Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ 5-6 КЛАССОВ 7
1.1. Плавание как один из самых массовых и популярных видов спорта 7
1.2. Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические
особенности школьников 10-12 лет 17
1.3. Место плавания в школьной программе по физической культуре 28
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 36
Глава III. ОБОСНОВАНИЕ И ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПЛАВАНИЮ 38
3.1. Содержание уроков плавания для обучающихся 5-6 классов 38
3.2. Методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей
обучающихся 5-6 классов на уроках физической культуры по плаванию 43
3.2. Проверка эффективности методики, направленной на развитие скоростносиловых способностей обучающихся 5-6 классов 52
Выводы 56
Практические рекомендации 57
Библиографический список 58
Приложения 62
Актуальность. Умение плавать необходимо каждому современному человеку, ведь плавание выступает одним из эффективных средств всестороннего физического воспитания личности человека. Благодаря этому обучение плаванию выступает значимым элементом содержания программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. В процессе регулярных, правильно организованных занятий по плаванию и повышению тренированности плавательных навыков, а также в ходе соревнований у обучающихся воспитывается дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство в достижении целей, настойчивость, смелость и решительность, чувство коллективизма и товарищества. Также занятия плаванием способствуют укреплению здоровья, улучшению осанки и лечению заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры.
Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый человеку навык. Для предупреждения несчастных случаев на водоеме надо, чтобы все умели плавать и в случае необходимости смогли оказать помощь тонущему товарищу. Следует отметить, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Для обучения плаванию необходимы специфические условия. Организация процесса обучения плаванию требует учета разнообразных требований, факторов: личностных, организационных, здоровьесберегающих, санитарно-гигиенических, финансово-экономических и др.
Вышеизложенное определило актуальность исследования и обусловило выделение существующих противоречий между:
- потребностью государства и общества в содействии развитию массового спорта среди подрастающего поколения, в том числе и в области плавания, и ограниченностью ресурсных возможностей обучения плаванию всех желающих представителей детей и молодежи;
- необходимостью поиска новых способов организации процесса обучению плаванию в условиях ограниченных ресурсов и недостаточной разработанностью программного обеспечения процесса обучению плаванию школьников 5-6 классов.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в 5-6 классах.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в опытноэкспериментальной работе проверить средства развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза исследования: развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов будет эффективнее, если на занятиях физической культурой применять специально разработанную нами методику.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей обучающихся 5-6- классов.
3. Разработать методику по применению упражнений скоростносилового характера для обучающихся 10-12 лет.
4. Проанализировать и экспериментально оценить динамику роста скоростно-силовых способностей обучающихся 5-6- классов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; тестирование; эксперимент; методы обработки данных и математической статистики.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2018г.) анализировалась научнометодическая литература с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных элементов методики, состоящей из упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2018г. - май 2019г.) был освящен реализации средсв в опытно-экспериментальной работе. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2018г.) анализировались результаты опытноэкспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МАОУ «Средняя школа № 151» и МАУ СШОР «Энергия». В исследовании было задействовано 30 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов, рассмотрены и проанализированы виды упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов, и из данных упражнений составлен комплекс.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации комплекса упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 5-6 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ «Средняя школа № 151» и МАУ СШОР «Энергия».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка (43 источника), 5 приложений, 70 страниц.
В ходе анализа научно-методической литературы было выявлено, что существует предпосылки совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 10-12 лет на уроках физической культуры по плаванию.
На основе данных, полученных в результате тестирования, установлено, что уровень развития скоростно-силовых качеств у школьников 5-6 классов, наблюдаемых в двух группах, статистически не отличается (P > 0, 05).
Нами были разработаны средства по воспитанию скоростно-силовых качеств у школьников 5-6 классов. Предложенные средства имеют целенаправленный комплексный подход и варьирование содержания образовательных заданий в планомерно построенных периодах и циклах с учетом основных задач и требований для каждого периода.
В конце эксперимента установлен статистический значимый рост показателей в экспериментальной группе школьников, которая показала результаты выше в тестах общефизической направленности на 13,8% (P > 0, 05). Также экспериментальная группа показала результаты выше в тестах по определению скоростных показателей на 9,7% (P > 0, 05) ; по скоростносиловым показателям 9,4% (Р < 0, 05).
Таким образом, наши экспериментальные средства подтвердили свою эффективность при развитии скоростно-силовых способностей школьников 5-6 классов на уроках физической культуры по плаванию.
1. Басик Т.В. Способ оценки выносливости // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №1. - С. 28.
2. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 148 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - С. 46.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов. - М., Физкультура и спорт, 2001. - 156 с.
5. Белоусов В.М. Скоростно-силовые способности // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №4. - С.33-37.
6. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. - М. : Молодая гвардия, 1983. - С. 175.
7. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые
добавки в специализированном питании спортсменов. - М.:
Спортакадемпресс, 2015. - 180 с.
8. Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2013. - 184 с.
9. Гапон Г.И. Исследование эффективности средств и методов воспитания физических качеств у детей // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 8-10.
10. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.: Серия «Наука и спорт», 2010. - 189 с.
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для вузов. - М.: Владос, 2012. - 175 с.
12. Егорова Н. Г. Силовые упражнения на тренажерах специального типа. // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №2. - С. 18-26.
13. Захаров Е.Н. Развитие быстроты. Энциклопедия. - М., 1994. - гл. 6.
- С. 218-231.
14. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 280 с.
15. Карпеев А.Г. Развитие скоростных циклических движений. // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №10. - С. 12-19.....43