ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Основные понятия и классификация организационных конфликтов 7
1.2 Основы управления организационными конфликтами 17
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ 26
2.1 Стратегии и методы управления конфликтами в организации 26
2.2 Особенности разрешения организационных конфликтов 31
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ, И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ БУГРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 35
3.1 Деятельность администрации Бугровского сельского поселения и программа социологического исследования 35
3.2 Ход эмпирического исследования и анализ управления организационными конфликтами на примере Администрации Бугровского сельского поселения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 98
Конфликт занимает особое место в жизни человека и общества. Взаимодействуя друг с другом, люди неизбежно участвуют в этом процессе. Вместе с этим в современном мире роль организаций возрастает все больше, в связи с чем происходит стимуляция исследовательского интереса к данному феномену. Социальная структура общества представляет собой взаимодействующие элементы, и чем она сложнее, тем значительнее дифференциация общества, порождающая источники этих самых конфликтов. Конфликты нарушают процесс функционирования организации, а также процесс профессионального взаимодействия, что приводит к необходимости осуществления комплексных мер по их устранению. К счастью, современное общество не стоит на месте, и теперь конфликты возникают не только как деструктивное явление, но и как источник организационного развития.
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что знание природы конфликта, его возможных причин и методов регулирования оказывает положительное влияние на деятельность организации и ее внутренний климат. В данном исследовании организацией выступает администрация Бугровского сельского поселения. Умение регулировать и предотвращать конфликты внутри коллектива способно оказать положительное влияние на функционирование работы администрации. Стоит отметить, что у всех людей есть индивидуальные ценности, мировоззрение и взгляд на окружающие явления. И зачастую расхождение этих взглядов приводит к столкновению между людьми. Для успешного построения делового и личностного характера отношений необходимо знать природу возникновения конфликта, уметь своевременно его предотвратить и овладеть навыками корректирующего поведения в таких ситуациях. Важным аспектом налаженной коммуникации и эффективной работы организации выступают ценности сотрудников. Любая организация представляет собой совокупность людей, объединенных общей целью, но это не отменяет наличия полемик между ними. К сожалению, это несоответствие часто приводит к открытой конфронтации и негативным последствиям. Человек большую часть своей жизни проводит в коллективе: взаимодействует с коллегами, общается с начальством, осуществляет совместную деятельность со своими сослуживцами. Соответственно, при таком плотном графике возникают резонансные ситуации, которые могут спровоцировать конфликтные ситуации. Недопонимание, несовпадение важных целей и интересов приводит к тому, что структурные элементы одной организации вступают в противоборство, в ходе которого блокируется достижение планов хотя бы одной из сторон.
Целью данного исследования является выявление основных причин возникновения организационных конфликтов, а также определение наиболее результативных методов их разрешения.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих научных задач:
1. Изучить характер возникновения организационного конфликта и его структуру;
2. Определить понятие и содержание управления конфликтами и классифицировать их;
3. Рассмотреть основные особенности управления организационными конфликтами;
4. Подробно описать методы, принципы и правила, используемые при управлении организационными конфликтами.
5. Провести эмпирическое исследование, посвященное управлению организационными конфликтами на примере администрации Бугровского сельского поселения.
6. Выявить положительный эффект конфликта для организации.
7. Изучить роль руководителя в управлении конфликтами.
Объектом моего исследования выступает администрация Бугровского сельского поселения.
Предметом данной работы являются конфликты, возникающие между отделами администрации или между конкретными сотрудниками.
Степень разработанности проблемы. В настоящий момент появляется множество разнообразных работ, посвященных изучению конфликтов. Затронутой теме были посвящены труды ведущих зарубежных исследователей в области теории конфликтов, таких как: Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Г.Зиммель, У.Мастенбрук. Изучение психологии конфликта представлена в работах таких авторов как М.Е. Есипова, Г.В. Бороздина, Д.П. Чистякова, В.Г. Зазыкин, Н. В. Гришина, Ю.Н. Акимова, Т.Ю. Базаров.
Кроме того, необходимо отметить вклад таких отечественных авторов, как С.М. Емельянов, М.М. Кашапов, В.П. Пугачев, Е.Н. Соломатина. Стоит сказать, что изучением конфликтов занимаются представители различных направлений научной деятельности, включая искусствоведов, историков, педагогов, философов, правоведов, социологов и психологов.
Теоретико-методологическую база исследования составляют классические труды по конфликтологии, социологии, психологии и менеджменту. В системе управления организацией конфликтологической проблематикой занимались такие ученые, как В. Г. Зазыкин, А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов.
Основная гипотеза заключается в том, что на возникновение конфликтов в организации влияет характер отношений внутри коллектива, а также характер отношений между сотрудниками администрации Бугровского сельского поселения и внешними организациями или лицами.Наличие и исход конфликта в организации зависит от руководящего звена, применяемых им(этим звеном) стратегических подходов и методов управления.
В качестве основных методов исследования использованы полуструктурированное интервьюирование с экспертами и анкетирование, включающее в себя социометрический анализ и анализ ценностных ориентаций сотрудников организации.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике решения основной цели и задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Целью выпускной квалификационной работы являлось выявление основных причин конфликтов в организации, а также определение наиболее результативных методов их разрешения. Итак, под организационным конфликтом понимается столкновение отдельных лиц или групп, находящихся в пределах одной социальной системы. Структура любого конфликта подразумевает под собой наличие следующих элементов:
1) Субъекты-участники.
2) Предмет конфликта.
3) Образы предмета конфликта.
4) Мотивы.
5) Позиции конфликтующих сторон.
По результатам анализа данных, полученных в ходе проведения эмпирического исследования, основной причиной возникновения организационных конфликтов в администрации Бугровского сельского поселения является желание сотрудников передать часть своих обязанностей своим коллегам в рамках компетенций. Причина такого поведения кроется в большом объеме работы, и, соответственно, большой загруженности коллектива, следовательно, у сотрудников возникает необходимость освобождать свое время таким способом.
В рамках исследования был выделен ряд причин, по которым также может возникнуть конфликт в администрации Бугровского сельского поселения:
1) Различия во взглядах и представлениях на предмет исполнения какой-либо задачи;
2) Неудовлетворительные коммуникации ввиду игнорирования просьб;
3) Низкая информированность сотрудников о происходящих процессах;
4) Сниженный уровень трудовой и исполнительской дисциплины некоторых сотрудников;
5) Различия в социально-психологических особенностях сотрудников.
Чаще всего в организации возникают конфликты между субъектами одного иерархического уровня. Несмотря на разнообразие причин возникновения конфликтов, грамотный руководитель способен заранее их выявить и предотвратить.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие на процесс его динамики, включающее устранение причин конфликта и коррекцию поведения субъектов конфликта. Как сфера управленческой деятельности этот процесс имеет четыре основные стадии: прогнозирование, предупреждение (профилактика), регулирование, разрешение. Самым эффективным способом разрешения конфликтов в администрации является метод конструктивного общения, в процессе которого конфликтующие стороны выслушивают мнение друг друга и приходят к решению ситуации. Если сотрудники не способны урегулировать конфликт между собой, они используют метод медиации или экспертный метод, благодаря которому независимая третья сторона помогает участникам разрешить конфликт.
Кроме того, был назван перечень методов и правил, которые используются руководителями администрации при управлении конфликтами:
1) Разъяснение требований к работе. Сотрудникам необходимо четко осознавать, в чем состоят его обязанности и какая ответственность на него возложена. Метод реализуется посредством составления соответствующей должностной инструкции, а также разработки регламента.
2) Установление общеорганизационных комплексных целей. Данный метод направлен на объединение усилий сотрудников, что позволяет быстрее достигать поставленные цели.
3) Применение интеграционного и координационного механизмов. Если подчиненные вступили в противоборство, конфликт можно урегулировать, обратившись к вышестоящему руководителю, чтобы он принял конкретное решение. Принцип установления иерархии облегчает процесс разрешения конфликта, поскольку каждый сотрудник знает, чьим решениям он должен подчиняться. Таким образом, конечный результат конфликта зависит от применяемых руководящим звеном методов управления конфликтами и поведения субъектов конфликта.
Руководящее звено администрации Бугровского сельского поселения при урегулировании конфликтов руководствуется следующими принципами:
1) Объективность оценки конфликта.
2) Конкретно-ситуационный подход.
3) Гласность.
4) Демократическое воздействие.
5) Комплексность использования способов воздействия.
Чтобы эффективно управлять организационным конфликтом, необходимо понимать особенности данного процесса:
1) При правильном выборе методов регулирования конфликтами существует возможность извлечения выгоды для организации.
2) В организации деятельность по разрешению конфликта распределяется и между сторонами-участниками, и между руководителем.
3) Конфликт в организации ограничен во времени, поскольку сотрудникам необходимо осуществлять совместную деятельность для адекватного функционирования организации.
4) В группе, члены которой тесно связаны между собой, конфликт носит более жесткий характер, чем в группе с сегментарными и поверхностными отношениями.
При работе с конфликтами глава администрации совместно со своими заместителями руководствуются идеалистической стратегией разрешения конфликтов. Эта стратегия направлена на нахождение новых целей и ценностей, которые выступают альтернативой для сторон конфликта. В процессе разрешения конфликта, в данном случае, все субъекты-участники остаются в выигрыше. Таким образом, в ряду случаев конфликт способен привести к позитивным последствиям, таким как появление новых общих целей и ценностей, снижение напряжения в коллективе, стабилизация отношений между коллегами. Чтобы избежать негативных последствий конфликта, каждый участник должен проявлять лояльность и терпимость по отношению к своему оппоненту. Необходимо строить общение на основе уважения и доверия друг к другу, поскольку любые эффективные отношения выстраиваются только при самоконтроле и взаимном согласии.
Были выявлены основные лидеры в коллективе: глава администрации и заместитель главы администрации по общим вопросам. В компетенцию лидера в основном входит не только успешное разрешение конфликтов, но и их предотвращение. Предотвращение конфликта считается предпочтительным, так как не предполагает дополнительной его динамики наряду с определенными последствиями. Таким образом, предотвращение конфликтов позволяет повысить производительность труда, снизить количество стрессовых ситуаций, а также улучшить эмоционально-психологический климат в коллективе. В качестве профилактики в администрации Бугровского сельского поселения на постоянной основе проходят общие собрания сотрудников, организуются совместные мероприятий и выезды. Снять напряжение и сплотить коллектив помогает развитая корпоративная этика, базирующаяся на принципах взаимовыручки, честности и открытости.
1. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford; Calif.: Stanford University Press. 1959. P. - 164.
2. Fel'dman D.M. Politologiyakonflikta [Political conflict]. Moscow, Publishing House «Strategiya», 1998. - 139 p.
3. Igor H. Ansoff. Strategic Management. 1979. Игорь Ансофф: Стратегическое управление. — М., 1989.
4. Kazimir A.N. Modern trends and methods of conflict management in enterprises // Actual problems of the development of socio-economic systems. - 2019 - p.226-230.
5. Simmel. Conflict, op. cit., - 432 p.
6. Soziologмie. Leipzig: Duncker and Humblot, 1908, pp. 610—611.
7. Towards a General Theory of Action / Parsons Т., Shils E. (eds.), op. cit
8. Акимова, Ю. Н. Психология управления: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Акимова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 320 с.
9. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб, и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
10. Бабосов, Е. М. Управление человеческими ресурсами / Е. М. Бабосов //Социальное управление / Е. М. Бабосов. – Минск, 2008. – 432 с.
11. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
12. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – 2-е изд. / Под ред. Н. Кулагина. СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
13. Борисов, А. Ф. Социология управления: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Ф. Борисов, Н. А. Пруель, В.Н.Минина [идр.].; подред.А.Ф.Борисова.—М.: Издательский центр «Академия», 2014. —. — 304 с.
14. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 463 с.
15. Брылева, Л.Г, Леонтьев Р.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. С. 86.
16. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. С.280-327.
17. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. 1994. - №5. С. 142-147.
18. Дерюгин П.П. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ПОДХОДА // Дискурс. 2016. №3. – С. 99-110.
19. Дружинин М.В., Конторов Д.С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов. М., 2010. 288 с.
20. Дымченко, А. С., Сердюк И.И. Управление организационными конфликтами // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. 2015. С.17-18.
21. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 219 с.
22. Есипова М.Е. Особенности субъективных причин, затрудняющих конструктивное разрешение конфликта, у сотрудников с различным восприятием организационной культуры // Российский психологический журнал. 2011. №4. С. 70-75.
23. Живага, А. Ю. Управление конфликтами и стрессами в организации: учебное пособие / А. Ю. Живага. – Южно-Сахалинск:СахГУ, 2019. – 108 с.
24. Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов на примерах конфликтов в коллективах организаций. Интермолодежь, 1996.
25. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.
26. Зеленков, М. Ю. Конфликтология: учебник / М. Ю. Зеленков. – Москва: Дашков и К°, 2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452906 (дата обращения: 23.04.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01918-0. – Текст: электронный.
27. Золотарёва Ю.П., Яськова П.И. Совершенствование системы управления персоналом в организации // Роль молодых ученых и исследователей в решении актуальных задач АПК/Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и обучающихся (26-28 марта 2020 года). - Ч.2 - СПбГАУ. - СПб., 2020. - 328с.
28. Карташев Я.П. Конфликты в организации. – М., Лаборатория книги, 2010 – С. 78.
29. Кашапов, М. М. Психология конфликта: учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 206 с.
30. Келасьев О.В. Социальный конфликт как целостное образование// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. – С. 93-100.
31. Козлов, С.А. Конфликт в организациях // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. №113. С. 129-134.
32. Кузнецова, Т.А. Управление конфликтами в организации // Вестник современных исследований. 2018. № 10.4(25). С. 108-110.
33. Лопарев, А.В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д.Ю. Знаменский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 290 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
34. Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие / О.В. Маврин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 96 с.
35. Магомедов, М.К. Социальная напряжённость и социальный конфликт в системе современной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. №13. С. 64-66.
36. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитее организации: Пер. с англ. / У. Мастенбрук. М.: Инфра-М, 1996. – 244 с.
37. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури –М.: Дело, 2004.
38. Микитюк А.О. Конфликты в организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. – 261 с.
39. Миронов, Е.Е. Модерация конфликтов в организации. Монография [Текст] / Е.Е. Миронов. Уфа: «Речь», 2009. - 240 с.
40. Моисеев Д.Л. Особенности межличностных конфликтов госслужащих и пути их разрешения: Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.
41. Налётова Е.К. ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий // Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. 15-16 января 2020 г. Часть 1 - Москва: ООО «Конверт», - 2020. – 180 с.
42. Николаева А. А., Савченко И. А., Зиновьева Н. А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №1 (22). С. 27-32.
43. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 402 с.
44. Пушкарева В. А. Управление конфликтными ситуациями в организации // Молодой ученый. 2018. №47. С. 273-276.
45. Сашко, О.М. Типовые методы разрешения конфликтов в стратегическом управлении организацией // Аллея науки. 2017. № 8. С. 521-524.
46. Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Н. Соломатина. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
47. Степаненкова В.М. Борьба «Всех за всех»: теория конфликта Георга Зиммеля // Социологический журнал -1999. № ¾. – С. 123-138.
48. Сушко, Е. Ю. Специфика малых групп и социометрического статуса их членов / Е. Ю. Сушко // Научные дискуссии. – 2022. – Т. 2, № 1. – С. 33-35.
49. Хасан Б.И. К разработке психологической теории конфликта//Актуальные проблемы общественных наук. — Красноярск, 1986. - С. 172-176.
50. Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая / Л. Н. Цой. – М.: Глобус, 2001.
51. Чекалдин, А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. 2015 No 9 (52). С. 73–77.
52. Черкасская, Г. В. Управление конфликтами: учебник и практикум для вузов / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с.
53. Чистякова Д.П. Конфликты в организации: поколенческий аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. – 116 с.
54. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610