ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Теоретические основы анализа волевой регуляции личности 7
1.2. Теоретические основы изучения феномена агрессии 15
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 23
1.4. Особенности волевой регуляции и агрессивного поведения в
подростковом возрасте 33
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Результаты исследования взаимосвязи агрессии и волевой
регуляции в подростковом возрасте 50
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению агрессии и
развитию волевой регуляции подростков 60
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В настоящий момент наше общество претерпевает период стремительных изменений. Эти изменения затрагивают практически все стороны человеческой жизни, начиная социально-экономическими и заканчивая внутренними психологическими преобразованиями самой личности. Подобная нестабильная обстановка, проявляющаяся и в жизни общества в целом, и в микросоциальной среде отдельного человека, способствует росту агрессивных проявлений. Особое беспокойство в сложившейся ситуации вызывает рост подростковой агрессии, проявляющейся как на индивидуальном, так и на групповом уровне. В связи с этим изучение механизмов появления и способов проявления агрессии, а также проблема волевой регуляции поведения становится особо актуальным для современной психологической науки.
В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций, формирование личностных качеств является одной из важнейших задач и направлений социальной политики государства [1, 2]. Среди личностных качеств немаловажное значение имеют волевые качества. В подростковом возрасте решение данной задачи обусловлено необходимостью комплексного решения задач развития личности обучающихся, преодоления трудностей переходного периода, успешного вступления во взрослую жизнь.
Изучение феномена агрессии становилось целью многих отечественных и зарубежных исследований, проводимых в рамках многих научных школ и направлений, в том числе в рамках психоанализа, бихевиористического подхода, социально-психологической концепции и других. Зарубежные психологи (Д. Коннор, X. Хекхаузен, 3. Фрейд, Д. Доллард, А. Бандура, С. Фешбах) интенсивно исследовали феномен агрессии, её виды, причины возникновения. В отечественной психологии данная проблематика, за исключением отдельных работ (Н.Д. Левитов), 3 начала усиленно разрабатываться, начиная с 90-х годов XX столетия (К.К. Платонов, В.С. Мерлин).
Проблему воли и волевой регуляции многие психологи считают центральной для психологии личности и ее формирования (В. Вундт, Т. Рибо, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.А. Иванников, В.И. Селиванов, Е.П. Ильин). Исследования волевых качеств позволили выявить конкретную связь волевых процессов с эмоциональными и интеллектуальными процессами и подойти к решению важного вопроса о месте воли во всей структуре личности [4].
Большое количество работ отечественных психологов посвящены формированию различных волевых качеств в процессе школьного воспитания (Л.И. Божович, А.И. Высоцкий). Установлен ряд закономерностей развития воли в онтогенезе и дан психологический анализ волевой активности в разных видах деятельности.
Отдельной областью изучения является подростковая агрессия (А. Басс, Р.Г. Илешова, Р. Бэрон). В рамках этих исследований отмечается, что агрессия в определенной степени является возрастной нормой для подросткового периода. Исходя из этого, можно предположить, что агрессию демонстрируют, по крайней мере, изредка многие представители данной возрастной группы. Однако существует определенная доля детей, отклоняющихся от данной нормы и проявляющих устойчиво высокий уровень агрессии в поведении, который уже невозможно считать возрастной нормой. Именно эта группа детей и представляет особый интерес для исследования [20].
Вышеизложенное актуализирует тему исследования, которая определена современными условиями становления личности подростка. При этом особый интерес вызывают проявления агрессии в стенах учебных заведений. В процессе обучения школьники должны научиться находить средства осуществления учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха или 4
неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Особенно важно учитывать эти требования в кризисные периоды развития личности ребенка, в том числе и в подростковый кризис. Таким образом, наибольший интерес для исследователя представляют индивидуально-личностные особенности подростков различного уровня агрессивности...
Изучение особенностей подросткового возраста является одной из важнейших проблем в психологической и педагогической науке. Это обусловлено тем, что именно подростковый период и кризис, сопровождающий его, становятся ключевыми переломными моментами для формирующийся личности. Новообразования, появляющиеся в этот период, и их особенности определяют то, как будут развиваться характер, ценности, установки и, в целом, личность на следующих жизненных этапах.
Основными категориями, которые рассматриваются в данном исследовании, являются волевая регуляция и агрессия, а точнее их взаимосвязь в подростковом возрасте. В исследовании проведен их теоретический и эмпирический анализ.
В современном научном знании существует большое разнообразие подходов к пониманию сущности агрессии. Несмотря на их многообразие, важным остается понимание того, что агрессия является комплексным понятием, описывая которое важно обратиться к различным научным взглядам. Так, ее можно охарактеризовать как мотив, как свойство темперамента, черту личности, как биологически обусловленную реакцию организма, как реакцию на фрустрацию - экстрапунитивность.
Описывая агрессивное поведение в рамках подросткового возраста, становится важным дать психологическую характеристику данному возрастному периоду. Большинство физиологических, биохимических, психических изменений, происходящих с подростками, приводят к коренным изменениям в структуре личности и характера. Все это провоцирует стрессовые состояния и нервное напряжение, что часто проявляется как агрессия в поведении. Таким образом, актуальным становится вопрос об особенностях агрессивного поведения среди подростков.
В этом аспекте особенно актуальным является вопрос о контроле собственного поведения в рамках установленных социальных норм и границ.
65
Важнейшим новообразованием подросткового возраста является развитие нравственного компонента волевой регуляции. Таким образом, особенно важным становится вопрос о способности подростка к саморегуляции, волевому контролю своего поведения.
В рамках проведенного исследования, направленного на выявление взаимосвязи волевой регуляции и агрессии у подростков, можно выделить следующие особенности. Существует некоторая взаимосвязь между видами агрессивного поведения и компонентами волевой регуляции. Результаты проведенного исследования частично подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что существуют обратные зависимости между волевой регуляцией и агрессией в подростковом возрасте. По результатам проведенного исследования были сформулированы рекомендации для педагогов- психологов.
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 19.05.2021).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.05.2021).
3. Батыршина А.Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник УРАО. 2016. №3. C. 83-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-v-issledovanii-psihologii-voli- i-volevoy-regulyatsii (дата обращения: 11.05.2021).
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Воронеж.: МОДЭК, 1995. 352 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
6. Всемирная организация здравоохранения: Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/adolescence/dev/ru/ (дата обращения: 07.03.2021).
7. Вундт В. Введение в психологию. СПБ.: Питер, 2002. 128 с.
8. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3.: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 504 с.
9. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения // Материалы науч. конф. по проблемам психологии воли. Челябинск.: ЧГПИ, 1979. С. 26-33.
10. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Ученые записки РГПИ. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Т. 59. Рязань.: РГПИ, 2000. С. 47-73.
11. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее
коррекция // ОНВ. 2007. №3 (55). С. 107-110. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnost-v-podrostkovom-vozraste-i-ee- korrektsiya (дата обращения: 07.03.2021).
12. Диагностика здоровья. Психологический практикум: сб. науч. тр. / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.
13. Зубковская Т.Г. Изучение взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 76-80. URL: http://e- koncept.ru/2015/95059 (дата обращения: 11.05.2021).
14. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3) . С. 97-102.
15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. 144 с....35