ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Подходы к изучению чувства одиночества в
психологии 6
1.2. Подходы к изучению агрессивности в
психологии 16
1.3. Особенности агрессивности и переживания чувства одиночества в
подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 38
2.1.Организация, методы и методики эмпирического исследования взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у подростков 38
2.2.Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у
подростков 40
2.3. Методические рекомендации по результатам
исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Изучение взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности подростков представляется весьма актуальным.
Проблема одиночества всегда была и остается одной из самых актуальных проблем в психологии. Это происходит потому, что феномен одиночества тесно связан с проблемой личности, являющейся центральным звеном в психологических исследованиях. Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, прежде всего подростков. Именно в этот возрастной период одиночество переживается чаще, острее и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие человека и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении.
Переживания подростка, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной агрессивного поведения, порождают трудности личностного развития. Чувство одиночества в подростковом возрасте остро воспринимается как заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития, привести к потере смысла собственного существования. Подростковая агрессия зачастую проявляется как защитный механизм тревоги. Их возникновение и проявление в подростковом возрасте связано с противоречивым, конфликтным характером «Я-концепции» подростка.
Поиск связей между чувством одиночества подростков и их агрессивным поведением делает данное исследование особенно актуальным.
Целью исследования является изучение особенностей взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности подростков.
Объект исследования - проявления чувства одиночества и
агрессивности у школьников подросткового возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь чувства одиночества и
агрессивности у школьников подросткового возраста.
Гипотеза исследования. В нашем исследовании мы исходили из предположения, что между чувством одиночества и возникновением агрессивного поведения у подростков имеется взаимосвязь.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению чувства одиночества и агрессивности в психологии.
2. Подобрать диагностический инструментарий для организации исследования.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи чувства
одиночества и агрессивности у подростков.
4. Разработать методические рекомендации по результатам проведенного исследования.
Теоретическую основу работы составили исследования таких авторов как К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, А. Бандура, А.Г. Басс, Е.А. Иванова, Р.Г. Елишева, А.А. Коренева, С.Г. Корчагина, В.И. Лебедев, К. Лоренц, Б. Миюскович, А.В. Никитин, Н.Е. Покровский, О.В. Распономарева, А.А. Реан, Е.Е. Рогова, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Саблина, Л.М. Семенюк, И.М. Слободчиков, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, К.Д. Хачатурян, Р.В. Шмелев и др.
Методы исследования.
Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы по теме исследования.
Эмпирические: тестирование (опросник «Одиночество» С.Г.
Корчагиной, опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, опросник склонности к агрессии Басса-Перри, тест-методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); метод статистической обработки результатов, корреляционный анализ по методу Спирмена....
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Подростковый возраст - это остро протекающий процесс перехода личности от детства к взрослости. Подростки переживают негативные моменты в развитии личности, такие как проблемы агрессивности, субъективно переживаемое чувство одиночества.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте может служить показателем социальной дезадаптации ребенка и нарушения процесса социализации в целом. Усиление агрессивных проявлений в изучаемом возрастном периоде связано с конфликтным характером испытываемых ребенком переживаний в сфере общения со сверстниками. Это обусловлено несоответствием между негативным эмоциональным опытом ребенка, отсутствие уверенности в себе и высокой напряженностью потребности в общении в данном возрасте.
Формирование агрессивности у подростков является результатом неблагоприятной ситуации развития, центральным звеном которой является отчуждение, изоляция ребенка вследствие формирования межличностных отношений в семье. Отсутствие последовательности и взвешенности предъявленных к подростку требований, неспособность учитывать его возрастные и индивидуальные психические особенности, вызывают у ребенка чувство психологического дискомфорта, способствуют развитию многочисленных барьеров в межличностном восприятии и взаимодействии, повышают готовность к агрессии.
В подростковом возрасте чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые возрастные формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. Для подросткового 63
возраста одиночество - особое психоэмоциональное проявление аффективнокогнитивной природы, играющее важную роль в формировании его личности. Особое значение одиночества для подростка проявляется в следующем: им сопровождается развитие ряда личностных новообразований; оно является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором эмоциональных реакций и т.д. Однако, с другой стороны, одиночество затрудняет общение, препятствует установлению полноценных контактов доверительного общения, формирует тип самовосприятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья.
Эмпирическое исследование взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у подростков проведено на базе МБОУ «СОШ № 161» города Зеленогорска Красноярского края. Объем выборки составил 50 человек, учащиеся 6-8 классов, в возрасте 12-15 лет. В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной; опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной; опросник склонности к агрессии Басса-Перри; методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич).
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
Для большинства (60 %) испытуемых характерна активная жизненная позиция, самоуверенность, общительность, инициативность. Для этих подростков состояние одиночества не характерно, выражено очень слабо. 40 % испытывают состояние одиночества различной интенсивности. Эти подростки остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Одинокие подростки чувствуют себя психологически изолированными от остальных, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими межличностных отношений типа дружбы или любви. С этой группой испытуемых проведено дальнейшее исследование.....
1. Абульханова-Славская К.А. Человек в меняющемся мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 237 с.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Академия,
2012. 192 с.
3. Александрова A.B. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 37-40.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2010. 104 с.
5. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 10-13.
6. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. 133 с.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб., 2014. 133 с.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2007. 148 с.
9. Гримак Л.П. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2010. 150 с.
10. Дементий Л.И., Коротеева Е.М. Личностные тины и социальнопсихологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте // Омский научный вестник. 2016. № 3. С. 86-90.
11. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург, 2014. 150 с.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер,
2012. 247 с.
13. Железнякова Ю.В. Чувство одиночества как фактор аддиктивного поведения у подростков // Вопросы психологии. 2016. № 8. С. 153-156.
14. Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2002. 30 с.
15. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. Алма- Ата: Наука, 2010. 128 с....63