.
В первую группу также входят Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы2. Целью Концепции является повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации....
На основе проделанной работы можно сделать вывод об универсальности темы варно-каствого стоя Индии в курсе Истории и Обществознания в школе. В ходе работы были выявлены особенности изучения сословной системы Индии в школьном курсе.
В ходе работы было дано определение варно-каствого древней Индии, Сделаны выводы об особенностях всех четырех варн-каст на основе исторических источников - законов Ману, Артхашасты, Ригведы. Все четыре варны-касты очень замкнуты. Под кастой подразумевается замкнутая группа людей, занимаемая строго определенное, установленное обычаем место в обществе. Принадлежность к ней всегда обусловлена рождением в определенной общине и наследуется. Каждая варна-каста имеет свои права и обязанности, которые строго соблюдаются.
Брахманы (или брамины) представляют собой систему каст, включающую в себя жрецов, грамотеев, учителей, духовных руководителей и вообще лиц преимущественно умственного труда. Как уже говорилось, это высшая в кастовой иерархии, самая уважаемая, ритуально, самая чистая и в конечном счете самая привилегированная категория в кастовом обществе. У этой касты есть ряд своих привилегий, указывающих на их исключительность среди остальных каст. Кшатрии - представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. В отличие от брахманов, в руках кшатриев была сосредоточена реальная власть - военная сила, материальные ресурсы.
Вайшьи составляли основную массу населения - то есть земледельцев и скотоводов. Они давали необходимые средства для содержания складывавшегося государственного аппарата, жрецов и знати.
Шудра - низшее из четырёх древнеиндийских сословий - варн. Практически не имеют никакие права, в основном служат другим трем варнам-кастам.
Так же изучены особенности преподавания истории и обществознания в школе. Были изучены такие нормативные источники, как ФГОС, Концепция преподавания обществознания и перечень учебников. Таким образован изучены основные компетенции, вырабатываемые на уроках истории и обществознания.
Проанализированы и сравнены УМК по истории и обществознанию. В ходе этого анализа были определенны учебники и темы, в которых возможно изучение темы варно-кастового строя, это учебники по обществознанию 8 класс под редакцией Боголюбова Л. Н., так же учебники по истории древнего мира 5 класс (под редакцией Искендерова А. А.), история средних веков 6 класс (под редакцией Сванидзе А. А.) и история нового времени 7 класс (под редакцией Искендерова А. А.).
В работе представлены разработки ТКУ по теме варно-кастовго строя общества на урока истории и обществознания. Предлагаются разные формы проведения уроков с целью повышения эффективности изучения темы.
1. КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы// Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. [Электронный ресурс]
URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/ Просмотрено: 20.01.2021
2. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ Просмотрено: 11.02.2021
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/
Просмотрено: 16.01.2021
Учебно-методический комплекс
4. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Поурочные разработки 8 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др. - 2е издание - М. Просвещение, 2016. - 174 с.
5. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Поурочные разработки 11 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др. - 2е издание - М. Просвещение 2017. — 400 с.
6. Боголюбов Л. Н. Обществознание 8 класс: учебник для общеобразовательной организации / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
7. Боголюбов Л. Н. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательной организации / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.: под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
8. Котова О. А. Обществознание 8 класс: учебное пособие / Котова О. А., Лискова Т. Е. - М: Просвещение, 2021.
9. Кравченко А. И. Обществознание 8 класс: учебник для образовательной организации / Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В.- М.: Дрофа, 2009.
10. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для образовательной организации / Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. под ред. Искендерова А. А. - М.: Просвещение, 2020 г. - 303 с.
11. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. учебник для образовательной организации / Агибалова Е.В., Донской Г.М.; под редакцией Сванидзе А.А. М.: Просвещение, 2014 г. - 288 с.
12. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. учебник для образовательной организации / Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А. А. М.: Просвещение, 2019 г. - 239 с.
13. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. учебник для образовательной организации / Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. М.: Просвещение, 2014 г. - 304 с.
14. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. учебник для образовательной организации / Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. М.: Просвещение, 2019 г. - 239 с.
Исторические источники
15. Артхашастра [Электронный ресурс]
URL: http://www.pseudology.org/artkhashastra/Artkhashastra19159a.pdf Просмотрено: 16.01.2021...30