Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью
1.1. Образовательные потребности молодых людей с инвалидностью в
контексте реализации права на образование 6
1.2. Особенности актуализации и реализации образовательных
потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме - интернате 16
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Изучение образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме-интернате
2.1 Методика диагностики образовательных потребностей молодых людей с
инвалидностью 34
2.2 Исследование образовательных потребностей молодых людей с
инвалидностью 37
2.3 Рекомендации для специалистов по расширению возможностей реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью,
проживающих в доме-интернате 46
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложения 58
Актуальность проблемы. Проблема получения образования инвалидами в современной России является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени. Получение образования лицами с инвалидностью является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, гарантирует равные права каждому человеку в максимальном объеме на получение образования. Но, как правило, молодые люди с инвалидностью сталкиваются с проблемой неподготовленности образовательных учреждений, это проявляется в том, что учреждения не оборудованы техническими средствами реабилитации, нет специальных образовательных программ, а также распространенная проблема современной реальности - неподготовленность кадров к работе с людьми с особыми образовательными потребностями.
Особую актуальность приобретает данная проблема относительно молодых людей, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания. С одной стороны, это связано с тем, что большинство людей, проживающих в таком учреждении, достаточно сохранны и способны к учебной деятельности, соответственно, при получении образования в дальнейшем могли бы претендовать или на восстановление дееспособности, или на вполне самостоятельное сопровождаемое проживание. С другой стороны, недостаточно исследований, посвященных изучению специфики образовательных потребностей и возможностей взрослых людей, проживающих в доме-интернате.
Противоречие между объективной необходимостью практики в знании специфических особенностей образовательных потребностей молодых людей, проживающих в доме-интернате для инвалидов, и недостаточной проработанностью данного вопроса в современной теории социальной работы позволило определить проблему исследования: каковы особенности образовательных потребностей молодых людей, проживающих в доме - интернате?
Цель исследования: изучение особенностей образовательных
потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме - интернате.
Объект исследования: образовательные потребности личности.
Предмет исследования: особенности образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме-интернате.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Разработать программу диагностики особенностей образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью;
3. Организовать и провести исследование особенностей образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме- интернате;
4. Проанализировать и интерпретировать данные экспериментальной работы;
5. Разработать рекомендации по реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме- интернате.
Гипотеза исследования: для молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме-интернате, характерен низкий уровень сформированности образовательных потребностей, проявляющийся в слабой конкретизации, неадекватности представлений о результате образования, несамостоятельности в выборе образовательного маршрута и неудовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы, обобщение; эмпирические - метод устного опроса, анализ документации, экспертный опрос; методы обработки данных исследования - количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» с октября 2016года по январь 2017 года. В исследовании приняли участие 20 молодых людей с инвалидностью, в возрасте от 18 до 32 лет.
...
Целью нашего исследования было изучение особенностей образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью. Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, который помог нам выделить основные критерии образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью. Исходя из критериев был разработан опросник.
Исследование проводилось на базе Красноярского дома-интерната для инвалидов. В качестве основного метода было использовано полусткруктурированное интервью. В исследовании принимало участие 20 молодых людей с инвалидностью. У большинства (85%) имеется легкая умственная отсталость, у 5% имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, физическое уродство у 10%.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты: образовательные потребности сформированы у 60% опрошенных, 35% относятся к обучению как к необходимости овладения профессией, которая не пригодится в дальнейшей жизни, остальные 5% считают образование не нужным; конкретезированность образовательных потребностей
сформирована не чётко, 80% назвали профессию, которой бы хотели овладеть, но только 15% назвали такую профессию, которая соответствует их возможностям; удовлетворены обучением 70% опрошенных; объектом образовательных потребностей у 50% опрошенных стало получение возможности выполнять трудовую деятельность, у 10% восстановление дееспособности, 30% получение бесплатного образования, 10% пошли учиться по настоянию взрослых; самостоятельность в определении образовательных потребностей сформирована только у 50% опрошенных.
В результате можно сделать вывод, что у большинства молодых людей с инвалидностью, принявших участие в эксперименте, достаточно высокий уровень сформированности образовательных потребностей. Однако, для 80% характерна недостаточная конкретизированность образовательных 53
продемонстрировали готовность к самостоятельному выбору образовательного маршрута, учебно-профессиональной деятельности. В вопросе адекватности представлений о своих возможностях в обучении и получении профессии экспериментальная группа разделилась: так, для обучающихся молодых людей характерны более адекватные представления, необучающиеся молодые люди продемонстрировали неадекватность представлений. Что касается удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами, то молодые люди разделились на две группы: 70 % опрошенных полностью удовлетворены обучением в колледже, 30 % молодых людей категорически не удовлетворены.
На основе полученных результатов нами были разработаны рекомендации для специалистов по реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью.
Таким образом, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась частично и для молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме- интернате, характерны:
1. Достаточно высокий уровень сформированности образовательных потребностей;
2. Для обучающихся молодых людей с инвалидностью характерна адекватность представлений о результатах образования, у не обучающихся адекватность представления о результатах образования находится на низком уровне;
3. Достаточно высокий уровень готовности к самостоятельному выбору образовательного маршрута;
4. Удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами различна: 70 % опрошенных полностью удовлетворены обучением в колледже, 30 % молодых людей категорически не удовлетворены.
1. Андреева, Л. В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор . / Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова / под ред. акад. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 299 с.;
2. Бобкова О.В. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для преподавателей МГПИ. - 2017. 90с.;
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Концепция многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности: монография / М. Е. Вайндорф-Сысоева. М. : Изд-во МГОУ, 2008. - 218с.;
4. Васильева, Н. Н. Абитуриент с инвалидностью: где и как получить высшее профессиональное образование / Н. Н. Васильева. - М. :МосГу, 2006. - 94 с.
5. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специализированных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развития. - 2002. - № 4. - С. 3-10;
6. Гавриленко Л.С., Чупина В.Б., Тарасова Т.И. «Образовательные
потребности»: теоретический анализ понятия // Современные
проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.;
7. ГуннарЧилен. Нормализация жизни в закрытых учреждениях с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. Теоретические основы и практический опыт. - С.-Пт. 2003. - 19с;
8. Денискина, В. З. К вопросу о формировании уровня готовности выпускников школ для слепых и слабовидящих к вузовскому образованию / В. З. Денискина // Проблемы социальнопсихологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном ВУЗе : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и тифлопедагогов. - СПб., 2000. - С. 115-118;
9. Думбаев А. Е. , Попова Т. В. Инвалид, общество и право. - Алматы: ТОО «Верена», 2006. - 180 с.;
10. Закон РФ «Об образовании» (в редакции федеральных законов №12- ФЗ, №144-ФЗ);
11. Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения : учеб.-метод. пособ. / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп». - М., 2012. - 47 с.;
12. Кантор, В. З. ВУЗ в системе непрерывного образования инвалидов:
социально-психологические аспекты реабилитационно
образовательного пространства / В. З. Кантор, В. В. Мурашко // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы докладов и сообщений участников международной конференции. - СПб. : ЛОГУ, 2002. - С. 183-191;
13. Кантор, В. З. Субъективные психолого-педагогические условия социально-интеграционной эффективности вузовского образования инвалидов по зрению / В. З. Кантор // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушением зрения : материалы науч.-практич. конф. - Н. Новгород : Изд-во НГУ, 2000. - С. 6-12;
14. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М. : Академия, 2001. - 326 с.;
15. Постановление правительства РФ № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
... всего 23 источника