Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СК «Коломенский» Москомспорта (г. Москва).
Выборка: 40 слабослышащих девочек и мальчиков от 11 до 13 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Характеристики слабослыщщих школьников и их особенности развития 12
1.2 Значение физической активности и спорта для развития слабослышащих детей 17
1.3 Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушениями слуха 24
Выводы по главе I 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 40
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 42
3.1. Физическая подготовленность слабослышащих подростков 12-14 лет, занимающихся баскетболом 42
3.2. Направленность и содержание средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в отделениях дополнительного образования 46
3.3. Оценка эффективности использования средств баскетбола в тренировочном процессе для физического совершенствования слабослышащих обучающихся 12–14 лет 52
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность иследования определяется Законом РФ «Об образовании» (273-ФЗ), который выдвинул на первый план проблему «внедрения в практику работы всех образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание, адекватное их возрасту» [74]. Решение этой проблемы в наше время приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Н.В. Губарева, обращает внимание педагогического сообщества на тот факт, что «процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требуют неотложного решения благородной задачи – найти пути повышения «ценности жизни» лиц с ограниченными возможностями [13]. Свою позицию к осуществлению требований закона представила в научной статье Лыткиная Н.Л. в статье «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (2007 г.), согласно которой «забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья».
В связи с этим, в современном тысячилетии многопрофильные отечественные специалисты и их коллеги из многих стран, ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с огрвниченными возможностями (далее ОВЗ), восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни [4, 21, 22, 27, 45, 48, 52, 62, 69, 71, 73]. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.
Главный теоретик в области теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеев всегда отмечал, что «От здоровья каждого человека зависит стратегическое развитие Российской Федерации. Неотъемлеммым компонентом при заботе о здоровье является адекватная двигательная активность. Движение является одним из главных условий существования живого мира и прогресса в его эволюции. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни» [41, 42].
По обобщенным данным отечественной литературы «за последние годы существенно увеличивается число детей, имеющих различные нарушения в развитии» [4, 13, 16, 20, 50, 70, 76]. По данным официальной статистики «каждый сотый ребенок, рождающийся в России, относятся к категории детей с ограниченными возможностями по показателям состояния здоровья. При этом среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными нарушениями слуха. Из общего количества людей с нарушением слуха России (более 13 миллионов), более 1 миллиона – дети» [12, 23, 24, 75, 76].
Анализ научно-педагогических иследований, опубликованные в трудах Овсянниковой Е.Ю. (2006 г.), свидетельствуют что «для детей с нарушением слуха характерно отставание в темпах биологического созревания, отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата анализатора» [49].
В советское время в области исследований двигательной сферы слабослышащих детей было проведено несколько значимых исследований [11, 19, 64]. Однако, из-за специфики советской системы исследований, авторы часто не получали широкого международного признания. Вот несколько известных советских ученых, занимавшихся проблемами двигательной сферы слабослышащих школьников:
1. Лев и Галина Выготские
2. Сергей Забелин
3. Александра Вегнер
4. Элеонора Леонгард и др.
Нарушения в двигательной сфере слабослышащих школьников, по результатам исследований данных авторов, носят «взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. На фоне этих нарушений установлены «вторичные изменения психики: отставание в развитии мышления, слабая память» [11].
В диссертационном исследовании Байкиной Н.Г. (2002 г.), уже на современных обучающихся установлена, что «слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений и выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость» [4].
В.Г. Трофимова, указывая «на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора», также подчеркивает, что «движение корректируется не только зрением, но и слухом» [62].
Овсянникова Е.Ю., изучив на практике организационно-педагогические условия построения занятий физической культуры, пришла к выводу, что «организация процесса физического воспитания с традиционным подходом к детям без отклонений в состоянии здоровья, не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности школьников с нарушением слуха» [49].
Экспериментальные исследования других авторов (Байкина Н. Г, 2002 г.; Шапкова Л. В., 2003 г., Евсеева С. П, 2007 г.; Хрипкова А.Г., 2008 г.;) подтверждают это положение, позволяя выделить следующее своеобразие двигательной сферы слабослышащих школьников [4, 61, 69, 71, 73 и др.]:
– недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
– относительная замедленность овладения двигательными навыками;
– трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
– относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
– замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
– отставание в развитии жизненно важных физических способностей (скоростно-силовых, силовых, выносливости и др.), характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.
Ф. Эпштейн, Л. Захарченко, Т. А. Милых и Т.М. Сухова в своих практических исследованиях установили причины оставания формирования двигательно-координационных способностей детей с дефектами сенсорных систем «глухие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статистическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. Преодоление указанных нарушений возможно при организации систематических занятий с использованием средств адаптивной физической культуры с коррекционной направленностью с учетом как общих, так и индивидуальных отклонений в физическом развитии, уровне физической и функциональной подготовленности, состояния здоровья глухих детей» [76].
Вышесказанное обуслвливает необходимость непрерывного подбора современных средств, педагогических и методических приемов коррекции выявленных нарушений в учебно-тренировочном процессе занимающихся с ОВЗ.
Баскетбол в системе общего и адаптивного физического воспитания приобрел большую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, высокой зрелищностью и эффективному и благоприятному воздействию на организм занимающегося.
К.А. Герасимов, В.М. Климов, М.А. Гусева. характерезуют баскетбол, как «одну из самых популярных игр не только в мире, а также в нашей стране. Для него характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками» [6].
С позиции доктора анатомии и создателя баскетбола Джеймса Нейсмита: «такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры» [77].
Как отмечает Гомельский А.Г., «баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма, то есть способствовать соцталтзации человека» [5].
Тем не менее до настоящего времени в теории и методике адаптивной физической культуры не получили должного теоретико-методологического и методического обоснования вопросы использования элементов игры в баскетбол для слабослышащих учащихся среднего звена.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о наличии противоречия между существующей необходимостью коррекции имеющихся негативных отклонений физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья обучающехся с нарушением слуха и отсутствием научно обоснованных способов такой коррекции в рамках дополнительного физкультурного образования на основе использования элементов игры в баскетбол.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать цель исследования: определить организационно-педагогические условия и направленность средств баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников 12–14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий баскетболом в услових дополнительного образования слабослышащих подростков.
Предмет исследования: развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников возраста средствами баскетбола.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие физических качеств у слабослышащих 12–14-летних школьников будет эффективным, если:
– на смену однообразию содержания занятий двигательной активностью, будут внедряться средства баскетбола;
– создать оптимальные организационно-педагогические условия для занятий баскетболом во внеурочное время;
– базовые технических приемы игры в баскетбол в учебно-тренировочных занятий будут сопряженно направленны и на развитие физических качеств.
Задачи исследования:
1. Систематизировать современное представление о двигательной активности и физической подготовленности подростков с нарушениями слуха.
2. Изучить уровень развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом со слабослышащими школьниками в условиях дополнительного образования для развития их физических качеств.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области:
– физического развития обучающихся среднего возраста с нарушениями слуха (Н.Г. Байкина, Л.А. Добрынина, Л.В. Шапкова, Д. В. Шибанов и др.). Особенно это проявляется в среднем школьном возрасте (11-14 лет) в показателях, характеризующих силу и гибкость (Н.Г. Байкина, Н.И. Букун)
– теории и методики физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания (Матвеев Л. П., Голозубец Т.С., Лях В.И., Курамшин Ю.Ф., С.П. Евсеев и др.).
Для решения поставленных задач использовались:
• теоретические методы: обобщение, интерпретация научно-исследовательской, учебной и методической литературы по проблеме обучения детей с нарушениями слуха;
• эмпирические методы: тестирование, педагогическое наблюдение и эксперимент;
• методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБУ «Московская баскетбольная академия», в частности её структурное подразделение «Центр высшего спортивного мастерства».
Теоретическая значимость заключается в:
– обобщении сведений о развитии физических качеств у современных слабослышащих школьников 12–14 лет,
– определении направленности и содержании средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет.
Практическая значимость исследования характеризуется:
– расширением арсенала средств двигательной активности, которые можно применять в условиях дополнительного образования лиц с нарушениями слуха 12–14 лет для повышениях их физических кондиций.
Практическое применение результатов исследования возможно в спортивно-оздоровительной деятельности работников физической культуры и адаптивного спорта, осуществляющих свою дейстельность в государственных и коммерческих организациях, где ведутся занятия со слабослышащими подростками.
Структура выпускной квалификационной работы состит из введения, основной части, включающей 3 главы, а также, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст ВКР изложен на 89 страницах машинописного текста. Работа содержит 3 таблицы, 28 рисунков. Список литературы включает 78 источников.
1. В соответствии с целью данного исследования, определить организационно-педагогические условия и направленность средств баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников 12-14 лет, нами было организовано исследование, в ходе которого был проведен анализ научно-методических источников, по результатам которого нами было установлено, что слабослышащие школьники среднего школьного возраста имеют нарушения морфофункциональных и соматометрических показателей, что приводит к отставанию в двигательной подготовленности по сравнению со здоровыми сверстниками. Самые низкие результаты слабослышащие дети показывают в координационных способностях. У таких детей преобладает нисходящий или слабый тип нервной системы, что влияет на их работоспособность и сенсомоторные реакции.
Применение научно обоснованных средств и методов физического воспитания позволяет корректировать отклонения в морфофункциональном развитии и двигательной подготовленности слабослышащих детей, что способствует восстановлению их социального статуса. Использование элементов спортивной игры в баскетболе в учебно-тренировочном процессе может быть эффективным средством для работы со слабослышащими детьми среднего школьного возраста.
2. По результатам проведенного первичного тестирования двух групп испытуемых на начало проведения педагогического эксперимента нами было установлено, что средние показатели уровня развития общей, а также специальной физической подготовленности контрольной группы не имеют достоверных различий от результатов, полученных у испытуемых экспериментальной группы исследования, что свидетельствует об однородности нашей выборки. Все значения детей являлись сниженными, относительно нормы и соответствовали среднему, а также уровню ниже среднего по результатам тестовых методик, что также свидетельствует о необходимости в разработке и практической реализации организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом для занятий со слабослышащими школьниками среднего школьного возраста.
3. В результате практической реализации вышеуказанных компонентов, а также повторного тестирования обеих групп испытуемых, нами было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы исследования продемонстрировали более выраженный прирост в показателях общей, а также специальной физической подготовленности по сравнению с контрольной группой. Использование организационных и содержательных компонентов занятий баскетболом поспособствовало существенному приросту показателей мальчиков, а также девочек данной группы по всем проведенным нами тестам, что подтверждает на практике эффективность нашей гипотезы.
В результате проведенного исследования можно установить, что поставленная нами цель, была достигнута, а задачи были решены в полном объеме.
1. Анохин, П.К. Узловые вопросы функциональной системы [Электронный ресурс] / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 203 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=479537 (дата обращения: 15.10.2023).
2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 2011. – 216 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: «Физкультура и спорт», 1998. – 222 с.
4. Байкина, Н.Г. Коррекционные основы физической культуры слабослышащих школьников: автореф. дис.... докт. пед. наук / Н.Г. Байкина. – М.: Научно-исследовательский институт дефектологии, 2002. – 32 с.
5. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие / М.Л. Берговина. – Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2011. – 112 с.
6. Баскетбол. Физическая культура: учебное пособие / К.А. Герасимов, В.М. Климов, М.А. Гусева. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 51 с.
7. Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых до сложных // Пайе Барелл, Пайе Патрик. Пер. А.В. Зубковой. – М.: Издательство ТВТ «Дивизион», 2008. – 352 с.
8. Баскетбол: учебник для вузов физ. культуры / под общ. ред. Ю.М. Портнов. – М.: Астра семь, 2007. 476 с.
9. Бессарабов, Н.С. Особенности проведения уроков по баскетболу с глухими детьми в возрасте 11–12 лет / Н.С. Бессарабов, В.Б. Горбуля. Запорожье, 2007. 123 с.
10. Большой толковый психологический словарь / под. ред. Ребера Артура (Penguin). – пер. с англ. – М.: Вече, ACT, 2009. – Т. 1 (А – О). – 592 с.
11. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская , Э.И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1972. –143с.
12. Голозубец, Т.С. Методика адаптивного физического воспитания слабослышащих детей среднего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Голозубец. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2005. – 24 с.
13. Губарева, Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Губарева. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2009. – 24 с.
14. Дефектологический словарь: в 2 т. / под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – Т. 1. – 808 с.
15. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха: монография / Н.В. Павлова, И.А. Кузнецова, Л.А. Лазарева и др. – Под. ред. Л.Г. Харитоновой. – Омск, 2008. – 220 с.
16. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих учащихся среднего школьного возраста на основе развития координационных способностей: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Добрынина. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2012. – 180 с.
17. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физичсекой культуре и спорте// учебное пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М: Академия, 2008. – 264 с.
18. Игнатьев, М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Игнатьев. – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2002. – 22 с.
19. Какузин, В.А. Статическое равновесие у глухих уащихся и его изменения в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Какузин. – М.: АПН СССР. Научно-исследовательский ин-т дефектологии, 1983. – 23 с.
20. Калмыков, С.А. Методика коррекции и развития силы и гибкости детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Калмыков. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2007. – 26 с.
21. Калинчева, Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12–15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой: автореф. дис.... канд. пед. наук / Я.В. Калинчева. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2012. – 24 с.
22. Киргизов, А.П. Разработка и реализация оздоровительно-коррекционного процесса по физическому воспитанию у глухих детей: автореферат дисс. …канд. пед. наук / А.П. Киргизов. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. – 23 с.
23. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П. Янн. – СПб. : КАРО, 2011. – 240 с.
24. Королева, И.В., Григорьева И.Ф., Петрига Е.В. Состояние слуха у детей с расстройствами речи / И.В. Королева, И.Ф. Григорьева, Е.В. Петрига // Современные методы дифференциальной диагностики нарушений слуха: материалы научно-практической конференции. – Суздаль, 2010. – С. 66.
25. Козырева, А.В. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей: Учебное пособие / А.В. Козырева, А.А. Марченко, И.С Бушенева. – Ставрополь: СтГМУ, 2021. – 64 с.
26. Кулькова, И.В. Двигательный режим и средства коррекции физической подготовленности детей 8-10 лет специальных образовательных учреждений / И.В. Кулькова // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №3 (121). – С. 55–60 с.
27. Кулькова, И.В. Особенности планирования учебного процесса по физическому воспитанию слабослышащих учащихся 4-х классов / И.В. Кулькова, В.Г. Никитушкин // Культура физическая и здоровье. – 2015. – Т. 55. – №4. – С. 110-115.
28. Курамин, С.А. Возрастные особенности психофизиологических функции у детей 7-10 лет с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. биол. наук / С.А. Курамин. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2008. – 22 с
29. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
30. Ланда, Б.X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2011. – 348 с.
31. Люлина, Н.В.Подвижные игры в физическом воспитании: учебно-методические пособие / Н.В. Люлина, И.В. Ветрова, С.В. Тарапатин. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. – 426 с.
32. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М. : Терра-спорт, 2000. –192 с.
33. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 271 с.
34. Лях, В.И. Координационные способности школьников/ В.И.Лях. // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 1. – С. 7–10.
36. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
37. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 6. – С. 17–20.
38. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 11. – С.20–25.
39. Лях, В.И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболиста / В.И. Лях, 3. Витковский, В. Жмуда// Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 8. – С. 51–54.
40. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2002. – 95 с.
41. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
42. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. испр. и доп. – СПб: Лань, 2005. – 377 с.
43. Матвеев, Л.П. Воспитание двигательно-координационных способностей/ Л.П. Матвеев// Теория и методика физической культуры. – М., 2001. – С. 158–168.
44. Минаева, Н.А. Проблемы координационных способностей юных гимнастов/ Н.А. Минаева// Гимнастика. – М., 2011. – Вып. 1. – С. 22–27.
45. Мясищев, С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 9–12 лет средствами плавания: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Мясищев. – Краснодар: Кубанская государственная академия физической культуры, 2003. – 164 с.
46. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология патология органов слуха и речи: учебник для вузов / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 210 с.
47. Низкодубова, С. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / С. В. Низкодубова, Н. С. Хоч, А. Н. Байков. − Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. − 169 с.
48. Новичихина, Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Новичихина. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2012. – 24 с.
49. Овсянникова, Е.Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Овсянникова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2011. – 19 с.
50. Орлов, В.А. Весоростовые характеристики детей школьного возраста с расчетами и оценкой по технологии «Навигатор здоровья» / В.А. Орлов, О.Б. Фетисов, М.А. Андрюнин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.– 2012. – №1. – С. 49–52.
51. Пеганов, Ю.В. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю.В. Пеганов, А.Г. Спицын // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 37–41.
52. Петкевич, Е.Н. Формирование чувства ритма у детей с нарушением слуха посредством физических упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Петкевич. – М.: Московский обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской , 1994. – 23 с.
53. Понятийно-терминологический словарь логопеда: под. ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 400 с.
54. Практикум по психофизической диагностике: учебное пособие / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 128 с.
55. Преображенский, Н.А. Тугоухость: Учебное пособие / Н.А. Преображенский. – М., 1978. – 440 с.
56. Прокопьев, Н.Я. Спортивная медицина: учебное пособие / Н.Я. Прокопьев. – М.: ВИСЛА, 2010. – 88 с.
57. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе в лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростмашвили. – М.: Мпорт, 2020. – 164 с.
58. Сапожников, Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей: монография / Я.М., Сапожников, М.Р. Богомильский. – М.: ИКАР, 2011. – 250 с.
59. Сермеев, Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: автореф. дис.... докт. пед. наук / Б.В. Сермеев. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 45 с.
60. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 8-е изд. – М.: Спорт, 2018. – 626 с.
61. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2-х томах. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры: под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – Т. 1. – 448 с.
62. Трофимова, Г.В. Развитие движений у детей с нарушением слуха в специальном детском саду: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г.В. Трофимова. – М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1990. – 16 с.
63. Фандикова, Л.А. Режимы двигательной активности глухих и слабослышащих детей, обучающихся в спец-интернате [Электронный ресурс] / Л.А. Фадикова. – URL: http://lib.sportedu.m/books/xxpi/2001n4/p46-50.htm (дата обращения: 01.12.2023).
64. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 61 с.
65. Федорова, Т.А. Психофизиологические особенности школьников 10–12 лет с нарушением слуха, занимающихся спортивным ориентированием / Т.А. Федорова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №3. – С. 44–46.
66. Хода, Л.Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах физической культуры: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Д. Хода. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2008. – 41 с.
67. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 496 с.
68. Хрипкова, А.Г. Возратсная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Акадеитя, 2008. – 319 с.
69 Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие для вузов / под. ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – 608 с.
70. Шевцов, А.В. Характеристика пстхофизического развития школьников с ограниченными возможностями и их отошение к урокам адаптивной физической культурой/ А.В. Шевцов, С.Н. Мишарина, А.А. Баряев и др. // Адаптивная физическая культура. – 2008. – №1. – С. 19–26.
71. Шибанов, Д.В. Методика развития силовых качеств у глухих и слабослышащих юношей 15–17 лет в процессе занятий физической культурой: автореф. дис.... канд. пед. наук / Д.В. Шибанов. – М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, 1996. – 23 с.
72. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: методические рекомендации / Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова. – М.: Детство-Пресс., 2011. – 64 с.
73. Якубович, М.А.Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ТНР методами физического воспитания: учебное пособие / М.А. Якубович. – М.: Владос, 2017. – 279 с.
Электронные (интернет) ресурсы
74. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.04.2024 г.)
75. РИА новости: Международный день глухих. [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/spravka/20170924/1505260811.html (дата обращения: 20.04.2024 г.)
76. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predmetnik.ru/categories/17/articles/1482 (дата обращения: 03.04.2024 г.)
77. Характеристика баскетбола, как средство физического воспитания: Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/harakteristika-basketbola-kak-sredstvo-fizicheskogo-vospitaniya-4362552.html (дата обращения: 03.04.2024 г.)
78. Приказ Министерства спорта РФ от 22 ноября 2022 г. № 1051 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "спорт глухих" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405876435/ (дата обращения 23.01.2024 г)