Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-культурной реабилитации инвалидов
§ 1.1. Социальный статус молодых инвалидов и анализ подходов к их включению в общественную жизнь 5
§ 1.2. Психолого-педагогические аспекты социокультурной реабилитации инвалидов 10
§ 1.3. Декоративно-прикладная деятельность как фактор социокультурной реабилитации 19
Выводы по I главе 24
Глава II. Использование декоративно-прикладной деятельности для развития интересов и прикладных умений в условиях психоневрологического интерната
§ 2.1. Изучение отношения к декоративно-прикладной деятельности 25
§ 2.2. Разработка и реализация программы декоративно-прикладной деятельности с целью развития интересов и прикладных умений 37
Выводы по II главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения
Люди с нарушением процесса социализации очень уязвимы в эмоциональном плане. Особенно это касается инвалидов, для которых очень важна самореализация и восполнение недостатка общения, двигательной активности. Сложность социальной интеграции людей с инвалидностью характеризуется множеством ограничений, начиная он несовершенства институтов и законодательной базы до специфического отношения общества к инвалидам.
В современном обществе происходит формирование толерантного отношения к людям с физиологическими и психическими особенностями. Особенно важно это в отношении людей-инвалидов, проживающих в закрытых учреждениях, например, таких, как психоневрологические интернаты (далее - ПНИ).
Целью исследования является анализ социэкультурной реабилитации инвалидов, ее особенностей в условиях психоневрологического интерната и особенностей внедрения различных видов социэкультурной реабилитации инвалидов. Объектом исследования является социокультурная реабилитация инвалидов, а предметом исследования являются особенности включения инвалидов в декоративно-прикладную деятельность в условиях психоневрологического интерната.
Задачи исследования:
• определить теоретические основы социокультурной реабилитации инвалидов;
• определить сэциальный статус инвалидов и анализ подходов к их включению в общественную жизнь;
• рассмотреть психолого-педагогические аспекты и специфику
социокультурной реабилитации молодых людей с инвалидностью в условиях психоневрологического интерната;
• определить роль и место элементов декоративно-прикладной деятельности в социокультурной реабилитации молодых людей с инвалидностью;
• рассмотреть особенности включения инвалидов в декоративно-прикладную деятельность как фактор социокультурной реабилитации.
• изучить отношение молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, к декоративно-прикладной деятельности;
• разработать, реализовать и проанализировать результаты проведения программы внедрения различных видов декоративно-прикладной деятельности с целью развития интересов и прикладных умений.
Актуальность исследования в том, что многолетнее пребывание в условиях стационарного учреждения, в микросоциуме, состоящем преимущественно из больных людей - все это негативным образом сказывается на психологии инвалидов. Развитие социокультурной реабилитации, введение новых форм и методов может стать действенным и эффективным фактором, который может способствовать формированию социальных качеств личности, стабилизации психоэмоционального состояния, преодолению госпитализма, продлению активного образа жизни инвалидов и максимальному раскрытию внутреннего потенциала.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала о социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы могут быть применяемы специалистами по социальной работе в психоневрологическом интернате в организации социокультурной реабилитации по включению молодых людей с инвалидностью в освоение различных декоративно-прикладных умений.
Глава I. Теоретические основы социально-культурной реабилитации инвалидов.
$■ 1.1. Социальный статус молодых инвалидов и анализ подходов к их включению в общественную жизнь.
Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отнoшений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций oрганизма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безрабoтные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.) [4]. Социальная реабилитация молодых инвалидов (в возрасте 14-35 лет) ставит своей целью всестороннюю социализацию (жизнь в обществе, создание и поддержание устойчивых взаимоотношений в малой группе), профессиональную адаптацию, квалифицированное медицинское сопровождение, включение молодого человека с инвалидностью в учебную, профессиональную, культурную и общественную деятельность, формирование не апатичной и негативной, а позитивной и активной жизненной позиции [3]...
Социальная реабилитация - это процесс, продолжающийся в течение жизни человека, от раннего детства до старости. Важной составляющей социальной реабилитации является социокультурная реабилитация, которая помогает устанавливать социальные связи (получать, проживать, улучшать и передавать опыт), развивать внутренний потенциал и творческие способности, усваивать различные знания, культурные установки и ценности, которые присущи социальной группе и обществу.
Цель социокультурной реабилитации - оздоровление, развитие и гармонизация личности, что так необходимо инвалидам, в особенности инвалидам по психоневрологическому заболеванию.
В рамках проведенного исследования были определены теоретические основы социокультурной реабилитации инвалидов, а именно:
• определен социальный статус инвалидов и проанализированы подходы к их включению в общественную жизнь;
• рассмотрены психолого-педагогические аспекты и специфика
социокультурной реабилитации такой группы инвалидов, как молодые люди (в возрасте 18-35 лет) с инвалидностью, проживающие в психоневрологическом интернате;
• представляется неоспоримой эффективность применения элементов декоративно-прикладной деятельности в социокультурную реабилитацию молодых людей с инвалидностью.
Практической значимостью исследования заключается в разработке, реализации и анализе результатов проведения программы внедрения различных видов декоративно-прикладной деятельности с целью развития интересов, прикладных умений и навыков, а также:
• изучено отношение молодых людей с инвалидностью, проживающих в Канском психоневрологическом интернате, к декоративно-прикладной деятельности.
- рассмотрено, что включение инвалидов в декоративно-прикладную деятельность как фактор социокультурной реабилитации усиливает реабилитационные мероприятия;
Большую роль в организации социокультурной реабилитации в психоневрологическом интернате играет неравнодушие и инициатива специалистов социальной службы учреждения, поскольку на них ложится ответственность за организацию социальной адаптации подопечных. Среди приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности для помощи в восстановлении процесса социализации творческая деятельность может занимать достойное место. Причем важно,
чтобы это была не только пассивная социокультурная реабилитация (потребление творческих продуктов, созданных другими людьми - посещение мероприятий, концертов, выставок, просмотр фильмов,
спектаклей, слушание музыки), но и активная. Это самостоятельная
творческая деятельность, на своем уровне, в своем режиме, под
руководством специалиста.
Важен не сколько результат, сколько процесс, приносящий удовольствие и пользу - умение концентрироваться, усидчивость, улучшение коммуникативных навыков, уважение к своему и чужому труду.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный Закон №181-ФЗ от 24.11.1995 (в ред. от 29.07.2018 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» (в ред. 21.07.2014г.) // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
6. Указ Президента РФ от 06.05.2008 N 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства РФ № 1449 от 07.12.1996 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» // СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ Минобразования РФ от 12 ноября 2003 г. № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов».
Литература
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. [Текст] / Р. Арнхейм. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. - 376 с.
10. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации[Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. - 2014. — №5. - С. 61-66.
11. Бруштейн, И. «Всегда спеши к своей звезде!» [Текст] : будни и праздники Курского музыкального коллежда — интерната для слепых / И. Бруштейн // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 10-19.
12. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. / под ред. Кебрикова О.В., М.: «Медицина», 1964.
13. Дерюжева, И.Т. Куклотерапия в реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / И. Т. Дерюжева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 22-30.
14. Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации
инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. - 2014. — №5.
• С. 57-60.
15. Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. - 2014. — №7. - С. 16-21....40