Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СК «Коломенский» Москомспорта (г. Москва).
Выборка: 40 слабослышащих девочек и мальчиков от 11 до 13 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Характеристики слабослыщщих школьников и их особенности развития 12
1.2 Значение физической активности и спорта для развития слабослышащих детей 17
1.3 Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушениями слуха 24
Выводы по главе I 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 40
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 42
3.1. Физическая подготовленность слабослышащих подростков 12-14 лет, занимающихся баскетболом 42
3.2. Направленность и содержание средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в отделениях дополнительного образования 46
3.3. Оценка эффективности использования средств баскетбола в тренировочном процессе для физического совершенствования слабослышащих обучающихся 12–14 лет 52
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
База исследования: СК «Коломенский» Москомспорта (г. Москва).
Выборка: 40 слабослышащих девочек и мальчиков от 11 до 13 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Характеристики слабослыщщих школьников и их особенности развития 12
1.2 Значение физической активности и спорта для развития слабослышащих детей 17
1.3 Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушениями слуха 24
Выводы по главе I 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 40
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 42
3.1. Физическая подготовленность слабослышащих подростков 12-14 лет, занимающихся баскетболом 42
3.2. Направленность и содержание средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в отделениях дополнительного образования 46
3.3. Оценка эффективности использования средств баскетбола в тренировочном процессе для физического совершенствования слабослышащих обучающихся 12–14 лет 52
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность иследования определяется Законом РФ «Об образовании» (273-ФЗ), который выдвинул на первый план проблему «внедрения в практику работы всех образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание, адекватное их возрасту» [74]. Решение этой проблемы в наше время приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Н.В. Губарева, обращает внимание педагогического сообщества на тот факт, что «процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требуют неотложного решения благородной задачи – найти пути повышения «ценности жизни» лиц с ограниченными возможностями [13]. Свою позицию к осуществлению требований закона представила в научной статье Лыткиная Н.Л. в статье «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (2007 г.), согласно которой «забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья».
В связи с этим, в современном тысячилетии многопрофильные отечественные специалисты и их коллеги из многих стран, ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с огрвниченными возможностями (далее ОВЗ), восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни [4, 21, 22, 27, 45, 48, 52, 62, 69, 71, 73]. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.
Главный теоретик в области теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеев всегда отмечал, что «От здоровья каждого человека зависит стратегическое развитие Российской Федерации. Неотъемлеммым компонентом при заботе о здоровье является адекватная двигательная активность. Движение является одним из главных условий существования живого мира и прогресса в его эволюции. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни» [41, 42].
По обобщенным данным отечественной литературы «за последние годы существенно увеличивается число детей, имеющих различные нарушения в развитии» [4, 13, 16, 20, 50, 70, 76]. По данным официальной статистики «каждый сотый ребенок, рождающийся в России, относятся к категории детей с ограниченными возможностями по показателям состояния здоровья. При этом среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными нарушениями слуха. Из общего количества людей с нарушением слуха России (более 13 миллионов), более 1 миллиона – дети» [12, 23, 24, 75, 76].
Анализ научно-педагогических иследований, опубликованные в трудах Овсянниковой Е.Ю. (2006 г.), свидетельствуют что «для детей с нарушением слуха характерно отставание в темпах биологического созревания, отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата анализатора» [49].
В советское время в области исследований двигательной сферы слабослышащих детей было проведено несколько значимых исследований [11, 19, 64]. Однако, из-за специфики советской системы исследований, авторы часто не получали широкого международного признания. Вот несколько известных советских ученых, занимавшихся проблемами двигательной сферы слабослышащих школьников:
1. Лев и Галина Выготские
2. Сергей Забелин
3. Александра Вегнер
4. Элеонора Леонгард и др.
Нарушения в двигательной сфере слабослышащих школьников, по результатам исследований данных авторов, носят «взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. На фоне этих нарушений установлены «вторичные изменения психики: отставание в развитии мышления, слабая память» [11].
В диссертационном исследовании Байкиной Н.Г. (2002 г.), уже на современных обучающихся установлена, что «слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений и выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость» [4].
В.Г. Трофимова, указывая «на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора», также подчеркивает, что «движение корректируется не только зрением, но и слухом» [62].
Овсянникова Е.Ю., изучив на практике организационно-педагогические условия построения занятий физической культуры, пришла к выводу, что «организация процесса физического воспитания с традиционным подходом к детям без отклонений в состоянии здоровья, не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности школьников с нарушением слуха» [49].
Экспериментальные исследования других авторов (Байкина Н. Г, 2002 г.; Шапкова Л. В., 2003 г., Евсеева С. П, 2007 г.; Хрипкова А.Г., 2008 г.;) подтверждают это положение, позволяя выделить следующее своеобразие двигательной сферы слабослышащих школьников [4, 61, 69, 71, 73 и др.]:
– недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
– относительная замедленность овладения двигательными навыками;
– трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
– относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
– замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
– отставание в развитии жизненно важных физических способностей (скоростно-силовых, силовых, выносливости и др.), характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.
Ф. Эпштейн, Л. Захарченко, Т. А. Милых и Т.М. Сухова в своих практических исследованиях установили причины оставания формирования двигательно-координационных способностей детей с дефектами сенсорных систем «глухие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статистическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. Преодоление указанных нарушений возможно при организации систематических занятий с использованием средств адаптивной физической культуры с коррекционной направленностью с учетом как общих, так и индивидуальных отклонений в физическом развитии, уровне физической и функциональной подготовленности, состояния здоровья глухих детей» [76].
Вышесказанное обуслвливает необходимость непрерывного подбора современных средств, педагогических и методических приемов коррекции выявленных нарушений в учебно-тренировочном процессе занимающихся с ОВЗ.
Баскетбол в системе общего и адаптивного физического воспитания приобрел большую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, высокой зрелищностью и эффективному и благоприятному воздействию на организм занимающегося.
К.А. Герасимов, В.М. Климов, М.А. Гусева. характерезуют баскетбол, как «одну из самых популярных игр не только в мире, а также в нашей стране. Для него характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками» [6].
С позиции доктора анатомии и создателя баскетбола Джеймса Нейсмита: «такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры» [77].
Как отмечает Гомельский А.Г., «баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма, то есть способствовать соцталтзации человека» [5].
Тем не менее до настоящего времени в теории и методике адаптивной физической культуры не получили должного теоретико-методологического и методического обоснования вопросы использования элементов игры в баскетбол для слабослышащих учащихся среднего звена.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о наличии противоречия между существующей необходимостью коррекции имеющихся негативных отклонений физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья обучающехся с нарушением слуха и отсутствием научно обоснованных способов такой коррекции в рамках дополнительного физкультурного образования на основе использования элементов игры в баскетбол.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать цель исследования: определить организационно-педагогические условия и направленность средств баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников 12–14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий баскетболом в услових дополнительного образования слабослышащих подростков.
Предмет исследования: развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников возраста средствами баскетбола.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников будет эффективным, если:
– на смену однообразию содержания занятий двигательной активностью, будут внедряться средства баскетбола;
– создать оптимальные организационно-педагогические условия для занятий баскетболом во внеурочное время;
– базовые технических приемы игры в баскетбол в учебно-тренировочных занятий будут сопряженно направленны и на развитие физических качеств.
Задачи исследования:
1. Систематизировать современное представление о двигательной активности и физической подготовленности подростков с нарушениями слуха.
2. Изучить уровень развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом со слабослышащими школьниками в условиях дополнительного образования для развития их физических качеств.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области:
– физического развития обучающихся среднего возраста с нарушениями слуха (Н.Г. Байкина, Л.А. Добрынина, Л.В. Шапкова, Д. В. Шибанов и др.). Особенно это проявляется в среднем школьном возрасте (11-14 лет) в показателях, характеризующих силу и гибкость (Н.Г. Байкина, Н.И. Букун)
– теории и методики физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания (Матвеев Л. П., Голозубец Т.С., Лях В.И., Курамшин Ю.Ф., С.П. Евсеев и др.).
Для решения поставленных задач использовались:
• теоретические методы: обобщение, интерпретация научно-исследовательской, учебной и методической литературы по проблеме обучения детей с нарушениями слуха;
• эмпирические методы: тестирование, педагогическое наблюдение и эксперимент;
• методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБУ «Московская баскетбольная академия», в частности её структурное подразделение «Центр высшего спортивного мастерства».
Теоретическая значимость заключается в:
– обобщении сведений о развитии физических качеств у современных слабослышащих школьников 12–14 лет,
– определении направленности и содержании средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
Практическая значимость исследования характеризуется:
– расширением арсенала средств двигательной активности, которые можно применять в условиях дополнительного образования лиц с нарушениями слуха 12–14 лет для повышениях их физических кондиций.
Практическое применение результатов исследования возможно в спортивно-оздоровительной деятельности работников физической культуры и адаптивного спорта, осуществляющих свою дейстельность в государственных и коммерческих организациях, где ведутся занятия со слабослышащими подростками.
Структура выпускной квалификационной работы состит из введения, основной части, включающей 3 главы, а также, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст ВКР изложен на 89 страницах машинописного текста. Работа содержит 3 таблицы, 28 рисунков. Список литературы включает 78 источников.
Н.В. Губарева, обращает внимание педагогического сообщества на тот факт, что «процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требуют неотложного решения благородной задачи – найти пути повышения «ценности жизни» лиц с ограниченными возможностями [13]. Свою позицию к осуществлению требований закона представила в научной статье Лыткиная Н.Л. в статье «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (2007 г.), согласно которой «забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья».
В связи с этим, в современном тысячилетии многопрофильные отечественные специалисты и их коллеги из многих стран, ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с огрвниченными возможностями (далее ОВЗ), восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни [4, 21, 22, 27, 45, 48, 52, 62, 69, 71, 73]. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.
Главный теоретик в области теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеев всегда отмечал, что «От здоровья каждого человека зависит стратегическое развитие Российской Федерации. Неотъемлеммым компонентом при заботе о здоровье является адекватная двигательная активность. Движение является одним из главных условий существования живого мира и прогресса в его эволюции. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни» [41, 42].
По обобщенным данным отечественной литературы «за последние годы существенно увеличивается число детей, имеющих различные нарушения в развитии» [4, 13, 16, 20, 50, 70, 76]. По данным официальной статистики «каждый сотый ребенок, рождающийся в России, относятся к категории детей с ограниченными возможностями по показателям состояния здоровья. При этом среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными нарушениями слуха. Из общего количества людей с нарушением слуха России (более 13 миллионов), более 1 миллиона – дети» [12, 23, 24, 75, 76].
Анализ научно-педагогических иследований, опубликованные в трудах Овсянниковой Е.Ю. (2006 г.), свидетельствуют что «для детей с нарушением слуха характерно отставание в темпах биологического созревания, отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата анализатора» [49].
В советское время в области исследований двигательной сферы слабослышащих детей было проведено несколько значимых исследований [11, 19, 64]. Однако, из-за специфики советской системы исследований, авторы часто не получали широкого международного признания. Вот несколько известных советских ученых, занимавшихся проблемами двигательной сферы слабослышащих школьников:
1. Лев и Галина Выготские
2. Сергей Забелин
3. Александра Вегнер
4. Элеонора Леонгард и др.
Нарушения в двигательной сфере слабослышащих школьников, по результатам исследований данных авторов, носят «взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. На фоне этих нарушений установлены «вторичные изменения психики: отставание в развитии мышления, слабая память» [11].
В диссертационном исследовании Байкиной Н.Г. (2002 г.), уже на современных обучающихся установлена, что «слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений и выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость» [4].
В.Г. Трофимова, указывая «на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора», также подчеркивает, что «движение корректируется не только зрением, но и слухом» [62].
Овсянникова Е.Ю., изучив на практике организационно-педагогические условия построения занятий физической культуры, пришла к выводу, что «организация процесса физического воспитания с традиционным подходом к детям без отклонений в состоянии здоровья, не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности школьников с нарушением слуха» [49].
Экспериментальные исследования других авторов (Байкина Н. Г, 2002 г.; Шапкова Л. В., 2003 г., Евсеева С. П, 2007 г.; Хрипкова А.Г., 2008 г.;) подтверждают это положение, позволяя выделить следующее своеобразие двигательной сферы слабослышащих школьников [4, 61, 69, 71, 73 и др.]:
– недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
– относительная замедленность овладения двигательными навыками;
– трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
– относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
– замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
– отставание в развитии жизненно важных физических способностей (скоростно-силовых, силовых, выносливости и др.), характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.
Ф. Эпштейн, Л. Захарченко, Т. А. Милых и Т.М. Сухова в своих практических исследованиях установили причины оставания формирования двигательно-координационных способностей детей с дефектами сенсорных систем «глухие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статистическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. Преодоление указанных нарушений возможно при организации систематических занятий с использованием средств адаптивной физической культуры с коррекционной направленностью с учетом как общих, так и индивидуальных отклонений в физическом развитии, уровне физической и функциональной подготовленности, состояния здоровья глухих детей» [76].
Вышесказанное обуслвливает необходимость непрерывного подбора современных средств, педагогических и методических приемов коррекции выявленных нарушений в учебно-тренировочном процессе занимающихся с ОВЗ.
Баскетбол в системе общего и адаптивного физического воспитания приобрел большую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, высокой зрелищностью и эффективному и благоприятному воздействию на организм занимающегося.
К.А. Герасимов, В.М. Климов, М.А. Гусева. характерезуют баскетбол, как «одну из самых популярных игр не только в мире, а также в нашей стране. Для него характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками» [6].
С позиции доктора анатомии и создателя баскетбола Джеймса Нейсмита: «такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры» [77].
Как отмечает Гомельский А.Г., «баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма, то есть способствовать соцталтзации человека» [5].
Тем не менее до настоящего времени в теории и методике адаптивной физической культуры не получили должного теоретико-методологического и методического обоснования вопросы использования элементов игры в баскетбол для слабослышащих учащихся среднего звена.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о наличии противоречия между существующей необходимостью коррекции имеющихся негативных отклонений физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья обучающехся с нарушением слуха и отсутствием научно обоснованных способов такой коррекции в рамках дополнительного физкультурного образования на основе использования элементов игры в баскетбол.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать цель исследования: определить организационно-педагогические условия и направленность средств баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников 12–14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий баскетболом в услових дополнительного образования слабослышащих подростков.
Предмет исследования: развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников возраста средствами баскетбола.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников будет эффективным, если:
– на смену однообразию содержания занятий двигательной активностью, будут внедряться средства баскетбола;
– создать оптимальные организационно-педагогические условия для занятий баскетболом во внеурочное время;
– базовые технических приемы игры в баскетбол в учебно-тренировочных занятий будут сопряженно направленны и на развитие физических качеств.
Задачи исследования:
1. Систематизировать современное представление о двигательной активности и физической подготовленности подростков с нарушениями слуха.
2. Изучить уровень развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом со слабослышащими школьниками в условиях дополнительного образования для развития их физических качеств.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области:
– физического развития обучающихся среднего возраста с нарушениями слуха (Н.Г. Байкина, Л.А. Добрынина, Л.В. Шапкова, Д. В. Шибанов и др.). Особенно это проявляется в среднем школьном возрасте (11-14 лет) в показателях, характеризующих силу и гибкость (Н.Г. Байкина, Н.И. Букун)
– теории и методики физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания (Матвеев Л. П., Голозубец Т.С., Лях В.И., Курамшин Ю.Ф., С.П. Евсеев и др.).
Для решения поставленных задач использовались:
• теоретические методы: обобщение, интерпретация научно-исследовательской, учебной и методической литературы по проблеме обучения детей с нарушениями слуха;
• эмпирические методы: тестирование, педагогическое наблюдение и эксперимент;
• методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБУ «Московская баскетбольная академия», в частности её структурное подразделение «Центр высшего спортивного мастерства».
Теоретическая значимость заключается в:
– обобщении сведений о развитии физических качеств у современных слабослышащих школьников 12–14 лет,
– определении направленности и содержании средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
Практическая значимость исследования характеризуется:
– расширением арсенала средств двигательной активности, которые можно применять в условиях дополнительного образования лиц с нарушениями слуха 12–14 лет для повышениях их физических кондиций.
Практическое применение результатов исследования возможно в спортивно-оздоровительной деятельности работников физической культуры и адаптивного спорта, осуществляющих свою дейстельность в государственных и коммерческих организациях, где ведутся занятия со слабослышащими подростками.
Структура выпускной квалификационной работы состит из введения, основной части, включающей 3 главы, а также, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст ВКР изложен на 89 страницах машинописного текста. Работа содержит 3 таблицы, 28 рисунков. Список литературы включает 78 источников.
1. В соответствии с целью данного исследования, определить организационно-педагогические условия и направленность средств баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников 12-14 лет, нами было организовано исследование, в ходе которого был проведен анализ научно-методических источников, по результатам которого нами было установлено, что слабослышащие школьники среднего школьного возраста имеют нарушения морфофункциональных и соматометрических показателей, что приводит к отставанию в двигательной подготовленности по сравнению со здоровыми сверстниками. Самые низкие результаты слабослышащие дети показывают в координационных способностях. У таких детей преобладает нисходящий или слабый тип нервной системы, что влияет на их работоспособность и сенсомоторные реакции.
Применение научно обоснованных средств и методов физического воспитания позволяет корректировать отклонения в морфофункциональном развитии и двигательной подготовленности слабослышащих детей, что способствует восстановлению их социального статуса. Использование элементов спортивной игры в баскетболе в учебно-тренировочном процессе может быть эффективным средством для работы со слабослышащими детьми среднего школьного возраста.
2. По результатам проведенного первичного тестирования двух групп испытуемых на начало проведения педагогического эксперимента нами было установлено, что средние показатели уровня развития общей, а также специальной физической подготовленности контрольной группы не имеют достоверных различий от результатов, полученных у испытуемых экспериментальной группы исследования, что свидетельствует об однородности нашей выборки. Все значения детей являлись сниженными, относительно нормы и соответствовали среднему, а также уровню ниже среднего по результатам тестовых методик, что также свидетельствует о необходимости в разработке и практической реализации организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом для занятий со слабослышащими школьниками среднего школьного возраста.
3. В результате практической реализации вышеуказанных компонентов, а также повторного тестирования обеих групп испытуемых, нами было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы исследования продемонстрировали более выраженный прирост в показателях общей, а также специальной физической подготовленности по сравнению с контрольной группой. Использование организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом поспособствовало существенному приросту показателей мальчиков, а также девочек данной группы по всем проведенным нами тестам, что подтверждает на практике эффективность нашей гипотезы.
В результате проведенного исследования можно установить, что поставленная нами цель, была достигнута, а задачи были решены в полном объеме.
Применение научно обоснованных средств и методов физического воспитания позволяет корректировать отклонения в морфофункциональном развитии и двигательной подготовленности слабослышащих детей, что способствует восстановлению их социального статуса. Использование элементов спортивной игры в баскетболе в учебно-тренировочном процессе может быть эффективным средством для работы со слабослышащими детьми среднего школьного возраста.
2. По результатам проведенного первичного тестирования двух групп испытуемых на начало проведения педагогического эксперимента нами было установлено, что средние показатели уровня развития общей, а также специальной физической подготовленности контрольной группы не имеют достоверных различий от результатов, полученных у испытуемых экспериментальной группы исследования, что свидетельствует об однородности нашей выборки. Все значения детей являлись сниженными, относительно нормы и соответствовали среднему, а также уровню ниже среднего по результатам тестовых методик, что также свидетельствует о необходимости в разработке и практической реализации организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом для занятий со слабослышащими школьниками среднего школьного возраста.
3. В результате практической реализации вышеуказанных компонентов, а также повторного тестирования обеих групп испытуемых, нами было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы исследования продемонстрировали более выраженный прирост в показателях общей, а также специальной физической подготовленности по сравнению с контрольной группой. Использование организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом поспособствовало существенному приросту показателей мальчиков, а также девочек данной группы по всем проведенным нами тестам, что подтверждает на практике эффективность нашей гипотезы.
В результате проведенного исследования можно установить, что поставленная нами цель, была достигнута, а задачи были решены в полном объеме.



