Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи родительского отношения и специфики адаптации к дошкольной образовательной организации детей 3-4 лет 7
1.1. Понятие «адаптации» в психолого- педагогической литературе. Виды
адаптации и показатели 7
1.2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на
адаптацию детей младшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Исследование влияния родительского отношения на специфику адаптации к дошкольной образовательной организации детей 3-4
лет 26
2.1. Методики исследования и описание экспериментальных
групп 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
2.3. Программа для родителей и педагогов направленная на успешную
адаптацию детей к дошкольной образовательной
организации 31
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложение 40
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема изучения особенностей психологической адаптации ребенка к условиям детского сада. Особую важность приобретает эта проблема для родителей дошкольников, перед которыми остро встает вопрос о том, как повысить уровень психологической адаптации своего ребенка к условиям детского сада. Н.В. Ватутина считает, что одним из главных факторов адаптации ребенка к ДОО являются отношения в семье, а также особенности детско- родительских отношений [3].
Проблемой адаптации в отечественной психологии занимались такие ученые как: А.Н. Леонтьев (1979), Л.С. Выготский (1983), А.В. Петровский (1987), С.Л. Рубинштейн (1998), В.Ф. Березин (1998), А.А. Налчаджян (2002); проблема адаптации ребенка дошкольного возраста раскрыта в исследованиях Н.М. Аксариной (1977), Л.Н. Павловой (1986), В.А. Алямовской (1999), К.Л. Печоры (2001), Г.В. Пантюхиной (2002), Л.В. Белкиной (2004), Д.Н. Исаева (2004), Н.П. Бадьиной (2007) в зарубежной - А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс [18].
Семья в развитии ребенка играет самую важную роль. Эта роль может быть связана с благотворным влиянием на личность ребенка, в семье личность может раскрываться, реализовывать свой творческий потенциал и самобытность [10].
Одним из факторов развития в ребенке таких индивидуальных особенностей, которые мешают его личностной реализации и даже могут приводить к невротизации ребенка является семья, именно она может помешать нормальной адаптации к детскому саду.
Приход в детский сад -является важным этапом в жизни ребенка. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: с семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Но на практике можно заметить, что далеко не все дети готовы к данному событию.
Чтобы избежать тяжелых последствий адаптации нужно учитывать закономерности протекания процесса адаптации а также индивидуальные и возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети зачастую плохо приспособлены к отрыву от родителей, они скучают по матери, по отцу. Зачастую эти проблемы встречаются в семьях где ребенка ограничивали в общении с другими детьми, с чужими взрослыми. Если мама или отец целыми днями проводят с малышом, то у ребенка образуется симбиотическая связь с ними, и оставшись без родителей ребенок впадает в панику.
Лучше всего адаптируются дети, имеющие к моменту поступления в детский сад большой опыт общения. Это малыши из больших семей, дети из общежитий, коммунальных квартир, те, кого родители часто оставляли на попечение родственников, брали с собой в гости. Чаще всего для подобных детей проблема доверия педагогу, необходимость контактировать с ним на бытовом уровне не является серьезной причиной дезадаптации.
Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье является всестороннее развитие личности, которое сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическую безукоризненность [27].
Исследования К.Л. Печоры показали, что только 18, 2% детей готовы к посещению детского сада, 6% - не готовы, 75, 8% - условно готовы. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к детскому саду проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья [20]....
Наша работа была направленна на исследование взаимосвязи родительского отношения и специфику адаптации к дошкольной образовательной организации детей 3-4 лет.
Целью было: изучение взаимосвязи родительского отношения и специфики адаптации к дошкольной образовательной организации детей 3-4 лет.
Проводились следующие этапы работы: анализ психолого
педагогической литературы по исследуемой проблеме, проведение констатирующего эксперимента, разработка программы для родителей и педагогов направленная на успешную адаптацию детей к дошкольной образовательной организации.
В ходе анализа психолого- педагогической литературы было выявлено, что родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков . Детско-родительские отношения в семье огромную роль оказывают на процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Если в семье эффективные детско-родительские отношения, ребенка любят, уважают, считаются с его мнением, ребенок тогда уверенный в себе, у него развиты навыки общения со взрослыми и сверстниками, в этом случае он может легко и без каких- либо трудностей адаптироваться к ДОО [12].
А если в семье наоборот, неэффективные детско-родительские отношения, родители проявляют авторитаризм по отношению к ребенку, не считаются с его мнением, не уверенны в его достижениях. Это все негативно сказывается на развитии ребенка и тогда ребенок растет не уверенный в себе, замкнутый, у него не установлен необходимый контакт со взрослыми и сверстниками, в этом случае не избежать трудностей в процессе адаптации.
Также если у ребенка с родителями установлены доверительные отношения, если ребенок уверен в справедливости их оценки все это способствует благоприятному прохождению периода адаптации и снижает уровень тревожности у ребенка.
Негативно влияют на процесс адаптации конфликты в семье, необщительность родителей. Дети сами того не желая усваивают негативные черты поведения родителей- это все негативно складывается на их отношении со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе [15].
Таким образом, гипотеза о том, что неэффективные типы родительского отношения негативно влияют на специфику адаптации детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации подтвердилась.
1) Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2004. 236 с.
2) Богуславекая 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1991.-207 с.
3) Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.
1985. № 4. С. 32-38.
4) Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «ребенок- педагог- родитель».- СПБ.:ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 96 с.
5) Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (Возрастная): учебно-методическое пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева - Красноярск, 2011. - 184 с.
6) Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие// Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 212с.
7) Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад... / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. - с.2-11.
8) Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие/Н. В. Кирюхина. - 2-е изд. - М:. Айрис- пресс, 2006. - 112с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
9) Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие [Электронный ресурс ]/ Г.Н. Лаврова- Режим доступа http://window.edu.ru/resource/009/73009/files/psyrazv09.pdf
10) Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: НПО Модек, 1995. 356 с.
11) Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.
12) Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
13) Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. - М.: Наука, 1979. - 348 с.
14) Психолог в детском саду. Формирование психологической компетентности во взаимодействии участников педагогического процесса МБДОУ. - 62 с.
15) Репина Т.А. , Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. - М.: Просвещение. 1990. - 160 с.....30