Введение 3
Глава I. Домашнее задание, как одно из основных средств создания здоровье сберегающей среды обучающихся школы 5
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей средних классов 9
1.2 Психолого-педагогические особенности детей среднего возраста .. 16
1.3 Содержание и контроль домашних заданий по физической
культуре 17
1.4 Домашнее задание, как одно из условий создания здоровье сберегающего пространства обучающихся школы и способ их
активации на уроке 21
1.5 Требования, предъявляемые к подбору упражнений для выполнения
домашнего задания по физической культуре 22
1.6 Способы проведения и критерии оценивания для обучающихся в
средних классах 27
Глава II. Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация и проведение исследования 32
Глава III. Разработка и проверка эффективности домашних заданий для
обучающихся в средних классах 33
3.1 Разработка комплексов упражнений домашнего задания для детей
средних классов 33
3.2 Проверка эффективности комплекса упражнений домашних заданий
в ходе педагогического эксперимента 34
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Приложение 52
Актуальность данной работы заключается в организации ежедневных занятий физической культурой на уроках и во внеурочное время является основным направлением реформ школьного образования.
Создание условий для выполнения домашних заданий обучающимся в средних классах, будет способствовать у них не только развитию физических качеств, но и воспитанию бережного отношения к собственному здоровью, что предполагает формированию у них здоровье сберегающей среды в эмоциональной деятельности.
Домашние задания не только способствуют решению задач физического воспитания школьников, но и преследуют цель внедрения в быт обучающихся систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями, воспитания привычки и потребности в систематических занятиях. Это имеет большое значение в наше время, когда автоматизация производственных операций, улучшение бытовых условий привели к резкому сокращению физических нагрузок и двигательной активности в процессе профессиональной и бытовой деятельности людей.
Объект исследования учебно-воспитательный процесс обучающихся в средних классах (возраст 12-14 лет).
Предметом исследования является комплекс домашних заданий по физической культуре.
Целью нашего исследования является изучение влияния домашних заданий по физической культуре на формирование здоровье сберегающей среды детей среднего возраста школы №2 г. Назарово.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по использованию домашних заданий в физическом воспитании школьников средних классов.
2. Разработать комплекс домашних физических заданий по
физической культуре для обучающихся в средних классах и провести
педагогический эксперимент по повышению прироста физических качеств.
3. Определить исходный уровень развития физических качеств обучающихся среднего школьного возраста до и после эксперимента.
4. Проверить эффективность разработанного комплекса физических упражнений для домашнего задания в педагогическом эксперименте, разработать практические рекомендации.
Гипотеза: предполагаем, что комплекс упражнений по общей
физической культуре для домашних заданий школьникам средних классов (12-14 лет), будет способствовать повышению уровня развития ОФП, выработке привычки к систематическим занятиям физическими
упражнениями, бережному отношению к своему здоровью школьников данного возраста.
Новизна нашего исследования состоит в том, что до нашего исследования в комплексе домашнего задания по физической культуре предлагалось выполнять обучающимися, отстающими от школьной программы. Мы же предлагаем выполнять задания на дом всем учащимся независимо от уровня развития физических качеств. Тем самым мы привлекаем учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является условием создания здоровье сберегающей среды обучающихся в средних классах школы № 2 г. Назарово.
Практическая значимость состоит в том, что мы объединяем несколько положительных моментов: во-первых, развиваем физическое качество, во-вторых, формируем, умение самостоятельно заниматься дома, в- третьих, домашнее задание является одним из методов активизации деятельности обучающихся на уроке.
1. Изучив научно-методическую литературу, мы смогли дать характеристику анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей среднего возраста, ознакомились с опытом работы по домашним заданиям с учителями - новаторами Российских школ и требованиями, к выполнению и контролю над домашними заданиями.
2. Разработан комплекс домашних заданий по физической культуре, в виде утренней физической зарядки в течение учебного года. Провели педагогический эксперимент по выявлению прироста физических качеств.
3. Определили показатели физических качеств обучающихся тестированием контрольной и экспериментальной групп. Составили сравнительную таблицу и диаграмму.
4. Проанализировали результаты исследований, сделали выводы, что наиболее активно развивались физические качества, сила, выносливость, гибкость. Были разработаны практические рекомендации.
1. Абзалов Р.А. Размышления о физкультурологии /Р.А. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №8. - С.11-14.
2. Алиева, Г.М. Технология игры в процессе обучения младших школьников / Г.М. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2015.
• №3. - С. 5 - 9.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева.
• Новосибирск: Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95 с.
4. Бальсевич. В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2 - 7.
5. Безруких, М.М. Здоровье сберегающая школа / М.М. Безруких. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.
6. Буйлин, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю.Ф. Буйлин, Ю.Ф. Курамшин, Москва: Физкультура и спорт, 1981. - 193 с.
7. Гаркуша С.В. Современные тенденции в состоянии здоровья детей и молодежи в условиях обучения // Педагогика, психология и медико - биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №10. - С. 7.
8. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина В.А. Овсянкин. - М.: Владос. -1999. - 175 с.
9. Гонестова Е.Д. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта. // «Теория и практика физического воспитания». - 2003. - №3.
10. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк. В.М. Минбулатов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 272 с.
11. Железняк Ю.Д., - Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, Л.С. Выготский. П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для. институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с
13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, обуславливающие эффективность спортивной деятельности) ч.1. М., «Просвещение», 2003. - с. 219
14. Колькина Е.А. Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в школах Забайкалья в послевоенный период // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №13. - С. 76 - 78.
15. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. // Лаптев А.П. «Физическая культура и спорт». - 2009. - №8....31