ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Греция и Египет, военно-политическое взаимодействие и первые колонии 9
1. Первые контакты 10
2. Наемники в Египте 13
3. Военные колонии в Египте 21
ГЛАВА 2. Экономическое и культурное взаимодействие
1. Навкратис 34
2 Экономические контакты 45
3 Культурные связи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Греки, известные мореходы еще с Гомеровских времен, наиболее активно стали развивать отношения с Египтом, и другими восточными странами в архаический период. В первую очередь это было связано с широким колонизационным движением, охватившим всю Грецию. Период Великой греческой колонизации начинается с середины VIII века до н.э. и продолжается на протяжении почти трехсот лет. Как известно, греческая колонизация имела три основных направления, первое - западное (Великая Греция, Сицилия, побережье современной Южной Франции и Испании), второе - восточное и северо-восточное (побережье и прибрежные острова Малой Азии, прибрежные территории всего Причерноморья), и третье - южное. Основными поселениями южного направления колонизации со временем стали греческий полюс - Кирена, на северо-западном побережье Ливии, а также греческие колонии в устье Нила, особенно город Навкратис, ставший основным центром греческого влияния в Египте.
Актуальность работы связана, прежде всего, с тем, что имеется большое количество работ, посвященных исследованию отдельных аспектов взаимоотношений греков и Египта в свете отдельно взятых событий, но практически отсутствуют обобщающие работы по совокупному военному- политическому, культурному и экономическому взаимодействия эллинов и Египтян на протяжении всего периода Великой греческой колонизации.
Объектом исследования являются международные отношения в период Великой греческой колонизации.
Предмет исследования - особенности и характер взаимоотношений между Древней Грецией и Древним Египтом в период Великой греческой колонизации.
Цель данной работы - выяснение особенностей и характера взаимоотношений Древнего Египта и греческих полисов в период Великой греческой колонизации.
Задачи работы:
• определить круг греческих полисов, взаимодействие которых с Древним Египтом в период Великой греческой колонизации проявляется в источниках;
• выявить особенности наиболее ранних следов взаимоотношений между греческими полисами и Древним Египтом;
• выяснить характер взаимоотношений между различными конкретными греческими полисами и Древним Египтом в период Великой греческой колонизации;
• понять роль и степень влияния греческих полисов на Египет и обратно, а также на характер взаимоотношений греческих полисов и Египта с другими государствами и народами.
Историография. В данном разделе следует отметить, что количество научных работ, советских, российских и зарубежных историков рассматривающих южное направление колонизации греков (Навкратис) как многогранное и цельное явление довольно ограничено. В основном они посвящены более узкому изучению аспектов данной темы.
Если говорить об отечественной историографии, то нельзя не упомянуть работы основоположников египтологии в России Голенищева Владимира Семеновича, особенно его эпиграфические исследования, а также Тураева Бориса Александровича. Главный труд Тураева Б.А. «История Древнего Востока», изданный в 1911г., заслуживает внимания в этой работе, так как в нем особенно подробно описываются результаты изучения архаического периода Греции и колонизации ионийцами Северного Причерноморья и юга России. Также в статьях Б.А. Тураева, (например в таких как научно-популярный очерк «Древний Египет», опубликованный в 1922г.) отражено положение греков в Саисском Египте, и экономические контакты Греков и Египта периода Великой греческой колонизации.
В советской историографии первой работой, представляющей для нас значительный интерес является фундаментальное исследование К.М. Колобовой об архаическом Родосе «Остров Родос IX-VII вв. до н. э».
Благодаря прекрасному владению археологическими данными, в первую очередь керамическим материалом из Навкратиса, автору удалось сделать ценные выводы и замечания о характере греческого присутствия в Египте.
Вышеперечисленные работы, как мы уже говорили рассматривали греческую колонизацию в отдельно взятых аспектах. Тем более заслуживает особого интереса диссертация В.Г. Боруховича «Греки в Египте. С древнейших времен до македонского завоевания». В этой диссертации была принята попытка рассмотрения греко-египетских отношений со всех сторон на протяжении довольно протяженного исторического периода. Несколько глав этой диссертации посвящены рассмотрению именно отношений в архаический период. В работе были рассмотрены практически все исторические источники. Свидетельства античных авторов, данные археологии и эпиграфики. В работе делаются интересные выводы, что проникновение греческих торговцев в Египет началось с середины VIII века до н.э. Также автор уделил достаточно внимания возникновению и развитию Навкратиса, в итоге сделав неоднозначный вывод - греческий полис в дельте Нила обрел все черты обычного полиса полностью к V веку до н.э. Рассматривается статус и внутренняя организация города. Не без внимания остались культурные отношения. В.Г. Борухович делает вывод, что Греция стала культурным преемником Египта.
Заслуживает пристального внимания диссертация В.И. Шубина «Греческая колонизация Южного Средиземноморья в VII - VI вв. до н. э». В ней рассматриваются отличительные черты именно южного направления колонизации, на территории Египта и Ливии. Особенностью работы являются выводы, сделанные автором. По мнению В.И. Шубина такое сближение Египта и греков стало возможным благодаря не столько постоянно возраставшей потребности первого в наемниках, сколько благодаря внутренним социально-культурным процессам, произошедшим на территории самой Греции. Автор имеет в виду архаическую революцию....
На основании всей информации, полученной во время изучения грекоегипетских отношений в архаическую эпоху можно сделать следующие выводы. Прежде всего, необходимо отметить, что тесное сближение Греции и Египта в VII - VI вв. до н. э. во многом было подготовлено прежними контактами, которые осуществлялись между двумя странами в крито- микенскую и гомеровскую эпохи. Так, вполне можно проследить связи между Египтом и минойским Критом, равно как и микенской Грецией. Их развитию содействовала открытость древнейших Эгейских цивилизаций внешнему миру. И Минойский Крит, и отдельные микенские центры были морскими государствами, ведшими торговлю и внешнюю экспансию. При таких обстоятельствах они не могли не вступить в соприкосновение с другими государствами Восточного Средиземноморья. С Египтом же у них, вероятно, наладились постоянные и тесные контакты, которые не пресеклись полностью даже после гибели крито-микенской культуры.
Как показывают данные гомеровского эпоса, в «темные века» греки не забыли основные пути, ведшие в Египет. По ним в страну пребывали как эллинские купцы, пока еще не многочисленные, так и пираты. Последние опустошали нильскую дельту, нанося значительный урон приморским областям Египта. Однако правители некоторых из номов Дельты, в частности Саисского нома, начали вербовать ионийских и карийских пиратов, превращая их в наемников. Последние, по-видимому, использовались номархами в междоусобной борьбе и за свою службу получали право на постоянное проживание в Египте. Таким образом, первые наемники из числа греков могли появиться в стране еще в конце VIII - первой половине VII вв. до н. э. Но тогда это явление еще не стало массовым. Лишь Псамметих I, основатель Саисской династии, стал использовать греческих наемников как одну из основных своих военных сил, обеспечив тем самым массовый приток греков в страну и их водворение в ней в качестве постоянных поселенцев, Причины этого, вероятно, надо искать в преимуществах вооружения и военной организации греков по сравнению с восточными народами.
Политика Псамметиха I естественным образом содействовала сближению Египта с греческими государствами, сближению в том числе и политическому. Проэллинская ориентация сохранялась в политике как самого Псамметиха I, так и его преемников, становясь все более и более значительной. Ее красноречивым выражением стала попытка создания при фараоне Амасисе антиперсидской коалиции с участием Египта и ряда греческих государств. Утративший былое могущество, Египет искал того надежного союзника, который мог бы обеспечить ему более или менее стабильное положение в условиях резко изменившейся геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Рука об руку с политическими развивались и экономические взаимоотношения. Бесспорно, Египет издавна представлял особый интерес для греческих торговцев. Как мы уже говорили, какие-то эпизодические торговые контакты могли осуществляться даже в эпоху «темных веков». С наступлением раннеархаического периода торговля передовых греческих полисов с заморскими странами оживилась. Значительную роль в ней могли играть ионийцы, в особенности милетяне. По-видимому, с рубежа VIII - VII вв. до н. э. эллинские купцы стали постоянно посещать нильскую дельту, что, в конечном счете, привело к основанию в Канопском устье Нила торговой фактории - предшественницы Навкратиса. Литературные источники, отчасти подтверждаемые археологией, говорят в пользу того, что основателем Навкратиса скорее всего являлся Милет.
Необходимо иметь в виду, что активное проникновение греков в Египет в архаическую эпоху было составной частью Великой греческой колонизации. В отличие от прочих регионов Средиземноморья, греческая колонизация Египта проходила особым путем. Здесь она носила по преимуществу торговый характер. Поселения греков в этой стране стали опорными пунктами греко-египетской торговли. Они превратились с одной стороны, в рынок сбыта греческих товаров, а с другой, в источники получения ресурсов, необходимых для стабильного развития эллинских полисов. К числу таких ресурсов в первую очередь относилось зерно.
Развитие греческих торговых колоний в Египте в архаическую эпоху не завершилось образованием на их базе полноценных полисных общин. Причины тому можно назвать следующие. Во-первых, египетские фараоны не могли допустить возникновения на территории своей страны какого-либо чужеродного государственного образования. Во-вторых, проживавшие в стране греки, будь то наемники, ремесленники или купцы, находились в определенной зависимости от местных, египетских властей. Наемники служили в армии фараона и за это они получали землю, жалованье, определенные привилегии. В свою очередь, греческие купцы имели возможность вести торговлю в Египте только с санкции египетских властей. Само существование эллинских колоний в стране и прежде всего Навкратиса было обусловлено заинтересованностью саисских правителей в развитии греко-египетской торговли, постоянном притоке наемников и в достаточно тесных связях с греческими государствами.
Говоря о характере взаимоотношений между различными греческими полисами и Древним Египтом в период Великой греческой колонизации, можно отметить, что полисы Малой Азии, такие как Самос и Милет были первопроходцами в сближении с Египтом. Бурный толчок их военному и политическому сотрудничеству дала наемническая политика Псамметиха I с одной стороны, а также архаическая революция, сначала бурно прошедшая в полисах Малой Азии, и только позднее затронувшая материковую Грецию. Политические контакты, в свою очередь способствовали бурному развитию экономических связей, в которых в начале архаического периода соответственно доминировали полисы Малой Азии. По мере же развития полисов материковой Греции, к концу архаического периода Милет и Самос потеснили другие города, такие как Коринф, Афины, Эгина, завалившие греческие колонии Дельты Нила собственными товарами. Но доминирующее политическое положение они смогли получить лишь к началу Персидского завоевания, когда полисы Малой Азии утратили определенную самостоятельность.
В целом, сближение Греции и Египта в архаическую эпоху, затронувшее и политическую, и экономическую, и культурную сферы, не могло пройти бесследно для обеих стран. Греки открыли для себя великую страну, чьи достижения и опыт они творчески использовали для создании собственной цивилизации. Знакомство с нею должно было чрезвычайно обогатить их в культурном и интеллектуальном отношении. Что же касается Египта, то он, постепенно расстававшийся со своим великим прошлым, все в большей степени подвергался воздействию новой, молодой культуры, таившей в себе огромные творческие силы. Поначалу это воздействие было практически незаметным. Но уже сам по себе оказался знаменательным поворот Египта к греческому миру, произошедший в период правления Саисской династии, в VII - VI вв. до н. э. Именно это время стало переломным в истории страны, поскольку оно предопределило и в немалой степени подготовило наступление эпохи эллинизма, когда приобщение Египта к греческой цивилизации стало уже свершившимся фактом.
1) Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976.
2) Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976.
3) Борухович В. Г. Египет и греки в VI - V вв. до н. э. М., 1965.
4) Борухович В. Г. Территория Эллады и Египет в древнейший период М.,1967.
5) Борухович В. Г. Греки в Египте. С древнейших времен до македонского завоевания. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Горький., 1966.
6) Бухарев А. Пророк Иеремия М., 1986. с. 14
7) Брэстед Д. Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. Т.П.М., 1915.
8) Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII - I вв. до н. э . М., 1989.
9) Волков И. М. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до н. э. Т.1 М., 1915.
10) Дьяконов И. М. Ассирийская держава // Всемирная история. Т. I. М., 1955.
11) Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н.э. Л., 1985.
12) Климин А.И. Греция и Египет в архаическую эпоху. Проблемы политического, культурного и экономического развития. М., 2001.
13) Колобова К. М. Греки в Египте (Дафны и Навкратис) М.,1949.
14) Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества (остров Родос IX-VII вв. до н. э.). Л., 1951.
15) Лурье С. Я. История Греции. Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 1993....29