Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Работа №149031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Содержание понятия этнокультурной компетентности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Возрастные особенности становления этнокультурной компетентности
детей дошкольного возраста 14
1.3. Воспитательный потенциал народных подвижных игр 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация исследования этнокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Результаты диагностирования этнокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 34
2.3. Реализация педагогических условий формирования этнокультурной
компетентности детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Актуальность исследования. Российская Федерация является поликультурным обществом, в котором актуальной задачей является подготовка подрастающих поколений к коммуникации, взаимодействиям и сотрудничеству с представителями различных этносов и культур. Данная проблема нашла отражение в законодательных и нормативных документах («Национальной доктрине образования в РФ» (от 4 октября 2000 г.),
«Концепции национальной образовательной политики РФ» (от 3 августа 2006 г.), ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (от 20 августа 2013 г.) и др.).
Понимание того, что формирование этнокультурной личности, формирование межкультурной коммуникации и сотрудничества, осознание ценностного отношения к поликультурному обществу реализуется на протяжении всего человеческого существования, является значимым моментом, требующим внимания. В то же время наиболее удачным и подходящим периодом в формировании и становлении этнокультурной личности можно назвать дошкольный возраст. Непосредственно в данный период реализуются события по познанию мира посредством коммуникаций и взаимодействия, выработки социальной нормы, понимания самобытности и уникальности любой из этнических культур, понимания
взаимопроникновения культур российских народов, понимания ценности межкультурного взаимоотношения и сотрудничества. Все
вышеперечисленное обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалифицированной работы.
Степень разработанности. Идея использования народности этнической культуры в общественном воспитании впервые в России была затронута М.В. Ломоносовым. Проблеме этнокультурной осведомленности посвящены научные труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Н.Г. Арзамасцевой, Г.Н. Волкова, Л.Б. Зубаревой, Л.В. Кузнецовой, Н.М. Лебедевой, Е.С. Бабуновой и др. В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному образованию, обеспечивающему духовно­нравственное воспитание личности, формирование этнокультурной идентификации, которая состоит, прежде всего, в развитии положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа.
Цель исследования: разработать и реализовать педагогические условия формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр.
Объект исследования: процесс формирования этнокультурной
компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.
1. Проанализировать содержание понятия этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать возрастные особенности становления
этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию особенностей этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
4. Сформировать проект формирующего эксперимента
этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами народной подвижной игры.
Гипотеза исследования: формирование этнокультурной
компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр будет эффективным при реализации педагогических условий.
1. Ознакомление детей с народными подвижными играми и освоение их этнокультурной ценности.
2. Погружение детей в народную игровую практику.
3. Организация совместного детско-взрослого культуротворчества.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
классификация; эмпирические: опросные, проективные.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 наименований, 2 приложений; в работе представлены 5 рисунков и 14 таблиц. Объем работы - 66 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав понятия «этнокультурная образованность», «этнокультурная компетентность», «этнокультурная воспитанность» можно отметить, что каждое определение несет в себе этнические черты определенной нации, народности. А их отличия заключаются в степени владения совокупностью знаний об иных культурах и этносах. Результатом этнокультурного воспитания является, этнокультурная компетентность.
В рамках нашего исследования за основу взято понятие этнокультурная компетентность, как самое ёмкое. Этнокультурная компетентность является способностью личности - носителя этнокультуры к передаче этнокультурного опыта от поколения к поколению и одновременно инструментом и условием осуществления такой передачи. Критериями развития этнокультурной компетентности ребенка как цели и результата выступают: когнитивный компонент (этнокультурные знания),
эмоционально-ценностный компонент (этнокультурные личностные проявления), деятельностный компонент (этнокультурная деятельность).
Дошкольный возраст - это период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок знает о своей стране, ее истории, достижениях, тем больше условий будет создано для формирования зрелого гражданина, толерантной личности, патриота своего государства. Русское этнокультурное образование наших воспитанников основано на традиционной культуре русского народа в сравнении ее самобытности с другими этнокультурами, с учетом того, что в нашем регионе преобладает русское население.
Психологические особенности этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлены специфическими особенностями детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками, развитием произвольности поведения, возникновением первичных этических инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям.
База исследования выступало Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры», Красноярский край, ЗАТО Железногорск.
В исследовании приняли участие 20 детей, возраст 5-6 лет. Национальный состав детей разнообразен: из 20 дошкольников 8 человек (или 40%) являются представителями других национальностей. Это представители бурятского народа, алтайского народа, немецкие и татарские корни. Целью исследования являлось выявление особенностей развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были подобраны четыре диагностические методики, в соответствии с которыми были выявлены уровни компонентов этнокультурной компетентности: информационно - познавательного, эмоционально-ценностного, практического.
Диагностические испытания включали следующие методики: «Сундучок игр», «Выбери друга для игры», «Этнолесенка», «Письмо другу».
Результаты исследования по когнитивному (информационно - ценностному) компоненту этнокультурной компетенции дошкольников показали в большей степени проявление среднего уровня развития этнокультурной компетенции - 50% (10 детей), низкий уровень был у 40% (8 детей), высокий у 10% (2 детей).
По результатам исследования по эмоционально-ценностному компоненту этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста выявлено 60% (12 дошкольников) на среднем уровне
этнокультурной компетентности, 35% (7 дошкольников) неполные знания о других нациях (низкий уровень) и у 5% (1 дошкольника) имеются полные знания о других нациях.
Результаты исследования по практическому компоненту этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста показали в большей степени проявление среднего уровня развития этнокультурной компетенции - 60% (12 детей), низкий уровень был у 35% (7 детей), высокий у 5% (1 ребенок).
В целом по всем компонентам в группе преобладает уровень средний этнокультурной компетентности детей.
Для формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр были выделены и реализованы следующие педагогические условия.
1. Ознакомление детей с народными подвижными играми и освоение их этнокультурной ценности.
2. Погружение детей в народную игровую практику.
3. Организация совместного детско-взрослого культуротворчества.
Данные педагогические условия были реализованы в форме педагогических проектов.
Первое педагогическое условие предполагало организацию образовательной деятельности по ознакомлению детей разными видами народных подвижных игр на основе «Народного игрового календаря».
Второе педагогическое условие строилось на организации народных подвижных игр в контексте режимных моментов ДОУ и включение их в повседневную детскую жизнь.
В рамках третьего педагогического условия детьми в совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей) создавались подвижные игры, отражающих современную детскую субкультуру.
При соблюдении всех педагогических условий, соответствующий компонентам этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста каждый из проектов формирующего эксперимента направленно действует в решении данной проблемы.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи выполнены.


1. Азизова Н.Р. Анализ региональных образовательных программ системы дополнительного профессионального образования, включающих этнокультурный компонент // Социальное воспитание. 2015. №. 1. С. 46-58.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
3. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: дис. д-ра пед. наук. Челябинск. 2009. 521 с.
4. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. М.: Академия Естествознания,
2012. 399 с.
5. Бабынина Г.Ф. Традиции национальных культур. Казань: Школа,
2004. 188 с.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург. 2000. 937с.
7. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. 1991. 335 с.
8. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с.
9. Васютина А.А. Развитие этнокультурной компетентности младших школьников при ознакомлении с хакасскими топонимическими легендами // Молодой ученый. 2015. №22. С. 762-764.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. и высш. пед. Учеб.заведений. М. Издательский центр «Академия». 1999. 168 с.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws .pdf (дата обращения: 20.02.2020).
12. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера. 2005. 220 с.
13. Григорьева М.И. Этнокультурное образование: сущность,
подходы, опыт реализации / М. И. Григорьева, Н. Н. Журавлева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (6). С. 28-34.
14. Губа Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2007. 168 с.
15. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение; Владос, 2016. 224 с....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ