Межличностные конфликты в организации и методов по их предупреждению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11”.
Выборка: 30 человек, стаж работы от 2-х лет до 30.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Организационные конфликты как предмет научного исследования 6
1.2 Факторы возникновения межличностных конфликтов сотрудников организации…11
1.3 Методы предупреждения межличностных конфликтов в организации 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3. Программа предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации43
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение…………………………………………………………………………
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11”.
Выборка: 30 человек, стаж работы от 2-х лет до 30.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Организационные конфликты как предмет научного исследования 6
1.2 Факторы возникновения межличностных конфликтов сотрудников организации…11
1.3 Методы предупреждения межличностных конфликтов в организации 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3. Программа предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации43
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение…………………………………………………………………………
Исследования по предупреждению межличностных конфликтов в организации являются важной и актуальной темой в современном обществе. Стремительное развитие бизнеса, конкуренция на рынке труда и рост ожиданий работодателей делают эффективную работу коллектива жизненно необходимой для достижения успеха. Однако, внутренние конфликты и недопонимания могут стать причиной ухудшения рабочей атмосферы и снижения производительности.
Межличностные конфликты внутри организации могут серьезно повлиять на производительность труда и процесс достижения поставленных целей. Они вызывают напряженность, ухудшают коммуникацию и снижают мотивацию сотрудников. Не только обиды, непонимание и недоверие между коллегами, но и конфликты между руководством и подчиненными, а также между различными отделами оказывают негативное влияние на рабочую обстановку и на результаты работы.
Для решения данной проблемы необходимо проводить исследования, направленные на анализ и предотвращение межличностных конфликтов трудовых коллективах. Результаты таких исследований помогут разработать эффективные стратегии и механизмы преодоления конфликтных ситуаций, а также создать условия для формирования позитивной и дружественной рабочей атмосферы.
Исследования данной области также позволяет выявить основные причины возникновения межличностных конфликтов и установить тревожные тенденции, которые могут потенциально привести к негативным последствиям. Более того, проведение исследований позволит определить действия лучше всего подходят для предупреждения возникновения конфликтов.
Изучению причин, методов управления, регулирования и разрешения межличностных конфликтов посвящены труды В.А. Андреева, А.М. Анцупова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева и др.
Важность изучения межличностных конфликтов определяется тем, что на сегодняшний день существует огромное количество литературы, посвященной данному вопросу. Однако, вся информация, представленная в ней, носит преимущественно теоретический характер. Так, ни один источник не предлагает какой-либо единой методики регулирования межличностных конфликтов, которая могла бы применяться в трудовых коллективах. Также существует очевидная необходимость управления межличностными конфликтами в трудовых коллективах, при том, что большинство руководителей не владеют практическими инструментами и технологиями, что может быть связано с недостаточным уровнем их управленческой компетенции [45, с. 48]. Для эффективного разрешения конфликтов и создания благоприятной рабочей атмосферы необходимы навыки постановки задач, навыки активного слушания и понимания точки зрения других сотрудников, а также умение находить при необходимости компромиссы и искать конструктивные решения.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы: В.Дружинина, Д.Конторов, А. Дмитриев, В. Кудрявцев, А. Анцупов, А.Шипилов, И.Ворожейкин, Ю.Запрудский и др.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов работы в практической деятельности организационного конфликтолога.
Целью ВКР является изучение факторов возникновения межличностных конфликтов в организации и методов по их предупреждению.
Задачи ВКР:
1. Проанализировать научные концепции, посвященные изучению организационных конфликтов.
2. Изучить современные научные представления о факторах возникновения межличностных конфликтов в организации.
3. Рассмотреть методы профилактики конфликтов среди сотрудников организации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных конфликтологов.
4. Выявить факторы возникновения межличностных конфликтов в организации.
5. Разработать программу предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации.
Объектом ВКР являются сотрудники организации.
Предметом ВКР является предупреждение межличностных конфликтов сотрудников организации.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11”
Методы исследования: теоретический (анализ и сравнение), опросный (анкетирование), психодиагностический (тестовые методики), математико-статистический анализ.
Методики исследования:
1. Авторская анкета, направленная на выявление специфики конфликтов в организации.
2. Тест опросник “Определение личностной агрессивности и конфликтности” ( Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).
3. Тест уверенности в себе (В.Г.Ромек).
4. Модифицированный метафорический тест «Индивидуальный стиль влияния» ( К. Томас, Р.Килманн).
5. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, содержащего источников 54, из них 3 интернет источника и 31 журнальных статей. Работа содержит 5 таблиц, 11 рисунков, 2 приложения.
Межличностные конфликты внутри организации могут серьезно повлиять на производительность труда и процесс достижения поставленных целей. Они вызывают напряженность, ухудшают коммуникацию и снижают мотивацию сотрудников. Не только обиды, непонимание и недоверие между коллегами, но и конфликты между руководством и подчиненными, а также между различными отделами оказывают негативное влияние на рабочую обстановку и на результаты работы.
Для решения данной проблемы необходимо проводить исследования, направленные на анализ и предотвращение межличностных конфликтов трудовых коллективах. Результаты таких исследований помогут разработать эффективные стратегии и механизмы преодоления конфликтных ситуаций, а также создать условия для формирования позитивной и дружественной рабочей атмосферы.
Исследования данной области также позволяет выявить основные причины возникновения межличностных конфликтов и установить тревожные тенденции, которые могут потенциально привести к негативным последствиям. Более того, проведение исследований позволит определить действия лучше всего подходят для предупреждения возникновения конфликтов.
Изучению причин, методов управления, регулирования и разрешения межличностных конфликтов посвящены труды В.А. Андреева, А.М. Анцупова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева и др.
Важность изучения межличностных конфликтов определяется тем, что на сегодняшний день существует огромное количество литературы, посвященной данному вопросу. Однако, вся информация, представленная в ней, носит преимущественно теоретический характер. Так, ни один источник не предлагает какой-либо единой методики регулирования межличностных конфликтов, которая могла бы применяться в трудовых коллективах. Также существует очевидная необходимость управления межличностными конфликтами в трудовых коллективах, при том, что большинство руководителей не владеют практическими инструментами и технологиями, что может быть связано с недостаточным уровнем их управленческой компетенции [45, с. 48]. Для эффективного разрешения конфликтов и создания благоприятной рабочей атмосферы необходимы навыки постановки задач, навыки активного слушания и понимания точки зрения других сотрудников, а также умение находить при необходимости компромиссы и искать конструктивные решения.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы: В.Дружинина, Д.Конторов, А. Дмитриев, В. Кудрявцев, А. Анцупов, А.Шипилов, И.Ворожейкин, Ю.Запрудский и др.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов работы в практической деятельности организационного конфликтолога.
Целью ВКР является изучение факторов возникновения межличностных конфликтов в организации и методов по их предупреждению.
Задачи ВКР:
1. Проанализировать научные концепции, посвященные изучению организационных конфликтов.
2. Изучить современные научные представления о факторах возникновения межличностных конфликтов в организации.
3. Рассмотреть методы профилактики конфликтов среди сотрудников организации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных конфликтологов.
4. Выявить факторы возникновения межличностных конфликтов в организации.
5. Разработать программу предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации.
Объектом ВКР являются сотрудники организации.
Предметом ВКР является предупреждение межличностных конфликтов сотрудников организации.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11”
Методы исследования: теоретический (анализ и сравнение), опросный (анкетирование), психодиагностический (тестовые методики), математико-статистический анализ.
Методики исследования:
1. Авторская анкета, направленная на выявление специфики конфликтов в организации.
2. Тест опросник “Определение личностной агрессивности и конфликтности” ( Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).
3. Тест уверенности в себе (В.Г.Ромек).
4. Модифицированный метафорический тест «Индивидуальный стиль влияния» ( К. Томас, Р.Килманн).
5. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, содержащего источников 54, из них 3 интернет источника и 31 журнальных статей. Работа содержит 5 таблиц, 11 рисунков, 2 приложения.
Целью данного исследования было изучить факторы возникновения межличностных конфликтов в организации и методов по их предупреждению.
Были выполнены поставленные задачи, такие как проанализировать научные концепции, посвященные изучению организационных конфликтов; изучить современные научные представления о факторах возникновения межличностных конфликтов в организации; рассмотреть методы профилактики конфликтов среди сотрудников организации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных конфликтологов; выявить факторы возникновения межличностных конфликтов в организации. Была разработана программа предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации.
В теоретической части работы было раскрыто понятие конфликта и конфликтности, была рассмотрена специфика межличностных конфликтов и факторы конфликтного поведения в трудовом коллективе. А также рассмотрены особенности профилактики конфликтного поведения в организации.
Целью нашего исследования было выявление факторов возникновения межличностных конфликтов в организации для разработки программы профилактики конфликтов в трудовом коллективе.
Объект исследования: сотрудники трудового коллектива МБОУ СОШ №11. Всего 30 человек, из них 12 молодых специалистов, средний возраст 21 год, стаж 1-2 года 18 человек от 40 до 50 лет, средний стаж 30 лет.
В исследовании применялось анкетирование, тестирование и методы метематической статистики.
На основе проведённого исследования среди сотрудников организации МБОУ СОШ № 11 выявлены следующие особенности:
1) Результаты анализа анкеты показали, что межличностные конфликты в трудовом коллективе происходят довольно часто и данное обстоятельство говорит о том, что тема конфликтов в данном трудовом коллективе требует изучения. Также результаты опроса показали, что большинство респондентов считают основными факторами конфликтность и агрессивность.
2) Анализ результатов тестирования по методике определения личностной агрессивность конфликтность Е.П. Ильин и П.А. Ковалев показал, что по общему показателю конфликтности у респондентов в основном появляется средняя выраженность. Таким образом, в представленной выборке у респондентов личностная агрессивность и конфликтность в норме.
3) По результатам теста «Уверенность в себе» В.Г. Ромека можно сделать вывод, что у большинства испытуемых выражен средний уровень уверенности в себе, то есть испытуемые адекватно принимают решения в конфликтных ситуациях.
У 46,7% испытуемых выражен средний уровень социальной смелости, то есть испытуемые используют свои резервы для разрешения конфликтной ситуации. 43,3% испытуемых не испытывают положительных эмоций при выборе стратегии поведения при преодолении сложной ситуации, не могут оценить свои способности и возможности, робки и застенчивы.
У большинства испытуемых (50%) выражен средний уровень инициативы в социальных контактах, то есть испытуемые способны найти выход из конфликта, основанный на взаимодействии.
4) По результатам методики выявления степени конфликтности личности и стиля в конфликте Томаса-Килманна, можно сделать вывод, что у большинства респондентов выражен стиль черепаха, плюшевый медведь и лиса. Данные обстоятельства говорят о том, что данные сотрудники трудового коллектива предпочтут отказ от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
5) По результатам методики С.Р.Пантелеева можно сделать вывод, что в большом количестве доминирует средний показатель по всем девяти шкалам самоотношения. Наибольшее значение по высокому показателю, получили шкалы самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие. Низкий показатель выражен у испытуемых по шкале самопривязанность.
По результатам исследования были разработана программа профилактики межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
6. Проведённое исследование помогло нам составить программу по предупреждению межличностных конфликтов в трудовом коллективе. Программа начинается с проведения диагностики текущего состояния межличностных отношений в коллективе. На основе полученных результатов разрабатываются индивидуальные и групповые планы работы с персоналом. Особое внимание уделяется развитию навыком эмоционального интеллекта, умения управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.
Для предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников мы предлагаем программу, состоящую из 3 блоков: рекомендации руководителю, конфликтологическое просвещение, групповые занятия
Были выполнены поставленные задачи, такие как проанализировать научные концепции, посвященные изучению организационных конфликтов; изучить современные научные представления о факторах возникновения межличностных конфликтов в организации; рассмотреть методы профилактики конфликтов среди сотрудников организации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных конфликтологов; выявить факторы возникновения межличностных конфликтов в организации. Была разработана программа предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников организации.
В теоретической части работы было раскрыто понятие конфликта и конфликтности, была рассмотрена специфика межличностных конфликтов и факторы конфликтного поведения в трудовом коллективе. А также рассмотрены особенности профилактики конфликтного поведения в организации.
Целью нашего исследования было выявление факторов возникновения межличностных конфликтов в организации для разработки программы профилактики конфликтов в трудовом коллективе.
Объект исследования: сотрудники трудового коллектива МБОУ СОШ №11. Всего 30 человек, из них 12 молодых специалистов, средний возраст 21 год, стаж 1-2 года 18 человек от 40 до 50 лет, средний стаж 30 лет.
В исследовании применялось анкетирование, тестирование и методы метематической статистики.
На основе проведённого исследования среди сотрудников организации МБОУ СОШ № 11 выявлены следующие особенности:
1) Результаты анализа анкеты показали, что межличностные конфликты в трудовом коллективе происходят довольно часто и данное обстоятельство говорит о том, что тема конфликтов в данном трудовом коллективе требует изучения. Также результаты опроса показали, что большинство респондентов считают основными факторами конфликтность и агрессивность.
2) Анализ результатов тестирования по методике определения личностной агрессивность конфликтность Е.П. Ильин и П.А. Ковалев показал, что по общему показателю конфликтности у респондентов в основном появляется средняя выраженность. Таким образом, в представленной выборке у респондентов личностная агрессивность и конфликтность в норме.
3) По результатам теста «Уверенность в себе» В.Г. Ромека можно сделать вывод, что у большинства испытуемых выражен средний уровень уверенности в себе, то есть испытуемые адекватно принимают решения в конфликтных ситуациях.
У 46,7% испытуемых выражен средний уровень социальной смелости, то есть испытуемые используют свои резервы для разрешения конфликтной ситуации. 43,3% испытуемых не испытывают положительных эмоций при выборе стратегии поведения при преодолении сложной ситуации, не могут оценить свои способности и возможности, робки и застенчивы.
У большинства испытуемых (50%) выражен средний уровень инициативы в социальных контактах, то есть испытуемые способны найти выход из конфликта, основанный на взаимодействии.
4) По результатам методики выявления степени конфликтности личности и стиля в конфликте Томаса-Килманна, можно сделать вывод, что у большинства респондентов выражен стиль черепаха, плюшевый медведь и лиса. Данные обстоятельства говорят о том, что данные сотрудники трудового коллектива предпочтут отказ от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
5) По результатам методики С.Р.Пантелеева можно сделать вывод, что в большом количестве доминирует средний показатель по всем девяти шкалам самоотношения. Наибольшее значение по высокому показателю, получили шкалы самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие. Низкий показатель выражен у испытуемых по шкале самопривязанность.
По результатам исследования были разработана программа профилактики межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
6. Проведённое исследование помогло нам составить программу по предупреждению межличностных конфликтов в трудовом коллективе. Программа начинается с проведения диагностики текущего состояния межличностных отношений в коллективе. На основе полученных результатов разрабатываются индивидуальные и групповые планы работы с персоналом. Особое внимание уделяется развитию навыком эмоционального интеллекта, умения управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.
Для предупреждения межличностных конфликтов среди сотрудников мы предлагаем программу, состоящую из 3 блоков: рекомендации руководителю, конфликтологическое просвещение, групповые занятия
Подобные работы
- Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Программа профилактики супружеских конфликтов (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая профилактика нарушений межличностного общения со сверстниками у подростков на базе образовательной организации (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Механизмы решения конфликтных ситуаций
в современной таджикской семье
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Исследовании процесса управления конфликтами в организации ООО «Максстрой» и разработке рекомендаций по его совершенствованию
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Коучинг как технология управления конфликтами в организации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГТРК «КОРСТОН-КАЗАНЬ»)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016



