Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Работа №149106

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Система мониторинга региональных социально-экономических процессов: теоретические аспекты
1.1. Система социально-экономического мониторинга……………………………………9
1.2. Роль социально-экономического мониторинга в системе государственного стратегического планирования
1.3. Зарубежный опыт проведения мониторинга социально-экономических процессов..34
Глава 2. Анализ системы мониторинга социально-экономических процессов Краснодарского края
2.1. Общая характеристика Краснодарского края
2.2. Организация мониторинга и прогнозирования социально-экономических процессов в Краснодарском крае
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы мониторинга социально-экономических процессов в Краснодарском крае
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1. Компетенции федеральных органов социально-экономического мониторинга
Приложение 2. Основные нормативно-правовые документы, которые регламентируют и регулируют организацию и проведение социально-экономического мониторинга в Российской Федерации
Приложение 3. Перечень нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность, связанную с региональным социально-экономическим мониторингом в Российской Федерации
Приложение 4. Нормативно-правовые акты, регламентирующие стратегическое планирование в Российской Федерации
Приложение 5. Основные социальные и экономические показатели Краснодарского края, 2017-2022 гг
Приложение 6. Действия Департамента потребительской сферы и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в части решения проблемных вопросов
Приложение 7.Опрос жителей Краснодарского края 2022 г
Приложение 8. Опрос жителей Краснодарского края 2023 г
Приложение 9. Интервью с сотрудниками Департамента потребительской сферы Администрации Краснодарского края


Региональная социально-экономическая система является совокупностью экономических субъектов и ресурсов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в производстве, распределении, перераспределении и потреблении на определённой территории. Регионы характеризуются присущими им историческими и культурными особенностями, уникальным составом природных ресурсов, уровнем социально-экономического развития и структурой экономики.
Межрегиональная дифференциация, объективно обусловленная географическими, историческими и политическими особенностями, происходит при усилении различий в уровнях эффективности регионального управления субъектов РФ. Создается необходимость организации системы эффективного управления развитием субъектов РФ, основанной на мониторинге и анализе региональных социально-экономических процессов. Социально-экономический мониторинг как инструмент диагностики динамики и уровня социально-экономического регионального развития является необходимым условием устойчивого регионального развития.
Социально-экономический мониторинг обеспечивает органы управления достоверной и своевременной информацией о неблагоприятных тенденциях социально-экономических процессов, которые сдерживают социально-экономическое развитие. Система мониторинга и управления социально-экономическими процессами регионов представляет собой системное выявление проблемных вопросов регионального развития, своевременную корректировку траектории развития регионов и устранение негативных тенденций.
Проблема повышения эффективности системы мониторинга и управления социально-экономическими процессами является одной из ключевых для современного общества, ее решению уделяется большое внимание не только со стороны органов государственной власти, но и со стороны представителей бизнеса, образования, науки и общественных организаций.
Реализация эффективной государственной политики тесно связана с построением системы социально-экономического мониторинга, которая системно выявляла проблемные вопросы регионального развития социально-экономической системы, а также позволяла бы своевременно обеспечить заинтересованные стороны полной и достоверной информацией о текущих региональных социально-экономических процессах и проводить своевременную корректировку траектории развития регионов и устранение негативных тенденций. Таким образом, проблема несовершенства региональной системы социально-экономического мониторинга заключается в несовершенстве технической базы системы социально-экономического мониторинга (ручная обработка статистической информации), недостаточной информационной открытости и доступности результатов социально-экономического мониторинга, недостаточном взаимодействии органов власти и населения, задержке опубликования значений социально-экономических показателей территориальным органом Росстата, на основе которой формируется статистическая информация в агрегированной форме органами исполнительной власти региона и др.
Объект исследования — социально-экономические процессы на региональном уровне. Предмет исследования — мониторинг региональных социально-экономических процессов.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать рекомендации по совершенствованию системы регионального социально-экономического мониторинга.
Задачи. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
 исследовать теоретические аспекты системы мониторинга социально-экономических процессов на региональном уровне;
 проанализировать отечественный и зарубежный опыт проведения регионального социально-экономического мониторинга;
 определить роль регионального мониторинга в управлении социально-экономическим развитием субъектов РФ;
 дать оценку социально-экономическим процессам Краснодарского края;
 проанализировать опыт организации мониторинга и прогнозирования социально-экономических процессов в Краснодарском крае;
 провести опрос населения региона и интервью с представителями Администрации Краснодарского края о проводимом мониторинге социально-экономических процессов;
 предложить рекомендации по совершенствованию региональной системы мониторинга социально-экономических процессов.
Методы сбора первичной информации в исследовании включают: 1) глубинное интервью с сотрудниками отдела экономического мониторинга, инвестиций и государственных программ Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Администрации Краснодарского края; 2) опрос населения Краснодарского края о мониторинге социально-экономических процессов в регионе.
В работе используются такие методы, как: анализ нормативно-правовой документации, научной литературы и статистической отчётности, комплексная оценка социально-экономического развития, сравнительный анализ, обобщение и классификация.
Методологическая база исследования. Методологическая база анализа региональной системы социально-экономического мониторинга представлена научными статьями, периодическими изданиями и книгами, посвященными вопросам проведения мониторинга социально-экономического развития регионов России.
В работе используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, Единой межведомственной информационно–статистической системы. Нормативно-правовой базой исследования послужили акты федеральных и региональных органов государственной власти РФ.
Практическая значимость. Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты и сформированные рекомендации в части функционирования системы мониторинга социально-экономических процессов на региональном уровне могут быть использованы государственными органами для совершенствования механизмов государственной региональной политики.
Предполагаемые результаты — анализ системы мониторинга социально-экономического развития Краснодарского края, отражающий влияние системы мониторинга на дальнейшее развитие региона; рекомендации по совершенствованию системы регионального мониторинга социально-экономических процессов.
Структура ВКР. Логика и структура выпускной квалификационной работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа, общий объем которой 94 страниц, включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении обоснованы актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрыты методологические основы, определена практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Первая глава «Система мониторинга региональных социально-экономических процессов: теоретические аспекты» посвящена исследованию теоретических основ мониторинга социально-экономических процессов. Изложены подходы к определению социально-экономического мониторинга. Описаны этапы проведения социально-экономического мониторинга, а также возможные проблемы, которые характерны для определенного этапа. Определена роль мониторинга в системе государственного стратегического планирования. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации социально-экономического мониторинга.
Вторая глава «Анализ системы мониторинга социально-экономических процессов в Краснодарском крае» посвящена анализу организации социально-экономического мониторинга в Краснодарском крае. Дана характеристика Краснодарского края, определены особенности организации мониторинга и прогнозирования социально-экономических процессов. Проанализированы результаты опросов жителей рассматриваемого субъекта РФ и интервью с сотрудниками Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Администрации Краснодарского края. Предложены рекомендации по совершенствованию системы регионального мониторинга социально-экономических процессов Краснодарского края.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило определить роль мониторинга социально-экономических процессов в управлении социально-экономическим развитием субъектов РФ: обеспечение органов управления оперативной и достоверной информацией о выявленных сдерживающих региональное развитие проблемных вопросах и разработанных мерах, направленных на нивелирование их негативного влияния на экономику. Социально-экономический мониторинг в системе государственного стратегического планирования подразумевает сбор, систематизацию и обобщение информации о социально-экономическом развитии исследуемой территории, непрерывный контроль хода разработки, утверждения и применения документа стратегического планирования с анализом причин его возможного невыполнения, а также с разработкой предложений по корректировке возникающих негативных тенденций. Немаловажным является выявление причин складывающейся негативной динамики показателей и проблемных вопросов, которые сдерживают темпы социально-экономического развития региона. На примере ряда региональных проблем наглядно представлены пути их решения, меры, принятые органами власти Краснодарского края и результат. При принятии на региональном уровне управленческих решений учитываются результаты социально-экономического мониторинга и прогноз социально-экономического развития субъекта РФ. Для выявления ограничений в организации социально-экономического мониторинга Краснодарского края были проведены опросы населения Краснодарского края (два опроса) и интервью с представителями Администрации Краснодарского края. В работе были выделены основные ограничения системы социально-экономического мониторинга Краснодарского края: недостаточно согласованное взаимодействие между РОИВ Краснодарского края и Краснодарстатом, задержка опубликования значений социально-экономических показателей Краснодарстатом, на основе которой формируется статистическая информация в агрегированной форме РОИВ Краснодарского края, несовершенство технической базы системы социально-экономического мониторинга, недостаточная информационная открытость и доступность результатов социально-экономического мониторинга и недостаточное взаимодействие органов власти и населения. На основании выявленных ограничений были сформированы рекомендации, направленные на совершенствование системы социально-экономического мониторинга в части решения существующих проблем. При выработке каждой рекомендации учитывалась нацеленность на решение существующих ограничений.


1. Авраамова Е. М. 2018. Мониторинг трудоустройства молодежи. М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
2. Бардовский В. П. 2016. Актуальные вопросы формирования системы государственного стратегического управления. Фундаментальные исследования. № 8-2. С. 306-309.
3. Бондарев А. Е. 2015. О развитии понятия мониторинга социально-экономического развития региона. Экономика и управление № 6 (116)
4. Гармаева Э. Ц. 2015. Социально-экономический мониторинг в системе стратегического планирования развития муниципальных образований. Фундаментальные исследования № 5 (часть 2) С. 396-399. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2015/5-2/38228.pdf
5. Гладких К. Е. 2019. Стратегическое управление в государственном и муниципальном управлении в период цифровизации экономики. Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №1 С. 261-265.
6. Государственный комитет КНР по развитию и реформе URL: http://www.ndrc.gov.cn
7. Гусакова А. А. 2018. Региональное стратегическое планирование: теоретический, нормативно-правовой и методический аспекты.
8. Добролюбова Е. И. 2021. Оценка качества государственного управления в России и других крупных экономиках мира. Государственная служба. № 1. С. 19–27.
9. Доклады о социально-экономическом положении Краснодарского края 2017-2023 гг. Федеральная служба государственной статистики
10. Зандер Е. В. 2016. Мониторинг социально-экономических процессов как инструмент регионального управления и территориального планирования. Краснояр. СФУ.
11. Захарова Е. Н. 2022. Мониторинг как инструмент системы обеспечения экономической безопасности современной организации. Экономическая безопасность № 10. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48402175_53000161.pdf
12. Кадырова Г. М. 2023. Стратегическое управление в органах власти. М.
13. Клейнер Г. Б. 2022. Мезоэкономика России: стратегия разбега. М. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук.
14. Краснодарский край в цифрах 2021. 2022. Краснодарстат. Краснодар.
15. Кузнецов А. В. 2015. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. М. ИМЭМО РАН.
16. Купряшин Г. Л. 2022. Основы государственного и муниципального управления. М. Изд-во: Юрайт.
17. Лимонов Л. Э. 2023. Региональная экономика и пространственное развитие. Т. 1. М.
18. Маленков Ю. А. 2013. Закономерности развития систем государственного стратегического управления. Экономическое возрождение России № 4(38). С. 40-49. URL: https://www.researchgate.net/publication/314151867_ZAKONOMERNOSTI_RAZVITIA_SISTEM_GOSUDARSTVENNOGO_STRATEGICESKOGO_UPRAVLENIA
19. Масленникова Н. Ю. 2014. Мониторинг: понятие и сущность. Современные технологии управления. Сборник материалов международной научной конференции. М. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22436340_30910775.pdf
20. Масленникова Н. Ю. 2014. Понятие и сущность мониторинга с позиции системного подхода. Журнал Sciencetime № 6. С. 115-117;
21. Маслобоев А. В. 2020. Роль ситуационных центров в управлении региональной безопасностью в условиях цифровой экономики. Журнал Труды Кольского научного центра РАН. с.144-149.
22. Методика мониторинга правоприменения, разработанная СПбГУ. URL: https://pravoprim.spbu.ru/images/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf
23. Морозов А. А. 1997. Ситуационные центры – основа управления системами большой размерности. Математические машины и системы. № 2. С. 7-10.
24. Об утверждении Положения о ситуационном центре главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.07.2019 N 409
25. О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 09.03.2021 N 39-ФЗ
26. О методических рекомендациях по организации проведения мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. Письмо Минэкономразвития от 29 апреля 2011 года N 8863-ОФ/Д09. URL: https://docs.cntd.ru/document/902305711
27. О министерстве экономики Краснодарского края. Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 г. N 755 (ред. от 17.12.2018).
28. О Министерстве экономического развития РФ: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 17.12.2021);
29. О мониторинге правоприменения в РФ. Указ Президента РФ от 20.05.2011 N 657 (ред. от 06.02.2023)
30. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
31. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172. (в ред. от 17.02.2023 N 264-ФЗ)
32. Об Администрации Президента Российской Федерации. Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490.
33. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
34. Об ожидаемых итогах социально-экономического развития в 2016 году и уточненном прогнозе социально-экономического развития на плановый период 2017 и 2018 годов. Письмо Минэкономразвития РФ. от 16.09.2016 N 28175-АВ/Д03.
35. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13.
36. Основные показатели, представляемые для разработки уточненного прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2024 года
37. Окшин В. В. 2022. Партисипативное управление в развитии социально ориентированной конкуренции: региональный аспект.
38. Пасмурцева Н. Н. 2020. Формирование системы государственного стратегического управления: модель и проблемы реализации. Московскийэкономическийжурнал№8. с. 572-581.
39. Положение о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
40. Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 года и в среднем за 2022 год. Росстат. Дата обращения: 1 февраля 2023
41. Прокофьев С. Е. 2023. Государственное управление региональным развитием. М.
42. Райзберг Б. А. 2023. Современный экономический словарь. М. ИНФРА-М. URL: https://znanium.com/catalog/product/1904651
43. Селиверстова Е. И. 2014. Оценка государственных программ Российской Федерации как компонента государственного стратегического управления. ArsAdministrandi. с. 17-20.
44. Ситуационный центр Губернатора Волгоградской области. URL: https://www.citvo.ru/projects/sc.php
45. Халтаева С. Р. 2013. Основные аспекты организации мониторинга регионального социально-экономического развития. Экономика, Статистика и Информатика. 185. № 6
46. Шагайда Н. И. 2015. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
47. Шичкин И. А. 2018. Уровень и качество жизни населения: основные показатели и индикаторы. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.
48. Шишкин В. В. 2014. Система государственного стратегического управления как ведущий фактор качественного совершенствования управления экономикой на региональном уровне. Экономика, социология и право. №3. с.94-97.
49. Falkenburg N. 2021. An introduction to participatory monitoring and evaluation: The missing link between inquiry and impact. ActivityInfo.URL: https://www.activityinfo.org/blog/posts/2021-03-15-an-introduction-to-participatory-monitoring-and-evaluation-the-missing-link-between-inquiry-and-impact.html
50. Main Economic Indicators. Volume 2021 Issue 12. OECD.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ