ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимосвязи типа родительского отношения и личностной успешности младшего школьника
1.1. Сущность понятия родительского отношения. Типы взаимоотношений
в семье 7
1.2. Особенности проявления родительского отношения к ребенку
младшего школьного возраста 12
1.3. Личностные достижения ребенка как показатель успешности развития
личности младшего школьника 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению взаимосвязи типа
родительского отношения и личностной успешности младшего школьника
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по формированию эффективных
родительских отношений для создания условий успешного развития
младшего школьника 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования
В соответствии с Законом «Об образовании», на территории Российской Федерации был утвержден приказом Министерства образования науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием...» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей [21].
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
«В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [21].
Несмотря на выше сказанное в современной школе учителю все труднее находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Трудность состоит в том, что не каждый родитель готов принять эту помощь и вообще согласиться с тем, что нуждается в какой-либо поддержке в воспитании со стороны. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с психолого-педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок, так как для всесторонне-гармоничного развития личности необходим комплексный подход в воспитании младшего школьника.
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!» - так несколько десятилетий назад писал в своей «Книге для родителей» советский педагог А. С. Макаренко, что остается актуальным и для современных родителей [34].
Сложность взаимоотношений детей и их родителей обусловлена тем, что многие взрослые не придают должной значимости системе воспитания. Родители должны в первую очередь, на этапе подготовки к семейной жизни, понять, что им предстоит сформировать свою собственную систему воспитания: осмыслить цели, сформулировать задачи, определить методы и приемы воспитания приемлемые и недопустимые по отношению к членам их семьи.
На данное время темп жизни невероятно стремителен, взрослые люди увлечены собственной творческой самореализацией, карьерным ростом, улучшением качества жизни. Это приводит к тому, что иногда совсем не остается времени и сил, чтобы уделить внимание своим детям. Тем самым ребенок остается предоставлен сам себе, ему некому рассказать о своих открытиях, переживаниях, поделиться секретами.
Каждый ребенок - это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. «Не снизойти до ребенка, а подняться до его уровня понимания» - так говорил и так поступал в своей педагогической деятельности Януш Корчак, педагог, врач, писатель....
1. Изучая литературу разных авторов по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что вопрос о том, существует ли взаимосвязь между отношением родителя с ребенком и его самоощущением и способностями к успешному освоению учебного материала и жизненного опыта, рассматривалась с начала развития психоанализа в России. Сначала педагоги и психологи рассматривали не целиком взаимоотношения родителей с детьми, а только лишь привязанность. Пришли к выводу, что взаимосвязь существует. После начали рассматривать данную проблему глубже. Изучались стили родительского поведения, классификаций было предложено множество, так как родительское отношение к ребенку рассматривалось в ограниченных рамках, например, только гендерные исследования. Позже, этот вопрос вызывал все больший интерес у исследователей. Пришли к выводу о том, что необходимо изучать систему воспитания ребенка в семье в целом. Отсюда мы имеем наиболее распространенные тактики воспитания. Их четыре: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
2. Так же, мы постарались разобраться в понятии личностной успешности младших школьников. Это оказалось не просто, потому, что споры между учеными и психологами ведутся по сей день. Это вызвано тем, что понятие успешность довольно многогранна. Некоторые придерживаются точки зрения, что младшего школьника можно оценить только по критериям успешности его обучения. Но данная теория, на наш взгляд устарела. Современные дети умеют намного больше, чем дети того времени, когда выдвигались данные предположения. Следовательно, и личностная успешность современных детей нуждается в более глубоком изучении. Более того, совсем недавно успешность стали рассматривать со стороны психологического комфорта ребенка. Что и вызвало у нас большой интерес.
3. Еще в середине 90-х годов XX века исследователи пришли к выводу о том, что на личностную успешность школьников оказывает влияние их эмоциональный интеллект. То как ребенок воспринимает и переживает новые для него ситуации, обуславливают его адаптацию и способы взаимодействия со средой, а именно, речь идет о школе и новых для ребенка контактах. При выстраивании межличностных связей школьник оценивает реакцию на него окружающих. В зависимости от того, какой будет та самая реакция одноклассников на ребенка и от уровня самооценки младшего школьника, будет зависеть его психологический комфорт. После продолжительного общения со сверстниками и учителем во время учебного процесса у младших школьников формируется своя собственная картина мира, в которой есть место для ощущения свой личностной успешности. И в последствии именно это самоощущение будет определяющим - успешен ребенок или нет, прежде всего, для себя самого.
4. В ходе нашего исследования мы выделили критерии и уровни содержания структурных компонентов отношения младшего школьника к себе, к оценке им своей личностной успешности. Подобрали необходимые методики для диагностики типа родительского отношения к ребенку и личностной успешности младших школьников. Провели исследование на базе МАОУ СОШ №32 города Красноярска. В исследовании приняли участие 25 учащихся 3Б класса (12 девочек и 13 мальчиков) в возрасте 8-9 лет, и 31 родитель. В ходе анализа методической литературы и выделенных нами критериев были использованы следующие методики: анкета-опросник родительского отношения А. Я. Варги- В. В. Столина, методика «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова, наблюдение, контенкт-анализ, методика «незаконченные предложения» и метод математической обработки данных....
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / А.А. Аверин - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Алексанрова Е. Подружитесь с собственным ребенком// Воспитательная работа в школе. — М., 2005. №3. — С. 73 - 84.
3. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. - 2006. № 3. — С. 67 - 77.
4. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка// Мир психологии. - М., 1997. №1. — С. 174 - 182.
5. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от дестуктивного влияния родителей: Автореф. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000. — 22с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Севершенство, 1998. - 298 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995. — 352 с.
9. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. — 12 с.
10. Вергелес В.И., Матвеева Н.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000. — 159 с.
11. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Просвещение, 1992. — 234 с.
12. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. - М.: Академический проект, 2004г. - 142с.
13. Гарбузова В.И. Воспитание ребенка в семье. - М., 1995. — 188 с.
14. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. - Начальная школа. - 1999, №3. - С. 59 - 61.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993. — 208 с....50