Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И АДАПТИРОВАННОСТИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие психологической адаптированности личности в психолого­педагогической литературе 8
1.2. Проблема социально-психологической адаптации к условиям
дошкольной образовательной организации 15
1.3. Привязанность к матери как фактор адаптированности ребенка к
условиям дошкольной образовательной организации 23
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА
ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТИРОВАННОСТИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ
УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация исследования и описание методик исследования 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи типа
привязанности к матери и психологической адаптированности к дошкольному образовательному учреждению детей младшего дошкольного возраста 36
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по работе с родителями и детьми младшего дошкольного возраста с ненадежными типами привязанности к матери в период адаптации к дошкольному
образовательному учреждению 46
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый вне-семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной - А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.
Несмотря на большое количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации (И.Л. Степанов,
A. Н. Струкова, А.В. Сухарев и др.). Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей младшего дошкольного возраста недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина,
B. Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. Переход из семьи в ДОУ является важным этапом в жизни ребенка младшего дошкольного возраста. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие ребенка (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Еще Н.М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью - все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Следует отметить, что попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольной организации, разработать общие подходы к ребенку оказались малоэффективными. Дети приходили в группу с любимой игрушкой, слышали свое «домашнее» ласкательное имя, ходили за руку с понравившимся воспитателем, но продолжали страдать от разлуки с близкими, нарушения привычного образа жизни.
Существенную помощь в решении проблемы оказали научно­практические разработки психологов (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов, оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации.
Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, исследователями выделяется еще фактор, обусловливающий адаптацию ребенка к ДОУ - качество привязанности ребенка к матери (Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева).
В зарубежной психологии вопросами привязанности детей к родителям занимались: Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Э. Маккоби, Х.Р. Шеффер, С. Белл, Г. Харлоу и др. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем.
В отечественной психологии изучением привязанностей ребенка к взрослому занимались: М.Н. Лисина, Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева, Е.О. Смирнова, М.М. Либлинг и др....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Привязанность к матери, возникающая в самом начале жизни ребенка, оказывает огромное влияние на все последующее развитие. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели» себя, других людей и межличностного взаимодействия, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.
Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.
Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско- родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная привязанность к матери и дисгармоничный характер взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально­эмоционального развития детей и, в частности, могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты взаимосвязи типа привязанности к матери и адаптированности к дошкольному образовательному учреждению детей младшего дошкольного возраста.
Большинство детей младшего дошкольного возраста имеют средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого проявляют познавательную и поведенческую активность, легче адаптируются к новой ситуации.
У дошкольников преобладает уровень не вполне эмоционального благополучия.
Большинство обследованных младших дошкольников составили дети с надежным (безопасным) типом привязанности, у которых отмечается близкая эмоциональная связь с матерью, они стремятся к контакту с ней, именно она является для них мощным источником поддержки в любой ситуации.
Проведение корреляционного анализа связи типа привязанности и психологической адаптированности к ДОО дошкольников позволяет сделать следующие выводы.
При надежном типе привязанности младших дошкольников к матери их адаптированность к ДОУ характеризуется инициативностью и активносьтю во взаимодействии со взрослыми, более высоким уровнем адаптированности к ДОУ и уровнем эмоционального благополучия.
При тревожно-амбивалентном типе привязанности младших дошкольников к матери их адаптированность к ДОУ характеризуется более отрицательным эмоциональным фоном поведения, агрессивно - разрушительными реакциями на новую ситуацию, направленные на выход из нее, дети имеют более низкий уровень адаптированности к ДОУ и уровень эмоционального неблагополучия.
При избегающем типе привязанности младших дошкольников к матери их адаптированность к ДОУ характеризуется быстрой адаптацией к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).


1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: АСТ, 2003. 216 с.
2. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 97-105.
3. Адаптация // Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 410 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2002. 451 с.
5. Барсукова О.В. Детско-родительская привязанность как условие
социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 44-47. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 23.05.2021).
6. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. ... канд.психол. наук. М., 1986. 189 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование. М.: Академия, 2010. 218 с.
8. Боулби Дж. Привязанность // Пер. с англ.: Н. Григорьева, Г. Бурменская. М.: Изд.: Гардарики, 2003. 480 с.
9. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: АСТ, 2004. 290 с.
10. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. Пенза: ПГУ, 2000. 205 с.
11. Василенко М.А. Адаптация к новым социальным средам у детей с различными типами привязанности к матери // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 21 - 22 апреля 2011г. /Под общ. ред. Ю.П.Платонова. СПб.:СПбГИПСР, 2011. С. 43-47.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: Владос, 1996. 250 с.
13. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол.наук. Л., 1985. 22 с.
14. Герасимова Л.Д. Проблема адаптации детей в дошкольном
учреждении // Фестиваль педагогических идей URL:
http://festival.1 september.ru/articles/632096/ (дата обращения 15.04.2020)
15. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация
переселенцев в России. М.: Траст, 2002. 160 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ