ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретические основы стилей лидерства и экстра-ролевого поведения сотрудников 8
1.1. Теоретические основы лидерства 8
1.1.1. Определение и особенности лидерства 8
1.1.2. Основные теоретические концепции лидерства 10
1.1.3. Стили лидерства по Гоулману 18
1.2. Теоретические основы экстра-ролевого поведения сотрудников 24
1.2.1. Понятие и виды экстра-ролевого поведения сотрудников 24
1.2.2. Факторы, влияющие на экстра-ролевое поведение сотрудников 28
1.2.3. Лидерство как фактор экстра-ролевого поведения 28
Выводы по главе 32
ГЛАВА 2. Модель и методология исследования 34
2.1. Модель исследования 34
2.2. Методология исследования 35
Выводы по главе 38
ГЛАВА 3. Описание и интерпретация полученных данных, разработка рекомендаций 38
3.1. Характеристика выборки 38
3.1. Кластерный анализ 40
3.2. Регрессионный анализ 41
3.3. Содержание и результаты полуструктурированных интервью. 47
3.4. Рекомендации для руководителей по применению стилей лидерства для повышения экстра-ролевого поведения сотрудников 66
Выводы по главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
В настоящее время качественное управление сотрудниками является одной из главных задач в любой организации. Это становится возможным при подходящем стиле лидерства у руководителя. Высококвалифицированные менеджеры помогают повысить результативность и качество работы своих подчинённых, направляют их и ориентируются на наделение их большей свободой, что тесно связано с повышением экстра-ролевого поведения сотрудников. Для достижения наилучших результатов в работе необходимо, чтобы топ-менеджеры выполняли не только формальные функции управления, но и выступали в качестве мотиваторов и моральных лидеров. Это поможет укрепить доверие сотрудников и повысить их производительность, а также создать благоприятную атмосферу в коллективе, которая сподвигнет к развитию поведения подчинённых за рамками их основных обязанностей.
Исследования в данной области показали, что помимо материальных нужд, важность имеют также социальные и эмоциональные потребности персонала. Важно отметить, что чем больше руководители проявляют интерес и заботу о своих подчинённых, тем выше их уровень удовлетворенности работой. В свою очередь, это даёт толчок к дальнейшему развитию сотрудников и на их нацеленность на собственный рост, который приводит компанию к наибольшей эффективности. Успешный руководитель способен, как и адаптировать свой стиль лидерства к определённым обстоятельствам, так и на своем примере вдохновить сотрудников к выходу из привычной роли поведения. Необходимым рычагом влияния на поведение сотрудников и более продуктивную работу также является позитивный настрой и полная отдача руководителя.
В современных организациях одной из ключевых задач для руководителей является создание благоприятной атмосферы в коллективе и умение управлять эмоциями сотрудников, поскольку от этого во многом зависит их производительность. Дэниел Гоулман утверждает, что эмоциональная основа является неотъемлемой частью любого каждого лидерства. Таким образом, от определённого стиля лидерства руководителя зависит и уровень экстра-ролевого поведения сотрудников, а именно их готовности превышать рабочие ожидания руководителя и коллег.
Экстра-ролевое поведение (extra-role behavior) – это поведение сотрудника, выходящее за рамки его официальных должностных обязанностей. Такое поведение выступает добровольным и направлено на достижение общих целей организации, улучшение работы коллектива, повышение производительности и качества работы. Экстра-ролевое поведение может включать помощь коллегам, дополнительное обучение, инициативное решение проблем, участие в проектах, которые не являются частью должностных обязанностей и другие проявления активностей, которые способствуют достижению общих целей организации.
Стоит заметить, что ключевым фактором успешности организации является эффективное лидерство. Работающие под руководством такого лидера сотрудники, как правило, обладают высокой мотивацией, лояльностью и преданностью своей работе и организации. Кроме того, стиль лидерства может влиять на экстра-ролевое поведение сотрудников, то есть на их поведение, которое выходит за рамки официальных требований и ожиданий. Такое поведение может содействовать улучшению результатов работы организации. Изучение стилей лидерства и их влияния на экстра-ролевое поведение сотрудников является одним из важнейших компонентов в успешном развитии компании.
Проблема исследования: Малоизучено, как стиль лидерства руководителя влияет на экстра-ролевое поведение сотрудников и как этот фактор может быть улучшен для повышения эффективности организации и её сотрудников.
Ключевой вопрос: как стиль лидерства руководителя влияет на уровень экстра-ролевого поведения сотрудников в организации?
Цель данной работы-выявление лидерских стилей руководителя, оказывающих влияние на экстра-ролевое поведение сотрудников.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению лидерства, лидерских стилей и экстра-ролевого поведения сотрудников
2) Провести интервью для анализа механизмов влияния стилей лидерства на экстра- ролевое поведение сотрудников
3) Сформулировать модель для количественной части исследования
4) Провести опрос и статистический анализ данных для оценки влияния стилей лидерства и организационного климата на экстра-ролевое поведение
5) Разработать рекомендации для руководителей по применению стилей лидерства для повышения экстра-ролевого поведения сотрудников
Объектом исследования выступает стиль лидерства руководителя.
Предметом исследования является влияние стиля лидерства руководителя на экстра-ролевое поведение сотрудников.
Работа включает в себя введение, теоретическую часть, эмпирическую часть, заключение, список источников и приложения.
В первой главе данной ВКР представлены теоретические основы стилей лидерства, экстра-ролевого поведения сотрудников, роль лидерства как фактор экстра-ролевого поведения. Во второй главе описывается методология, включая обоснование выбранного метода исследования, сбор типов данных и использование опросов. В третьей главе представлены результаты исследования, проведённого на примере анализа поведения сотрудников (молодых специалистов-студентов и председателя ТСЖ с его подчинёнными), и предполагается, что результаты могут быть применимы для других компаний, которые сталкиваются с проблемой определения наиболее эффективного стиля лидерства для повышения экстра-ролевого поведения сотрудников. Также представлены результаты опроса студентов. В заключение будут предоставлены рекомендации.
Данная работа была выполнена в формате эмпирического исследования. Она посвящена исследованию стилей лидерства руководителя как фактора, влияющего на экстра-ролевое поведение сотрудников. В ходе выполнения работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
1) Проведен теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению лидерства, лидерских стилей и экстра-ролевого поведения сотрудников
2) Проведено интервью для анализа механизмов влияния стилей лидерства на экстра- ролевое поведение сотрудников
3) Сформулирована модель для количественной части исследования
4) Проведен опрос и статистический анализ данных для оценки влияния стилей лидерства и организационного климата на экстра-ролевое поведение
5) Разработаны рекомендации для руководителей по применению стилей лидерства для повышения экстра-ролевого поведения сотрудников
В ходе работы использовался смешанная методология исследования, основанная на количественных (онлайн-опрос) и качественных (полуструктурированные интервью) данных.
В первой главе были изучены различные подходы к понятиям лидерства и подробно рассмотрены концепции лидерства, и даны определения стилям лидерства. Также в этой главе были рассмотрены вопросы, касающиеся экстра-ролевого поведения сотрудников и связи с лидерством: понятие и особенности экстра-ролевого поведения, факторы, влияющие на проявление, экстра-ролевого поведения, а также лидерства как фактора экстра-ролевого поведения.
Во второй главе была представлена модель исследования, в которой представлены взаимосвязи факторов: стили лидерства, психологический климат и экстра-ролевое поведение. Также предоставлена методология исследования с описанием критериев и утверждений.
В третьей главе представлено проведение и результаты проведенного исследования: проведена статистическая обработка данных опроса, описано проведение полуструктурированных интервью и сделаны выводы по ним.
На основании выполненных действий и задач цель работы была достигнута –было выявлено влияние стиля лидерства руководителя на экстра-ролевое поведение сотрудников.
1. Аристотель. Политика / Аристотель // Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля.– М.: АСТ, Харьков: Фолио– 2003–С. 441
2. Балабанова Е. С., Эфендиев А.Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа /Балабанова Е. С., Эфендиев А.Г. // Мир России: Социология, этнология.–2015. ¬–Т. 24–No 3. –С. 61–87.
3. Беленький В. X. Активность народных масс. / Беленький В. Х. // Красноярск: Кн. изд-во–1973–215 с.
4. Гоулман Д. Многоликое лидерство / Д. Гоулман // Вестник McKinsey. Теория и практика управления.–1 (6)–55–76.
5. Климов А. А. Идентификация с организацией и рабочей группой как фактор экстра-ролевого поведения работника: д-ра психол. наук. / Климов А. А. // М., 2015–159 с.
6. Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. /Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. // М.: Политиздат–1975.–200 с.
7. Ребзуев Б.Г. Четырехслойная модель аффективной преданности работников организации: опыт применения на российской выборке / Ребзуев Б.Г. // Психологический журнал.–2006. –Т. 27–No 2.–С. 44–59
8. Ядов В. А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А.Ядов.//СПб.: Наука–2006– 426 с.
9. Bass, B.M. Bass & Stogdill’s Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications. Third Edition. / Bass B. M. // New York: The Free Press.– 1990
10. Bass, B.M. From transactional to transformational leadership: learning to share vision. / Bass B. M. // Organizational Dynamics–1990–18(3)–19-31.
11. Bass, B.M. Concepts of leadership. In Pierce, J.L. and J.W. Newstrom, (eds.), Leaders and Leadership Process. / Bass B. M. // Boston: Irwin.– 1995
12. Bass, B.M.& Avolio, B.J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership. /Bass, B.M.& Avolio, B.J. Bass, B.M.& Avolio, B.J. // Thousand Oaks, CA: Sage Publications– 1994
13. Bass B. M. and Avolio B. J., Transformational Leadership and Organizational Culture / Bass B. M. and Avolio B. J// Public Administration Quarterly–1996 –12–113-121
14. Bolden, R., Gosling, J., Marturano, A. and Dennison, P. A Review of. Leadership Theory and Competency Frameworks. / Bolden, R., Gosling, J., Marturano, A. and Dennison, P. A // Report for Chase.– 2003
15. Blanchard, K. H., & Hersey, P. Great ideas revisited: Revisiting the life cycle theory of leadership. /Blanchard, K. H., & Hersey, P. // Training and Development–1996 –50(1)–42-47
16. Blanchard, K. H., Zigarmi, P., &Zigarmi, D. Leadership and the one-minute manager: Increasing effectiveness through situational leadership. /Blanchard, K. H., Zigarmi, P., &Zigarmi, D. // New York, NY: Morrow.–1985
17. Burns, J. M. Leadership. / Burns, J. M. // New York: Harper & Row. – 1978
18. Cherniss, C., & Goleman, D. The emotionally intelligent workplace: How to select for, measure, and improve emotional intelligence in individuals, groups, and organizations. / Cherniss, C., & Goleman, D.// Jossey-Bass.– 2001
19. Fiedler, F.E.Validation and extention of the contingency model of leadership effectiveness: A review of empirical findings. / Fiedler, F.E. // Psychological Bulletin–1971–76–128-148.
20. Fiedler. A Theory of Leadership Effectiveness. /Fiedler //New York: McGraw-Hill.– 1967
21. Fiedler, F.E. Cognitive resources and leadership performance. /Fiedler, F.E. // Applied Psychology. An International Review– 1995–44: 5-28.
22. Gardner, W. L., Avolio, B. J., Luthans, F., May, D. R. & Walumbwa, F. O. "Can You See the Real Me? A Self-Based Model of Authentic Leader and Follower Development". / Gardner, W. L., Avolio, B. J., Luthans, F., May, D. R. & Walumbwa, F. O. // The Leadership Quarterly –2005 –16–343-372.
23. Goleman, D. What makes a leader? / Goleman, D. // Harvard business review– 1998–76(6)–93-102.
24. Hersey, P., & Blanchard, K. H. Life cycle theory of leadership. / Hersey, P., & Blanchard, K. H. // Training and Development Journal–1969–23(5)–26-34.
25. Hersey, P., and K.H. Blanchard. Management of Organizational Behavior. / Hersey, P., and K.H. Blanchard// Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall.– 1977
26. Hersey, P., & Blanchard, K. H. Management of organizational behavior: Utilizing human resources. / Hersey, P., & Blanchard, K. H. // Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. – 1982
27. Hooper, A. and Potter, J. The Business of Leadership. /Hooper, A. and Potter, J. //Aldershot: Ashgate Publishing Company– 1997
28. House, R. J. A path-goal theory of leader effectiveness. / House, R. J. // Administrative Science Quarterly–1971–16(3) –321-339.
29. House, R. J., Hanges, P. J., Javidan, M., Dorfman, P. W. & Gupta, V. (Eds.). Culture, Leadership, and Organizations: The GLOBE Study of 62 Societies. / House, R. J., Hanges, P. J., Javidan, M., Dorfman, P. W. & Gupta, V. // Thousand Oaks, CA: Sage Publications.– 2004
30. Howell, J. & Avolio, B.J. Transformational leadership, transactional leadership, locus of control, and support for innovation: Key predictors of consolidated-business-unit performance. /Howell, J. & Avolio, B.J. // Journal of Applied Psychology–1993–78(4): 891-902.
31. Kotter, J.P. The Leadership Factor. / Kotter, J.P. // New York: Free Press– 1988
32. Kotter, J.P. Leading Change. / Kotter, J.P. // Harvard Business School Press, Boston.– 1996
33. Lee, K. & Allen, N.J. Organizational Citizenship Behavior and Workplace Deviance: The Role of Affect and Cognitions. /Lee, K. & Allen, N.J. // Journal of Applied Psychology–2002–87(1)–131–142.
34. Mayer, J. D., & Salovey, P. (1997). What is emotional intelligence? In P. Salovey & D. J. Sluyter (Eds.) / Mayer, J. D., & Salovey, P. // Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators–New York: Basic Books.–1997–pp. 3-31.
35. McGregor, D. The Human Side of Enterprise. / McGregor, D. // New York: McGraw Hill.– 1960
36. McGregor, D. Leadership and motivation: Essays of Douglas McGregor. / McGregor, D. // Cambridge, MA: The MIT Press.– 1966
37. McKenzie S.B., Podsakoff P.M., Podsakoff N.P. Challenge-oriented organizational citizenship behaviors and organizational effectiveness: Do challenge-oriented behaviors really have an impact on the organization’s bottom line? /McKenzie S.B., Podsakoff P.M., Podsakoff N.P.// Personnel Psychology. –2011. –Vol. 64–N 3. –P. 559–592.
38. Organ D. W. Organizational citizenship behavior: The Good Soldier Syndrome. / Organ D. W. // Lexington: Lexington Books–1988–160 p.
39. Pieterse A. N., Van Knippenberg D., Schippers M., Stam D. Transformational and transactional leadership and innovative behavior: the moderating role of psychological empowerment. / Pieterse A. N., Van Knippenberg D., Schippers M., Stam D. // J. Organ. Behavior.– 2010 – 31– 609–623.
40. Podsakoff, P.M., Ahearne, M., &MacKenzie, S.B. Organizational Citizenship Behavior and the Quantity and Quality of Work Group Performance. / Podsakoff, P.M., Ahearne, M., &MacKenzie, S.B. // Journal of Applied Psychology– 2000¬– 85(2)– 218-228.
41. Rost, J.C. Leadership for the Twenty-First Century. / Rost, J.C. // Westport: Praeger.– 1993
42. Stogdill, R. M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature. / Stogdill, R. M. // Journal of psychology – 1948– 25(1)– 35-71.
43. Stogdill, R. Handbook of Leadership (1st Ed.). / Stogdill, R. // New York: Free Press. – 1974
44. Van Dyne, L. & Ang, S. Organizational citizenship behavior of contingent workers in Singapore. / Van Dyne, L. & Ang, S. // The Academy of Management Journal– 1998 – 41(6)– 692−703.
45. Weber, M. The theory of social and economic organization. /Weber, M. // Free Press.– 1947
46. Williams L.J., Anderson S.E. Job Satisfaction and Organizational Commitment as Predictors of Organizational Citizenship and In-Role Behaviors / Williams L.J., Anderson S.E. // Journal of Management. – 1991. – Vol. 17– N 3.– P. 601–617.
47. Yukl, G., &Mahsud, R. Why flexible and adaptive leadership is essential. / Yukl, G., &Mahsud, R. // Consulting Psychology Journal: Practice and Research– 2010 – 62(2)– 81–93.
48. Zaccaro, S. J. Trait-based perspectives of leadership. /Zaccaro, S. J.// American psychologist– 2007– 62(1)– 6-16