Введение 3
Глава 1. Дистанционное обучение как социальное явление 8
1.1. Дистанционное обучение: понятие и виды 8
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению дистанционного обучения 14
1.3. Институционализация дистанционного обучения 20
Глава 2. Особенности реализации дистанционного обучения в системе высшего образования 27
2.1. Технический и мотивационный аспекты реализации дистанционного обучения 27
2.2. Оценка качества дистанционного обучения 34
Глава 3. Перспективы дистанционного обучения на примере Санкт-Петербургского государственного университета 41
3.1. Разработка программы эмпирического исследования отношения студентов Санкт-Петербургского государственного университета к дистанционному обучению 41
3.2. Результаты эмпирического исследования отношения студентов Санкт-Петербургского государственного университета к дистанционному обучению 49
Заключение 58
Список источников и литературы 61
Приложения 66
В современном быстроразвивающемся мире информационно-коммуникационные технологии используются повсеместно, сейчас без них трудно представить какую-либо сферу деятельности человека, более того, всё чаще эта деятельность осуществляется на расстоянии благодаря техническим устройствам, в особенности мобильным, и свободному доступу к сети. Не является исключением и сфера образования, которая постоянно должна меняться и улучшаться, чтобы удовлетворять требованиям нового времени. Если говорить о системе высшего образования, вследствие цифровизации постоянно расширяется рынок труда, меняются и растут требования к будущим специалистам, увеличивается мобильность, в том числе и нового типа, — всё это приводит к необходимому изменению подходов и методик преподавания. Именно поэтому дистанционные формат обучения приобретает всё большую востребованность во всем мире.
Проблема цифровизации образования является достаточно актуальной, в том числе и из-за резких изменений в сфере образования в период пандемии коронавирусной инфекции. Однако последние исследования, которые были проведены на данную тему, зачастую изучали особенности полного перехода на дистанционное обучение, которое на момент карантинных ограничений было вынужденной мерой. Если же говорить о дистанционном образовании как о перспективном направлении, которое способно расширить потенциал образовательной сферы, то на сегодняшний день нет единого мнения о том, какие методы и методики будут максимально эффективным, а также как в целом должен быть организован процесс обучения в дистанционном формате для достижения наибольших результатов. Большинство научных работ по-прежнему носит оценочно-описательный характер, что порождает необходимость дальнейшего развития как теоретических основ дистанционного образования, так и практических методов его применения. Внедрение в учебный процесс новых информационно-коммуникативных технологий, ставят вопрос об актуальности существующей теоретической базы по данной теме, ее способности объяснить характер происходящих перемен, оценить возможности, потенциальные преимущества и недостатки внедрения ИКТ, причем не только в дистанционное, но и традиционное обучение.
Особенное внимание стоит уделять дистанционному обучению в системе высшего профессионального образования, поскольку эта ступень является завершающей и подразумевает подготовку кадров высшей квалификации. Именно от степени образованности выпускников зависит уровень их профессионализма. Санкт-Петербургский университет активно участвует в создании и продвижении доступного и качественного онлайн-образования, реализуя более 300-т курсов по различным дисциплинам и направлениям подготовки. Поэтому крайне важно, чтобы знания, которые получают студенты в том числе и в дистанционном формате, соответствовали современным научно-техническим, экономическим и социокультурным условиям, а также имели высокий уровень качества.
Степень научной разработанности проблемы.
Социологический анализ появления и развития дистанционного обучения, его основных аспектов составляет предметную область социологии образования.
Теоретические аспекты дистанционного обучения легли в основу работ А.А. Андреева, В.Г. Домрачева, А.Н. Тихоновой, В.И. Овсянникова и др. Зарубежные концепции дистанционного обучения были разработаны О. Петерсом, М. Муром, Б. Холмбергом, Д. Киганом, в рамках которых они выделили основные характеристики и важные аспекты дистанционного обучения.
Г.И. Абдрахманова, Д.В. Адамчук, А.Г. Асмолов, Г.А. Банных занимались анализом процесса информатизации системы образования, определяя его преимущества и недостатки, а также последствия для образования и общества в целом.
Проблема внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс отражена в работах А.А. Андреева, В.Л. Шатуновского, О.М. Коморниковой, Е.И. Поповой, И.А. Киселевой. А об особенностях использования дистанционного обучения в вузе писали О.В. Григораш, А.А. Баландин, Е.И. Попова, Т.Н. Андрюхина, И.А. Кислухинаи др. Изучение отношения студентов к дистанционному обучению легло в основу работ О.А. Заякиной, М.Д. Смирновой, С.П. Елшанского, О.С. Ефимовой, М.В. Ферапонтовой.
Теоретическая рамка исследования определена основными положениями теорий транзакционного расстояния М. Мура, транзакционного сотрудничества Х. Франца, транзакционного контроля Р. Гэррисона и М. Бэйнтона. В соответствии с данными теориями, расстояние в условиях дистанционного обучения является не географическим, а представляет собой некий социальный и коммуникационный разрыв или, другими словами, барьер между преподавателем и студентом. Данный подход позволяет определить ключевые особенности дистанционного обучения для его эффективного изучения.
Цель исследования: обозначить основные проблемы и перспективы дистанционного обучения в системе высшего образования, определив факторы, оказывающие влияние на его развитие.
Задачи:
• Рассмотреть основные подходы к определению дистанционного обучения
• Изучить теоретико-методологические подходы к изучению дистанционного обучения
• Изучить особенности процесса институционализации дистанционного обучения
• Рассмотреть технический и мотивационный аспекты реализации дистанционного обучения в системе высшего образования
• Провести обзор исследований, занимающихся оценкой качества дистанционного обучения в системе высшего образования
• Определить перспективы дистанционного обучения на примере Санкт-Петербургского государственного университета
• Разработать рекомендации по повышению эффективности и развитию дистанционного обучения
Объект исследования: дистанционное обучение в системе высшего образования
Предмет исследования: факторы, оказывающие воздействие на развитие дистанционного обучения
Теоретико-методологическую базу исследования составили зарубежные концепции дистанционного обучения О. Петерса, М. Мура, Б. Холмберга, Д. Кигана, а также отечественные работы на тему теоретических аспектов дистанционного обучения В.Г. Домрачева, А.Н. Тихоновой, А.А. Андреева и В.И. Овсянникова, позволившие сущность и структуру дистанционного обучения. Современные исследования о процессе информатизации системы образования и его последствий (Г.И. Абдрахманова, Д.В. Адамчук, А.Г. Асмолов, Г.А. Банных), проблемах внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс (А.А. Андреев, В.Л. Шатуновский, О.М. Коморникова, Е.И. Попова, И.А. Киселева), особенностях использования дистанционного обучения в вузе (О.В. Григораш, А.А. Баландин, Е.И. Попова, Т.Н. Андрюхина, И.А. Кислухина) способствовали пониманию влияния цифровых трансформаций на систему высшего образования, вытекающих из этого преимуществ и недостатков.
Эмпирическую базу исследования составил метод социологического опроса в форме онлайн-анкетирования. Дополнительно использовался метод анализа литературы.
Данное исследование носит научную и прикладную значимость. Научная значимость исследования заключается в необходимости уточнения теоретических знаний в данной области, оценке их способности объяснить характер происходящих перемен в условиях цифровизации образования, а также оценить перспективы, преимущества и недостатки внедрения ИКТ, причем не только в дистанционное, но и традиционное обучение.
Прикладная значимость данного исследования заключается в том, что полученные данные позволят адаптировать дистанционное обучение в университете под запросы студентов, что в дальнейшем сможет повысить эффективность всего процесса обучения.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Во введение объяснена актуальность, охарактеризована степень научной разработки темы, определены цели и задачи исследования, описаны научная и прикладная значимость работы. В первой главе раскрыты подходы к определению дистанционного обучения, его сущность, основные характеристики, формы, средства, технологии, преимущества и недостатки. Во второй главе описаны особенности применения ДО в системе высшего образования. В третьей главе описаны результаты проведенного исследования. В завершении главы составлены рекомендации с учетом выявленных факторов, которые оказывают влияние на развитие дистанционного обучения и его эффективность. В заключении сформулированы итоги исследования и выводы по теме.
Подводя итог проделанной работы, с уверенностью можно сказать, что дистанционное обучение является перспективной формой образования, которая способна расширить потенциал образовательной сферы. Особенно важно развитие дистанционного формата обучения в системе высшего образования, поскольку уровень цифровизации всех сфер жизни, а также стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к необходимости постоянной актуализации знаний, навыков и профессиональных компетенций студентов.
Таким образом, в обществе есть запрос на развитие и распространение дистанционного обучения. Однако существует ряд проблем, которые могут стать серьезным препятствием на пути получения качественного образования, по крайней мере на данном этапе развития удаленного обучения. Необходимо больше внимания уделать изучению того, какие методы и методики будут максимально эффективным, а также как в целом должен быть организован процесс обучения в дистанционном формате для достижения наибольших результатов.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные подходы к определению дистанционного обучения, его характеристики и формы организации. Также определены ключевые отличия ДО от смежных с ним терминов: онлайн-обучение, электронное обучение, заочное обучение, открытое образование.
Затем были изучены основные теоретико-методологические подходы к исследованию дистанционного обучения О. Петерса, Ч. Ведемейера, Б. Холмберга, Х. Франца, М. Бэйтона, Г. Гэррисона. Также определена теоретическая рамка настоящего исследования – теория транзакционного расстояния М. Мура. Таким образом, в исследовании был сделан акцент на необходимости поиска эффективных коммуникативных средств и способов взаимодействия для всех участников образовательного процесса.
Далее был рассмотрен процесс институционализации дистанционного обучения и его особенности. В результате чего мы пришли к выводу, что процесс институционализации дистанционного обучения не является завершенным.
Во второй главе были рассмотрены технический и мотивационный аспекты реализации дистанционного обучения в системе высшего образования, что позволило определить основные преимущества и недостатки данного формата обучения для студентов и учебных организаций. Также были рассмотрены способы оценки качества дистанционного обучения на примере международных исследований. Было определено, что в условиях цифровизации образования необходимо исследовать влияние цифровых технологий, используемых в процессе обучения, на привычные характеристики, которые изучаются при оценке качества обучения в традиционном формате, а именно: вовлеченность студентов в образовательный процесс, их уровень удовлетворенности, академическую успешность.
Проведенное эмпирическое исследование, нацеленное на выявления отношения студентов Санкт-Петербургского государственного университета к дистанционному обучению, позволило определить перспективы дистанционного обучения. Студенты осознают преимущества данного формата обучения, проявляют желание и готовность к активному внедрению в образовательный процесс цифровых технологий и новых электронных форм обучения.
Высокий уровень коммуникации в совокупности с качественными технологиями и грамотной организацией процесса обучения позволит добиться максимальных результатов в условиях дистанционного формата обучения.
Стоит отметить, что для раскрытия потенциала дистанционного формата обучения необходимо не просто использовать ИКТ в образовательном процессе, а изменять подходы к обучению и ключевые принципы существующей системы. Это, в свою очередь, является достаточно сложной задачей, требующей комплексного подхода. Таким образом, представляется необходимым дальнейшее изучение дистанционного обучения, его особенностей, проблем, факторов, которыми они вызваны, для поиска наиболее эффективных способов его реализации.
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное образование» // Дистанционное образование. – 1997. – № 4.
2. Андреев А.А. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4.
3. Богданова Д. А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного образования в России // Информатика и образование. – 1996. – № 3. – С. 94–98.
4. Борисов И.В. Социологичсекое осмысление дистанционного обучения (к постановке проблемы) // «Вестник АГУ» № 4, 2016.
5. Булан И. Г. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. №1 (13).
6. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1
7. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа // Дистанционное образование. 2005. №5. С. 10-17
8. Данилов, О. Е. процесс институционализации дистанционного образования // Региональная Россия: история и современность: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2021. – С. 57-62. – EDN EMURZH. С. 57-58
9. Дедюхин Д. Д., Баландин А. А., Попова Е. И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5.
10. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3.
11. Егорова О.С., Губина Г.Г. Теоретико-методические вопросы дистанционного обучения студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3.
12. Елшанский С. П., Ферапонтова М.В., Ефимова О. С. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ // Педагогика и психология образования. 2021. №2.
13. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. №7.
14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М. :Гардарики, 2005. 384 с.
15. Кислухина Ирина Анатольевна Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы // УЭкС. 2017. №9 (103).
16. Козлов, С. В. Оценка качества дистанционного обучения средствами образовательных платформ / С. В. Козлов, А. А. Шкуратова // Системы компьютерной математики и их приложения. – 2021. – № 22. – С. 364-369. – EDN RPGGCI.
17. Коморникова О. М. Попова Е.И. Проблемы развития дистанционного образования в России // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46).
18. Кузнецова И. А. Оценка качества систем дистанционного обучения // Вестник евразийской науки. 2011. №2 (7).
19. Куликова Е. В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник СИБИТа. 2017. №4
20. Малошонок Н. Г., Вилкова К.А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования : информационный бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2022. — 44 с. — (Мониторинг экономики образования; № 7 (24)). ISBN 978-5-7598-2644-6
21. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 65–76. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76.
22. Моисеев В. Открытое образование: идеология формирования сети // Высшее образование в России. 2015. №6.
23. Национальная программа «Цифровая экономика РФ»
24. Никитин А. Б. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи / А. Б. Никитин, В. С. Синегал, В. А. Сороцкий, И. А. Цикин // Дополнительное образование. – 1998. - № 1. – С. 21-26
25. Осипов А. М., Тумалев В. В.Социологияобразования :учеб.пособие / отв. ред.: Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 320 с.
26. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 60–67. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13006.
27. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Приложение к протоколу заседания проектного коммитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018г. № 3.
28. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /; под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 392 с.
29. Попазов Н. В. Институционализация отношений между бизнесом и образованием // Известия СПбГЭУ. 2012. № 5. С. 105–108.
30. Рябцев С. В., Кириллов П. Е., Шимон (Кутепова) Н. В. Перспективы развития дистанционного обучения. Социологический анализ. № 3. 2021
31. Саенко Л.А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы // МНКО. 2015. №3 (52).
32. Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение : монография / А.Г. Сергеев, В.А. Немонтов. – Владимир : Изд-во Владимирского государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2013.
33. Скляренко Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования. Образование и наука. 2013;1(1):106-116
34. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. — М.: ИНФРА-М–НОРМА, 1998.
35. Стариченко Б. Е. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИЛЛЮЗИИ И ОЖИДАНИЯ // Педагогическое образование в России. 2020. №3.
36. Стрелецкий Я. И., Опошнянский А. В. Дистанционное обучение в России: основные концепции //Общество: философия, история, культура. 2021. №2 (82).
37. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс, 1998. 284 с.
38. Турченко В. Н. Интегративная парадигма образования // Concorde. 2015. №1.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 5 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.
40. Фурсова В.В., Горбачёва О. В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса // СНиСП. 2015. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-obrazovaniya-kak-otrasl-sotsiologicheskogo-znaniya-sravnitelnyy-analiz-rossiyskogo-i-zarubezhnogo-obrazovatelnogo.
41. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. 36. С. 26-30.
42. Шеуджен Ф. Есть ли плюсы у пандемии? Ученый – об «удаленке» и коронакризисе [Электронный ресурс] // 2020.
43. Эрштейн Л.Б. К вопросу об институализации дистанционного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. №1 (48).
44. Garrison, D. R. & Baynton, M. (1987). Beyond independence in distance education. The concept of control. The American Journal of Distance Education, Vol. 1 № 3
45. Henri F. (1992). Computer conferencing and content analysis. In A.R. Kaye (Ed.), Collaborative learning through computer conferencing: The Najaden papers, Berlin: Springer-Verlag, pp. С. 130-133
46. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education, in D. Sewart& B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London: Croom Helm, 1983.
47. Moore, M. (1990). Recent contributions to the theory of distance education. Open Learning, Vol. 5 № 3
48. Peters O. Distance teaching and industrial production: a comparative interpretation in outline, in D. Sewart, D. Keegan y B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London Croom Helm, 1983.
49. Wedemeyer, C. A. (1971). Independent study. In R. Deighton (Ed.), Encyclopedia of Education IV (pp. 548– 557). New York: McMillan.
50. Zhang A. Транзакционное расстояние в веб-среде обучения в колледже: к построению измерений и теории. Кандидат наук. дисс., Университет Содружества Вирджинии, Ричмонд, Вирджиния. 2003.